Дело № 3а-47/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – ФИО2,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 20 февраля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Грузовой порт» об оспаривании архивной и действующей кадастровой стоимости земельных участков в виду признания недостоверными сведения об объектах недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков,
у с т а н о в и л:
В Пермский краевой суд поступило административное исковое заявление ООО «Грузовой порт» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **. Считает, что при определении кадастровой стоимости земельных участков на период 2013 года и на период с 2014 года, которая была определена актами об утверждении кадастровой стоимости на основании, были использованы недостоверные сведения, в частности, сведения об отнесении указанных объектов недвижимости к 9 виду разрешенного использования земельных участков согласно постановлению Правительства Пермского края от 03 октября 2011 года № 727-п «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» (далее – постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2011 года № 727-п) и постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п. По мнению истца, их следовало отнести к 13 виду разрешенного использования, поскольку на этих участках расположены объекты недвижимости, которые обеспечивают работу причалов. Указанная ошибка повлекла за собой установление кадастровой стоимости земельных участков в завышенном размере, и нарушение прав заявителя, как плательщика арендной платы, которая исчисляется с учетом величины кадастровой стоимости земельных участков. Полагает, что в связи с изменением размера кадастровой стоимости подлежит изменению и вид разрешенного использования земельных участков.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ФИО3, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю ФИО2 в судебном заседании возражали об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Административный ответчик Правительство Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представителя не направили, отзыв на заявленные требования представили в письменном виде.
Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Пунктами 1, 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39.
Согласно Правилам кадастровой оценки и Методическим указаниям государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования. Определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности обратившихся лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются кроме прочего: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.
В силу статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Грузовой порт» является владельцем земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV-V классов вредности. Кадастровая стоимость земельных участков утверждалась актами об утверждении кадастровой стоимости исходя из 9 (девятой) группы разрешенного использования:
** – акт от 19 сентября 2013 года № 4786 в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2011 года № 727-п; акт от 31 декабря 2013 года без номера в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п;
** – акт от 19 сентября 2013 года № 4791 в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2011 года № 727-п; акт от 31 декабря 2013 года без номера в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п;
** – акт от 11 ноября 2013 года № 4704 в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п.
На момент утверждения кадастровой стоимости, в сентябре 2013 года, в декабре 2013 года и в ноябре 2014 года земельные участки имели разрешенное использование – промышленные и складские объекты IV-V классов вредности. Фактическое использование земельных участков документально подтверждено представленными административным истцом документами – эксплуатация портовых сооружений грузового причала.
Административный истец, полагая, что определение кадастровой стоимости земельных участков без учета фактического использования повлекло увеличение кадастровой стоимости, обратился в суд с настоящими требованиями.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, что предусмотрено пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).
По мнению суда, утвержденные постановлениями Правительства Пермского края виды разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов прямо не соответствуют определенному по спорным земельным участкам виду разрешенного использования (промышленные и складские объекты IV-V классов вредности) поэтому отнесение земельных участков к одной из групп, предусмотренных в постановлении Правительства Пермского края, должно было осуществляться с учетом вида деятельности, для которого земельные участки были ранее предоставлены и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этих участках.
В данном случае при определении кадастровой стоимости земельных участков, вид разрешенного использования земельных участков (промышленные и складские объекты IV-V классов вредности) применен без учета обстоятельств фактического использования земельных участков, а также без учета обстоятельств формирования спорных земельных участков путем раздела земельного участка с разрешенным использованием для портовых сооружений пассажирского и грузового причалов.
Обстоятельства формирования спорных земельных участков путем раздела земельного участка с разрешенным использованием для портовых сооружений пассажирского и грузового причалов, фактического использования земельных участков с имеющимися строениями, обеспечивающими работу причала документально подтверждены материалами дела и не оспаривались стороной административных ответчиков.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки должны быть отнесены к 13 (тринадцатому) номеру группы видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения причалов, пристаней…».
Фактическое использование земельных участков под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (9 группа видов разрешенного использования) ни по состоянию на утверждение кадастровой стоимости, ни на момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не подтверждено. То есть доказательства расположения на земельных участках объектов недвижимости, назначение которых соответствовало бы 9 группе видов разрешенного использования, в материалах дела не содержатся.
Указанное, позволяет сделать вывод об ошибочности отнесения земельных участков при установлении кадастровой стоимости к девятой группе видов разрешенного использования, что повлекло применение несоответствующего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и неверного определения размера кадастровой стоимости.
Отнесение спорных земельных участков к девятой группе видов разрешенного использования нарушает права и законные интересы административного истца, как владельца земельных участков обязанного уплачивать арендные платежи.
В данном случае право на оспаривание ООО «Грузовой порт» архивной кадастровой стоимости земельных участков обусловлено претензионным письмом о необходимости погашения задолженности, в том числе за 2013 год по арендным платежам, действующей кадастровой стоимости – обстоятельствами определения размера арендных платежей за пользование земельными участками исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Принимая во внимание, обстоятельства ранее установленного вида разрешенного использования для земельного участка, в результате раздела которого образованы спорные земельные участки, учитывая фактическое использование земельных участков, суд приходит к выводу о возможности отнесения спорного земельного участка к 13 (тринадцатой) группе видов разрешенного использования, как наиболее близко соответствующей фактическому использованию земельного участка.
Вопреки доводам стороны административных ответчиков, определение группы видов разрешенного использования, в данном случае исходя лишь из определенного в реестре вида разрешенного использования, не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку отсутствует прямое (полное) соответствие определенного вида разрешенного использования указанных земельных участков с видами разрешенного использования утвержденными постановлениями Правительства Пермского края.
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов в г. Перми для кадастрового квартала ** для 13 (тринадцатого) вида разрешенного использования земельных участков, составляет 237,55 руб./кв.м., что подтверждается Приложением № 52 к постановлению Правительства Пермского края от 03 октября 2011 года № 727-п.
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов в г. Перми для кадастрового квартала ** для 13 (тринадцатого) вида разрешенного использования земельных участков, составляет 567,47 руб./кв.м., что подтверждается Приложением № 52 к постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п.
Таким образом, принимая во внимание площадь земельных участков, а также удельный показатель кадастровой стоимости для 13 группы видов разрешенного использования, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет:
- 831425,00 рублей для земельного участка с кадастровым номером **, на период с 19 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно;
- 1986145,00 рублей для земельного участка с кадастровым номером **, на период с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- 783915,00 рублей для земельного участка с кадастровым номером **, на период с 19 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно;
- 1872651,00 рублей для земельного участка с кадастровым номером **, на период с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- 7786823,34 рублей для земельного участка с кадастровым номером **, на период с 11 ноября 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Требования административного истца об изменении вида разрешенного использования земельных участков подлежат оставлению без рассмотрения (часть 2 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) в порядке, предусмотренном статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в указанной части требования не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то есть не являются требованиями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положениями частей 1 и 2 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Правила, установленные частью 1 названной статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Из материалов дела следует, что при обращении в суд с административным исковым заявлением административным истцом оплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей (2000 рублей * 3 земельных участка).
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу административного истца судебных расходов по оплате государственной пошлины с надлежащего ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю – лица утвердившего оспоренную архивную и действующую кадастровую стоимость земельных участков.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Признать недостоверными сведения, использованные при определении архивной и действующей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 3500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV-V классов вредности, расположенного по адресу: ****, в части отнесения указанного объекта недвижимости к 9 (девятой) группе видов разрешенного использования земельных участков, согласно Постановлению Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года № 727-п (архивная) и Постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п (действующая).
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 3500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV-V классов вредности, расположенного по адресу: ****:
- кадастровую стоимость в размере 831425,00 рублей на период с 19 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно, исходя из 13 (тринадцатого) номера видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 237,55 рублей кв.м.;
- кадастровую стоимость в размере 1986145,00 рублей на период с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, исходя из 13 (тринадцатого) номера видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 567,47 рублей кв.м.
Признать недостоверными сведения, использованные при определении архивной и действующей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 3300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV-V классов вредности, расположенного по адресу: ****, в части отнесения указанного объекта недвижимости к 9 (девятой) группе видов разрешенного использования земельных участков, согласно Постановлению Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года № 727-п (архивная) и Постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п (действующая).
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 3300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV-V классов вредности, расположенного по адресу: ****:
- кадастровую стоимость в размере 783915,00 рублей на период с 19 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно, исходя из 13 (тринадцатого) номера видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 237,55 рублей кв.м.;
- кадастровую стоимость в размере 1872651,00 рублей на период с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, исходя из 13 (тринадцатого) номера видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 567,47 рублей кв.м.
Признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 13722 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV-V классов вредности, расположенного по адресу: ****, в части отнесения указанного объекта недвижимости к 9 (девятой) группе видов разрешенного использования земельных участков, согласно Постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 13722 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV-V классов вредности, расположенного по адресу: **** кадастровую стоимость в размере 7786823,34 рублей с 11 ноября 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, исходя из 13 (тринадцатого) номера видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 567,47 рублей кв.м.
Взыскать с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «Грузовой порт» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Грузовой порт» об установлении вида разрешенного использования, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами **; **; ** оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 26 февраля 2018 года.
Судья -подпись-