Дело № 3а-3/2024 (№ 3а-33/2023)
УИД 41ОS0000-01-2023-000035-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи | Гончаровой Н.В., |
с участием прокурора | ФИО1, |
при секретаре | ФИО2, |
с участием представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 Кутх и Стальноголовый лосось» ФИО4 и ФИО5, представителей административного ответчика Губернатора Камчатского края ФИО6 и ФИО7, представителя заинтересованного лица некоммерческого партнерства «Ассоциация Камчатских охотпользователей» ФИО5, представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 Кутх и Стальноголовый лосось» к Губернатору Камчатского края о признании недействующим в части нормативного правового акта - постановления Губернатора Камчатского края № 31 от 31 июля 2023 года «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ФИО3 Кутх и Стальноголовый лосось» (далее также – ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом увеличения требований, просило признать недействующим с момента издания постановление Губернатора Камчатского края от 31 июля 2023 года № 31 «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года» (далее – Постановление № 31) в части:
граф 10 и 11 строки 1 «Лось», строки 2 «Снежный баран», строки 3 «Соболь», строки 4 «Рысь» и графы 13 строки 1 «Лось» приложения 1;
граф 5, 6, 18, 19, 20, 21 строки 19 охотничье угодье № 43 «Хлебненско-Текловаямский», строки 20 охотничье угодье № 35 «Седанский», строки 21 охотничье угодье «Сопочный-Ушхский» раздела Х Таблицы 1 «Лось» приложения 2;
граф 5, 6, 18, 19, 20, 21 строки 20 охотничье угодье № 35 «Седанкинский» раздела Х Таблицы 2 «Снежный баран» приложения 2;
граф 5, 6, 18, 19, 20, 21 строки 19 охотничье угодье № 43 «Хлебненско-Текловаямский», строки 20 охотничье угодье № 35 «Седанский», строки 21 охотничье угодье «Сопочный-Ушхский» раздела Х Таблицы 3 «Соболь» приложения 2;
граф 5, 6, 18, 19, 20, 21 строки 21 охотничье угодье «Сопочный-Ушхский» раздела Х Таблицы 4 «Рысь» приложения 2.
В обоснование иска указало, что оспариваемым постановлением в части указанных граф и строк существенно нарушены права и интересы Общества, поскольку ему не предоставлены квоты добычи лося, снежного барана, соболя и рыси. Лимиты добычи охотничьих ресурсов в Камчатском крае в Постановлении № 31 установлены в нарушение требований частей 5 и 6 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 209-ФЗ). В силу части 6 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, то есть изначально определяется лимит изъятия охотничьих ресурсов, из которого рассчитываются квоты. Вместе с тем в оспариваемом постановлении расчет произведен иным способом: первоначально определены квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого отдельного закрепленного охотничьего угодья, а лимит добычи охотничьих ресурсов определен как сумма этих квот. Такой порядок исчисления лимита охотничьих ресурсов предусмотрен приказом Минприроды России от 27 ноября 2020 года № 981 «Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию». Поскольку такой порядок исчисления лимита охотничьих ресурсов противоречит Федеральному закону № 209-ФЗ, подлежат применению нормы непосредственно Федерального закона № 209-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ единственным условием для установления квоты добычи охотничьих ресурсов в каждом закрепленном охотничьем угодье является заявка, представленная лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения. Обществом заключены охотхозяйственные соглашения на охотничьи угодья № 43 «Хлебненско-Текловаямский», № 35 «Седанкинский» и «Сопочный-Ушхский». ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» в уполномоченный орган направило заявки на установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленных охотничьих угодий, однако квоты добычи охотничьих ресурсов в указанных в заявках размерах установлены не были со ссылкой на отсутствие соответствующих сведений в данных Государственного мониторинга.
При этом уполномоченный орган незаконно отказал в принятии материалов учета охотничьих ресурсов для включения этих сведений в данные Государственного мониторинга, указав на подписание сопроводительного письма не законным представителем Общества, а исполнительным директором некоммерческого партнерства «Ассоциация Камчатских охотпользователей».
Кроме того, в оспариваемом нормативном акте квоты добычи охотничьих ресурсов имеют нулевые значения, что подразумевает отсутствие животных в охотничьем угодье, тогда как отсутствие сведений в данных Государственного мониторинга должно быть отражено в постановлении в виде прочерка.
Административным ответчиком нарушена процедура принятия нормативного правового акта, поскольку после проведения государственной экологической экспертизы в проектную документацию были внесены изменения. В проекте, направленном на государственную экологическую экспертизу, в графе 13 строки 1 Приложения 1 было указано 728 особей лося, в изданном постановлении в данной графе стоит прочерк.
Решениями Камчатского краевого суда по делу № 3а-26/2021 и по делу № 3а-9/2023 в охотничьем угодье № 35 «Седанкинский» численность снежного барана, определенного административным ответчиком в предыдущие годы в количестве 5 особей, была признана необоснованной, однако в оспариваемом постановлении эта цифра осталась прежней. Поскольку учет снежного барана должен проводиться один раз в три года, а в охотугодье № 35 «Седанкинский» он последний раз проводился в 2016 году, следовательно, данные государственного мониторинга по снежному барану, послужившие основой для принятия оспариваемого постановления, нельзя признать правильными.
В результате допущенных административным ответчиком нарушений ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» не получило квоты добычи охотничьих ресурсов по охотничьему угодью № 43 «Хлебненско-Текловаямский» - 5 особей лося, 120 особей соболя; по охотничьему угодью № 35 «Седанкинский» - 5 особей лося, 2 особи снежного барана, 100 особей соболя; по охотничьему угодью «Сопочный-Ушхский» - 5 особей лося, 150 особей соболя, 1 особь рыси, поэтому в качестве способа восстановления нарушенного права просило обязать Губернатора Камчатского края внести соответствующие изменения в оспариваемое постановление.
Представители административного истца ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» ФИО4 и генеральный директор Общества ФИО5 в судебном заседании иск поддержали с учетом увеличения требований.
Административный ответчик Губернатор Камчатского края участия в судебном заседании не принимал, его представитель заместитель министра – начальник управления государственного охотничьего надзора, разрешительной деятельности и государственного охотреестра Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО6, представляющий также интересы заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, иск не признал, полагал его необоснованным.
Представитель Губернатора Камчатского края советник отдела правового обеспечения Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края ФИО7 возражала против удовлетворения требований административного истца.
Представитель заинтересованного лица некоммерческого партнерства «Ассоциация Камчатских охотпользователей» ФИО5 полагал иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 33 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ, лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
В соответствии со статьями 13, 20, 27 Устава Камчатского края от 4 декабря 2008 года № 141 (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 14 ноября 2008 года № 326) высшим должностным лицом Камчатского края является Губернатор Камчатского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Камчатского края издает постановления, которые входят в систему нормативных правовых актов Камчатского края.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Губернатора Камчатского края от 31 июля 2023 года № 31 утверждены:
лимиты добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года (приложение 1 к Постановлению № 31);
квоты добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года (приложение 2 к Постановлению № 31).
В приложении 1 к Постановлению № 31 утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года: лося в количестве 727 особей, что составляет 4,84% от общей численности особей лосей, определенной в количестве 14 997 особей; снежного барана в количестве 406 особей, что составляет 3,31% от общей численности особей снежного барана, определенной в количестве 12 281 особи; соболя в количестве 10 825 особей, что составляет 28,91% от общей численности соболя, определенной в количестве 37 447 особей; рыси в количестве 53 особи, что составляет 4,28% от общей численности рыси, определенной в количестве 1 238 особей (том 1 л.д. 14-оборот).
В приложении № 2 к Постановлению № 31 в таблицах 1, 2, 3, 4 утверждены квоты добычи лося, снежного барана, соболя и рыси на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года в отношении охотничьих угодий № 43 «Хлебненско-Текловаямский», № 35 «Седанский», «Сопочный-Ушхский» (том 1 л.д. 22, 31, 40, 48).
1 августа 2023 года Постановление № 31 официально опубликовано на интернет-портале правовой информации «http://pravo.gov.ru», а также в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости», выпуск № 146-149 от 31 августа 2023 года, в соответствии с Законом Камчатского края от 27 мая 2022 года № 86 «О порядке обнародования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края».
Таким образом, данное постановление является действующим нормативным правовым актом, принятым уполномоченным высшим должностным лицом Камчатского края в установленной форме и затрагивает права административного истца.
Каких-либо нарушений порядка принятия нормативного правового акта, установленного, в том числе, Федеральным законом № 209-ФЗ, Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положением о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2020 года № 1796, Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», судом не выявлено: в установленный срок проведен сбор заявок охотпользователей, в установленном порядке размещены официальное уведомление о проведении общественного слушания и проект нормативного акта, проведены общественные слушания, государственная экологическая экспертиза и правовая антикоррупционная экспертиза, получено согласование Минприроды России, нормативный правовой акт своевременно подписан высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и опубликован в установленном порядке (том 1 л.д. 117-140, 171, том 2 л.д. 18-23, 24-37, 38-56, 57, 58, 59-63, 120-121, 122-123).
Утверждение представителей ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного акта, поскольку после проведения государственной экологической экспертизы в проектную документацию вносились изменения, а именно: в графу 13 строки 1 Приложения 1, не может являться основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Действительно, в проекте нормативного правового акта, направленного на государственную экологическую экспертизу, в графе 13 «Лимит добычи взрослых животных (старше 1 года)» строки 1 «Лось» стояла цифра «728**» (том 2 л.д. 124), тогда как в Постановлении № 31 в указанной графе стоит прочерк (том 1 л.д. 14-оборот).
Вместе с тем, как следует из заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 14 июня 2023 года № 142-П, экспертной комиссией рассматривалось планируемое изъятие лосей в количестве 727 особей, которое и было рекомендовано к изъятию (том 1 л.д. 119, 123, 131-132, 138). Указания на то, что изъятие взрослых животных (старше 1 года) по лосю возможно в количестве 728 особей экспертное заключение не содержит, тем более что цифра 728 очевидно является опиской, поскольку превышает общий установленный лимит изъятия в количестве 727 особей.
Кроме того, в проекте, направленном на государственную экологическую экспертизу, к цифре 728 имелась сноска «**», в которой указывалось, что в закрепленных охотугодьях охотпользователи самостоятельно определяют объемы изъятия лосей в возрасте до одного года в пределах общей квоты (том 1 л.д. 250), что соответствовало пункту 11 Порядка № 981 и отражено в экспертном заключении (том 1 л.д. 119).
Поскольку цифра «728**» не являлась предметом экспертной оценки, она не влияла на заключение государственной экологической экспертизы, соответственно, исключение ее из графы 13 строки 1 приложения 1 Постановления № 31 не свидетельствует о внесении изменений в проектную документацию после проведения государственной экологической экспертизы.
Рассматривая требования административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: частям 5, 6, 9, 10 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов – объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов – часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документах об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (части 6 и 7 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ).
Частью 9 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По мнению административного истца, из данных норм Федерального закона № 209-ФЗ вытекает, что первоначально определяется лимит добычи охотничьих ресурсов на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, однако в оспариваемом нормативном правовом акте лимит рассчитан как сумма квот. Иной способ расчета квот добычи охотничьих ресурсов Федеральным законом № 209-ФЗ не предусмотрен.
Суд не может согласиться с данными доводами ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед», поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом, устанавливающим порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений, в силу пункта 5.2.85. постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое во исполнение возложенных на него полномочий своим приказом от 27 ноября 2020 года № 981 утвердило Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу (далее также – Порядок № 981).
Данный нормативный правовой акт является действующим, никем не оспорен, принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
Действительно, частью 6 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
При этом из пункта 4 Порядка № 981 следует, что лимит добычи вида охотничьих ресурсов определяется как сумма квот (объемов) добычи охотничьих ресурсов в особях в охотничьих угодьях; на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения. Из части 6
Приказом Минприроды России от 27 января 2022 года № 49 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативов биотехнических мероприятий и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 ноября 2020 года № 965» в приложении № 1 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, которые зависят от плотности населения вида охотничьих ресурсов в каждом охотничьем угодье. Например, норматив допустимого изъятия лося при плотности до 1 особи на 1 000 га площади охотничьего угодья составляет 5%, при плотности более 12 особей – 20%, по снежному барану, соболю и рыси конкретный норматив не установлен и предусмотрен до определенных границ.
Таким образом, поскольку норматив изъятия охотничьего ресурса зависит, в том числе, от плотности населения на каждом охотничьем угодье, а он, исходя из данных оспариваемого нормативного акта, различается в разных охотничьих угодьях, что влияет на процент изъятия (том 1 л.д. 15), то расчет лимита добычи охотничьих ресурсов как сумма соответствующих квот является единственно возможным способом определения такого лимита.
Утверждение административного истца о необходимости установления в оспариваемом нормативном правовом акте максимального норматива допустимого изъятия с учетом общей площади охотничьих угодий всего Камчатского края не основано на нормах права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нормы Порядка № 981, устанавливающие способ расчета лимита исходя из суммы квот, не противоречат Федеральному закону № 209-ФЗ.
В административном иске ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» полагает, что при установлении квот на добычу охотничьих ресурсов административный ответчик обязан принять сведения о численности охотничьих ресурсов исключительно по данным, предоставленным охотпользователем в поданных им заявках, которые были переданы в уполномоченный орган 5 апреля 2023 года (том 1 л.д. 166, 167, 168).
Согласно пункту 6 Порядка № 981 юридические лица, заключившие охотхозяйственные соглашения, с 1 по 10 апреля (включительно) подают в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья, в которой указываются: наименование охотничьих угодий; площадь категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, в тыс. га; численность охотничьих ресурсов, полученная при проведении учетов численности охотничьих ресурсов и включенная в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в особях; плотность населения охотничьих ресурсов; фактическая добыча видов охотничьих ресурсов за период с 1 августа предыдущего года по 31 марта текущего года; планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, в процентах от численности каждого вида охотничьих ресурсов и в особях.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 Порядка № 981 установление квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов осуществляет уполномоченный орган, причем он делает это на основании плотности населения и итоговой численности охотничьих ресурсов в пределах утвержденных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, а не в соответствии с данными охотпользователя, указанных в заявках. Уполномоченный орган рассчитывает максимально возможную квоту добычи для закрепленных охотничьих угодий и сопоставляет ее с планируемой квотой добычи охотничьих ресурсов, указанной в заявке на добычу, представленной охотпользователями. Если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, указанная в заявке охотпользователя, превышает величину максимально возможной квоты добычи, рассчитанной уполномоченным органом, то устанавливается максимально допустимая квота добычи охотничьих ресурсов в пределах утвержденных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Таким образом, уполномоченный орган учитывает сведения, указанные в заявках охотпользователей, однако они не являются основополагающими, подлежащими обязательному включению в оспариваемое постановление.
Одним из оснований иска административный истец указывает незаконность отказа уполномоченного органа в принятии материалов учета охотничьих ресурсов для включения этих сведений в данные Государственного мониторинга, что и явилось основной причиной отказа в установлении ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» квот на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 36 Федерального закона № 209-ФЗ в закрепленных охотничьих угодьях учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Аналогичное указано в подпункте 4.1.2 пункта 4 Порядка осуществления Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июля 2021 года № 512 (далее также – Порядок осуществления Госмониторинга).
Подпунктом 13.3 пункта 13 Порядка осуществления Госмониторинга установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование охотничьими ресурсами на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный орган материалы учета численности охотничьих ресурсов, содержащие данные о численности охотничьих ресурсов, предусмотренные применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета, в срок до 1 апреля.
Данная обязанность Обществом выполнена не была, что подтверждается вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 июля 2023 года по делу № 2а-4270/2023 по иску ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным бездействия и письма о возврате материалов (том 2 л.д. 174-179, 196-200, 201, 202-210), а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 19 сентября 2023 года по делу № А24-3173/2023 по иску ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным бездействия и решения об отказе в установлении квот (том 2 л.д. 149-154, 155, 156-162).
Арбитражным судом установлено, что Общество фактически дважды обратилось с заявлением о включении данных о численности охотничьих ресурсов в данные Государственного мониторинга – 28 марта 2023 года и 7 апреля 2023 года, одно из которых было совершено до истечения срока представления материалов учета численности, но в отсутствие подтверждающих документов, а второе – после истечения установленного срока, но с предоставлением материалов учета, которые были возвращены министерством без рассмотрения, как представленные с нарушением срока.
Из пункта 14 Порядка осуществления Госмониторинга следует, что данные Государственного мониторинга формируются уполномоченным органом, который обязан: определить должностных лиц, ответственных за учет охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий; принять решение об осуществлении учета охотничьих ресурсов и сроках его осуществления; обеспечить сбор материалов учета численности охотничьих ресурсов, предусмотренных применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета; определить должностных лиц уполномоченного органа, принимающих участие в осуществлении учета численности охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий; обеспечить хранение данных учетов численности охотничьих ресурсов; включить сведения о численности охотничьих ресурсов и объемов их изъятия в данные Государственного мониторинга.
Поскольку учет численности лосей, рыси и соболя в силу пункта 8 Порядка осуществления Госмониторинга осуществляется ежегодно, а такие сведения охотпользователем представлены не были, то уполномоченный орган – Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края не имело возможности внести сведения о численности лося, соболя и рыси в данные Государственного мониторинга в охотничьих угодьях № 43 «Хлебненско-Текловаямский», № 35 «Седанский», «Сопочный-Ушхский», в связи с чем в данных Государственного мониторинга по состоянию на 1 апреля 2023 года по указанным охотничьим угодьям в графе численность лося, соболя и рыси стоит прочерк (том 2 л.д. 119).
В силу пункта 13.5 Порядка № 981 квота добычи каждого вида охотничьих ресурсов не устанавливается в случае отсутствия в данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности охотничьих ресурсов и объемах их изъятия в отношении охотничьего угодья, иной территории.
Учитывая, что установление квот добычи охотничьих ресурсов следует за внесением в данные государственного мониторинга сведений о численности охотничьих ресурсов, то есть носит производный характер, суд приходит к выводу, что из-за отсутствия в данных Государственного мониторинга сведений о численности охотничьих ресурсов и объемах их изъятия по лосю, соболю и рыси в отношении охотничьих угодий № 43 «Хлебненско-Текловаямский», № 35 «Седанский», «Сопочный-Ушхский» квота добычи этих охотничьих ресурсов на основании пункта 13.5 Порядка № 981 Обществу не была установлена правомерно.
Правильность определения в охотничьем угодье № 35 «Седанкинский» численности снежного барана в количестве 5 особей, у суда также сомнений не вызывает.
В соответствии с пунктом 9 Порядка осуществления Госмониторинга учет численности снежного барана осуществляется не реже одного раза в три года.
Из заключения государственной экологической экспертизы следует, что авиаучет снежного барана на территории Камчатского края проводился в 2019-2020 годах, по результатам которого на экспертизу представлен соответствующий отчет. Для характеристики состояния популяции дополнительно использовались результаты авиаучетов снежного барана в 2015-2016 годах. В отчете описана методика проведения авиаучета, схема учетных маршрутов, результаты занесены в таблицу (том 1 л.д. 126).
При этом утверждение административного истца о численности снежного барана в охотничьем угодье № 35 «Седанкинский» не 5 особей, а 40 ничем не подтверждено и опровергается обстоятельствами, установленными вступившими в законную силу решениями Арбитражных судов Камчатского края от 19 сентября 2023 года по делу № А24-3173/2023 (том 2 л.д. 161-оборот) и от 29 июня 2022 года по делу № А24-1863/2022 (том 2 л.д. 222-226, 227-232, 233-240).
Ссылка административного истца на решения Камчатского краевого суда по делу № 3а-26/2021 и по делу № 3а-9/2023, которыми в охотничьем угодье № 35 «Седанкинский» численность снежного барана, определенного административным ответчиком в предыдущие годы в количестве 5 особей, была признана необоснованной, не свидетельствует о том, что в оспариваемом постановлении Губернатора она определена неверно. В них оспаривались иные нормативные правовые акты, основания, по которым они признавались недействующими, были другими.
То обстоятельство, что в оспариваемом нормативном акте квота добычи охотничьих ресурсов ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» указана в виде нулевого значения, что, по мнению Общества, подразумевает отсутствие животных в охотничьем угодье, тогда как отсутствие сведений в данных Государственного мониторинга должно быть отражено в виде прочерка, правового значения не имеет, поскольку нормативными актами в сфере охоты такие требования не установлены.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено противоречие оспариваемого Постановлении № 31 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 24 Федерального закона № 209-ФЗ, то административный иск ООО «ФИО3 Кутх и Стилхед» о признании недействующим в части нормативного правового акта - постановления Губернатора Камчатского края № 31 от 31 июля 2023 года «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 Кутх и Стальноголовый лосось» к Губернатору Камчатского края о признании недействующим в части нормативного правового акта - постановления Губернатора Камчатского края № 31 от 31 июля 2023 года «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2023 года до 1 августа 2024 года» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29 февраля 2024 года.
Председательствующий Н.В. Гончарова