Дело № 3а-3/2024 (3а-55/2023)
УИД 37ОS0000-01-2023-000102-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2024 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Степановой Л.А.
при секретаре Жаворонковой Е.А.
с участием
прокурора Родионовой О.В.
административного истца Ашмаева Д.Ю., его представителя Хусаинова В.Т.
представителя заинтересованного лица администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Бирюковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ашмаева Данилы Юрьевича о признании недействующим решения Совета Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 сентября 2023 года № 129 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Беляницкого сельского поселения»,
установил:
Советом Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области 28 сентября 2023 года принято решение № 129 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Беляницкого сельского поселения».
Согласно названному решению в целях размещения объектов транспортной и социальной инфраструктур зарезервирован для муниципальных нужд Беляницкого сельского поселения сроком на три года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, площадью <данные изъяты> Установлено, что в период действия резервирования данный земельный участок не может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам по основаниям, предусмотренным главой VI Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное решение опубликовано в официальном печатном издании - газете «Наше слово» от ДД.ММ.ГГГГ№ (10997) и на сайте Ивановского муниципального района.
Административный истец Ашмаев Д.Ю. обратился в Ивановский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующим названное решение.
Требования мотивированы тем, что в собственности администрации Беляницкого сельского поселения находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
28 сентября 2023 года административный истец обратился в администрацию Беляницого сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду девяти земельных участков с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Образование новых земельных участков предполагалось из упомянутого выше земельного участка.
Постановлением администрации Беляницкого сельского поселения от 10 октября 2023 года № 605 истцу отказано в предоставлении вышеуказанных участков в виду того, что решением Совета Беляницкого сельского поселения от 28 сентября 2023 года № 129 земельный участок с кадастровым номером № зарезервирован для муниципальных нужд Беляницкого сельского поселения.
Административный истец полагает, что у Совета Беляницкого сельского поселения отсутствовали полномочия по принятию названного решения, оно не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку противоречит установленным на данной территории градостроительным регламентам, не содержит реквизитов проекта планировки территории, на которой расположен данный участок, полагает, что такой проект в отношении территории не разрабатывался. Оспариваемое решение нарушает право истца на получение в аренду испрашиваемых земельных участков.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района и администрация Ивановского муниципального района Ивановской области.
В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске, письменных пояснениях (т. 1 л.д. 145-146). Дополнительно указали, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером № разделен, из него выделен земельный участок с кадастровым номером №. Выделенный участок полностью соответствует территории, которая была предусмотрена проектом планировки территории для размещения дороги, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером № в полном объеме не мог быть зарезервирован для муниципальных нужд.
В судебном заседании 19 января 2024 года представитель административного ответчика Совета Беляницкого сельского поселения и заинтересованного лица администрации Беляницкого сельского поселения Хуртов К.М. отсутствовал, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Участвуя в судебных заседаниях до объявления, возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы письменных возражений (т. 1 л.д. 38), из которых следует, что оспариваемый акт указанным административным истцом нормам не противоречит, принят уполномоченным органом в соответствии с Уставом сельского поселения. Основанием для его вынесения послужил проект планировки и проекта межевания территории, предназначенной для строительства объекта «реконструкция автомобильной дороги <данные изъяты>
Представитель заинтересованного лица администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Бирюкова Е.Н. полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поддержала позицию административного ответчика.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, а также заключение прокурора Родионовой О.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируется главой 21 КАС РФ.
В силу положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соблюдены ли форма и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что в собственности администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского района Ивановской области находится земельный участок с кадастровым номером 37:05:010418:38, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Конохово.
28 сентября 2023 года Ашмаев Д.Ю. обратился в администрацию Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства 9 земельных участков и утверждения схемы расположения данных участков на кадастровом плане территории. Указанные земельные участки предполагалось образовать из земельного участка с кадастровым номером 37:05:010418:38.
Постановлением главы Беляницкого сельского поселения от 10 октября 2023 года № 605 в удовлетворении названного заявления отказано со ссылкой на наличие решения Совета Беляницкого сельского поселения от 28 сентября 2023 года № 129 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд».
Учитывая изложенное, суд полагает, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, а потому, имеет право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации (земельные отношения) как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации и согласно Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 и пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого решения Совета Беляницкого сельского поселения от 28 сентября 2023 года №129 оно принято в соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса РФ, Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561.
Согласно статьи 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального образования отнесено к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к полномочиям сельского поселения.
При этом в соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 лишь в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, резервирование земель к числу таких вопросов не относится.
В силу части 4 статьи 14 названного Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Оспариваемое решение принято Советом Беляницкого поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.
Согласно статьям 2, 23 Устава Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Беляницкого сельского поселения от 03 августа 2009 года №129, Совет Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области является представительным органом местного самоуправления поселения.
Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления Беляницкого сельского поселения закреплены в статьях 6 и 7 Устава.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в статье 9 Устава Беляницкого сельского поселения.
Из анализа указанных нормативных положений следует, что резервирование земель по общему правилу относится к вопросам местного значения соответствующих муниципальных районов, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения.
Согласно пункту 14 части 1.1 статьи 5 Устава Ивановского муниципального района Ивановской области, принятого решением Ивановского районного Совета от 30 июня 2010 года № 47 в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления Ивановского муниципального района отнесено решение вопросов местного значения на территории сельских поселений Ивановского муниципального района, среди которых предусмотрено резервирование земель и изъятие земельных участков в границах сельских поселений для муниципальных нужд.
При этом Уставом Беляницкого сельского поселения решение указанного вопроса к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения не отнесено.
Закон Ивановской области о передаче сельским поселениям части полномочий муниципальных районов отсутствует.
Соглашений, заключённых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 13-ФЗ, статьей 9 Устава Беляницкого сельского поселения о передаче сельскому поселению части полномочий от Ивановского муниципального района, также не заключено, что не оспаривалось представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц при рассмотрении дела.
Таким образом, принятие решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в границах Беляницкого сельского поселения к полномочиям Совета Беляницого сельского поселения не относится.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято неуполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случаях, указанных в статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании следующих документов:
а) документация по планировке территории;
б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Согласно пункту 5 названного Положения решение о резервировании земель должно содержать среди прочего реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель.
В силу пункта 6 того же Положения к решению о резервировании земель прилагается перечень координат характерных точек границ территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с указанием погрешности определения таких координат.
В нарушение указанных положений в оспариваемом решении не указано, что оно принято на основании документации по планировке территории, реквизитов проекта планировки в нем не содержится, приложение с перечнем координат характерных точек границ территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель, отсутствует.
В обоснование своих возражений административный ответчик указывает на наличие утвержденного постановлением администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 5 мая 2022 года № 593 (с последующими изменениями) проекта планировки с проектом межевания территории в его составе для объекта «Реконструкция автомобильной дороги <адрес><адрес>» (т.1 л.д. 154-199, т. 2 л.д. 1-35).
Из представленной проектной документации по внесению изменений в упомянутый проект планировки и межевания территории, разработанной в 2021 году Центром проектирования и инженерных изысканий, следует, что границы отводимых земельных участков под строительство линейного объекта определены проектом планировки территории. Формирование земельных участков для размещения линейного объекта осуществляется в соответствии с земельным законодательством путем образования земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, образования выделением земельных участков из земель, находящихся в частной собственности, подлежащих изъятию путем выкупа для муниципальных нужд, перераспределения существующих земельных участков с образованием новых. Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования, приведены в соответствующей таблице 1.1.
Так из данной таблицы (с учетом изменений внесенных постановлением администрации Ивановского муниципального района от 14 апреля 2023 года № 572 (т.2 л.д. 1)) видно, что из земельного участка с кадастровым номером № предполагается образование путем его раздела двух новых участков с сохранением исходного в изменённых границах площадью <данные изъяты>
В разделе 5 названного проекта также имеется каталог координат поворотных точек проектируемых границ земельных участков.
Из материалов дела следует, что изначально земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (которая и была зафиксирована в оспариваемом решении).
Вместе с тем, 22 мая 2023 года из данного участка выделен и зарегистрирован в установленном порядке земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером <данные изъяты> (т. 2 л.д. 102), в связи с чем площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на день принятия оспариваемого решения составляла <данные изъяты> кв.м. (т.2 л.д. 61).
В соответствии с выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка № (т.2 л.д. 109) граница данного участка состоит из двух контуров, 1 контур площадью 204,27 кв.м., 2 контур - 6710,95 кв.м.
При этом координаты этого участка соответствуют координатам земельных участков, которые необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером № согласно проекту планировки (межевания) территории.
Таким образом, в целях реализации проекта планировки территории и был сформирован земельный участок №, в связи с чем на момент вынесения оспариваемого решения земельного участка с кадастровым номером № с площадью 59881 +/- 86 кв.м. не существовало.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для резервирования земельного участка с кадастровым номером 37:05:010418:38 площадью 59881 кв.м. на основании упомянутого выше проекта планировки территории не имелось.
При этом на наличие иных проектов планировки территории либо других документов, предусмотренных в пункте 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, административный ответчик и заинтересованные лица не ссылались.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение принято без наличия необходимых и достаточных законных оснований, в связи с чем не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением полномочий, то он должен быть признан не действующим со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Ашмаева Данилы Юрьевича о признании недействующим решения Совета Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 сентября 2023 года № 129 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Беляницкого сельского поселения» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Совета Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 сентября 2023 года № 129 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Беляницкого сельского поселения».
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании газета «Наше слово» и на официальном сайте Ивановского муниципального района ивановской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Степанова Л.А.
Мотивированное решение составлено 2 февраля 2024 года.