ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-400/19 от 14.03.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-400/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 14 марта 2019 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Парамоновой Т.И.,

при секретаре Шепеленко Е.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указала, что она является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов здравоохранения, общей площадью 1012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером ;

- лечебно-наркологической клиники, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 174,1 кв.м., инв. , лит. А, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1866 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Жуковский» по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 197 920 рублей.

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость лечебно-наркологической клиники составляет 8 427 134 рубля 66 копеек.

Данные об установленных кадастровых стоимостях объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются права административного истца, как налогоплательщика, ФИО1 просила суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости согласно отчету № 01-190-2018 от 20 ноября 2018 года, выполненному ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», по состоянию на 01 января 2015 года:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов здравоохранения, общей площадью 1012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости равной 694 799 рублей;

- лечебно-наркологической клиники, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 174,1 кв.м., инв. № 13783, лит. А, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости равной 2 176 465 рублям.

До начала судебного заседания от административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО4 поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия административного истца, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.

В письменном отзыве на административное исковое заявление содержится заявление заместителя директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» ФИО5 о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.

Определением Брянского областного суда от 14 марта 2019 года ходатайства удовлетворены, определено рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1, представителей административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административные исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, рыночную стоимость объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, определенную в соответствии с отчетом ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-190-2018 от 20 ноября 2018 года и экспертным заключением ООО «Брянский Оценщик» № 18 от 27 февраля 2019 года, не оспаривала.

Представитель заинтересованного лица администрации Жуковского района Брянской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представил, об отложении слушания по делу – не ходатайствовал.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО4 в решении вопроса по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда.

С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов здравоохранения, общей площадью 1012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> г, с кадастровым номером ;

- лечебно-наркологической клиники, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 174,1 кв.м., инв. , лит. А, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером (л.д. ).

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Жуковский» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 92 составляет 3 197 920 рублей.

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость лечебно-наркологической клиники с кадастровым номером составляет 8 427 134 рубля 66 копеек.

Данные об установленных кадастровых стоимостях объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № 32/ИСХ/19-33594 от 04 февраля 2019 года, по состоянию на 01 февраля 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 197 920 рублей (л.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № 32/ИСХ/19-34602 от 04 февраля 2019 года, по состоянию на 01 февраля 2019 года, кадастровая стоимость лечебно-наркологической клиники с кадастровым номером составляет 8 427 134 рубля 66 копеек (л.д.

Дата утверждения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости 27 декабря 2015 года, дата определения кадастровой стоимости 01 января 2015 года, а дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН – 28 декабря 2015 года

Согласно отчету № 01-190-2018 от 20 ноября 2018 года, выполненному ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», рыночная стоимость объектов недвижимости, по состоянию на 01 января 2015 года, соответственно составляет:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов здравоохранения, общей площадью 1012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> г, с кадастровым номером - 694 799 рублей;

- лечебно-наркологической клиники, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 174,1 кв.м., инв. № 13783, лит. А, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером - 2 176 465 рублей.

Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

В силу положений ст. 388, ч. 1 ст. 389, ст. 400, ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками, гаражами, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю и на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст. 390, ч. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет №01-190-2018 от 20 ноября 2018 года, выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».

Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).

По ходатайству представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 определением Брянского областного суда от 15 февраля 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Брянский оценщик».

Согласно выводам экспертного заключения ООО «Брянский оценщик» № 18 от 27 февраля 2019 года, при составлении отчета №01-190-2018 от 20 ноября 2018 года оценщиком ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», нарушений требований оценочного законодательства Российской Федерации, повлиявших в проверяемом отчете на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки не установлено, отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В отчете приведено описание (идентификация) объекта оценки. Проведен анализ рынка объекта оценки, в том числе, обзор рынка недвижимости в сегменте объекта оценки. Сделано заключение о наиболее эффективном использовании объекта оценки.

На основании приложенных к отчету документов идентификация объекта оценки проведена в полном объеме. Какое-либо иное содержание отчета об оценке, которое могло бы вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, а также допускать неоднозначное толкование полученных результатов в проверяемом отчете об оценке не имеется. Представленный отчет об оценке в достаточном объеме содержит сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведенной оценки.

В связи с соответствием отчета об оценке от 20 ноября 2018 года № 01-190-2018, выполненного ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов недвижимости, указанных в отчете, по состоянию на 01 января 2015 года не устанавливалась.

Таким образом, действительная рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2015 года, соответственно составляет:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов здравоохранения, общей площадью 1012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> г, с кадастровым номером - 694 799 рублей;

- лечебно-наркологической клиники, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 174,1 кв.м., инв. , лит. А, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером - 2 176 465 рублей.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов о действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенных соответственно в размере - земельного участка как 694 799 рублей, лечебно-наркологической клиники как 2 176 465 рублей, в соответствии с отчетом № 01-190-2018 от 20 ноября 2018 года, выполненным ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».

Расчеты стоимости объектов оценки выполнены в соответствии с выбранными методами, последовательность и результаты расчетов достаточно полно изложены в отчете и могут быть воспроизведены пользователем отчета.

Методология определения рыночной стоимости (выбор подходов и методов в рамках подходов) обоснована и соответствует конъюнктуре рынка объекта оценки на дату определения стоимости. Проведен анализ информации по рынку недвижимости в сегменте объекта оценки, изложены выводы о применение доходного и сравнительного подхода и отказ от использования затратного подхода при оценке объекта капитального строительства и использование сравнительного подхода, и отказ от использования доходного и затратного подхода при оценке земельного участка.

Применение использованного оценочного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки обосновано. Расчет стоимости объекта оценки выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости. Достоверность представленных в отчете данных подтверждена ссылками на источники, что тем самым подтверждает рыночную стоимость объектов оценки.

Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемых объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.

При этом ни представитель административного истца, ни представители административных ответчиков не возражали против того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года соответственно составляет: земельного участка - 694 799 рублей, лечебно-наркологической клиники - 2 176 465 рублей.

Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО6 и необходимости установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов здравоохранения, общей площадью 1012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> г, с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости равной 694 799 рублям;

- лечебно-наркологической клиники, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 174,1 кв.м., инв. , лит. А, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости равной 2 176 465 рублям.

В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В силу пункта 5 вышеназванного Постановления Пленума датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

ФИО6 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Брянской области не обращалась, в связи с чем датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, следует считать 25 декабря 2018 года - дату обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов здравоохранения, общей площадью 1012 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> г, с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости равной 694 799 рублям по состоянию на 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость - лечебно-наркологической клиники, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 174,1 кв.м., инв. , лит. А, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости равной 2 176 465 рублям по состоянию на 01 января 2015 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 декабря 2018 года – дату подачи заявления в суд.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова

мотивированное решение принято 15.03.2019 г.