Дело № 3а-409/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Подкопаевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рыбное хозяйство» об оспаривании результатов кадастровой стоимости по недостоверности сведений об объектах недвижимости,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Рыбное хозяйство» (далее общество) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных требований, уточняя их в ходе рассмотрения дела, общество указало, что на праве собственности владеет земельными участками площадью 1 402 900 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0080280:290 и площадью 95 755 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0080280:393, расположенные в с/о Воздвиженское Клинского района Московской области. Земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования для производственных нужд. Сведения о земельных участках в Государственный кадастр недвижимости внесены в 2007году. Земельный участок с кадастровым номером 50:03:0080280:393 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:03:0080280:292 в феврале 2010 года. Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 14 мая 2015 года органом кадастрового учета рассчитана исходя из удельного показателя установленного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №563-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель «сельскохозяйственного назначения» для земель сельскохозяйственного назначения занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции». Удельный показатель кадастровой стоимости для данного вида по Клинскому району равен 743.13 рублей за кВ. метр. В результате чего кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:03:0080280:290 возросла с 2 653 808.41 рублей до 1 042 533 325.58 рублей; участка с кадастровым номером 50:03:0080280:393 с 181 135.81 рублей до 71 158 157.10 рублей.
Представитель административного истца пояснила, что весной пруды заполняются водой и общество осуществляет деятельность по запуску мальков и дальнейшему выращиванию рыбы. На земельных участках отсутствуют здания, строения, сооружения, используемые для производства, хранения и переработки продукции. Данные участки представляют собой водные объекты, нагульные пруды, состоящие из леже прудов, дамбы, рыбоуловителя. Полагает, что при расчете кадастровой стоимости объектов недвижимости учитывая фактическое использование объектов, отсутствие зданий и сооружений на участках, земельные участки должны быть, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, занятые водными объектами и используемые для предпринимательской деятельности, удельный показатель кадастровой стоимости для данного вида составляет 10.95 рублей.
Кроме того, представитель обращает внимание, что ранее при определении кадастровой стоимости земельных участков применялся удельный показатель распоряжения министерства экологии и природопользования МО №226-РМ 1,89 рублей. Кадастровая стоимость аналогичных земельных участков с разрешенным видом использования для производственных нужд, занятых водными объектами и образованные земельные участки из земельного участка с кадастровым номером 50:03:0080280:292 рассчитана органом кадастрового учета из удельного показателя кадастровой стоимости равного 10.95 рублей за 1 кв. метр. Полагает, что кадастровая стоимость, определенная в результате применения удельного показателя 743.13 рублей необоснованно завышена, что влияет на несение налогового бремени, значительно увеличивая его, и ставя под угрозу ведение хозяйственной деятельности организации, и приводит к банкротству.
Просит признать сведения о кадастровой стоимости земельных участков недостоверными и возложить на орган кадастрового учета с учетом фактического использования участков определить кадастровую стоимость объектов исходя удельного показателя 10.95 рублей за 1 кв. метр в соответствии с приложением к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №563-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель «сельскохозяйственного назначения» для земель сельскохозяйственного назначения занятых водными объектами и используемые для предпринимательской деятельности.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в суд представителя не направило, извещено судом посредством направления телеграммы. Административное исковое заявление с учетом уточнений представителем управления ФИО1 получено в судебном заседании 25 апреля 2017 года.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности ФИО2 оставил вопрос о разрешении требования на усмотрение суда.
Администрация сельского поселения Воздвижинское Клинского муниципального района Московской области в суд представителя не направила, извещена. По существу данного спора в письменном пояснении глава сельского поселения указал, что на земельном участке с кадастровым номером 50:03:0080280:393 расположен пруд для любительской рыбалки площадь которого не превышает 1 га.. На земельном участке кадастровым номером 50:03:0080280:290 расположен пруд площадью 83 га. Для выращивания товарной рыбы, неотъемлемой частью которого является рыбоуловитель. Здания, строения, сооружения на земельных участках не имеются.
Представитель администрации Клинского муниципального района Московской области по доверенности ФИО3 не оспаривая отсутствие на земельных участках административного истца зданий, строений сооружений для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции, однако возражал против заявленных требований, полагая, что удовлетворение требований административного истца фактически приведет к изменению вида разрешенного использования земельных участков в нарушение предусмотренной законодательством процедуры на изменение вида разрешенного использования.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права общество с ограниченной ответственностью «Рыбное хозяйство» является собственником двух земельных участков площадью 1 402 900 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0080280:290 и площадью 95 755 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0080280:393, расположенных в с/о Воздвиженское Клинского района Московской области.
Земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для производственных нужд.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:03:0080280:290 в Государственный кадастр недвижимости внесены в 2007году. Земельный участок с кадастровым номером 50:03:0080280:393 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:03:0080280:292 в феврале 2010 года.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Государственная кадастровая оценка земель, проводится в соответствии с Правилами ее проведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08 апреля 2000 года в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Кадастровая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
На территории Московской области государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводилась в отношении объектов учтенных в государственном кадастре по состоянию на 01 января 2013 года году в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития России №445 от 20 сентября 2010 года.
Результатом работ по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения явилась пообъектная оценка земельных участков сельскохозяйственного назначения Московской области и среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения (I-V группы) Московской области, утверждены Распоряжением Минэкологии МО от 26.11.2013 № 563-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области». Предназначенные для определения кадастровой стоимости в соответствии с положениями методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России №222 от 12 августа 2006года.
Как следует из материалов дела кадастровая стоимость земельных участков являющихся предметом спора рассчитана органом кадастрового учета в порядке актуализации сведений с применением удельного показателя с учетом второй группы видов функционального использования земель сельскохозяйственного назначения (земли сельскохозяйственного назначения занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции) определенного предусмотренной Методикой №445, для Клинского района Московской области, утвержденного Распоряжением №563-РМ в размере 743.13 рублей. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 14 мая 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0080280:290 оставила 1 042 533 325.58 рублей, с кадастровым номером 50:03:0080280:393 составила 71 158 157.10 рублей.
Обращаясь в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости, а затем в суд, общество указало, что при определении кадастровой стоимости орган кадастрового учета без вида функционального использования участков отнес их ко второй группе видов разрешенного использования, что привело к увеличению кадастровой стоимости объектов в более чем в 394 раз, и как следствие уплате земельного налога в большем размере, что нарушает права и законные интересы заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, суд исходит из того, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В рассматриваемом случае при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2013 г. кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования - для производственных нужд - рассчитана исходя из удельного показателя для 2-й группы видов разрешенного использования - земельные участки, для земель сельскохозяйственного назначения занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Из материалов дела следует, что на спорных земельных участках отсутствуют здания, строения, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. На указанных земельных участках расположены водные объекты (пруды) и сооружения неразрывно связанные с данными водными объектами и являющиеся частью водного объекта, а именно: сооружение нагульный пруд №1 состоящий из леже нагульного пруда площадью 98 000 кв. метров, дамбы площадью 32000 кв. метров, водопадующего канала, затвора, два перегораживающих сооружения, рыбоуловитель пруда, донный довыпуск.
Отнесение земельных участков по их функциональному назначению к землям сельскохозяйственного назначения занятыми водными объектами и используемыми для предпринимательской деятельности (3 группа) подтверждается представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера ООО «ЦентрЮридическихУслуг» «ЮрПрофБизнес», фотоснимками, заключением кадастрового инженера ФИО4, подтвердившего заключение в судебном заседании, и пояснившего: при выходе на место было установлено, что земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения занятым водными объектами и по функциональной особенности используются собственником для предпринимательской деятельности (сезонное выращивание рыбы). Какие-либо строения, сооружения, используемые для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на участках отсутствуют.
Наличие на земельных участках водных объектов для любительской рыбалки и выращивания товарной рыбы и отсутствие как таковых строений подтверждается письменными пояснениями администрации сельского поселения Воздвижинское Клинского муниципального района Московской области, а также не оспаривалось в судебном заседании представителем Клинского муниципального района Московской области, представившего акты обследования участков датированных ноябрем 2015 года.
Административный истец неоднократно обращался в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» в целях проверки правильности отнесения земельных участков к группе видов функционального использования орган кадастрового учета направлял обращения в администрацию Клинского муниципального района МО, однако в виду отсутствия ответов орган кадастрового учета, Министерство имущественных отношений Московской области разрешить возникший спор в досудебном порядке не имело возможности.
При проведении прежней государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области Распоряжение 226-РМ от 30 ноября 2005 года удельный показатель кадастровой стоимости при расчете органом кадастрового учета применен с учетом функционального использования объектов недвижимости в размере 1.89 рублей.
Заслуживает внимания и тот аспект, что земельный участок с кадастровым номером 50:03:0080280:393 образован в результате раздела земельного участка 50:03:0080280:292 из которого помимо спорного участка образованы участки с кадастровыми номерами 50:03:0080280:394 и 50:03:0080280:392. По данным кадастрового учета приведенные земельные участки имеют аналогичный со спорными объектами вид разрешенного использования, однако при определении кадастровой стоимости по своему функциональному использованию земельные участки органом кадастрового учета отнесены к землям -земли сельскохозяйственного назначения занятые водными объектами и используемые для предпринимательской деятельности (3 группа), кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя 10.95рублей.
Суд, проанализировав все собранные в ходе рассмотрения дела доказательства, приходит к выводу, что имеется достаточно оснований полагать, о необходимости отнесения земельного участка с видом разрешенного использования "для производственных нужд" по его функциональному виду использования при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0080280:290 и 50:03:0080280:393 к третий группе видов функционального использования земель в составе - земли сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами и используемые для предпринимательской деятельности, определив размер кадастровой стоимости исходя из удельного показателя 10,95 рублей за 1 кв. метр установленного приложением №1 к Распоряжению 563-РМ.
Суд считает, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере 1 042 533 325.58 рублей и 71 158 157.10 рублей исходя из 2-й группы видов функционального использования земель, повлекло нарушение прав и законных интересов общества как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, увеличив налоговую базу в 394 раза.
На основании изложенного суд полагает, что отнесение земельных участков при проведении государственной кадастровой оценки к 2-й группе видов разрешенного использования является технической ошибкой, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и подлежит исправлению в порядке статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.
При этом суд, считает необходимым разъяснить, что исправление технической ошибки путем определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0080280:393 и 50:03:0080280:292 путем отнесения объектов недвижимости к 3 группе видов по функциональному использованию и применение удельного показателя 10.95 рублей не изменяет существующий у объектов вид разрешенного использования «для производственных нужд» и не является основанием для изменения вида разрешенного использования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявление общества с ограниченной ответственностью «Рыбное хозяйство» – удовлетворить.
Возложить обязанность на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного отнесения участков ко 2 группе видов функционального использования земельных участков с кадастровым номером 50:03:0080280:290 и 50:03:0080280:393, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №563-РМ от 26 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области" кадастровой стоимости земельных участков исходя из удельного показателя для 3 группы видов функционального использования - земельные участки занятые водными объектами и используемые для предпринимательской деятельности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова