ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-401/20 от 12.08.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а – 401/20

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 12 августа 2020 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ларионовой Н.И.,

с участием представителя административного истца – ООО «Крабер» - ФИО1, представителя заинтересованного лица Правительства Нижегородской области – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Крабер» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Крабер» (далее также – ООО «Крабер», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 3034+/-19 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – склады, месторасположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], просило установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 3 684 600 (три миллиона шестьсот восемьдесят четыре тысячи шестьсот) рублей по состоянию на 14.05.2018.

Общество указало, что обладает данным объектом недвижимости на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка [номер] г от 31.10.2019.

При этом административный истец указал, что на спорном земельном участке находится принадлежащее Обществу на праве собственности здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 2051,5 кв.м., назначение: нежилое здание; наименование: склад.

В обоснование заявленных требований ООО «Крабер» указало, что намерено воспользоваться предоставленным ему исключительным правом приобретения вышеназванного земельного участка, выкупная стоимость которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, определенной на основании постановления Правительства Нижегородской области № 863 от 10.12.2014 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 5 947 095,10 рублей.

Заявленный размер рыночной стоимости подтвержден отчетом об оценке [номер] от 20.11.2019, выполненным ООО «Лига-Эксперт НН».

Административный истец 05.12.2019 обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако решением Комиссии [номер] от 18.12.2019 заявление Общества было отклонено.

Ссылаясь на положения ст.66 Земельного кодекса РФ, ст.ст.24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец указывает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, существенно затрагивает его права и обязанности, т.к. от нее зависит выкупная цена земельного участка.

Заинтересованное лицо - Правительство Нижегородской области представило позицию по делу, указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013.

Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (л.д.158-161).

Кроме того, в дополнительном отзыве Правительство Нижегородской области указало, что согласно Отчету об оценке ООО «Лига-Эксперт НН» [номер] от 20.11.2019, представленному административным истцом, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14.05.2018 определена в размере 3 684 600 рублей. Отклонение от кадастровой стоимости составило 38 %, что является существенным.

По мнению Правительства Нижегородской области, оформление и содержание Отчета об оценке не соответствует требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, а именно:

- в отчете представлено узкое исследование рынка продажи объектов (8 предложений продажи), что не позволяет пользователю Отчета сделать адекватные выводы об уровне цен, свойственном объекту оценки (нарушение ФСО № 7);

- приведенные скриншоты объявлений нечитаемы, часть ссылок неактивна, что не позволяет пользователю Отчета сделать выводы об источнике соответствующей информации и дате ее подготовки (нарушение п.11 ФСО № 3).

Считает, что отчет об оценке не отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности (ст.84 КАС РФ), в силу чего не подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на юридически значимую дату – 14.05.2018.

Просит отказать в удовлетворении требований.

Административный ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и заинтересованное лицо - Администрация города Нижнего Новгорода свои отзывы на административное исковое заявление ООО «Крабер» в суд не представили, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

В судебное заседание представители ООО «Крабер», Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации города Нижнего Новгорода, не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласно представленным позициям по делу.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления, заслушав объяснения представителя административного истца - ФИО1, представителя заинтересованного лица Правительства Нижегородской области – ФИО2, с учетом письменных позиций административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельного участка, выявляемых ранее учтенных земельного участка, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельного участка улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Из материалов дела следует, что ООО «Крабер» является собственником нежилого здания с кадастровым номером [номер], общей площадью 2051,5 кв.м., назначение: нежилое здание; наименование: склад, расположенного по адресу: [адрес]. Право собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 07.02.2020 (л.д.15-17).

Указанное нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером [номер], общей площадью 3034+/-19 кв.м., месторасположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], земли населенных пунктов, разрешенное использование – склады. Срок аренды земельного участка – до 31.10.2068.

Право аренды подтверждается выписками из ЕГРН [номер] от 05.02.2020 (л.д.12-14), а также [номер] от 27.03.2020, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.173-175).

В силу ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Нижегородской области от 06 июля 2015 года № 419 были утверждены Правила определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Согласно пункту 4 утвержденных названным постановлением «Правил определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов», цена земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка при продаже лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, находящихся у них на праве аренды, если:

а) в период с 30 октября 2001 года до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;

б) такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), переоформлено на право аренды в срок до 1 января 2016 года.

Как разъяснено в абз.8 п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. При этом наличие у заявителя задолженности по арендной плате не исключает его права на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.

Следовательно, административный истец ООО «Крабер», права и обязанности которого, как лица, имеющего исключительное право выкупа спорного земельного участка, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, от которой зависит выкупная цена земельного участка, является, в силу положений ст.ст.39.20, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер].

Из материалов дела следует, что административным истцом соблюден установленный статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательный для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора (л.д.126-127).

Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок с кадастровым номером [номер], месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], был внесен в Единый государственный реестр недвижимости 14.05.2018.

Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером [номер].

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] была определена в соответствии с п.2.1.3 Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 г. № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863.

В соответствии с Приложением 5 Постановления от 10.12.2014 № 863, земельный участок с кадастровым номером [номер] отнесен к 9 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена в размере 5 947 095,10 рублей.

Дата изменения кадастровой стоимости подтверждается Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 04.12.2018 (л.д.170-172).

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 14 мая 2018 года.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], административный истец ООО «Крабер» представило в суд отчет об оценке оценщика ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО6[номер] от 20.11.2019 (л.д.18-101).

Судом установлено, что представленный ООО «Крабер» отчет об оценке ООО «Лига-Эксперт НН» [номер] от 20.11.2019, соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015 № 145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке ООО «Лига-Эксперт НН» (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.

Выводы оценщика, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющейся членом Ассоциации «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение оценщика об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, а также от иных методов в рамках сравнительного подхода суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка земель коммерческого назначения, под размещение объектов производственно-складского назначения, расположенных в Нижнем Новгороде.

Как следует из отчета [номер] от 20.11.2019, оценщиком для сравнения было отобрано 4 объекта-аналога. С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, оценщиком применены корректировки: на торг, на расположение в непосредственной близости от крупных автодорог, на наличие коммуникаций, на площадь, на наличие железнодорожной ветки – на основании Справочника оценщика недвижимости-2017, том «Земельные участки», Нижний Новгород, 2017 г. (стр.44-47 Отчета – л.д.61-63а).

Итоговое заключение о рыночной стоимости объекта оценки изложено в разделе 8 Отчета на стр.49-50 (л.д.65-66).

Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 3034+/-19 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – склады, месторасположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 14.05.2018 составляет 3 684 600 (три миллиона шестьсот восемьдесят четыре тысячи шестьсот) рублей.

Также оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО6 в суд представлены пояснения к отчету об оценке, согласно которым и, вопреки доводам заинтересованного лица – Правительства Нижегородской области, изложенным в дополнительном отзыве на административное исковое заявление, в подготовленном отчете об оценке изложена и подтверждена существенная информация для определения стоимости объекта оценки на дату оценки. Законодательство не предусматривает точное количество аналогов для исследования анализа рынка. Минимальное достаточное количество объектов аналогов составляет не менее трех. В Отчете об оценке приведены 8 объектов-аналогов, что достаточно для анализа рынка данного сегмента.

Из представленной выборки отобраны 4 объекта-аналога, максимально сопоставимых с объектов оценки.

Оценщик в своем отчете об оценке указывает источник информации объектов-аналога, а также прилагает распечатанный принскрин (в котором указаны дата оценки, описание объекта оценки, контактные данные), который подтверждает что ссылка была действительна. Оценщик подтвердил информацию принскрином, что она была действительно.

Также, оценщиком ФИО6 в судебное заседание представлены принскрины продажи земельных участков под коммерческое использование, аналогичные представленным в Отчете об оценке. Документы читаемы, достоверны, сомнений не вызывают.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке оценщика ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО6[номер] от 20.11.2019, соответствующему требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости с кадастровым номером [номер], лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд установил, что отчет об оценке оценщика ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО6[номер] от 20.11.2019, отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает заявленную итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на юридически значимую дату (14.05.2018).

Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных ООО «Крабер» требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости, в данном случае - в отношении находящегося в собственности ООО «Крабер» земельного участка, его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).

Доводы Правительства Нижегородской области о несоответствии отчета об оценке критериям относимости и допустимости получили оценку выше, при изложении выводов суда о соответствии отчета об оценке требованиям действующего законодательства.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ООО «Крабер» требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Крабер» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 3034+/-19 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – склады, месторасположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 3 684 600 (три миллиона шестьсот восемьдесят четыре тысячи шестьсот) рублей по состоянию на 14 мая 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда Н.В. Гущева

Решение в окончательной форме принято 20 августа 2020 г.