ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/2024 от 29.01.2024 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-3/2024

29 января 2024 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

при секретаре Когиной А.А.,

с участием прокурора Лепиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» о признании частично недействующим Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. № 476-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» в редакции постановления правительства Архангельской области от 11 августа 2023 г. № 746-пп,

установил:

постановлением правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп внесены изменения в Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденный постановлением 11.10.2013 № 476-пп.

Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 14.08.2023.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим с даты принятия постановление правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп в части пунктов 1-4 прилагаемых к постановлению изменений. В обоснование требований приведены следующие обстоятельства. ООО «ЭкоИнтегратор» на основании соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, заключенного 29.10.2019 с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, с 01.01.2020 организует на территории Архангельской области деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В соответствии с областным законом Архангельской области от 16.12.2019 № 205-13-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», заключенными договорами с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, общество является получателем субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО. Постановлением правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп в Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденный постановлением от 11.10.2013 № 476-пп внесены изменения, в соответствии с которыми право получателей субсидии представлять в министерство корректировки расчётов ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным; для определения размера субсидии объемы ТКО, в отношении которых оказаны услуги населению и потребителям, приравненным к населению, должны подтверждаться не только данными бухгалтерского учета, но также документами, подтверждающими транспортирование ТКО и их размещение на объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; за министерством закреплено право принимать решение о предоставлении субсидии в той части, в которой её размер подтвержден документально. Изменения, внесенные в Порядок предоставления субсидий, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности подпунктам 5(д) и 11(у) Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальными предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, частям 1, 2 статьи 155, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункту 1 статьи 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, пунктам 5, 6, 8 Правил коммерческого учета ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп. Указывает, что субсидия выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, носит компенсационный характер, не является предметом усмотрения публично-правового образования, межтарифная разница, подлежащая компенсации за её счет, возникает в момент выставления потребителям счетов с применением льготного тарифа, а услуга по обращению с ТКО считается оказанной в момент вывоза ТКО с контейнерной площадки, а не в момент захоронения ТКО. Документальное подтверждение объемов ТКО, транспортируемых и передаваемых на объекты обработки, обезвреживания и захоронения объективно невозможно, поскольку вывозимые и транспортируемые отходы учитываются в куб.м, а передаваемые на объекты обработки, обезвреживания и захоронения – в тоннах, коммерческий учет ТКО в отношениях с операторами, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению, ведется по разным параметрам, а территориальная схема обращения с отходами Архангельской области не предусматривает разбивки потоков транспортирования по категориям потребителей.

В ходе судебного разбирательства заявленные требования дополнены требованием о признании положений абзаца 6 пункта 15 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения твердыми коммунальными отходами, не в полном объеме.

В соответствии с требованиями пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 административным истцом требования изменены: оспорено основное законоположение абзаца второго пункта 14 и абзаца 7 пункта 15 в редакции постановления правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп (вместо требований об оспаривании пунктов 1-2 изменений, внесенных постановлением правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп).

В судебном заседании представитель административного истца Неуступов К.М. заявил отказ от части требований о признании недействующими с даты принятия пунктов 3-4 постановления правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп «О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», с 11.08.2023 абзаца второго пункта 14 постановления правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области». Производство по делу в указанной части прекращено.

Окончательно административный истец просит признать недействующим с 11.08.2023 абзац 7 пункта 15 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп в редакции постановления правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп; признать положения абзаца 6 пункта 15 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» несоответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения твердыми коммунальными отходами, не в полном объеме.

Представитель административного ответчика Усова Т.В. с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Федорова М.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ООО «ЭкоИнтегратор» на основании соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, заключенного 29.10.2019 с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, является региональным операторам по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение) на территории Архангельской области.

14.02.2023 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «ЭкоИнтегратор» заключен договор № 1 о предоставлении последнему из областного бюджета 2023 г. субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами для населения и потребителей, приравненных к населению.

Как субъект отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, ООО «ЭкоИнтегратор» обладает правом на обращение в суд с настоящим административным иском.

Постановлением правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» утвержден, в том числе Порядок предоставления субсидий региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановление опубликовано в издании «Волна» № 43 29.10.2013.

В постановление вносились изменения и дополнения, в частности, Порядок предоставления субсидий региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами введен постановлением от 21.02.2020 № 90-пп (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.02.2020).

Порядок предоставления субсидий излагался в редакциях постановлений правительства Архангельской области от 28.09.2020 № 603-пп, от 09.10.2020 № 669-пп, от 27.04.2021 № 219-пп, от 25.05.2021 № 247-пп, от 22.11.2021 № 648-пп, от 19.05.2022 № 327-пп, от 05.07.2022 № 476-пп, от 26.04.2023 № 395-пп, от 09.08.2023 № 740-пп, от 11.08.2023 № 746-пп, от 09.10.2023 № 975-пп, от 06.12.2023 № 1200-пп, от 28.12.2023 № 1381-пп, от 26.01.2024 № 45-пп.

Постановление правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп «О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14.08.2023.

В соответствии с пунктами «д, к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2, 12 статьи 24.9 Закона № 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно статьям 1 и 4 Областного закона Архангельской области от 16.12.2019 № 205-13-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» в Архангельской области право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению. При этом к населению относятся физические лица, приобретающие коммунальную услугу по обращению с ТКО для собственных коммунально-бытовых нужд, а к потребителям, приравненным к населению, - лица, приобретающие услугу регионального оператора по обращению с ТКО в целях предоставления населению коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В соответствии со статьей 5 Областного закона основанием для предоставления льгот вышеуказанным лицам является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возникающих в результате установления льготных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется путем предоставления указанным организациям субсидий из областного бюджета (далее - субсидии) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Областного закона № 205-13-ОЗ).

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 указанной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации – в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 33, пунктом 1 статьи 15 Устава Архангельской области установлено, что правительство Архангельской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Архангельской области общей компетенции.

Оспариваемые положения Порядка предоставления субсидии утверждены уполномоченным органом в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его принятия и по указанным основаниям не оспариваются.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.

В силу пункта 5 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 № 1782 (далее Общие требования) (введены в действие с 01.01.2024) определено, что в целях установления требований к представлению отчетности в правовом акте предусматриваются положения, определяющие:

а) порядок и сроки представления получателем субсидии (но не реже одного раза в квартал) по формам, определенным типовыми формами соглашений, установленным соответствующим финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования):

отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии, а также характеристик результата (при их установлении);

отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия (в отношении субсидий, предоставляемых в порядке финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг).

При предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по предоставлению которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, в правовой акт включаются положения, предусматривающие требование о представлении получателем субсидии отчетности, предусмотренной настоящим подпунктом, по формам, предусмотренным типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации для соглашений, в системе "Электронный бюджет";

б) порядок представления дополнительной отчетности (с указанием ее наименования), подлежащей представлению получателем субсидии в сроки и по форме, которые определены соглашением (при необходимости);

в) порядок и сроки проверки и принятия главным распорядителем бюджетных средств отчетности, представленной получателем субсидии.

Как установлено подпунктом "г" пункта 11 Общих требований правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 - 9 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения: перечень документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.

Ранее положения аналогичного содержания приведены в пунктах 5, 11 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492.

Согласно подпункту 3 пункта 15 Порядка предоставления субсидий (абзац 6 пункта 15) в редакции постановления правительства Архангельской области от 11.08.2023 № 746-пп для расчета размера субсидии используются, в том числе объемы ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, определенные на основании нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, установленных постановлением министерства, и/или определенных на основании количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В соответствии с абзацем 7 пункта 15 Порядка предоставления субсидий объемы ТКО, в отношении которых оказаны услуги получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период и (или) за период корректировки расчетов, а также документами, подтверждающими транспортирование ТКО, а также их размещение на объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой размещения отходов, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп.

Постановлением правительства Архангельской области от 06.12.2023 № 1200-пп в указанный абзац внесены изменения в части, слова «размещения отходов» заменены словами «обращения с отходами».

Административный истец, обращаясь с настоящим административным иском, полагает, что оспариваемые положения пункта 15 Порядка предоставления субсидий возлагают на регионального оператора обязанность по документальному подтверждению транспортирования ТКО, а также их размещение на объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения отходов, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области. Однако, по мнению стороны административного истца, услуга по обращению с ТКО считается оказанной в момент вывоза ТКО с контейнерной площадки, а не в момент захоронения ТКО, соответственно, межтарифная разница, подлежащая компенсации за её счет, возникает в момент выставления потребителям счетов с применением льготного тарифа, не определяется моментом транспортирования и размещения ТКО на объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению, а следовательно, оспариваемый пункт незаконно возлагает на административного истца обязанность по дополнительному представлению документов.

В соответствии с пунктом 15 Порядка № 476-пп для расчета размера субсидии используются следующие базовые величины:

1) установленные постановлением агентства для получателя субсидии:

а) льготные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО;

б) экономически обоснованные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО;

2) установленные постановлением министерства нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема;

3) объемы ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, определенные на основании нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, установленных постановлением министерства, и/или определенных на основании количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Объемы ТКО, в отношении которых оказаны услуги получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период и (или) за период корректировки расчетов, а также документами, подтверждающими транспортирование ТКО, а также их размещение на объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп.

Пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Под транспортированием отходов понимается перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона (энергетическая утилизация).

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах»), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с частью 5 статья 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил.

Согласно пункту 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Как приведено выше в соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Частью 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что под вывозом ТКО понимается транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Таким образом, услуга по обращению с ТКО считается оказанной в момент транспортирования твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения. Доводы административного истца об оказании услуги в момент вывоза ТКО с контейнерной площадки суд отклоняет как противоречащие приведенным положениям закона, как и доводы общества о том, что право регулируемой организации на компенсацию обусловлено исключительно наличием недополученных доходов, которые возникают в размере межтарифной разницы в момент выставления потребителям счетов с применением льготных тарифов.

Указанные выше положения Бюджетного кодекса РФ, Общих требований напрямую указывают на необходимость содержания в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, перечня документов, подтверждающих фактические произведенные затраты (недополученные доходы), а также порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий.

Для оценки обоснованности представленных документов в целях выплаты субсидии, учитывая содержание установленного льготного тарифа услуги по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) установление положения о предоставлении документального подтверждения транспортирования ТКО, а также их размещение на объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. Ссылки административного истца на Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, судом отклоняются, поскольку они не регулируют порядок субсидирования.

Хранение ТКО в соответствии с Территориальной схемой на пунктах временного накопления в течение 11 месяцев до их дальнейшей транспортировки, захоронения может свидетельствовать о надлежащем исполнении порядка размещения ТКО, включающего хранение и захоронение ТКО, однако не свидетельствует об оказании услуги по обращению с отходами, включающей обработку, утилизацию, обезвреживание и (или) захоронение ТКО, в отношении которой пунктом 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.

Согласно абзацу 6 пункта 15 Порядка предоставления субсидий для расчета размера субсидии используются в том числе объемы ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям объемы ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, определенные на основании нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, установленных постановлением министерства, и/или определенных на основании количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Сам по себе пункт не регламентирует возможность возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, не в полном объеме, принятие решения по вопросу предоставления субсидии и её размера регламентирован пунктом 16 Порядка, который административным истцом не оспаривается. Основания полагать, что оспариваемое положение абзаца 6 пункта 15 Порядка вызывает неоднозначное толкование в правоприменении, отсутствуют.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий по своему содержанию соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «ЭкоИнтегратор» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» в удовлетворении требований о признании недействующим с 11 августа 2023 г. абзаца 7 пункта 15 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. № 476-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» в редакции постановления правительства Архангельской области от 11 августа 2023 г. № 746-пп; положений абзаца 6 пункта 15 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. № 476-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» несоответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения твердыми коммунальными отходами, не в полном объеме отказать.

Обязать правительство Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 09.02.2024

Судья И. В. Рогова