ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-404/2022 от 12.04.2020 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-404/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Александровой И.В.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СНТСН «Загорье» о признании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим,

установил:

распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 № 287-Р установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год».

Административный истец Дачный потребительский кооператив «Загорье» обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 № 287-Р «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год», в котором просит суд признать недействующим в части включения в пункт 5 Приложения к распоряжению указание на «садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности», а другая, из которых включена в пункт 6.1 Приложения и именуемая «садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, за исключением указанных в пункте 3»; в части смешения в пункте 5 Приложения категории потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пункте 71(1) Основ ценообразования, с категориями потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пунктах 2 и 6 Приложения №1 к Основам ценообразования; в части установления в пункте 6 Приложения для категории потребителей электрической энергии категории потребителей «садоводческие и огородные некоммерческие товарищества», цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) без применения понижающего коэффициента 0.7

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые формулировки в пункте 5 и пункте 6.2 Приложения исключают возможность применения к истцу ДПК «Загорье» в расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, установление которого предусмотрено пунктом 71 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», поскольку расчет производится энергосбытовой организацией на основании договора энергоснабжения с кооперативом от 01.01.2007 по тарифу для тарифной группы «прочие потребители», для которой применение понижающего коэффициента не предусмотрено.

Указанные в оспариваемой части распоряжения формулировки, по мнению административного истца, противоречат Федеральному закону «Об энергетике», постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 «1178 «О ценообразовании в области регулируемых цент (тарифов) и электроэнергетики» и приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19.06.2018 № 834 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».

В судебном заседании представитель административного истца Слепков В.А. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, настаивал на его удовлетворении по изложенным основаниям. Указав, также, что оспариваемое распоряжение не опубликовано Комитетом.

Представитель административного ответчика – Комитета по ценам и тарифам Московской области на основании доверенности Баскова Д.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование правовой позиции указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель АО «Мосэнергосбыт» возражала относительно требований, в представленном отзыве указала, что в рассматриваемом случае административный истец фактически выражает несогласие с порядком применения по договору энергоснабжения от 0101.2007 года при расчетах за потребляемую эклектическую энергию понижающего коэффициента.

Федеральная антимонопольная служба в письменных пояснениях указала, что административное исковое заявление не содержит обоснования незаконности установленных величин цент (тарифов) на электрическую энергию для населения и привлеченным к ним категориям потребителей. Доводы административного истца сводятся к несогласию с применением к нему при расчетах понижающего коэффициента, что не связано с проверкой оспариваемого акта в порядке абстрактного нормоконтроля.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 № 1321/46, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.

В его полномочия входит установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Комитет при установлении тарифов руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также иными правовыми актами.

Пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации определено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 4 Закона Московской области от 19.07.2005 № 185/2005-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области», распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня первого официального опубликования их полных текстов в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2020 № 287-Р «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год».

Пунктом 5 Приложения к распоряжению установлены категории плательщиков, в том числе население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к нему: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности.

Пунктом 6 Приложения к распоряжению установлена категория плательщиков – потребители, приравненные к населению, в том числе пунктом 6.2 - садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, за исключением указанных в пункте 5 Приложения.

Оспариваемое распоряжение опубликовано в газете «Ежедневные новости. Подмосковье выпуск от 24.02.2022 №33 (5188) со ссылкой о полном первом опубликовании на официальном сайте Комитета в Интернет портале Правительства Московской области 31.12.2021.

Таким образом, установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).

Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год, утверждены приказом ФАС России от 13.10.2021 № 1107/21.

Как усматривается из текста оспариваемого распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области, настоящим актом установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей Московской области на 2022 год в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных ФАС России, в соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», Положением о Комитете, и на основании решения Правления Комитета.

Приложением 1 к Основам ценообразования определен исчерпывающий Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).

В силу пункта 2 указанного Перечня садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества входят в перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).

Пунктом 71 Основ ценообразования по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предусмотрена возможность применения понижающих коэффициентов от 1 до 0,7.

Следовательно, за Комитетом как за органом регулирования закреплено право применять для отдельных групп потребителей понижающий коэффициент от 1 до 0,7 к тарифам на электрическую энергию.

Пунктом 6.2 Приложения к оспариваемому распоряжению закреплено, что при расчетах с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан за потребленную электрическую энергию применяется тариф без учета понижающего коэффициента 0,7.

Исходя из системного толкования положений действующего законодательства, к населению, проживающему в сельских населенных пунктах, относятся, в том числе, граждане, проживающие в жилых домах (жилых строениях), расположенных на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, находящихся в сельских населенных пунктах.

Расчеты за электроэнергию, потребленную населением, проживающим в сельских населенных пунктах, осуществляются согласно пункту 5 приложения «Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей Московской области на 2022 год» к оспариваемому Распоряжению с учетом понижающего коэффициента 0,7.

В целях обеспечения равных условий с населением, проживающим в сельских населенных пунктах, для садоводческих некоммерческих объединений граждан в отношении объемов электрической энергии, потребляемой на коммунально-бытовые нужды в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельских населенных пунктах, пунктом 5 Приложения к Распоряжению № 287-Р предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,7 к тарифам на электрическую энергию.

Изложенное свидетельствует о том, что в отношении всех граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Московской области, обеспечен единый подход.

Исходя из оспариваемого пункта 5 распоряжения Комитета от 20.12.2020 № 287-Р, необходимыми условиями для применения понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, являются документы, подтверждающие статус «сельского населенного пункта» и право собственности или иного законного владения на жилой дом (жилое строение).

При этом, назначение помещений и, соответственно, их правовой статус определяется на основании правоустанавливающих документов на указанные помещения. Применение понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию для сельского населения в расчетах за электроэнергию, потребленную нежилыми помещениями, объектами уличного освещения и прочими объектами инфраструктуры, расположенными на территории садовых и дачных некоммерческих объединений, не предусмотрено.

Доводы административного искового заявления по существу сводятся к несогласию с применением к административному истцу при расчетах с АО «Мосэнергосбыт» понижающего коэффициента 1, что не является предметом настоящего судебного разбирательства, не связано с проверкой соответствия оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, а потому восстановление прав административного истца возможно в ином судебном порядке.

Данная позиция также отражена в разъяснениях ФАС России, направленных в адрес суда. Вышеуказанные обстоятельства нашли свое подтверждение и в решениях Арбитражного суда г. Москвы.

При данных обстоятельствах, оспариваемое в части распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области, принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, опубликовано в установленном законом порядке, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем законных оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.

Кроме того, обращает на себя внимание, что ранее Московским областным судом в 2019 и 2021 годах были приятны решения об отказе в удовлетворении требований СНТСН (ДПК) «Загорье» по признанию недействующим аналогичных положений распоряжений Комитета по ценам и тарифам об установлении цен (тарифов) на электирческую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2019,2021гг.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177,178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований СНТНС «Загорье» о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области №287-р от 20.12.2021 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год» в части включения в пункт 5 Приложения к распоряжению «садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности», а другая, из которых включена в пункт 6.1 Приложения и именуемая «садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, за исключением указанных в пункте 3»; в части смешения в пункте 5 Приложения категории потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пункте 71(1) Основ ценообразования, с категориями потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пунктах 2 и 6 Приложения к Основам ценообразования; в части установления в пункте 6 Приложения для категории потребителей электрической энергии категории потребителей «садоводческие и огородные некоммерческие товарищества», цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) без применения понижающего коэффициента 0.7.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 18.04.2022 г.

Судья М.Ю. Елизарова