ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-405/19 от 21.02.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-50/2020

УИД 76OS0000-01-2019-000405-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 21 февраля 2020 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Лебедева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Первая башенная компания» о признании недействующим в части решения Собрания представителей Некоузского муниципального района Ярославской области от 16 ноября 2017 года N 332 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Некоузского муниципального района, и находящихся в собственности Некоузского муниципального района ",

установил:

Решением Собрания представителей Некоузского муниципального района Ярославской области от 16 ноября 2017 года № 332 утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Некоузского муниципального района, и земельных участков, находящихся в собственности Некоузского муниципального района, предоставленных в аренду без торгов, для расчета величины годовой арендной платы.

Пунктом 19 раздела 1 «Земли населенных пунктов» приложения № 1 к указанному решению установлен коэффициент функционального использования для земельных участков с видом разрешенного использования – «земельные участки объектов связи», в том числе для участков под электросвязь и радиосвязь, телеграф, телефон (за исключением сотовой связи) в размере 149, 816 %; для участков под наземные сооружения и инфраструктуру сотовой связи (коммерческое использование) в селе Новый Некоуз, поселок Борок, поселок Волга, Октябрьское сельское поселение, населенные пункты, где отсутствует кадастровая оценка по данному виду разрешенного использования земельных участков, - 593, 148 %; иные населенные пункты и территории сельского поселения – 2 364, 10 %.

Решение опубликовано в издании "Вперед", N 74, 22 декабря 2017 года.

Акционерное общество (АО) «Первая башенная компания» является арендатором расположенного на территории Некоузского муниципального района Ярославской области земельного участка площадью 289 кв.метров с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Ярославская область. Некоузский район, поселок Шестихино, на основании договора аренды земельного участка от 1 февраля 2016 года, заключенного с администрацией Волжского сельского поселения Некоузского района Ярославской области.

С 2019 года расчет арендной платы за земельный участок для АО «Первая башенная компания» исчисляется с учетом коэффициента функционального использования, определенного для земельных участков, занятых объектами сотовой связи, в размере 2 364, 10 %.

АО «Первая башенная компания» обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 19 раздела 1 приложения № 1 к решению Собрания представителей Некоузского муниципального района Ярославской области от 16 ноября 2017 года № 332, полагая, что величина коэффициента функционального использования земельных участков с видом разрешенного использования – земельные участки объектов сотовой связи в размере 2 364, 10 % не является экономически обоснованной, что нарушает права и законные интересы АО «Первая башенная компания», как арендатора находящегося в муниципальной собственности земельного участка, и указывает на несоответствие Решения № 332 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582.

В судебное заседании представители административного истца АО «Первая башенная компания» и административного ответчика Собрания представителей Некоузского муниципального района Ярославской области не явились.

В письменном отзыве на административный иск административный ответчик требования его не признал, указал, что оспариваемое решение принято представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, порядок принятия решения соблюден, коэффициент функционального использования для земельных участков под объекты сотовой связи в размере 2 364, 10 % установлен на основании пункта 2.11 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 года N 710-п, путем индексации ранее действовавшего коэффициента для земельных участков с данным видом разрешенного использования в 2 253,673 % на величину уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на 2016 год в размере 4, 9 %. Таким образом, величина коэффициента в 2 364, 10 % является обоснованной.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска.

Заслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административный иск АО «Первая башенная компания» подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Ярославской области установлен постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 года N 710-п.

Согласно пунктам 2.2 и 2.3 Постановления № 710-п размер годовой арендной платы за использование земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2<1>, 2.6, 2.6<1> - 2.6<4> раздела 2 настоящего Порядка, рассчитывается по формуле:

Ави = УПКСЗви x S x К,

где:

Ави - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.);

УПКСЗви - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель;

S - площадь земельного участка (кв. м);

К - коэффициент функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (%).

Коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).

При расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, применяются коэффициенты функционального использования, утвержденные органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа области, за исключением земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, расположенных на территории городского округа города Ярославля, и земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, предоставленных для размещения и эксплуатации аэропортов.

Таким образом, определение размера коэффициента функционального использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с Уставом Некоузского муниципального района Ярославской области, принятым решением Собрания представителей Некоузского муниципального округа от 25.03.1997 года N 40 (статьи 20, 21, 34, 37), Собрание представителей Некоузского муниципального района является выборным представительным органом местного самоуправления данного муниципального района.

Собрание представителей Некоузского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Некоузского муниципального района, решение об удалении председателя Собрания представителей муниципального района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания представителей и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ярославской области и настоящим Уставом.

Решения Собрания представителей Некоузского муниципального района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания представителей, если иное не установлено федеральным законом.

Опубликование нормативных правовых актов Собрания представителей Некоузского муниципального района и Администрации Некоузского муниципального района, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется Главой Некоузского муниципального района путем подписания и направления для официального опубликования указанных актов и соглашений в периодическом печатном издании, распространяемом в Некоузском муниципальном районе, учрежденном органами местного самоуправления Некоузского муниципального района, - газете "Вперед".

На основании указанных положений Устава Некоузского муниципального района и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах предоставленных ему полномочий нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, порядок принятия решения в части порядка голосования за данное решение для признания его принятым и введения его в действие соблюден.

Проверяя соответствие оспариваемых положений Решения по существу осуществляемого ими правового регулирования на соответствие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее:

Впервые на территории Некоузского муниципального района Ярославской области коэффициент функционального использования для земельных участков с разрешенным видом их использования для размещения объектов сотовой связи установлен Решением Собрания представителей Некоузского муниципального района № 41 от 31 марта 2009 года и составил 35, 078 %.

Решением Собрания представителей Некоузского муниципального района № 171 от 24 декабря 2015 года коэффициент для земельных участков под объекты сотовой связи для иных населенных пунктов и территории сельского поселения, за исключением села Новый Некоуз, поселка Борок, поселка Волга, Октябрьского сельского поселения, населенных пунктов, где отсутствует кадастровая оценка по данному разрешенному использованию земельных участков, установлен в размере 2 253, 673 %.

Оспариваемым в данном административном деле Решением установлен коэффициент функционального использования для земельных участков под объекты сотовой связи в размере 2 364, 10 % путем индексации коэффициента, установленного Решением от 24 декабря 2015 года в размере 2 253, 673 % на уровень инфляции 2016 года в размере 4, 9 %.

Согласно пункту 2.11 Постановления № 710-п коэффициенты функционального использования и размер арендной платы, установленный в соответствии с пунктом 2.6<1> раздела 2 настоящего Порядка, ежегодно индексируются в соответствии с размером уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Статьей 1 Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2018 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 101 164,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,4 процента (декабрь 2018 года к декабрю 2017 года).

Таким образом, определение коэффициента функционального использования земельного участка путем индексации ранее установленного коэффициента на уровень инфляции в 4, 9 % не соответствует Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области. Определение размера индексации произведено органом местного самоуправления неверно.

Согласно вышеприведенным положения пункта 2.11 Постановления № 710-п величину индексации следовало определять как уровень инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, которым при принятии оспариваемого Решения являлся 2018 год. Следовательно, величина индексации подлежала определению в размере 3,4 %.

Суд обращает внимание также, что на 2016 год согласно статье 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" уровень инфляции был установлен в размере 5,8 %; на 2017 год согласно статье 1 Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" – в размере 3, 2%.

Ссылки на нормативный акт, которым руководствовался орган местного самоуправления при определении величины индексации, в отзыве на административный иск не приведено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определение величины коэффициента функционального использования земельных участков с видом разрешенного использования для объектов сотовой связи путем индексации ранее установленного коэффициента на 4,9 % противоречит вышеприведенным положениями пункта 2.11 Постановления № 710-п.

Кроме того, суд принимает во внимание, что действующим нормативным актом, применяемым при расчете арендной платы на территории Некоузского муниципального района, определено цифровое значение коэффициента для земельных участков, занятых объектами сотовой связи, в размере 2 364, 10 %, который получен путем установления данного коэффициента в 2015 году с последующей его индексацией.

При таких обстоятельствах, обоснованность определения первоначального размера коэффициента, как составляющей части действующего коэффициента, подлежит проверке в рамках настоящего административного дела.

Проверяя нормативный акт в указанной части, суд полагает, что при его принятии представительным органом местного самоуправления нарушены положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582, которым закреплены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу второму Основных принципов арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

По делу установлено, что основой для последующей индексации и установления коэффициента функционального использования земельных участков под объекты сотовой связи в оспариваемом Решении явился коэффициент, установленный Решением Собрания представителей Некоузского муниципального района № 171 от 24 декабря 2015 года в размере 2 253, 673 %.

В результате исследования доказательств, касающихся порядка и процедуры принятия указанного решения судом установлено, что представительный орган местного самоуправления экономическим обоснованием того обстоятельства, что коэффициент функционального использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов сотовой связи составляет 2 253, 673 %, не располагал.

Данный вывод следует как из ответа административного ответчика на запрос суда о представлении доказательств экономической обоснованности установленного коэффициента, так и из имеющегося в материалах дела протокола заседания Собрания представителей Некоузского муниципального района от 24 декабря 2015 года, который не содержит ссылки на документы, изученные депутатами при принятии решения, обсуждения этих документов или иных фактов, повлиявших на установленную Решением величину коэффициента.

Суд учитывает, что несмотря на отсутствие введенной в установленном законом порядке в действие нормативно установленной методики расчета коэффициента функционального использования земельных участков, исходя из понятия экономического обоснования арендной платы, заложенного в вышеприведенных Основных принципах определения арендной платы, а также понятия «коэффициента функционального использования земельного участка», которое дано в пункте 2.2 Постановления № 710-п, экономическое обоснование определения цифрового значения данного коэффициента должно иметь место на основании расчета или анализа подлежащих учету факторов с использованием специальных познаний в экономике, социальных науках и оценке.

Такого исследования в порядке подготовки к принятию Решениям Собрания представителей Некоузского муниципального района № 171 от 24 декабря 2015 года представительным органом местного самоуправления не проводилось.

Суд принимает во внимание также, что административным ответчиком не представлено доказательств определения коэффициента в 2009 году на основании экономического обоснования его величины и определения коэффициента в 2015 году путем индексации ранее установленного коэффициента.

Таким образом, последующая индексация данного коэффициента, имевшая место при принятии оспариваемого в настоящем административном деле Решения, не привела к определению экономически обоснованной величины данного коэффициента, а потому Решение Собрания представителей Некоузского муниципального района Ярославской области от 16 ноября 2017 года N 332 в оспариваемой его части не соответствует абзацу второму Основных принципов, утвержденных постановлением № 582, а также пункту 2.2 Порядка, утвержденного постановлением № 710 – п, и в связи с этим подлежит признанию недействующим.

Определяя момент, с которого подлежит признанию недействующим Решение в части установления коэффициента функционального использования для земельных участков объектов сотовой связи иных населенных пунктов и территории сельского поселения в размере 2 364, 10 %, суд принимает во внимание положения статьей 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38), и полагает, что нормативный акт в оспариваемой его части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, так как до вынесения настоящего решения этот нормативный акт неоднократно применялся и на основании этого акта были реализованы права как органа местного самоуправления, так и плательщиков арендной платы.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Первая башенная компания» удовлетворить.

Признать недействующими пункт 19 Приложения № 1 к решению Собрания представителей Некоузского муниципального района Ярославской области от 16 ноября 2017 года N 332 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Некоузского муниципального района, и находящихся в собственности Некоузского муниципального района" в части установления коэффициента функционального использования для земельных участков объектов сотовой связи иных населенных пунктов и территории сельского поселения в размере 2 364, 10 %, с момента вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать в издании "Вперед" сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 6 марта 2020 года