Дело № 3а-40/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2020 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,
при секретаре – Молодых Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Какышевой Зиягуль Оспановны к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого помещения в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Какышева З.О. через представителя Вяткину О.В. обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что истцу на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №. В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости указанного недвижимого имущества по состоянию на <дата> в размере 366189, 54 руб., которая значительно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости и не является достоверной. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки 18 апреля 2013 года составляет 72700 рублей. По договору дарения от 10 февраля 2020 года указанное жилое помещение перешло в собственность Ларбекова Е.Л. Истец Какышева З.О. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Ввиду отчуждения жилого дома, размер социальной выплаты определяется за вычетом стоимости жилого дома на величину его кадастровой стоимости. Административный истец ссылается на положения статей 20, 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Административный истец Какышева З.О., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель Какышевой З.О. Вяткина О.В., будучи извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась.
Представители Правительства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
С учетом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).
Судом установлено, что Какышевой З.О. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРН от 30.10.2018 года.
10 февраля 2020 года по договору дарения Какышевой З.О. произведено отчуждение принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> собственность Л.Е.Л. (государственная регистрация прав собственности произведена 17.02.2020 года).
Согласно справки администрации МО «Кош-Агачский район» от 14.01.2020 года №424, Какышева З.О. состоит на учете граждан в МО «Кош-Агачский район», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 20.06.2012 года в категории «пенсионеры», состав семьи три человека.
В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Учитывая, что Какышева З.О. состоит на указанном выше учете с июня 2012 года, в 2020 году произведено отчуждение принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества – жилого дома и до настоящего времени государственный жилищный сертификат она не получила, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названного жилого помещения влияют на права и обязанности Какышевой З.О. как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся ей социальной выплаты.
Юридическое значение, в данном случае имеет факт обращения в суд с административным иском до даты выдачи административному истцу жилищного сертификата.Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Согласно выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.10.2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 18.04.2013 года в размере 366189, 54 руб.
Из отчета об оценке №02-01/1324-19 от 05.06.2019 года, представленного Какышевой З.О. в обоснование заявленного административного требования, усматривается, что по состоянию на 18.04. 2013 года рыночная стоимость вышеуказанного жилого помещения с кадастровым номером № составила 72700 рублей.
Оценивая указанный отчет об оценке, суд отмечает, что он соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос.
Определенная в отчете об оценке №02-01/1324-19 от 05.06.2019 года итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 18 апреля 2013 года. Выводы эксперта о рыночной стоимости жилого дома сделаны на основе затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подходов мотивирован. Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, – И.А.В. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 2015 года, гражданская ответственность застрахована в установленном законом порядке.
Данный отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости жилого помещения.
Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, административным ответчиком и заинтересованными лицами не заявлено ходатайств о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости жилого помещения.
Учитывая, что имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определенная в отчете об оценке на ту же дату рыночная стоимость жилого помещения является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что административный иск Какышевой З.О. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку административное исковое заявление Какышевой З.О. об установлении кадастровой стоимости жилого помещения равной его рыночной стоимости подано в суд 05.03.2020 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2020 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Какышевой Зиягуль Оспановны к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером № площадью 65,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 18 апреля 2013 года – 72700 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома следует считать дату обращения административного истца в суд – 05.03.2020 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение составлено 20 марта 2020 года.