Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тульский областной суд в составе
председательствующего Овсянкиной Н.В.,
при секретаре Тимашковой Ю.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-404/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, в котором просила установить кадастровую стоимость принадлежащих ей на праве собственности одиннадцати земельных участков с кадастровыми № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под промышленную площадку, расположенных по адресу: <адрес>, в размере их рыночной стоимости.
В обоснование административного иска административный истец указала, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2016, установленные в результате государственной кадастровой оценки и утвержденные постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546, в размерах:
- для земельного участка с кадастровым № -13460240,12 руб.;
- для земельного участка с кадастровым №-12564498,52 руб.;
- для земельного участка с кадастровым №-13661781,98 руб.;
- для земельного участка с кадастровым №-11045182,96 руб.;
- для земельного участка с кадастровым №-3724217,96 руб.;
- для земельного участка с кадастровым №-3774172,78 руб.;
-для земельного участка с кадастровым №-11307015,12 руб.;
- для земельного участка с кадастровым № -2520134,54 руб.;
- для земельного участка с кадастровым №-4776714,34 руб.;
- для земельного участка с кадастровым №-4847340,12 руб.;
- для земельного участка с кадастровым № -11222608,70 руб., завышены, чем нарушаются права административного истца, как собственника указанных объектов недвижимого имущества при реализации налоговых обязательств, поскольку на нее возложена обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
В подтверждение доводов о завышении стоимости объекта недвижимости, административный истец сослался на отчет <...> от 13.11.2017 №103, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу составила:
- земельного участка с кадастровым № -5529733 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-5161745 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-5311391 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-4537580 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-1601047 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-1620617 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-4645146 руб.,
- земельного участка с кадастровым № -1120161 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-2010425 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-2037589 руб.,
- земельного участка с кадастровым № -4436910 руб.
В судебное заседание административный истец ФИО1, а так же представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О дате месте слушания по делу извещались своевременно и надлежащим образом.
Административный истец ФИО1 в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в письменном ходатайстве указал, что не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) и просил разрешить их на усмотрение суда и в отсутствие представителя Управления.
Представитель административного ответчика - правительства Тульской области в адресованном суду ходатайстве указал, что правительство Тульской области не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию и просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством и в отсутствие представителя правительства.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области указал, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, в связи с чем, просил вынести решение на усмотрение суда и в отсутствие представителя Учреждения.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г. Новомосковск в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, учитывая наличие доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3 просил суд удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Пунктами 3 и 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. № 388), установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости методом массовой оценки, под которой понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
В силу требований главы III.1 закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. результаты определения кадастровой стоимости, отраженные в соответствующем отчете, подлежат утверждению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, затем внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 7,8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», после чего обязательны к применению для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
В свою очередь, согласно ч.2 ст. 3 закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Поскольку, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость, суд приходит к выводу, что законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в том случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности лиц, владеющих объектом недвижимости.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу требований части 5 статьи 247 и части 1 статьи 248 КАС РФ лежит на административном истце.
Платность использования земли в Российской Федерации относится к одному из принципов земельного законодательства (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. При этом независимо от формы внесения платы отправной величиной, из которой производятся расчеты, является кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база для расчета земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 указанной статьи кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Решением Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 28.10.2014 № 17-2 «О земельном налоге» на территории указанного муниципального образования был установлен и введен в действие земельный налог, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.(п. 2)
В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 7814 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 7294 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 7931 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 6412 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2162 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2191 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 6564 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
-земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 1463 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2773 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2814 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 6515 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 7814 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
Указанное обстоятельство объективно подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 23.06.2015, 24.06.2015,18.09.2015, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.10.2017 № 71/104/007/2017-4457, № 71/104/007/2017-4458, № 71/104/007/2017-4459, № 71/104/007/2017-4460, № 71/104/007/2017-4462, № 71/104/007/2017-4463, № 71/104/007/2017-4454, № 71/104/007/2017-4464, № 71/104/007/2017-4465, № 71/104/007/2017-4456, № 71/104/007/2017-4455 и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки, кадастровая стоимость которых составляет предмет спора по настоящему административному делу, являются объектами налогообложения по земельному налогу, исчисляемому исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, результатами определения кадастровой стоимости затронуты права административного истца, как налогоплательщика, а значит, он обладает правовой заинтересованностью в установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере рыночной.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12).
Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2016 г. кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу, установлена в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым № -13460240,12 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-12564498,52 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-13661781,98 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-11045182,96 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-3724217,96 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-3774172,78 руб.,
-земельного участка с кадастровым №-11307015,12 руб.,
-земельного участка с кадастровым № -2520134,54 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-4776714,34 руб.,
- земельного участка с кадастровым №-4847340,12 руб.,
-земельного участка с кадастровым № -11222608,70 руб.
(<...>
Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.12.2017 № 71/исх/17-678116, №71/исх/17-678107, №71/исх/17-678049,№71/исх/17-677963, №71/исх/17-677661,№71/исх/17-678120, №71/исх/17-678045,№71/исх/17-678004,№71/исх/17-678103,№71/исх/17-78131№71-678013.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
С целью определения рыночной стоимости указанного единого землепользования административный истец обратился в <...>
В соответствии с отчетом №103 от 13.11.2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности объектов недвижимости составила:
- земельного участка с кадастровым <...> -5529733 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-5161745 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-5311391 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-4537580 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-1601047 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-1620617 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-4645146 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...> -1120161 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-2010425 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...>-2037589 руб.,
- земельного участка с кадастровым <...> -4436910 руб.
Как следует из указанного отчета, при определении рыночной стоимости земельных участков оценщиком ФИО10 был применен сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В отчете об оценке изложено подробное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов к оценке.
В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки оценщиком выявлены ценообразующие факторы, требующие корректировки: местоположение, коммуникации, разрешенный вид использования, площадь, дата предложения, цена предложения, наличие железнодорожной ветки.
Для расчетов были выбраны три объекта–аналога. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений интернет-сайтов. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Оценщик проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 подтвердила обоснованность подбора объектов-аналогов, представив суду выписки из базы оценочной компании с уточнением их характеристик, указав, что неприменение ею к объекту аналогу №3 корректировки на наличие железнодорожной ветки и корректировки на вид разрешенного использования земельного участка по объекту-аналогу №2 сохранит рыночную стоимость объектов оценки, определенную на их основе, в пределах допустимой погрешности результатов.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, ввиду значительной разницы между кадастровой и рыночной стоимостью принадлежащих административному истцу земельных участков, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО8
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта№11-2018 от 24.01.2018 отчет <...> №103 от 13.11.2017 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Рыночная стоимость земельных участков, определенная оценщиком в указанном отчете подтверждается результатами проверки.
В соответствии с ч. 8 ст. 82 КАС РФ заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается по правилам ст. 84 КАС РФ.
Оценивая заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом ФИО8 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что представленное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
При этом суд учитывает, что с учетом показаний свидетеля ФИО7 представитель административного истца не пожелал назначать дополнительную судебную экспертизу.
Составленное заключение, соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, которые дают возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Эксперт ФИО8, проводивший судебную оценочную экспертизу, равно как и оценщик ФИО7, составившая отчет об оценке, являются членами саморегулируемых организаций оценщиков и их ответственность застрахована, то есть указанные требования Закона соблюдены.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области 30.11.2016 № 546 кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных объектов в отчете <...> №103 от 13.11.2017 года, выводы которого признаны экспертом обоснованными.
О несогласии с указанными отчетом об оценке и заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, в процессе судебного разбирательства не заявлялось.
С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости земельного участка стороны к суду не обращались; обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости, подтвержденная заключением судебной экспертизы, не соответствует сложившемуся рынку цен на сходные объекты недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости, судом при рассмотрении дела по существу не добыто.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчете <...> №103 от 13.11.2017 года рыночная стоимость спорных земельных участков значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости и оспариваемой кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость указанных выше принадлежащих административному истцу земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета <...> от 13.11.2017 года, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Поскольку абзацем пятым ст. 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату обращения административного истца в суд – 21 декабря 2017 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости (абз. 5 ст. 24.20 закона «Об оценочной деятельности».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к правительству Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 7814 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 529 733 руб.,
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 7294 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 161 745 руб.,
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 7931 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 311 391 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 6412 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4 537 580 руб.,
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2162 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,в размере его рыночной стоимости 1 601 047 руб.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2191 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 620 617 рублей.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 6564 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,в размере его рыночной стоимости 4 645 146 рублей.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 1463 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,в размере его рыночной стоимости 1 120 161 рублей.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2773 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,в размере его рыночной стоимости 2 010 425 рублей.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 2814 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,в размере его рыночной стоимости 2 037 589 рублей.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под производственную площадку, общей площадью 6515 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> размере его рыночной стоимости 4 436 910 рублей.
В целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, датой подачи ФИО2 заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица в суд - 21.12.2017 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: