ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2018 от 01.03.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-40/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 1 марта 2018 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области о ликвидации регионального общественного объединения,

установил:

11 апреля 2012 года уполномоченным органом осуществлена государственная регистрация юридического лица – Ярославского регионального общественного благотворительного фонда помощи наркозависимым «НАБАТ» (далее также общественная организация, организация, Фонд).

13 апреля 2012 года сведения о Фонде внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

В июле 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации (далее также Управление) в соответствии с его полномочиями, установленными в статье 38 Федерального закона «Об общественных объединениях», проведена проверка соответствия деятельности указанного общественного объединения уставным целям. В результате проверки выявлены нарушения общественным объединением законодательства Российской Федерации при осуществлении своей деятельности, а также несоответствие данной деятельности установленным целям организации.

В связи с этим, 31 июля 2017 года Управлением в адрес Фонда внесено представление об устранении нарушений законодательства и приведение деятельности Фонда в соответствие с его уставными целями.

12 октября 2017 года Управлением в связи с неисполнением представления в установленный срок – до 30 сентября 2017 года, принято распоряжение о приостановлении деятельности Фонда на срок до 12 декабря 2017 года.

В указанный в распоряжении срок выявленные нарушения не были устранены, в связи с чем Управление обратилось с настоящим административным исковым заявлением в суд. В административном иске Управление просит ликвидировать Ярославский региональный общественный благотворительный фонд помощи наркозависимым «НАБАТ» и исключить сведения о Фонде из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования административного иска основаны на фактах нарушения общественной организацией законодательства Российской Федерации и несоответствии ее деятельности уставным целям.

В судебное заседание 1 марта 2018 года представители административного истца не явились. Управление ходатайствовало о рассмотрении административного иска в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании 9 февраля 2018 года представитель Управления Беляева М.А. административный иск поддержала.

Административный ответчик Ярославский региональный общественный благотворительный фонд помощи наркозависимым «НАБАТ», заинтересованные лица президент фонда и его учредитель (участник) Смалько А.В., учредители (участники) Фонда Агранович О.Г., Котов С.Ю., Чекун Д.В., Чекун О.А. в судебное заседание не явились, письменной позиции по административному иску Управления не представили суду.

Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области подлежит удовлетворению.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Согласно статье 10 указанного Федерального закона общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Ярославский региональный общественный благотворительный фонд помощи наркозависимым «НАБАТ» является общественным объединением, создан в форме общественного фонда.

Территорией деятельности Ярославского регионального общественного благотворительного фонда помощи наркозависимым «НАБАТ» является Ярославская область, следовательно, согласно статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» фонд является региональным общественным объединением.

Сведения о Фонде внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в реестр некоммерческих организаций, который ведется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Настоящий административный иск подан Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России осуществляет: правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Управление является территориальным органом Министерства юстиции Российской федерации.

Следовательно, настоящий административный иск заявлен уполномоченным лицом.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Судом установлено, что по результатам проведенной в отношении Фонда плановой проверки Управлением было установлено нарушение Фондом законодательства Российской Федерации при осуществлении своей деятельности, а также несоответствие данной деятельности уставным целям общественного объединения.

В связи с данными нарушениями в адрес Фонда Управлением 31 июля 2017 года внесено представление об устранении данных нарушений. Установлен срок для устранения нарушений до 30 сентября 2017 года.

Представление получено Фондом 4 августа 2017 года, президентом Фонда Смалько А.В. – 2 августа 2017 года.

В установленный в представлении срок перечисленные в представлении нарушения Фондом не были устранены.

12 октября 2017 года Управлением издано распоряжение о приостановлении деятельности Фонда на срок до 12 декабря 2017 года.

23 октября 2017 года уведомление о приостановлении деятельности получено Фондом.

В установленный в распоряжении срок приведенные в нем нарушения законодательства не были устранены Фондом.

25 декабря 2017 года Управление обратилось с настоящим административным иском о ликвидации Фонда.

На основании приведенных фактических обстоятельств принятия уполномоченным органом решения о приостановлении деятельности Фонда, а также принимая во внимание положения статьей 42, 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», суд приходит к выводу о том, что порядок принятия данного решения Управлением соблюден; полномочия на принятие такого решения у Управления имеются; установленные законом сроки, в течение которых возможно устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности общественного объединения, Управлением учтены и не нарушены; гарантии прав и законных интересов Фонда на осуществление своей деятельности своевременным и надлежащим его уведомлением о наличии в деятельности Фонда нарушений законодательства Российской Федерации, а также о приостановлении его деятельности защищены.

Таким образом, основания для обращения с административным иском о ликвидации общественного объединения в части соблюдения досудебной процедуры приостановления деятельности данного объединения у Управления имеются.

Решение Управления о приостановлении деятельности Фонда в судебном порядке обжаловано не было.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (пункт 20) суд проверяет обоснованность приостановления деятельности фонда по существу тех нарушений, которые послужили основанием для вынесения Управлением распоряжения от 12 октября 2017 года и внесения в адрес фонда представления 31 июля 2017 года.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

В соответствии со статьями 6, 7, 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

Согласно разделу 2 Устава Ярославского регионального общественного благотворительного фонда помощи наркозависимым «НАБАТ» основной целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных незапрещенных законом поступлений и использование данного имущества в интересах лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость.

При проведении в отношении Фонда проверки было установлено, что помимо лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, он оказывает помощь лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, используя на эти цели средства Фонда.

В частности, фондом данным лицам представляются услуги временного проживания в гостевом доме, их кормление в данном доме, оказывается содействие в восстановлении утраченных документов. На территории домовладения имеется подсобное хозяйство, в котором работают данные лица.

Указанные факты подтверждаются информационным письмом Фонда в адрес Управления от 26 июня 2017 года, копиями договоров аренды помещений на территории Даниловского муниципального района, актом проверки от 28 июля 2017 года.

Суд соглашается с позицией административного истца о том, что данный вид деятельности Фонда противоречит его уставным целям.

Также суд полагает, что Управление в представлении и в административном иске обоснованно указало, что данная деятельность Фонда является нарушением Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Оказываемые Фондом услуги по временному размещению лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, по предоставлению им питания, оказания им социально – правовой помощи, в том числе по восстановлению утраченных документов, являются разновидностью социальных услуг.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона такие услуги могут быть оказаны негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, предоставляющими социальные услуги.

Сведений о таких целях создания Устав Фонда не содержит.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оказание Фондом социальных услуг лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, не соответствует видам его уставной деятельности, а также противоречит статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», статье 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статье 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», статьям 5, 20, 21 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В результате проверки Управлением установлено также, что Фондом с Местной религиозной организацией христиан веры евангельской (пятидесятников) «Церковь Божья» городского поселения Данилов Ярославской области 11 января 2015 года и 10 февраля 2017 года были заключены договоры о сотрудничестве. По условиям данных договоров Фонд оказывает Церкви хозяйственную помощь.

Данный факт подтверждается копиями указанных договоров, актом проверки от 28 июля 2017 года, сведениями информационного письма от 26 июня 2017 года.

Деятельность в сфере религиозных организацией не предусмотрена Уставом Фонда.

Таким образом, данная деятельность противоречит уставным целям общественного объединения, а также положениям статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статье 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Кроме того, из информационного письма от 26 июня 2017 года и акта проверки от 28 июля 2017 года следует, что Фонд организовывал и проводил мероприятия по очистке города Данилова от мусора и отходов, организовывал и являлся спонсором турнира по армлифтингу, участвовал в мероприятиях по выявлению лиц, находящихся в розыске органами полиции. Доказательств того, что проведение указанных мероприятий направлено в интересах лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, материалы дела не содержат.

Таким образом, оснований полагать, что проведение указанных мероприятий соответствует уставным целям Фонда у Управления не имелось. Выводы Управления в представлении о том, что деятельность Фонда в указанной части противоречит его уставным целям, а также положениям статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статье 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» является обоснованным.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Аналогичные положения содержит подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Из акта проверки от 28 июля 2017 года следует и на данный факт указано в представлении в адрес Фонда от 31 июля 2017 года, что в сведениях единого государственного реестра юридических лиц содержатся следующие сведения об адресе Фонда: <адрес>.

Между тем, в информационном письме от 26 июня 2017 года, направленном в адрес Управления в рамках проведения плановой проверки, Фонд сообщил, что адресом его места нахождения является: <адрес>. Данный факт подтверждается договором аренды нежилого помещения от 2 мая 2017 года.

Таким образом, Фондом не исполнены требования статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». Деятельность Фонда в указанной части законодательству Российской Федерации не соответствует.

Кроме того, в нарушение указанной нормы Фондом не опубликован отчет об использовании своего имущества за 2014 – 2017 годы и не представлена информация о продолжении своей деятельности за 2015 и 2016 годы с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Данный факт подтверждается актом от 28 июля 2017 года и не опровергается иными материалами дела.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

В нарушение указанного требования законодательства Фондом в Управление соответствующая отчетность за 2014 – 2016 годы не представлялась. Данный факт подтверждается актом проверки от 28 июля 2017 года.

Из системного толкования положения статьей 10, 16, 17, 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» следует, что деятельность общественного объединения, являющегося благотворительной организацией, определяется, помимо прочего, утвержденной в данном объединении благотворительной программой.

В нарушение указанных положений в период 2014 – 2016 годов такие программы в Фонде не утверждались.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что выявленные Управлением в ходе плановой проверки нарушения законодательства, а также несоответствие деятельности фонда его уставным целям нашли свое подтверждение. В связи с этим, внесенное в адрес Фонда представление об устранении данных нарушений, а также распоряжение о приостановлении деятельности Фонда являются обоснованными.

Судом установлено, что основанием для приостановления деятельности Фонда явились те же нарушения, которые были изложены Управлением во внесенном в адрес Фонда представлении.

Учитывая законность решения Управления о приостановлении деятельности Фонда по существу тех нарушений, которые были выявлены регистрирующим органом в его деятельности; соблюдение процедуры вынесения данного решения; соблюдение прав Фонда при принятии данного решения путем его своевременного и надлежащего уведомления о приостановлении деятельности и предоставления разумных сроков устранения выявленных недостатков, суд считает, что факт неустранения в установленный Управлением срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Фонда, дает суду основания для принятия решения о его ликвидации в соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».

При этом суд принимает во внимание, что такая мера публично – правовой ответственности соразмерна допущенным Фондом нарушениям, их характеру и объему, а также согласуется с бездействием Фонда, который не устраняет выявленные нарушения в течение длительного времени.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области удовлетворить.

Ликвидировать Ярославский региональный общественный благотворительный фонд помощи наркозависимым «НАБАТ».

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Ярославском региональном общественном благотворительном фонде помощи наркозависимым «НАБАТ».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Мотивированное решение изготовлено 6 марта 2018 года