ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/2024 от 08.02.2024 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 февраля 2024 года г. Абакан

дело № 3а-3/2024

19OS0000-01-2023-000154-75

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при ведении протокола секретарем Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от 13 мая 2022 г. № 102 «Об определении границ рыбоводного участка во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод, расположенных на территории Республики Хакасия – на всей акватории озера «Черное» (Сабинское) расположенного на территории Бейского района Республики Хакасия»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от 13 мая 2022 г. № 102 «Об определении границ рыбоводного участка во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод, расположенных на территории Республики Хакасия – на всей акватории озера «Черное» (Сабинское) расположенного на территории Бейского района Республики Хакасия» (далее – Приказ № 102), мотивируя свои требования тем, что он принят без учета мнения граждан, жителей Бейского района Республики Хакасия, с нарушением Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1183.

Определением суда от 8 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала административное исковое заявление, приводя изложенные в нем доводы. Дополнительно указала на то, что Приказ № 102 нарушает права ФИО1 на осуществление любительского рыболовства на озере «Черное» (Сабинское), как жителя Бейского района. Границы рыбоводного участка утверждены в отсутствие не менее двух заключений научных организаций о наличии такой возможности.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Министерство) ФИО4, действующий на основании доверенности, требования административного искового заявления не признал, указывая на то, что Приказ № 102 принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия и не противоречит действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица ИП главы КФХ ФИО2 ФИО5, действующий на основании доверенности, полагал, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, так как Приказ № 102 принят уполномоченным государственным органом в установленном порядке. Кроме того, Приказ № 102 не является нормативным правовым актом и административным истцом пропущен срок на его обжалование.

Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ИП глава КФХ ФИО2, представители заинтересованных лиц администрации Бейского района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли.

Представитель администрации Бейского района ФИО6, действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв, в котором указала на соответствие Приказа № 102 действующему законодательству, а также просила провести судебное заседание в отсутствие представителя администрации Бейского района Республики Хакасия.

Суд, с учетом мнения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72, статьей 73 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; водное законодательство и законодательство об охране окружающей природной среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовые основы водного законодательства заложены Водным кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ), который к числу основных принципов водного законодательства и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов относит, в том числе: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями (пункты 1, 2, 5, 6, 7, 12, 13 статьи 3 ВК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства) (пункт 11 части 3 статьи 11 ВК РФ).

В силу статьи 51.1 ВК РФ использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 5 статьи 2, части 2 статьи 4 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 148-ФЗ) рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данных требований Федерального закона № 148-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1183 утверждены Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками (далее – Правила № 1183), в силу которых определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт «в» пункта 2).

В соответствии с пунктом 2.1.3 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 февраля 2005 г. № 41, определение береговых линий (границ водных объектов) во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия, относится к компетенции Министерства.

13 мая 2022 г. Министерством принят приказ № 102 «Об определении границ рыбоводного участка во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод, расположенных на территории Республики Хакасия – на всей акватории озера «Черное» (Сабинское) расположенного на территории Бейского района Республики Хакасия».

В соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 13 Правил № 1183 Приказ № 102 вместе с протоколом комиссии и схемой озера Черное с нанесенными границами рыбоводного участка размещен на официальном сайте Министерства в сети «Интернет» 16 мая 2022 г. и вступил в силу.

Приказ принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, с учетом установления границ рыбоводного участка направлен на установление правоотношений в области пользования водным объектом – озером Черным, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение, то есть отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, порядок опубликования и введения в действие не нарушены.

В том числе, Приказ № 102 направлен на урегулирование правоотношений в области любительского рыболовства на озере Черном, поскольку в силу пункта 2 части 4 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительское рыболовство запрещается осуществлять на иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.

Доводы представителя заинтересованного лица о пропуске административным истцом срока для обращения в суд являются необоснованными, поскольку оспариваемый Приказ № 102 является действующим, а в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Пунктом 3 Правил № 1183 предусмотрено, что в целях определения границ рыбоводных участков Федеральное агентство по рыболовству, территориальный орган Федерального агентства по рыболовству, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган государственной власти) создает комиссию по определению границ рыбоводных участков (далее - комиссия).

В состав комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций и (или) федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 5 Правил № 1183 орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает: а) предложения граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований (далее - предложения); б) заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства); в) ограничения, установленные пунктом 9 настоящих Правил.

Предложения направляются в орган государственной власти и рассматриваются им в течение месяца с даты их поступления.

По результатам рассмотрения предложений орган государственной власти принимает решение о назначении заседания комиссии.

Орган государственной власти может самостоятельно инициировать определение границ рыбоводных участков (далее - инициатива органа государственной власти).

Информация о дате заседания комиссии, об инициативе органа государственной власти, а также о предложениях, поступивших в орган государственной власти, размещается органом государственной власти на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за 15 календарных дней до дня заседания комиссии.

Заседание комиссии проводится не позднее 30 рабочих дней со дня поступления в орган государственной власти предложений (пункт 6 Правил № 1183).

На основании результатов рассмотрения предложений, а также инициативы органа государственной власти комиссия принимает решение об определении границ рыбоводного участка или об отказе в определении границ рыбоводного участка в случае несоответствия указанных предложений статье 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или пункту 9 настоящих Правил (пункт 7 Правил № 1183).

Из представленных материалов следует, что 9 и 24 марта 2022 г. в Министерство поступили заявления от ООО «Хакасплат» и ООО «Озеро» об определении границ рыбоводного участка в Бейском районе Республики Хакасия на озере «Черное» (Сабинское).

Для рассмотрения заявлений Министерством на официальном сайте 18 апреля 2022 г. размещена информация о заседании 6 мая 2022 г. комиссии по вопросу об определении границ рыбоводного участка на озере «Черное» (Сабинское).

Иного способа и порядка оповещения заинтересованных лиц о возможности направления предложений по вопросу об определении границ рыбоводного участка Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 148-ФЗ, Правила № 1183 и Порядок деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков, утвержденный приказом Минсельхоза России от 11 марта 2015 г. № 94, не предусматривают.

С учетом информирования в установленный срок о дате заседания комиссии посредством размещения данных сведений на сайте Министерства в сети «Интернет» ФИО1 не был лишен возможности направить свои предложения и возражения по выносимому на заседание комиссии вопросу, однако такие предложения и возражения ни от него, ни от иных граждан и организаций не поступали.

Состав комиссии по определению границ рыбоводных участков в Республике Хакасия установлен приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от 25 августа 2015 г. № 125 и от 25 апреля 2022 г. № 89 и включает в себя председателя комиссии, его заместителя, секретаря и 11 членов комиссии.

В заседании комиссии, состоявшемся 6 мая 2022 г., принимали участие заместитель председателя комиссии, секретарь и 8 членов комиссии, то есть более половины состава комиссии.

Решение об определении границ рыбоводного участка на озере «Черное» (Сабинское) принято при наличии кворума простым большинством голосов (заместитель председателя комиссии и 6 членов комиссии – «за» (всего 7 голосов), 2 члена комиссии – «против»), что подтверждается протоколом от 6 мая 2022 г. № 02, к которому, в соответствии с требованиями пункта 11 Правил № 1183 приложены сведения о рыбоводном участке на озере «Черное» (Сабинское), расположенного в Бейском районе, площадью 630 гектаров, вид водопользования – совместное, описание и схема границ рыбоводного участка.

При подсчете голосов необоснованно был учтен голос секретаря комиссии (в протоколе, с учетом секретаря комиссии, указано: 8 голосов – «за», 2 – «против»), в то время как, исходя из положений пунктов 10, 11, 16, 17 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков, утвержденного приказом Минсельхоза России от 11 марта 2015 г. № 94, приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от 25 апреля 2022 г. № 89, секретарь комиссии не является ее членом, наделен собственной компетенцией и не имеет права участвовать в голосовании по рассматриваемым ею вопросам.

В то же время, данное обстоятельство не привело к нарушению кворума, не повлияло существенно на подсчет голосов, поскольку большинством голосов и без учета голоса секретаря комиссия высказалась за определение границ рыбоводного участка.

По результатам рассмотрения вопроса комиссией в установленный пунктом 12 Правил № 1183 срок Министерство 13 мая 2022 г. приняло Приказ № 102.

Таким образом, порядок принятия нормативного правового акта не нарушен, его содержание соответствует требованиям пункта 12 Правил № 1183.

Довод представителя административного истца о том, что индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 не обращался в Министерство с заявлением об определении границ рыбоводного участка, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого Приказа № 102, поскольку данный порядок предусматривает принятие нормативного правового акта, определяющего границы рыбоводного участка на водном объекте, по заявлению или предложению любого заинтересованного лица, но сам принимаемый нормативный правовой акт не устанавливает, с кем может быть заключен договор пользования этим рыбоводным участком. Такой договор в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 148-ФЗ заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов).

Договор от 15 ноября 2022 г. № 54/2022-РХ пользования рыболовным участком на озере «Черное» (Сабинское) заключен Енисейским ТУ Федерального агентства по рыболовству с ИП главой КФХ ФИО2 по результатам аукциона, проведенного после принятия оспариваемого Приказа № 102.

При принятии решения комиссией и вынесении Приказа № 102 ограничений для определения границ рыбоводного участка, предусмотренных статьей 4 Федерального закона № 148-ФЗ, пунктом 9 Правил № 1183, не имелось.

Ссылка на нарушение при принятии Приказа № 102 требований подпункта «б» пункта 5 Правил № 1183 является необоснованной. Указанная норма не предполагает обязательного наличия нескольких заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).

Министерство письмом от 6 апреля 2022 г. в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 5 Правил № 1183 запросило в ФГБНУ «ВНИРО» заключение на определение границ рыбоводного участка на всей территории озера «Черное» (Сабинское), с приложением схемы озера с нанесенными границами рыбоводного участка.

Форма и содержание такого заключения Правилами № 1183, иными нормативными правовыми актами в области рыбоводства, не предусмотрены.

При таких обстоятельствах ответ Красноярского филиала ФГБНУ «ВНИРО» от 13 апреля 2022 г. на запрос Министерства принят последним в качестве заключения.

В указанном документе содержится вывод научной организации о возможности формирования на запрашиваемом водном объекте рыбоводного участка.

Вывод обоснован ссылками на наличие выполненной в 2014 году научно-исследовательской работы по теме: «Рыбоводно-биологическое обоснование использования озера Черное (Новотроицкое) Бейского района Республики Хакасия в рыбохозяйственных целях. 2 этап», дается характеристика озеру, как водному объекту, в том числе о минерально-щелочном составе воды, соотношению ионов, о месте расположения озера и условиях его питания водой, о зарастаемости водной растительностью.

Также дана оценка уровня развития зоопланктона, бентоса и ихтиофауны, даны рекомендации по выращиванию товарной рыбы по пастбищной системе за счет естественных кормовых ресурсов.

То обстоятельство, что научно-исследовательская работа была выполнена в 2014 году, само по себе не свидетельствует о ее неактуальности, а Красноярский филиал ФГБНУ «ВНИРО» не выразил мнения о необходимости выполнения новых научно-исследовательских работ по запрашиваемому вопросу.

Таким образом, нарушения требований пункта 5 Правил № 1183 при определении границ рыбоводного участка на озере Черном (Сабинском) допущено не было.

Доводы о том, что создание рыбоводного участка может нанести вред экологии, привести к истощению озера, как водного объекта, противоречат материалам дела.

Ранее на озере Черном уже определялись границы рыбоводного участка площадью 630 га, что подтверждается договором пользования рыбоводным участком от 23 октября 2015 г. № 12/2015, заключенным Енисейским ТУ Федерального агентства по рыболовству с ИП ФИО13

Сведения о том, что в результате указанного создания рыбоводного участка был нанесен вред водному объекту, от представителя Енисейского ТУ Федерального агентства по рыболовству, являющейся членом комиссии и голосовавшей против определения границ рыбоводного участка только в связи с возможными ограничениями на любительское рыболовство, не поступали, что следует из протокола заседания комиссии от 6 мая 2022 г. № 02.

В заключенном Енисейским ТУ Федерального агентства по рыболовству с ИП главой КФХ ФИО2 в соответствии с требованиями части 3 статьи 3, статьи 16 Федерального закона № 148-ФЗ договоре пользования рыбоводным участком от 15 ноября 2022 г. № 54/2022-РХ содержатся обязательства пользователя по соблюдению законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, аквакультуры, водного, земельного, гражданского, санитарно-ветеринарного, природоохранного законодательства; осуществлению мероприятий по охране окружающей среды водного объекта и других природных ресурсов; содержанию рыбоводного участка в состоянии, отвечающим санитарным и экологическим требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, он несет ответственность за неисполнение данных требований (пункты 15, 22 договора).

Приказ № 102 не противоречит принципам водного законодательства, изложенным в статье 3 ВК РФ, принят с учетом баланса интересов заинтересованных лиц, поскольку развитие аквакультуры на водном объекте и вводимые в связи с этим ограничения на любительское рыболовство не препятствуют осуществлению любительского рыболовства, в том числе жителям Бейского района Республики Хакасия, на иных озерах района.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим Приказа № 102.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании не действующим приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от 13 мая 2022 г. № 102 «Об определении границ рыбоводного участка во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод, расположенных на территории Республики Хакасия – на всей акватории озера «Черное» (Сабинское) расположенного на территории Бейского района Республики Хакасия» - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 12 февраля 2024 г.