ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/18 от 18.01.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3А-40/2018

098а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2018 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-40/2018 по административному иску ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , , расположенных в Емельяновском районе Красноярского края.

По результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 01 января 2013 года, для земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость в размере 20 414 287 рублей 80 копеек, для земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость в размере 18 741 600 рублей, для земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость в размере 18 741 600 рублей, для земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость в размере 20 428 344 рубля.

По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «Проффинанс оценка» и представленной в отчете № 54/17 от 04 декабря 2017 года, по состоянию на 01 января 2013 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 223 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 889 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 889 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 226 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права истца, поскольку истец является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости – 4 223 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости – 3 889 000 рублей по состоянию на 01 января 2013 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости – 3 889 000 рублей по состоянию на 01 января 2013 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости – 4 226 000 рублей по состоянию на 01 января 2013 года.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) ФИО3, действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, администрация Емельяновского района Красноярского края, администрация поселка городского типа Емельяново Емельяновского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации поселка городского типа Емельяново Емельяновского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель ФИО1 – ФИО2 не возражала.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора дарения земельного участка от 03 августа 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> земельного участка кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13 августа 2010 года, согласно которым право собственности зарегистрировано 13 августа 2010 года (л.д. 8-22).

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 ноября 2017 года, по состоянию на 01 января 2013 года для земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость в размере 20 414 287 рублей 80 копеек, для земельного участка с кадастровым номером - в размере 18 741 600 рублей, для земельного участка с кадастровым номером - в размере 18 741 600 рублей, для земельного участка с кадастровым номером - в размере 20 428 344 рубля (л.д. 35-38).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 года № 618-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края».

Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 43 570 кв.м отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения дачного строительства.

Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 40 000 кв.м отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 40 000 кв.м отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 43 600 кв.м отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 54/17 от 04 декабря 2017 года, выполненный ООО «Проффинанс оценка» (оценщик ФИО4), в котором по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 223 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 889 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 889 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 226 000 рублей (л.д. 40-136).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 54/17 от 04 декабря 2017 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 223 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 889 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 889 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 226 000 рублей

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , , должна быть определена по состоянию на 01 января 2013 года равной их рыночной стоимости в размере 4 223 000 рублей, 3 889 000 рублей, 3 889 000 рублей, 4 226 000 рублей соответственно, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения ФИО1 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , следует считать дату поступления административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 13 декабря 2017 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения дачного строительства; общей площадью 43 570 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 223 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества; общей площадью 40 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 3 889 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества; общей площадью 40 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 3 889 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества; общей площадью 43 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 226 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Датой обращения ФИО1 с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , считать 13 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 19 января 2018 года.