ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2016 от 05.07.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-40/2016

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск 05 июля 2016 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Колесниковой А.И., с участием прокурора Сырчиной Л.Н., представителей административного истца Товарищества собственников жилья «Москвичка» ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Москвичка» к Правительству Хабаровского края о признании не действующим в части Постановления Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года № 479-пр «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 – 2043 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года № 479-пр (далее – Постановление края № 479-пр) утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы (далее – Программа). Нормативный акт опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 31.12.2013, «Собрание законодательства Хабаровского края», 31.12.2013, № 12 (часть III). Действует в редакции постановлений Правительства Хабаровского края от 26.05.2014 № 166-пр, от 30.12.2015 № 493-пр.

Программа содержит адреса многоквартирных домов и Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД. Под № 1448 в Программе указан дом № 34 по ул. Ким Ю Чена в г. Хабаровске, в котором запланировано: установка коллективных (общедомовых) ПУ и УУ (2032-2035 годы), ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения (2032-2035 годы), ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (2032-2035 годы), ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения (2030-2033 годы), ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения (2031-2034 годы), ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения (2031-2034 годы), ремонт крыши (2033-2036 годы), ремонт фасадов (2033-2036 годы), ремонт фундамента дома (2035-2038 годы), разработка проектно-сметной документации на выполнение работ (2029-2032 годы).

ТСЖ «Москвичка» обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании Постановления края № 479-пр недействующим в части включения в Программу многоквартирного дома № 34 по ул. Ким Ю Чена в г. Хабаровске. В обоснование заявленного требования административный истец указал, что многоквартирный дом № 34 по ул. Ким Ю Чена в г. Хабаровске не является ни муниципальной, ни государственной собственностью, был построен за счет паевых взносов членов Жилищно-строительного кооператива № 14 г. Хабаровска, который в 1999 году был перерегистрирован в Жилищно-потребительский кооператив № 14, реорганизованный в ноябре 2005 года в ТСЖ «Москвичка». С 1968 года дом находится на самостоятельном балансе. ТСЖ «Москвичка» самостоятельно осуществляет управление, обслуживание, эксплуатацию, содержание и ремонт дома. В силу положений Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, в совокупности с обязанностью закрепленной в статье 249 Гражданского кодекса РФ, статье 39 Жилищного кодекса РФ (бремя содержания), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны содержать и сохранять общее имущество многоквартирного дома, вправе самостоятельно и своевременно принимать необходимые для этого меры. Обжалуемое в части Постановление Правительства Хабаровского края нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме № 34 по ул. Ким Ю Чена в г. Хабаровске самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества; право самостоятельно и своевременно принимать решение о проведении капитального ремонта, выбирать подрядную организацию, которая будет проводить капитальный ремонт, а также ограничивает собственников в исполнении возложенной на них обязанности по обеспечению сохранности общего имущества. Указанное противоречит пунктам 12, 21, 23 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО3 заявленные требования не признала по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Хабаровского края в пределах свой компетенции в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Хабаровского края от 24 июля 2013 года № 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», прав административного истца не нарушает.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Принятие региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома установлено статьей 168 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Законодательной Думой Хабаровского края 24 июля 2013 года принят Закон Хабаровского края № 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края» (далее – Закон края № 296) (действует в редакции Законов Хабаровского края от 26.03.2014 № 354, от 24.06.2015 № 83, от 09.12.2015 № 151, от 30.03.3016 № 173, от 27.04.2016г № 176).

Согласно преамбуле настоящий закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регулирует отношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Хабаровского края.

Статьей 4 Закона края № 296 установлен порядок подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта, а также требования к ней.

Из приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что Программа принята Правительством Хабаровского края в пределах своей компетенции во исполнение требований Жилищного кодекса РФ, Закона Хабаровского края № 296. Программа соответствует всем обязательным требованиям, установленным частью 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, статьей 4 Закона Хабаровского края № 296.

Доводы административного истца о неправомерном включении в Программу дома № 34 по ул. Ким Ю Чена в г. Хабаровске по тем основания, что спорный дом не относится к государственному жилищному фонду или муниципальному жилищному фонду, являются не обоснованными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Частью 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодексу РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право в соответствии со своим нормативным правовым актом не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также дома, в которых имеется менее чем три квартиры.

Вышеуказанные основания для невключения в Программу спорного дома отсутствуют.

Положения пунктов 12, 21, 23 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, устанавливающие право собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе по решению общего собрания собственников помещений принимать решение о проведении капитального ремонта общего имущества, применяются с учетом требований раздела IX Жилищного кодекса РФ, регулирующего порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ Программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких дома и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов, следовательно, в течение установленного Программой предельного срока проведения капитального ремонта общего имущества, собственники помещений в многоквартирных домах вправе в любое время в порядке, установленном статьей 189 Жилищного кодекса РФ принять на общем собрании собственников помещений соответствующее решение о проведении капитального ремонта.

Предусмотренные статьей 44 Жилищного кодекса РФ правомочия общего собрания собственников в многоквартирных домах по принятию решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, по принятию решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, по другим вопросам, отнесенным Жилищным кодексом РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не ограничены положениями Программы.

Из изложенного следует, что включение спорного многоквартирного дома в Программу не нарушает прав административного истца на самостоятельное совершение действий по содержании и ремонту общего имущества, на самостоятельное и своевременное принятие решения о проведении капитального ремонта, нормам федерального законодательства не противоречит, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса адмигистративного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Товариществу собственников жилья «Москвичка» в удовлетворении требования о признании не действующим Постановления Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года № 479-пр «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 – 2043 годы» в части включения в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 – 2043 годы многоквартирного дома № 34 по ул. Ким Ю Чена в г. Хабаровске отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 07 июля 2016 года

Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз