ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/19 от 01.04.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-40/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2019 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Елисеевой Н.А., с участием прокурора Крылова Д.И.рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании решения IV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» в части недействующими,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в судебном порядкеоспориларешениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» в части включения земельного участка с кадастровым номером (...) в территориальную зону«зона естественного ландшафта», установленную картой градостроительного зонирования п.Хийтола Правил землепользования и застройки и функциональную зону ЕЛ1 «зона естественного ландшафта», установленную картой функциональных зон п.Хийтола Генерального плана Хийтольского сельского поселения.

Требования мотивированы тем, что предоставленныйадминистративному истцу в собственность земельный участок с разрешенным использованием «под строительство индивидуального жилого дома» невозможно использовать по назначению.

Считая, что включение Советом Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия (далее – Совет, административный ответчик) земельного участка на картах градостроительного зонирования п.ХийтолаПравил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения (далее – Правила) в территориальную зону ЕЛ1 «зона естественного ландшафта», установленную картой градостроительного зонирования п.Хийтола Правил землепользования и застройки и функциональную зону «зона естественного ландшафта», установленную картой функциональных зон п.Хийтола Генерального плана Хийтольского сельского поселения,без соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрКРФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, ФИО1 просила признать их недействующими в части.

Определением суда от 13 марта 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы настоящего дела, административного дела №(...),заслушав заключение прокурора,полагавшего административный иск удовлетворить,суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатациюпри осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемое решение, которым утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения, принято уполномоченным органом, подписано главой муниципального образования и опубликовано в установленном порядке.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 08 февраля 2018 г. по административном делу по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании не действующим в части нормативного правового актапризнано, что решениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утвержденииГенерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения»принято с нарушением порядка подготовки проекта генерального плана муниципального образования, а именно, в отсутствие согласования документа территориального планирования с Рослесхозом.

Установлено, что органом местного самоуправления на основании постановления администрации Райваттальского сельского советаот 11 января 1994 г. № 7изъят из состава земель Райваттальского сельского совета в черте п.ХауккаваараЛахденпохского района Республики Карелия земельный участок мерой 0,12 га, в том числе 0,08 га сенокосы, 0,04 га прочие угодья и передан в собственность ФИО1 под строительство индивидуального жилого дома.Земельный участок с кадастровым номером (...) по адресу: (...), расположен в южной части кадастрового квартала (...), поставлен на кадастровый учет на основании решения №(...) от 08 августа 2012 г., разрешенное использование – (...).

В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся территории и существующего землепользования.

Частью1 статьи 30ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Судом выявлено, что при разработке оспариваемых нормативных правовых актов требования приведенных норм права были нарушены. Территориальная зона ЕЛ1 «Зона естественного ландшафта» установлена без учета фактически сложившегося землепользования, что привело к нарушению прав административного истца, поскольку сделало невозможным использование земельных участков в соответствии с целями их предоставления.

Кроме того, установлено, что в настоящее время согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок административного истца расположен на землях сельскохозяйственного назначения, что не соответствует установленным в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения функциональной и территориальной зонам «Зона естественного ландшафта».

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Таким образом, установление территориальной зоны ЕЛ1 и функциональной зоны «зоны естественного ландшафта»создают законному владельцу земельного участка препятствия в его использовании в соответствии с правами, предусмотренными статьей 40 ЗК РФ, а именно, по назначению –под строительство индивидуального жилого дома.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что решениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения», утвердившее оспариваемыефрагменты карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселенияи карты функциональных зон Генеральногоплана Хийтольского сельского поселения в части установления территориальной и функциональной зон земельного участка10:12:0031001:478без учета фактически сложившегося и существующего землепользования, не соответствует требованиям статей 30,34ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию установления границ функциональных и территориальных зон с учетом сложившейся территории и существующего землепользования.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требования административного истца в части оспаривания нормативного правового акта.

Возражения административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии доказательств нарушения прав административного истца не являются основанием для отказа в удовлетворении требования ФИО1, поскольку оспариваемый нормативный акт создает препятствия административному истцу для реализации им своих прав собственника.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы. Поскольку ФИО1 при подаче административного иска уплатила государственную пошлину в размере 300 руб., с административного ответчика подлежит возмещению административному истцу указанная сумма.

Руководствуясь ст.ст.111, 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать не действующимисо дня вступления в законную силу решения суда

решениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» в части включения земельного участка с кадастровым номером (...) в территориальную зону «Зона естественного линдшафта», установленную картой градостроительного зонирования п.Хийтола Правил землепользования и застройки и функциональную зону «Зона естественного ландшафта», установленную картой функциональных зон п.Хийтола Генерального плана Хийтольского сельского поселения.

Обязать Совет Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелияопубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.

Взыскать сСоветаХийтольского сельского поселенияЛахденпохского муниципального района Республики Карелияв пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный СудРоссийской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 05 апреля 2019 г.