ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/2024 от 30.01.2024 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№3а-3/2024

10OS0000-01-2023-000143-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

с участием прокурора Ильмаста А.Н.,

представителя административных истцов Суржко Г.А.,

представителей административного ответчика Орса Е.В., Константинова О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-3/2024 по административному исковому заявлению Коханской Татьяны Юрьевны о признании недействующими постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 года №204 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (территория оказания услуг - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский муниципальные районы, Суоярвский муниципальный округ, д. Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района»)» и от 28 ноября 2022 года №205 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые населению государственным унитарным предприятием Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (территория оказания услуг - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский муниципальные районы, Суоярвский муниципальный округ, д. Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района»)» и административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 года №204 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (территория оказания услуг - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский муниципальные районы, Суоярвский муниципальный округ, д. Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района»)»,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен Коханской Т.Ю. по тем основаниям, что п.1 постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Госкомитет) от 28.11.2022 №204 ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (далее – Предприятие) установлены тарифы на тепловую энергию, согласно приложению №1. Пунктом 1 Постановления Госкомитета от 28.11.2022 №205 Предприятию установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению согласно приложению №1. Коханская Т.Ю. является потребителем коммунальной услуги отопления на территории Ледмозерского сельского поселения. По ее мнению, указанные нормативные правовые акты приняты Госкомитетом с нарушением норм федерального законодательства, нарушают ее права и законные интересы. Вступившими в законную силу судебными постановлениями по делу №А26-1153/2021 по заявлению ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» о признании недействительным в части представления контрольно-счетной палаты Республики Карелия от 13.11.2020 №2-4/710, было установлено, что Предприятием не была осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения на большинство принадлежащих ему на соответствующем праве зданий и сооружений, не оформлены права на земельные участки, на которых данные здания и сооружения расположены. В силу п.11 ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении» владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями является условием наличия у организации статуса теплоснабжающей, необходимого для дальнейшего регулирования ее производственной деятельности в указанной сфере. Пунктами 15,16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установлено обязательное приложение к заявлению об установлении цен (тарифов) правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или иное законное право в отношении недвижимого имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности. В отсутствие данных документов государственное регулирование цен (тарифов) в отношении соответствующих источников тепловой энергии, тепловых сетей осуществляться не может. Несмотря на изложенное, Госкомитет незаконно постановлениями от 29.08.2019 №77 и от 29.08.2019 №78 устанавливал Предприятию тарифы на тепловую энергию и горячую воду и включал в НВВ расходы по объектам недвижимости в отсутствие у Предприятия правоустанавливающих документов на них. Не представлены сведения, что государственная регистрация права хозяйственного ведения на большинство зданий, сооружений и земельных участков была осуществлена на момент принятия Постановлений №204 и №205. Также в нарушение п.50 Основ ценообразования Госкомитет неправомерно не произвел анализ представленных Предприятием на государственное регулирование на долгосрочный период 2023-2029гг.. документов, подтверждающих факт осуществления Предприятием в 2019-2021гг.. расходов на эксплуатацию зданий, сооружений и земельных участков, государственная регистрация права хозяйственного ведения на которые не была произведена, за счет поступлений от регулируемой деятельности, что привело к тому, что необоснованные расходы из НВВ Предприятия на долгосрочный период регулирования 2023-2029гг. незаконно не были исключены. Об обратном не следует из протокола заседания правления Госкомитета №202 от 28.11.2022. Неправомерные действия (бездействия) Госкомитета привели к установлению Постановлением №204 тарифов на тепловую энергию на 2023-2029гг. в необоснованно завышенном размере, что противоречит ч.1 ст.7 и ч.1 ст.10 Федерального закона «О теплоснабжении», п.22 Основ ценообразования и п.7, 10 Методических указаний №760-э. Утвержденные Постановлением №205 тарифы на тепловую энергию, поставляемую Предприятием населению, дополнительно дифференцированы по территории поселений в установленных границах (минимальный тариф установлен для потребителей п.Найстеньярви – 2538,16 руб./Гкал, максимальный – на территории Ладвинского сельского поселения – 5124,85 руб./ Гкал, в иных поселениях и ряде населенных пунктов - в указанном диапазоне в различных значениях). По мнению Коханской Т.Ю., в отсутствие соответствующего закона субъекта РФ фактически установлены отдельные категории (группы) потребителей льготных регулируемых тарифов, поставляемых населению Предприятием, что противоречит ч.13-15 ст.10, ч.3 и ч.4 ст.11 Федерального закона «О теплоснабжении», п.23 Основ ценообразования, п.52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,

Коханская Т.Ю. просила признать недействующими со дня принятия Постановления №204 и №205.

Определением суда от 12.12.2023 к участию в деле в качестве соистца привлечено ООО «ДомСтройСервис», которое просило признать недействующим с даты принятия Постановление №204 по основаниям, указанным Коханской Т.Ю. в иске.

Впоследствии основания иска дополнены. Указано, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право хозяйственного ведения возникает с момента государственной регистрации. Владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения в силу п.11 ст.2 Закона о теплоснабжении является условие наличия у организации статуса теплоснабжающей, необходимого в целях дальнейшего регулирования ее производственной деятельности в указанной сфере. Государственная регистрация права хозяйственного ведения на большинство используемых Предприятием зданий, сооружений и земельных участков не была произведена на момент принятии оспариваемых нормативных правовых актов, что повлекло за собой необоснованное и неправомерное включение в состав НВВ на 2023 год расходов по этим объектам недвижимого имущества. Кроме того, в состав НВВ при отсутствии правоустанавливающих документов были включены расходы по котельным «Лейгубская» (г.Сегежа, ул.Лейгубская), «Запкареллес» (г.Суоярви, пер.Ржевский), «Модуль» (г.Суоярви, район «Кайпа»), котельная п.Найстеньярви (п.Найстеньярви, территория лесозавода), котельная бани п.Райконкоски (п.Райконкоски, ул.Заречная, д.1а), котельная п.Тикша (п.Тикша, ул.Школьная, д.4), котельная п.Сосновый (п.Сосновый), котельная п.Тунгозеро (п.Тунгозеро), котельная п.Амбарный (п.Амбарный), котельная п.Хетоламбина (п.Хетоламбина, ул.Центральная), котельная п.Харлу (п.Харлу). Надлежащим образом факт эксплуатации указанных объектов теплоснабжения в целях осуществления регулируемой деятельности при определении Госкомитетом НВВ Предприятия и установлении тарифов на период с 01.12.2022 по 31.12.2029 не был подтвержден. Предприятие имеет статус единой теплоснабжающей организации, Постановлением №204 ему установлены единые тарифы на тепловую энергию. При этом Постановлением №205 населению ряда поселений установлены тарифы выше, чем населению в иных поселениях, что не предусмотрено действующим законодательством и не учитывает особенности определения тарифов для единой теплоснабжающей организации. При этом дифференциация тарифов по параметрам, определенным п.23 Основ ценообразования, в частности, категории (группе) потребителей ответчиком не обоснована. Перед принятием Постановления №205 анализ или экспертиза, обосновывающие размер для отдельных потребителей тарифов, не осуществлялись. В нарушение п.52 Правил регулирования Госкомитетом установлены экономически необоснованные тарифы для отдельной группы потребителей в рамках дела об установлении экономически обоснованных тарифов, в отсутствие соответствующего федерального закона или закона субъекта РФ, которыми были бы установлены лица, имеющие право на льготы.

Административный ответчик в возражениях на иск указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Госкомитетом в пределах своей компетенции, подписаны уполномоченным лицом, официально опубликованы. По существу требований сослались на отсутствие доказательств нарушения оспариваемыми нормативными правовыми актами прав истцов. В части принятия Постановления №204 указали, что на тарифное регулирование были представлены распоряжения о закреплении за Предприятием на праве хозяйственного ведения имущества и акты его приема-передачи. В силу п.1 ст.299 Гражданского кодекса РФ и ч.2 ст.11 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий порядок. Госкомитет не согласен с доводом об отсутствии у Предприятия законного права на пользование недвижимым теплоснабжающим имуществом, исходя из указанных в п.16 Правил документов, которые регулируемая организация должна прикладывать к заявлению об установлении тарифов. Предприятием были представлены копии распоряжений и актов приема-передачи имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, из которых следовало, что теплоснабжающее имущество, принадлежащее Республике Карелия, передано Предприятию. Тем самым, у Госкомитета имелись правовые основания для установления тарифов Предприятию на тепловую энергию и горячую воду на период с сентября 2019г. по 31.12.2022. В части оспаривания Постановления №205 указали, что тарифы установлены с учетом ограничения роста тарифов утвержденными предельными индексами изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги. Население оплачивает тепловую энергию по тарифам, дифференцированным между поселениями, системами теплоснабжения и по категориям потребителей (по основаниям, предусмотренным п.п. «в», «ж», «з» п.23 Основ ценообразования). В иске просят отказать.

Заинтересованное лицо – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго»- в отзыве на иск позицию административного ответчика поддержало.

В судебном заседании Суржко Г.А., представляющий на основании доверенностей интересы административных истцов, исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям.

Представители административного ответчика Орса Е.В., Константинов О.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании по иску возражали, поддержали доводы представленных возражений на иск.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии со ст.ст.7,8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в Республике Карелия согласно постановлению правительства Республики Карелия от 01.11.2010 №232-П является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

Коханская Т.Ю., проживающая на территории Ледмозерского сельского поселения, является потребителем коммунальной услуги отопления.

ООО «ДомСтройСервис», расположенное на территории п.г.т.Хелюля Сортавальского городского поселения потребляет тепловую энергию.

Постановлением Госкомитета №204 от 28.11.2022 ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены тарифы на тепловую энергию согласно приложению №1, тарифы на горячую воду согласно приложению №2, а также установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению №3. Постановление №204 вступает в силу с 01.12.2022 и действует по 31.12.2029, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29.11.2022.

Постановлением Госкомитета №205 от 28.11.2022 ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению согласно приложению №1 и тарифы на горячую воду, поставляемую населению, согласно приложению №2. Постановление №205 вступает в силу с 01.12.2022 и действует по 31.12.2023, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29.11.2022.

В Постановление №204 вносились изменения постановлениями Госкомитета от 15.12.2022 №217 (в наименовании постановления, в наименовании Приложения №1 к нему и в тексте Приложения №2 к нему дополнены слова «д. Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района» и в Приложении №2 указаны тарифы для данного населенного пункта) и от 29.12.2022 №236 (внесены изменения в наименование постановления, Приложение №1 к нему – данные изменения внесены в связи созданием Суоярвского муниципального округа в результате преобразования путем объединения всех входящих в состав муниципального образования «Суоярвский район» поселений: Суоярвского городского поселения муниципального образования «Суоярвский район» Республики Карелия, муниципального образования «Поросозерское сельское поселение», Найстенъярвского сельского поселения, Вешкельского сельского поселения, муниципального образования «Лоймольское сельское поселение»). Указанные постановления официально опубликованы.

В Постановление №205 вносились изменения постановлениями Госкомитета от 15.12.2022 №218 (в наименовании постановления, в наименовании Приложения №1 к нему и в тексте Приложения №1 к нему дополнены слова «д. Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района») и от 29.12.2022 №237 (внесены изменения в наименование постановления и Приложение №2 к нему, Приложение №1 изложено в иной редакции – данные изменения внесены в связи созданием Суоярвского муниципального округа). Указанные постановления официально опубликованы.

Согласно ч.1 ст.4, ч.1 ст.208 КАС РФ Коханская Т.Ю. вправе заявлять требования о признании недействующим Постановления №205, а ООО «ДомСтройСервис» - Постановления №204, которыми установлены тарифы за вышеуказанные услуги. Постановление №204 не применялось в отношении Коханской Т.Ю., следовательно, его принятие не могло повлечь нарушений охраняемых законом прав и свобод данного лица.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, подписаны наделенным соответствующими полномочиями лицом, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.

По существу заявленных требований административных истцов, проверяя оспариваемые нормативные акты на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 24.11.2015 №716р-П создано ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», основанное на праве хозяйственного ведения.

В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 30.10.2020 №344 ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» определено единой теплоснабжающей организацией на территориях, поименованных в приказе.

Судом установлено, что приказом Госкомитета от 21.06.2022 №161 открыто дело об установлении тарифов ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в сфере теплоснабжения на 2023 год. В его рамках вынесены оспариваемые нормативные правовые акты.

Согласно п.11 ст.2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

За ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» многочисленными распоряжениями Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (впоследствии – министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия) закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество (к примеру, №65-р от 10.02.2016, №81-р от 15.02.2016, №306-р от 16.05.2016, №315-р от 20.05.2016, №325-р от 25.05.2016, №337-р от 31.05.2016, №390-р от 24.06.2016, №438-р от 18.07.2016, №739-р от 20.12.2016, №185-р от 01.04.2016, №193-р 01.04.2016, №638-р от 07.10.2020, №720-р от 19.11.2020, №198-р от 31.03.2021). В приложениях к распоряжениям указано передаваемое имущество, подписаны акты приема-передачи. Распоряжениями передано как движимое, так и недвижимое имущество (здания котельной, здания тепловых пунктов, тепловые сети, теплотрасса, сооружения).

Представитель административных истцов указывает, что Предприятием не была осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения на большинство принадлежащих ему на соответствующем праве зданий и сооружений, не оформлены права на земельные участки, на которых данные здания и сооружения расположены, в связи с чем государственное регулирование цен в отношении соответствующих источников тепловой энергии, тепловых сетей не могло осуществляться.

Суд отклоняет указанные доводы в силу следующего.

В силу п.1 ст.299 Гражданского кодекса РФ и ч.2 ст.11 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пп.1 «а» п.16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Как следует из тарифного дела, Предприятием были представлены в Госкомитет распоряжения о закреплении за ним на праве хозяйственного ведения государственного имущества, перечни имущества, передаточные акты, т.е. правоустанавливающие документы на недвижимое имущество согласно п.16 Правил регулирования.

Из сведений ЕГРН, представленных по запросу суда, следует, что в отношении значительной части недвижимого имущества произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения Предприятия.

В распоряжение Главы Республики Карелия от 30.04.2021 № 240-р «Об утверждении Схемы и Программы перспективного развития электроэнергетики Республики Карелия на период до 2025 года» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» поименовано в числе наиболее крупных организаций, осуществляющих выработку и отпуск тепловой энергии. В Приложении №3 данного Распоряжения указаны данные по всем источникам теплоснабжения (полный перечень объектов тепловой генерации) по муниципальным образованиям в Республике Карелия, в котором поименованы котельные Предприятия, в том числе, ряд тех, по которым представитель истца указывал на отсутствие государственной регистрации и необоснованное включение в НВВ расходов по их эксплуатации.

Таким образом, факт эксплуатации Предприятием переданного ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, в том числе котельных, подтвержден, в связи с чем правовых оснований для отказа учета расходов на их содержание при установлении оспариваемого тарифа в порядке, установленном Основами ценообразования, не имеется.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащие документы о наличии у Предприятия недвижимого имущества, используемого на праве хозяйственного ведения для осуществления регулируемой деятельности были представлены Предприятием на тарифное регулирование, и нарушений действующего законодательства, в том числе, Основ ценообразования, Правил регулирования, Госкомитетом при принятии Постановления №204 не допущено, в связи с чем в требованиях о признании указанного нормативного правового акта недействующим суд отказывает.

Рассматривая по существу требования о признании недействующим Постановления №205, суд приходит к следующему.

К принципам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ч.1 ст.7 Закона о теплоснабжении отнесены обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию. В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

Постановлением №205 (Приложение №1) на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 установлены следующие тарифы населению на отопление (одноставочный (руб./Гкал.) (с учетом НДС): Пудожское городское поселение (кроме потребителей от котельной № 23 по ул. Пионерская, д. 78) - 4080,67; Беломорское городское, Сосновецкое, Летнереченское сельские поселения - 4205,35; г. Суоярви (кроме потребителей от котельной в районе "Кайпа") - 4118,63; г. Суоярви (потребители от котельной в районе "Кайпа") - 3 904,15; п. Поросозеро - 3639,34; п. Леппясюрья - 3767,04; п. Лоймола, п. Пийтсиеки, п. Райконкоски - 4205,35; п.Лахколампи, п. Тойвола, п. Суоеки - 2 584,31; п. Найстенъярви - 2538,16; с. Вешкелица - 3666,75; Медвежьегорское городское поселение - 3896,56; Великогубское сельское поселение - 3734,20; Повенецкое, Пиндушское городские поселения - 4205,35; Толвуйское сельское поселение - 2952,17; Шуньгское сельское поселение - 3132,79; Муезерское городское поселение - 3239,26; Ледмозерское сельское поселение - 4205,35; Лендерское сельское поселение - 3925,35; Воломское, Ругозерское сельские поселения - 3065,88; Калевальское городское поселение - 4015,24; Боровское, Луусалмское, Юшкозерское сельские поселения - 3384,45; Кемское городское поселение - 3977,99; Кривопорожское, Рабочеостровское сельские поселения - 4205,35; Лоухское, Чупинское, Пяозерское городские, Амбарнское, Кестеньгское, Малиновараккское, Плотинское сельские поселения - 4205,35; Ладвинское сельское поселение Прионежского муниципального района - 5124,85; Харлуское сельское поселение Питкярантского муниципального района - 4050,55; Сегежское городское поселение (потребители от котельной по ул. Лейгубской) - 3137,74; Надвоицкое городское поселение - 4205,35; пгт. Хелюля Сортавальского городского поселения, Кааламское сельское поселение - 3906,65; Куземское сельское поселение Кемского муниципального района - 4209,39; д.Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района - 3218,28.

Одноставочный компонент на тепловую энергию, указанный в Приложении №2 к Постановлению №205 соответствует тарифам на тепловую энергию ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», указанным в приложении № 1 к данному постановлению.

Из пояснений представителей ответчика следует, что Постановлением №205 тарифы дифференцированным между поселениями, системами теплоснабжения и по категориям потребителей; изначально тарифы устанавливались Предприятию в размерах, которые были ранее установлены прежним теплоснабжающим организациям, в последующем они индекировались с соблюдением положений ст.157.1 ЖК РФ.

Пунктами 3, 4 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе и тарифы на тепловую энергию.

В соответствии с п. 5(3) Основ ценообразования, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 данного документа.

Исходя из положений п.3 Основ ценообразования, при смене организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, подлежат определению тарифы в отношении регулируемого вида деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно п.12 и п.13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных п.15 и п.16 данных Правил. Пунктом 28 Правил регулирования определено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

В нарушение вышеназванных положений доказательств проведения анализа, экспертизы, обосновывающей размер тарифа, установленного для отдельных потребителей, Госкомитетом не представлено.

В качестве исключения из правила, установленного п.3 Основ ценообразования, п.21 Основ ценообразования предусматривает, что в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.

Из указанной нормы прямо следует, что данные положения применяются только в случае правопреемства, наступившего в результате реорганизации юридического лица, ранее осуществлявшего регулируемую деятельность с использованием переданных источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

Таким образом, применение тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в иных случаях не представляется возможным.

Предприятие не является правопреемником прежних теплоснабжающих организаций.

Тем самым, правовых оснований для применения в его отношении тарифов на тепловую энергию, установленных ранее прежним ресурсоснабжающим организациям, не имелось.

В установленном порядке (в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов) Госкомитетом Предприятию тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению, не утверждались.

Экономического обоснования установления Постановлением №205 тарифов на тепловую энергию для населения органом регулирования в представленных суду материалах не приведено.

Доводы представителей Госкомитета о том, что фактически Постановлением №205 индексировались ранее установленные тарифы, суд отклоняет, поскольку ответчиком не представлены доказательства тому, что индексация была проведена им не к произвольно установленному тарифу, а к экономически обоснованному.

В силу ч.14 ст.10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Пункт 52 Правил регулирования предусматривает, что установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов). При установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Соответствующего закона в Республике Карелия не принято.

В нарушение п.52 Правил регулирования тарифы на тепловую энергию для населения Постановлением №205 установлены в рамках дела об установлении экономически обоснованных тарифов, в отсутствие соответствующих федерального закона либо закона Республики Карелия, определяющих льготную категорию населения.

В силу ст.94 Основ ценообразования, абз.2 пп. «в» п.134 Методических указаний единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Предприятие наделено статусом единой теплоснабжающей организацией, о чем указано выше.

Предприятию установлены единые тарифы на тепловую энергию (мощность) на территории Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский муниципальные районы, Суоярвский муниципальный округ, д. Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района» Постановлением №204 на период с 01.12.2022 по 31.12.2023.

Установление на один (этот же) период регулирования в отношении одной группы потребителей (население) разных величин тарифов не предусмотрено действующим законодательством.

Доводы стороны ответчика о дифференциации тарифов для населения по поселениям суд отклоняет в силу следующего.

В силу ч.3 и ч.4 ст.11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.

Согласно п.23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями: а) вид теплоносителя (вода, пар); б) параметры теплоносителя; в) системы теплоснабжения; г) схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту); ж) категории (группы) потребителей (покупателей); з) территории поселений, городских округов в установленных границах.

Предприятие не обращалось в Госкомитет об установлении дифференцированных тарифов, соответствующего расчета не представляло.

При этом дифференциация тарифов по параметрам, определенным п.23 Основ ценообразования, в частности, категории (группе) потребителей, органом регулирования не обоснована.

Установление на один период регулирования в отношении одной группы потребителей (населения) разных величин тарифов не предусмотрено действующим законодательством в сфере теплоснабжения, не учитывает особенности определения тарифов для единой теплоснабжающей организации.

Кроме того, в силу п.25 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

Определив разные величины тарифов для разных групп потребителей, Госкомитет не привел экономического обоснования этой разницы в размерах тарифов.

Ссылки стороны ответчика на положения ст.157.1 ЖК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, которым утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, суд отклоняет, поскольку, как указано выше, Госкомитетом не представлено экономического обоснования уменьшения тарифа для одной группы населения по отношению к другой группе.

Оценивая вышеуказанное в совокупности, суд приходит к выводу о признании недействующим Постановления №205 (в редакции постановлений Госкомитета от 15.12.2022 №218 и от 29.12.2022 №237, учитывая распространение действия внесенных изменений на правоотношения, возникшие с 01.12.2022).

Исходя из положений п.38 Постановления Пленума суд признает данный нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

Согласно ст.111 КАС РФ понесенные Коханской Т.Ю. расходы по уплате государственной пошлине при оспаривании Постановления №205 в размере 300 руб. подлежат возмещению административным ответчиком.

Поскольку при вступлении в дело в качестве административного соистца ООО «ДомСтройСервтс» не уплатило государственную пошлину за подачу административного иска о признании недействующим Постановления №204, в удовлетворении указанных требований судом отказано, с ООО «ДомСтройСервис» на основании ч.2 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4500 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Коханской Татьяны Юрьевны удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 года №205 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые населению государственным унитарным предприятием Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (территория оказания услуг - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский муниципальные районы, Суоярвский муниципальный округ, д. Готнаволок Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района»)» (в редакции постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 15.12.2022 №218 и от 29.12.2022 №237), в остальной части требований отказать.

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» оставить без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ««ДомСтройСервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в своем официальном печатном издании.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу Коханской Татьяны Юрьевны расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение составлено 02.02.2024