ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-407/20 от 30.11.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-407/2020

42OS0000-01-2020-000393-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

с участием прокурора Большаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«30» ноября 2020 года

административное дело по административному иску Муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 827 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2018 № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» на 2019-2021 годы» в части 2020 года»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также - РЭК, Комиссия) от 18 декабря 2018 года № 587 установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» на 2019-2021 годы (л.д. 11 - 13).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 827 внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18 декабря 2018 № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» на 2019-2021 годы» (л.д. 78).

В приложении указанного постановления установлены одноставочные тарифы для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС), на период с 01 января 2020 по 30 июня 2020 года в размере 1 153,76 руб./Гкал, на период с 01 июля 2020 по 31 декабря 2020 года в размере 1 153,76 руб./Гкал. (л.д. 79 - 80).

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 20 декабря 2019 года (л.д. 81).

Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее также - МП «ГУЖКХ», Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 827 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2018 №587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» на 2019-2021 годы» в части 2020 года», по причине не соответствия их Федеральному закону «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 № 190-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 22 октября 2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

В обоснование требований указывает, что МП «ГУЖКХ» не согласно с размером установленной регулятором необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), поскольку при расчете НВВ на производство тепловой энергии, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, РЭК не учтены экономически обоснованные расходы предприятия на 2020 год по статье амортизация основных средств и нематериальных активов в сумме 4 683,25 рублей. Позицию регулятора относительно того, что к данной статье расходов применяются положения, регулирующие налоговый учет, полагает ошибочной.

В судебном заседании представители административного истца – директор МП «ГУЖКХ» Андренков А.В., Шин С.А., действующий на основании доверенности от 28.09.2020 № 5, сроком на 1 год, предоставивший диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса (ранее Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области) Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности от 09.01.2020 № 1, сроком на 3 года, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против требований административного истца, письменные возражения, приобщены к материалам дела (л.д. 73 - 77).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Большаковой Е.В., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 3.6 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371 (утратило силу в связи с принятием Правительством Кемеровской области - Кузбасса Постановления от 19.03.2020 № 142 «О Региональной энергетической комиссии Кузбасса»), Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает тарифы на тепловую энергию.

Аналогичные положения относительно полномочий Региональной энергетической комиссии Кузбасса содержатся в пункте 3.17 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утружденном постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования).

Методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяют Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее также Методические указания № 760-э).

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод индексации установленных тарифов; метод сравнения аналогов.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта (пункт 19 Основ ценообразования).

В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил регулирования следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

Судом установлено, что Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» производит реализацию тепловой энергии (мощности), необходимой для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

На основании приказа КУМИ Администрации г. Новокузнецка от 12.09.2017 № 408 за административным истцом на праве хозяйственного ведения закреплена газовая котельная с оборудованием (л.д. 189 - 190).

Объекты коммунальной инфраструктуры, переданные административному истцу в хозяйственное ведение на основании вышеуказанного приказа, приняты Предприятием к учету по первоначальной стоимости, с отражением начисленной амортизации.

18.12.2018 постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 587 Предприятию установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» на 2019-2021 годы.

23.04.2019 МП «ГУЖКХ» обратилось в РЭК для корректировки тарифов на второй год первого долгосрочного периода регулирования.

В рамках исполнения государственной функции по установлению тарифов в сфере теплоснабжения РЭК проведена экспертиза по материалам, представленным административным истцом для корректировки величины необходимой валовой выручки и определения уровня тарифов на тепловую энергию в части 2020 года, в результате чего необходимая валовая выручка на 2020 год с использованием метода индексации установленных тарифов определена в размере 58 507,37 тыс. руб.

При этом регулятором не приняты к учету расходы предприятия на 2020 год по статье амортизация основных средств и нематериальных активов в сумме 4 683, 25 тыс. руб., с чем административный истец не согласен.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации (пункт 73).

Из содержания пункта 43 Основ ценообразования и пункта 39 Методических указаний № 760-э усматривается, что сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Согласно пункту 7 Положения по Бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету), согласно пунктам 12 и 13 которых учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств, которые открываются на каждый инвентарный объект.

На основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств (пункт 19 Методических указаний по бухгалтерскому учету).

Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 (пункт 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету).

Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.

Из обстоятельств дела следует, что в ходе тарифного регулирования административным истцом были представлены перечень объектов основных средств, в числе которых газовая котельная и объекты коммунальной инфраструктуры, переданные административному истцу в хозяйственное ведение, оборотно-сальдовые ведомости по счету 01, расчет амортизационных начислений (приложение 4.10 к Методическим указаниям № 760-э) (л.д. 193 – 219).

Каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, допущенных административным истцом при составлении представленных в тарифный орган документов, Комиссией не указано.

Исключая расходы на амортизацию, тарифный орган, сославшись на статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации, посчитал, что имущество, находящееся на балансе предприятия, не подлежит амортизации, так как было приобретено (создано) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Вместе с тем, как следует из взаимосвязанных положений приведенных выше нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере теплоснабжения и в сфере бухгалтерского учета, при определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счет бюджетных средств, не исключается.

Что касается положений подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, ссылка на которые содержится в заключении тарифного органа в качестве основания к отказу в принятии спорной статьи расходов, данная норма регулирует налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.

Учитывая изложенное, органом регулирования необоснованно исключены расходы Муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» на 2020 год по статье амортизация основных средств и нематериальных активов в сумме 4 683,25 рублей.

При таких данных оспариваемые тарифы не могут быть признаны экономически обоснованными.

С учетом изложенных обстоятельств корректировка оспариваемых тарифов произведена регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства и свидетельствует о противоречии постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 827 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2018 года №587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» на 2019-2021 годы» в части 2020 года» требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы. Соответственно оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года №827.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемое административным истцом постановление следует признать не действующим с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 года № 827 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2018 года № 587 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на коллекторах МП «ГУЖКХ» на 2019-2021 годы» в части 2020 года».

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление в указанной части в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Мотивированное решение составлено «04» декабря 2020 года.