ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-401/18 от 30.08.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3А-401/2018

120а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2018 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Козиной Е.Я.,

с участием представителя административного истца Прокопьевой А.А. – Альтман Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-401/2018 по административному иску Прокопьевой Алены Александровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Прокопьева А.А. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309, расположенных в Емельяновском районе Красноярского края.

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 12 октября 2017 года для земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 установлена кадастровая стоимость в размере 328 270 рублей 80 копеек, 6 027 556 рублей 92 копейки, 5 545 251 рубль 36 копеек, 6 191 692 рубля 32 копейки, 15 632 002 рубля 98 копеек, 42 194 792 рубля 31 копейка, 7 855 772 рубля 76 копеек, 690 631 рубль 26 копеек, 3 549 743 рубля 67 копеек.

По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «Инвент» и представленной в отчете № 26зу (учетный № ОЦ-26зу/7/06/18) от 02 июля 2018 года по состоянию на 12 октября 2017 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 составляет 112 000 рублей, 2 062 000 рублей, 1 897 000 рублей, 2 118 000 рублей, 5 044 000 рублей, 11 845 000 рублей, 2 535 000 рублей, 236 000 рублей, 1 214 000 рублей соответственно.

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующих их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 в размере их рыночной стоимости – 112 000 рублей, 2 062 000 рублей, 1 897 000 рублей, 2 118 000 рублей, 5 044 000 рублей, 11 845 000 рублей, 2 535 000 рублей, 236 000 рублей, 1 214 000 рублей соответственно, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Представитель административного истца Прокопьевой А.А. – Альтман Ю.О., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Ляпина О.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела

Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, администрация Емельяновского района Красноярского края, администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Прокопьевой А.А. – Альтман Ю.О. не возражала.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Прокопьева А.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 октября 2017 года (л.д. 9-11, 13-15, 17-19, 21-23, 25-27, 29-31, 33-35, 37-39, 41-43).

Земельные участки с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 общей площадью 253 240 кв.м, 9 548 кв.м, 8 784 кв.м, 9 808 кв.м, 24 762 кв.м, 66 839 кв.м, 12 444 кв.м, 1 094 кв.м, 5 623 кв.м соответственно отнесены к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий торгово-промышленного комплекса по предоставлению сервисных услуг, ремонту и обслуживанию дорожной и иной техники.

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06 июня 2018 года, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 по состоянию на 12 октября 2017 года составляет 328 270 рублей 80 копеек, 6 027 556 рублей 92 копейки, 5 545 251 рубль 36 копеек, 6 191 692 рубля 32 копейки, 15 632 002 рубля 98 копеек, 42 194 792 рубля 31 копейка, 7 855 772 рубля 76 копеек, 690 631 рубль 26 копеек, 3 549 743 рубля 67 копеек соответственно (л.д. 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 26 сентября 2017 года № 556-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края, за исключением муниципального образования город Красноярск».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 26зу (учетный № ОЦ-26зу/7/06/18) от 02 июля 2018 года, выполненный ООО «Инвент» (оценщик Карелин О.И.), в котором по состоянию на 12 октября 2017 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 составляет 112 000 рублей, 2 062 000 рублей, 1 897 000 рублей, 2 118 000 рублей, 5 044 000 рублей, 11 845 000 рублей, 2 535 000 рублей, 236 000 рублей, 1 214 000 рублей соответственно (л.д. 45-135).Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 26зу (учетный № ОЦ-26зу/7/06/18) от 02 июля 2018 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 12 октября 2017 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 составляет 112 000 рублей, 2 062 000 рублей, 1 897 000 рублей, 2 118 000 рублей, 5 044 000 рублей, 11 845 000 рублей, 2 535 000 рублей, 236 000 рублей, 1 214 000 рублей соответственно.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, по состоянию на 12 октября 2017 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 должна быть определена равной их рыночной стоимости в размере 112 000 рублей, 2 062 000 рублей, 1 897 000 рублей, 2 118 000 рублей, 5 044 000 рублей, 11 845 000 рублей, 2 535 000 рублей, 236 000 рублей, 1 214 000 рублей соответственно, поскольку рыночная стоимость земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения Прокопьевой А.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 06 июля 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Прокопьевой Алены Александровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2300, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 112 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2302, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 2 062 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2303, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 1 897 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2304, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 2 118 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2305, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 5 044 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2306, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 11 845 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2307, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 2 535 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2308, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 236 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11::2309, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, 2-й км автодороги «Обход г. Красноярск» (правая сторона), в размере его рыночной стоимости – 1 214 000 рублей, определенной по состоянию на 12 октября 2017 года.

Датой обращения Прокопьевой Алены Александровны с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11::2300, 24:11::2302, 24:11::2303, 24:11::2304, 24:11::2305, 24:11::2306, 24:11::2307, 24:11::2308, 24:11::2309 считать 06 июля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 31 августа 2018 года.