ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-401/18 от 29.06.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-401 /18

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 29 июня 2018 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Гордеевой Ю.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Лоскуниной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год,

УСТАНОВИЛ:

Приказ от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В пункт 197 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня 2017 включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В пункт 272 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня 2018 включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

ФИО3 (далее также - административный истец) обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в вышеуказанной части названных нормативных правовых актов.

Как указал ФИО3, он является собственником нежилого отдельно стоящего здания с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.03.2018г.

Здание расположено на земельном участке, принадлежащем административному истцу, с видом разрешенного использования «под административным зданием».

Нежилое здание не обладает признаками административно-делового или торгового центра, а фактически является административным зданием общества с ограниченной ответственностью «БЭТТА», помещения которого используются для размещения его управленческого и обслуживающего персонала Общества, необходимого ему в его экономической деятельности, и являлось таковым на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Включение в Перечни 2017, 2018, соответственно, пунктов 197, 272 раздела «Кстовский муниципальный район», нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018г. №6 министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) - считает обоснованным включение спорного объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в Перечни 2017, 2018, поскольку в здании расположены офисные помещения разных юридических лиц, и просит отказать ФИО3 в удовлетворении требований.

Также, административным ответчиком в материалы дела представлен Акт обследования здания с кадастровым номером , составленный совместно с представителем административного истца.

Заслушав представителя административного истца ФИО1, поддержавшего доводы административного искового заявления в полном объеме; представителя административного ответчика ФИО2, возражавшего против удовлетворения административного искового заявления ФИО3; прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Лоскуниной М.С., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением Городской Думы города Кстово Кстовского района от 26.11.2014г. №521 утверждено Положение об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского поселения «город Кстово» Кстовского района Нижегородской области, в соответствии с подпунктом 2 пункта 6.1 которого установлена ставка по налогу 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО3 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.03.2018г. (л.д.47-49).

Указанный объект недвижимости включен в пункт 197 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня 2017, в пункт 272 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня 2018.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО3 является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее - Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 "Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016г., №326-13-463/17 от 14.09.2017г., являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области и Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проверив приказ №326-13-303/16 от 30.09.2016г., приказ №326-13-463/17 от 14.09.2017г., в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости;

- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован как здание, наименование - отдельностоящее здание (административное здание), о чем указано в выписке из ЕГРН от 01.03.2018г. (л.д.48).

Согласно данным технического паспорта, составленного по состоянию на 09.09.2008г., здание по адресу: <адрес> имеет наименование «отдельностоящее здание (административное здание)», назначение - нежилое (л.д.21-23).

Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в него входят 18 кабинетов, 1 котельная на 1 этаже (кабинеты занимают 307, 6 кв.м из 427 кв.м. общей площади 1-го этажа); 13 кабинетов, 1 комната отдыха, 1 комната приема пищи (кабинеты занимают 303,2 кв.м из 427, 7 кв.м общей площади 2-го этажа) (л.д.40-41).

Административным истцом представлены в материалы дела договоры аренды помещений и договор безвозмездного пользования.

Из договора аренды от 20.03.2017г., заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО3 (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Центр СБК», Кстовский филиал (арендатор), следует, что в аренду передается нежилое помещение общей площадью 37,8 кв.м на 1-ом этаже отдельно стоящего 2 (двух) этажного здания, кадастровый номер 52:25:0010704:283 (пункт 1.2 договора) для размещения офиса и абонентского пункта (пункт 1.4 договора).

Из договора аренды от 10.04.2017г., заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО3 (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (арендатор), следует, что в аренду передаются нежилые помещения общей площадью 70,8 кв.м на 1 и 2-ом этажах отдельно стоящего 2 (двух) этажного здания, кадастровый номер 52:25:0010704:283 (пункт 1.2 договора) для размещения офиса (пункт 1.4 договора).

Из договора аренды от 01.02.2017г., заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО3 (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах-Медицина» (арендатор), следует, что в аренду передаются нежилые помещения №16 и №17, общей площадью 56,3 (пункт 1.1 договора) под офис (пункт 1.4 договора).

Из договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями от 03.02.2017г., заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО3 (ссудодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «БЭТТА», в лице директора ФИО3 (ссудополучатель), следует, что в безвозмездное пользование ссудополучателю передаются нежилые помещения: на первом этаже - №7,20 и на втором этаже - №№4,8,9,10,13,19,20,21, общей площадью 218, 3 кв.м в административном здании по адресу: <адрес> для использования их в качестве офисных помещений (пункт 1.1 договора).

Суд отмечает, что законодательно закрепленное понятие «офисное помещение» или «офис» для целей налогообложения на федеральном уровне отсутствует.

В региональном законодательстве постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года №257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения» введено понятие «офис» - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов (пп.4 п.1.4).

Нормативный правовой акт, содержащий понятие офиса, в Нижегородской области не принят.

Таким образом, с учетом имеющихся источников, основными критериями для признания здания (помещения) офисом могут быть признаны: - оборудование стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи; - использование для приема и обслуживания клиентов.

В ходе судебного разбирательства представителями министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в присутствии административного истца было проведено обследование спорного объекта недвижимости общей площадью 854,7 кв.м, в результате которого установлено, что фактически здание используется следующим образом: офисные помещения: предприятия собственника (ООО «БЭТТА», ИП ФИО3) - 279,6 кв.м, ООО «КДУК» - 70,8 кв.м, Росгосстрах - 56,3 кв.м, СБК - 37,8 кв.м. Часть помещений здания не используется, часть - под хозяйственно-бытовые нужды (Акт обследования от 31.05.2018г., л.д.76).

Из приложенных фотоснимков к акту обследования следует, что ООО «Центр СБК», ООО «КДУК», Росгосстрах осуществляют прием и обслуживание клиентов - висят объявления с указанием информации о днях и часах приема, ведется прием граждан.

В отношении ООО «БЭТТА» имеются фотоснимки, подтверждающие оборудование занимаемых Обществом помещений стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи.

Довод административного истца, что здание фактически является административным зданием общества с ограниченной ответственностью «БЭТТА», помещения которого используются для размещения его управленческого и обслуживающего персонала Общества, необходимого ему в его экономической деятельности, и потому не подлежит включению в Перечни, отклоняется судом как необоснованный.

ООО «БЭТТА» не является производственным предприятием.

Из имеющихся сведений ЕГРЮЛ о юридическом лице ООО «БЭТТА» следует, что основным видом деятельности общества является деятельность в области права, дополнительным видом деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки (л.д.53-54).

Из указанных видов деятельности следует, что ООО «БЭТТА» осуществляет обслуживание клиентов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и обоснованно включен в Перечни 2017, 2018.

В связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании недействующими пункта 197 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня 2017, пункта 272 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня 2018, надлежит отказать.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании недействующим пункта 197 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016г., со дня принятия, и пункт 272 раздела «Кстовский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017г., со дня принятия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда Н.В. Гущева

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2018 года.