ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2021 от 04.03.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело № 3а-40/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 04 марта 2020 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Буруновой С.В.,

при ведении протокола секретарем Шкариной Т.Н.,

с участием представителя административного ответчика Правительства Нижегородской области ФИО8,

представителя заинтересованного лица министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области ФИО6,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 об оспаривании в части Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2016 года № 815 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области». Данное постановление правительства Нижегородской области опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 02.12.2016 г.

Постановлениями Правительства Нижегородской области от 25.04.2017 N 262, от 25.08.2017 N 637, от 18.01.2018 N 33, от 31.07.2018 N 558, от 17.07.2019 N 473, от 14.10.2019 N 748, от 04.03.2020 N 176, от 03.06.2020 N 467, от 07.08.2020 N 656, от 21.09.2020 N 783 в постановление Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2016 года № 815 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» внесены изменения. Постановления Правительства Нижегородской области о внесении изменений опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2017, 03.08.2018, 19.07.2019, 06.03.2020, 04.06.2020, 10.08.2020, 22.09.2020, а также (согласно сведениям информационно-правовой системы «Консультант») в печатном издании «Нижегородские новости»: N 76(5919) от 22.09.2017, N 13(5960) от 16.02.2018, N 88(6035) от 02.11.2018, N 70(6121) от [дата], N 96(6147) от [дата], N 27(6180) от [дата], N 54(6207) от [дата], N 68(6221) от [дата], N 82(6235), [дата].

Административные истцы ФИО2 и ФИО1 обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.6.1.7 Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2020 года № 783).

В обоснование административных исковых требований ФИО2 и ФИО1 (с учетом административного искового заявления в порядке ст. 46 КАС РФ) указали следующее: 31 июля 2017 года департаментом транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода был объявлен конкурс на право по осуществлению пассажирских перевозок по маршрутам Т-71, Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89, Т-92; в данном конкурсе участвовали члены простого товарищества: ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ФИО15, ФИО16, которые 05 октября 2017 года стали победителями вышеуказанного конкурса, после чего ФИО17 и ФИО18 стали обслуживать маршрут Т-71, на основании договора простого товарищества от 17.08.2017 года. Впоследствии приказом № Сл-325-201097/20 от 23 апреля 2020 года (изм. Приказом 97/ОД от 28.08.2020 года) Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области прекратило действие свидетельств по маршрутам Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89, Т-92 и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок Т-71 «ул. Федосеенко – площадь Свободы» серия 022701 № 000126, и маршрутных карт в количестве 40 штук серия 022701 №№ 001829-001868. Приказ № Сл-325-201097/20 от 23 апреля 2020 года оспаривался административными истцами в Арбитражном суде Нижегородской области; решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22 сентября 2020 года по делу №А43-13079/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано, подана апелляционная жалоба, решение не вступило в законную силу. В период рассмотрения дела №А43-13079/2020 Правительство Нижегородской области Постановлением внесло изменения в реестр регулярных перевозок в части изменения следующих данных по маршруту Т-71: изменило порядковый номер Т-71 на А-71; изменило маршрут движения до Торфопредприятия; изменило вид регулярных перевозок по регулируемому тарифу, в части установления классов транспортных средств и категорий транспортных средств на транспортные средства большего класса; изменило количество транспортных средств с 40 на 34 единицы.

Административные истцы считают, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-220 Министерство транспорта и автомобильных дорог (входит в Правительство Нижегородской области и создано им) обязано объявить конкурс не позднее тридцати дней со дня наступления обстоятельства, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 21 ФЗ-220; конкурс должен быть объявлен не позднее 22 мая 2020 год; однако в нарушение закона этого не было сделано; после проведения конкурса должен быть выявлен победитель и ему за 180 дней, согласно ч. 6 ст. 19 ФЗ-220 до изменения вида перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф Министерство обязано было сообщить об изменении вида регулярных перевозок согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ-220. При удовлетворении исковых требований апелляционной инстанцией по делу №А43-13079/2020, существует угроза, что будут нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов в сфере предпринимательской деятельности, как перевозчиков по маршруту Т-71, согласно свидетельства, договора товарищества и выписки из ЕГРИП, поскольку будут обязаны исполнять новые условия измененного реестра регулярных перевозок; на ранее установленных условиях в октябре 2017 года было выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту Т-71 со сроком действия до декабря 2024 года; данные изменения в реестре регулярных перевозок до вступления судебного решения по делу №А43-13079/2020 создают угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов в сфере предпринимательской деятельности при осуществлении перевозок по маршруту регулярного сообщения Т-71; административные истцы полагают, что обжалуемый пункт противоречит ст. ст. 18, 19, 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как Министерством нарушен порядок принятия обжалуемого акта, предусмотренный законом. Также по мнению административных истцов оспариваемый п. 2.6.1.7 Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2020 года № 783) противоречит ст. 34 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Нижегородской области – ФИО8 возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указывая, что оспариваемое Постановление соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

Представитель заинтересованного лица, Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Заслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что в данном случае административные истцы являются субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку имели свидетельство об осуществлении регулярных перевозок, и полагают, что оспариваемый акт принят Правительством Нижегородской области в нарушение норм действующего законодательства и этим актом нарушаются их права и законные интересы, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что ФИО2 и ФИО1 вправе обратиться в суд с заявленными требованиями.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ).

Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 указанного федерального закона документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с данным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября. 5 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона №220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

В части 5 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Нижегородской области от 23 декабря 2019 г. № 168-3 «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее - Закон области № 168-3) с 1 января 2020 г. перераспределены отдельные полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между некоторыми органами местного самоуправления, в том числе и городского округа город Нижний Новгород, и органами государственной власти Нижегородской области

В соответствии со статьями 21, 38 Устава Нижегородской области, Законом Нижегородской области от 03 октября 2007 г. №129-3 «О Правительстве Нижегородской области» на территории Нижегородской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Нижегородской области.

В статье 2 Закона области № 168-3 предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам осуществляет Правительство области.

Полномочия, указанные в статье 2 Закона области №168-3, осуществляются Правительством области непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти Нижегородской области либо подведомственные им государственные казенные учреждения Нижегородской области (часть 1 статьи 4 Закона области № 168-3).

В частности, пунктом 7 статьи 2 указанного закона к компетенции Правительства Нижегородской области отнесены подготовка и утверждение документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Полномочия Правительства Нижегородской области на установление, изменение отмену муниципальных маршрутов регулярных перевозок, изменение вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам также установлены статьей 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2019 г. № 168-З.

Согласно Федеральному закону № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок это нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти.

Статьей 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 г. № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области» установлено, что акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.

Постановлением Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Датой официального опубликования постановлений Правительства считается первая публикация его текста в газете "Нижегородские новости" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Как указано выше, постановление правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 02.12.2016 г.; постановление Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2020 г. № 783 «О внесении изменений в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2016 г. № 815», содержащее оспариваемый административным истцом пункт 2.6.1.7, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 22 сентября 2020 г., и в газете "Нижегородские новости", № 82(6235), 16 октября 2020 г.

Исходя из изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Нижегородской области.

Документ планирования регулярных перевозок устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Нижегородской области и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории отдельных муниципальных образований Нижегородской области, в том числе и на территории городского округа город Нижний Новгород (пункт 1 Документа планирования регулярных перевозок).

В пункте 2 Документа планирования регулярных перевозок определено, что данный документ планирования разработан в целях повышения качества транспортного обслуживания населения при перевозках по маршрутам регулярных перевозок, а также совершенствования организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области и автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном сообщении на территории отдельных муниципальных образований.

Пунктом 2.6.1.7 Документа планирования регулярных перевозок по муниципальному маршруту порядковый номер Т-71 наименование «Улица Федосеенко - Площадь Свободы» предусмотрены следующие изменения:

- установление порядкового номера маршрута регулярных перевозок: А-71;

- установление наименования маршрута: «Торфопредприятие – Площадь Свободы»;

- установление промежуточных остановочных пунктов:

в прямом направлении: По требованию, Улица Асфальтная, Улица Федосеенко, Завод «Электромаш», Поселок Новый, Военный городок, АО «Лазурь», Улица Коновалова, 7 микрорайон Сормова, Улица Гаугеля, Улица Стрелковая, Проспект Кораблестроителей, Улица Баренца, Станция Починки, Мост, Переулок Котельный, Улица Фурманова, Улица Ногина, Улица Бугристая, Проспект Союзный, Площадь Славы, Улица Баррикад, Улица Исполкома, Центр Сормова, Дарьино, Стадион «Старт», Станция Варя, Станция метро «Буревестник», Сормовское шоссе, Завод 70-летия Победы, Станция метро «Бурнаковская», Улица Шаляпина, Сормовский поворот, ТПУ «Канавинский», Московское шоссе, Тоннель Московского вокзала, Площадь Ленина, Стрелка, Нижне-Волжская набережная, Речной вокзал, Улица Рождественская, Площадь Минина и Пожарского, Улица Варварская, Площадь Свободы;

в обратном направлении: Площадь Свободы, Улица Варварская, Площадь Минина и Пожарского, Улица Рождественская, Речной вокзал, Нижне-Волжская набережная, Стрелка, Площадь Ленина, Улица Советская, Тоннель Московского вокзала, Московское шоссе, Сормовский поворот, Улица Шаляпина, Станция метро «Бурнаковская», Завод 70-летия Победы, Сормовское шоссе, Станция метро «Буревестник», Станция Варя, Стадион «Старт», Дарьино, Площадь конструктора Алексеева, Центр Сормова, Улица Баррикад, Площадь Славы, Проспект Союзный, Улица Бугристая, Улица Ногина, Улица Фурманова, Переулок Котельный, Мост, Станция Починки, Улица Баренца, Проспект Кораблестроителей, Улица Стрелковая, Улица Гаугеля, 7 микрорайон Сормова, Улица Коновалова, АО «Лазурь», Военный городок, Поселок Новый, Завод «Электромаш», Автохозяйство, Улица Федосеенко, Улица Асфальтная, По требованию;

- установление протяженности маршрута:

в прямом направлении: 23,8 км;

в обратном направлении: 24,1 км;

- установление вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам;

- установление классов транспортных средств и категорий транспортных средств (М2, М3), максимального количества транспортных средств каждого из таких классов и категорий, которые планируется использовать на маршруте: автобус большого класса категории М3-34 единицы.

Дата внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов городского округа город Нижний Новгород - 22 сентября 2020 г.

В силу ч.4 ст. 2. Федерального закона №220-ФЗ, подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Согласно п.1 ч.1 ст.12 указанного Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.

На территории Нижегородской области порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 369 (далее - Порядок подготовки документа планирования).

Согласно пункту 6 указанного порядка непосредственная подготовка документа планирования регулярных перевозок и внесение в него изменений осуществляется министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

Постановлением Правительства области от 15 января 2020 г. № 25 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области» Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа город Нижний Новгород.

Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 6 октября 2020 г. № 818 (далее – Порядок установления, изменения, отмены маршрутов).

В соответствии с Порядком подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 N 369:

«6. Мероприятия по установлению маршрутов, включаемые в документ планирования регулярных перевозок, подлежат согласованию:

1) с владельцами участков улиц и автомобильных дорог, включаемых в устанавливаемый маршрут, в части:

соответствия маршрута требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

соответствия технического состояния улиц, автомобильных дорог, по которым планируется прохождение маршрута, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений классам и категориям транспортных средств, которые планируется использовать для осуществления регулярных перевозок по маршруту;

пропускной способности остановочных пунктов, включаемых в устанавливаемый маршрут и находящихся на улицах и автомобильных дорогах;

2) с владельцами автовокзалов и автостанций, на территории которых расположены остановочные пункты, включаемые в устанавливаемый маршрут, в части их пропускной способности;

3) в части соответствия маршрута потребностям в транспортном обслуживании населения:

с администрациями муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, на территории которых будут находиться остановочные пункты устанавливаемого маршрута, если порядок посадки и высадки пассажиров на данном маршруте устанавливается в установленных остановочных пунктах;

с администрациями муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, по территории которых будет проходить устанавливаемый маршрут, если порядок посадки и высадки пассажиров на данном маршруте устанавливается в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте;

4) если один или несколько участков предлагаемого межмуниципального маршрута совпадают с участками ранее установленных межмуниципальных маршрутов, один или несколько участков предлагаемого муниципального маршрута совпадают с участками ранее установленных муниципальных маршрутов и разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по данному маршруту и по каждому из ранее установленных маршрутов на данных участках меньше значений, установленных приказом Министерства в зависимости от протяженности данного маршрута, общей протяженности его участков, совпадающих с участками каждого из ранее установленных маршрутов, и протяженности ранее установленных маршрутов:

с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по ранее установленным межмуниципальным маршрутам, муниципальным маршрутам соответственно.

6.2. Мероприятия по изменению маршрутов, включаемые в документ планирования регулярных перевозок, подлежат согласованию:

1) с владельцами участков улиц и автомобильных дорог, включаемых в изменяемую часть маршрута, в части изменения остановочного пункта, установления нового остановочного пункта, изменения улиц, автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту, изменения классов и (или) категорий транспортных средств (в сторону увеличения), которые используются для перевозок по маршруту, увеличения максимального количества транспортных средств каких-либо класса и (или) категории транспортных средств;

2) с владельцами автовокзалов и автостанций, на территории которых расположены остановочные пункты, включаемые в изменяемую часть маршрута, в части установления нового остановочного пункта на автовокзале, автостанции или переноса остановочного пункта на автовокзал, автостанцию;

3) с администрациями муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, на территории которых отменяются остановочные пункты, в случае отмены остановочных пунктов;

4) с администрациями муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, по территории которых проходит маршрут, если порядок посадки и высадки пассажиров на данном маршруте установлен в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте, в части исключения из маршрута каких-либо участков автомобильных дорог и (или) улиц;

5) в случае снижения количества и (или) класса и (или) категории транспортных средств, которые используются для регулярных перевозок на данном маршруте:

- с администрациями муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, на территории которых находятся остановочные пункты изменяемого маршрута, если порядок посадки и высадки пассажиров на данном маршруте установлен в установленных остановочных пунктах;

- с администрациями муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, по территории которых проходит маршрут, если порядок посадки и высадки пассажиров на данном маршруте установлен в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте;

6) если маршрут после его изменения включает в себя участки ранее установленных межмуниципальных маршрутов, муниципальных маршрутов соответственно и разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по измененному маршруту и по каждому из ранее установленных маршрутов на данных участках меньше значений, установленных приказом Министерства в зависимости от протяженности данного маршрута, общей протяженности его участков, совпадающих с участками каждого из ранее установленных маршрутов, и протяженности ранее установленных маршрутов:

с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по ранее установленным межмуниципальным маршрутам, муниципальным маршрутам соответственно.

6.3. Согласующие инстанции, указанные в пунктах 6 и 6 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня направления Министерством запроса о согласовании мероприятия об установлении или изменении маршрута, представляют в Министерство заключения о наличии или отсутствии оснований для отказа в установлении или изменении маршрута.

В случае, если заключение согласующей инстанции не получено в течение указанного срока, считается, что согласующая инстанция не нашла оснований для отказа в установлении или изменении маршрута.

7. В случае, если мероприятия, включаемые в документ планирования регулярных перевозок, требуют финансирования из областного бюджета, они подлежат согласованию с министерством финансов Нижегородской области.

8. При разработке документа планирования регулярных перевозок Министерством рассматриваются предложения органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, организаций, имеющих потребность в пассажирском транспортном сообщении для обеспечения своей деятельности, организаций, осуществляющих застройку жилых комплексов и других мест массового проживания населения».

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами административного дела: в мае и июле 2020 года в Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области поступили обращения об изменении маршрута № Т-71 «Улица Федосеенко - Площадь Свободы» путем продления пути следования от улицы Федосеенко до остановочного пункта «поселок Торфопредприятие», а именно:

- из администрации Сормовского района г Н.Новгорода перенаправлено обращение гр. ФИО9 (письмо от [дата] № Сл-01-11-251127/20),

- департаментом транспорта Администрации города Нижнего Новгорода перенаправлено обращение депутата городской Думы города Нижнего Новгорода П.Д. Пашинина (письмо от 22 июля 2020 г. № Исх-06-03-323714/20), из которого следует, что к депутату городской Думы города Нижнего Новгорода ФИО19 обращались 477 жителей, проживающих в поселке Торфосклад, Беляковский, 2-ая Стройка и прилегающих к ним садоводческих товариществ Сормовского района г.Н.Новгорода, с просьбой о продлении маршрута № Т-71 до остановки «Торфопредприятие»; основанием для данного обращения жителей Сормовского района г. Н.Новгорода послужило то, что конечная остановка маршрута № Т-71 «улица Федосеенко» находится в промышленной зоне и до поселка Торфосклад жители вынуждены идти пешком более 1 км. В поселках проживает много работающих, студентов и школьников, семей, имеющих малолетних детей, инвалидов и пожилых людей, которые ежедневно испытывают транспортные неудобства; при этом маршрут № Т-71 является удобным для жителей Сормовского района г.Н.Новгорода, так как он следует в верхнюю часть города и связывает окраины города с основными социально значимыми объектами.

Во исполнение требований подпунктом 1 пункта 62 Порядка подготовки документа планирования, проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в Документ планирования регулярных перевозок», в который включен обжалуемый административным истцом пункт – 2.6.1.7 Документа планирования регулярных перевозок, был согласован с Администрацией города Нижнего Новгорода (письмо от 18 августа 2020 г. № Сл-01-01-426292/20).

В пункте 3.2 Порядка установления, изменения, отмены маршрутов предусмотрено, что изменение муниципального маршрута по инициативе Министерства осуществляется при условии соблюдения требований части 3 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ.

В части 3 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ определено, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.

На период подготовки Министерством проекта постановления Правительства области «О внесении изменений в Документ планирования регулярных перевозок», перевозки по маршруту № Т-71 осуществляло МП «Нижегородпассажиравтотранс», которым также были согласованы предусмотренные Документом планирования регулярных перевозок изменения по маршруту № Т-71 (письмо от 28 августа 2020 г. № 04-11/1981).

Как указано Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, изменение вида регулярных перевозок по маршруту № Т-71 с нерегулируемого тарифа на регулируемый обусловлено тем, что данный маршрут востребован у пассажиров, а также для стабилизации стоимости проезда на данном маршруте, в целях исключения роста его стоимости.

Пунктом 17 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

При этом пунктом 18 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право перевозчиков, осуществляющих перевозки на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, самостоятельно устанавливать, а, следовательно, изменять/повышать/понижать тарифы.

Учитывая, что Федеральный закон № 220-ФЗ принят в целях организации регулярных перевозок пассажиров и обеспечения доступности транспортных услуг для населения и, что по регулируемым тарифам для перевозки пассажиров устанавливается единый тариф (без повышения и понижения) с предоставлением льгот на проезд, суд находит обоснованными доводы Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области о том, что при установлении и изменении маршрутов Министерство руководствуется интересами пассажиров для повышения качества транспортного обслуживания.

Также Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области указано, что в целях доступности транспортных услуг для населения, в том числе маломобильных граждан, к которым отнесены инвалиды, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п., изменен класс транспортных средств и категорий транспортных средств со среднего класса категории М2, на большой класс категории М3 (с транспортных средств типа ПАЗ на ЛиАЗ).

Согласно подпункта 14 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ под классом транспортных средств понимается группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины, в том числе средний класс транспортных средств – длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств – длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно.

Средняя пассажировместимость транспортного средства среднего класса М2, длиной от 7,5 метра до 10 метров включительно типа ПАЗ) составляет 41-42 человека, в отдельных модификациях 52 человека, большого класса (М3, длиной более чем 10 метров до 16 метров включительно, типа ЛиАЗ) составляет 110-114 человек.

Стороной административного ответчика проведено сравнение технических характеристик транспортных средств типа ПАЗ и ЛиАЗ по пассажировместимости, использована информация, размещенная в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по следующим адресам: https://rasklad.net/avtobusy-paz-texnicheskie-xarakteristiki/, https://rasklad.net/avtobusy-liaz-texnicheskie-xarakteristiki/.

Суд соглашается с доводами Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, что улучшение доступности транспортных услуг для населения, в том числе и для маломобильных групп населения, возможно путем увеличения пассажировместимости транспортных средств, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок, а именно изменением класса транспортных средств со среднего на большой.

Из представленного Министерством транспорта и автомобильных дорог письма от 29 сентября 2020 г. № 22-07-1565-20 следует, что прокуратурой Нижегородской области при рассмотрении проекта Документа планирования регулярных перевозок, замечания и предложения не представлены, нарушений норм действующего законодательства не установлено.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие оспариваемого Постановления не носило произвольного характера, а было обусловлено необходимостью развития и оптимизации транспортной инфраструктуры г. Нижнего Новгорода в целях обеспечения соблюдения баланса частных интересов перевозчиков и публичных интересов, направленных на оптимальное удовлетворение потребности населения г. Нижнего Новгорода в транспортных услугах, повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения муниципального образования, формирование комфортной маршрутной сети городского пассажирского транспорта, отвечающей социальным запросам жителей г. Нижнего Новгорода, совершенствование транспортной инфраструктуры и контроль за осуществлением регулярных перевозок транспортом общего пользования, снижение затрат времени на передвижение городским пассажирским транспортом и обеспечение безопасности участников дорожного движения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области, принятое в пределах своего усмотрения и в соответствии с предоставленной законом компетенцией не противоречит положениям действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации, принято в пределах предоставленных полномочий, при соблюдении процедуры его принятия и не нарушает прав и законных интересов ФИО2 и ФИО1

Приведенные заявителями доводы в обоснование заявленных требований, по сути, сводятся к несогласию с прекращением действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №Т-71 «ул. Федосеенко – площадь Свободы», последующим проведением конкурса на право по осуществлению пассажирских перевозок по указанному маршруту, который предметом рассмотрения по настоящему административному делу не является, а также оспариванию целесообразности принятия оспариваемого Постановления.

Вместе с тем, как разъяснено в п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Поэтому оснований для признания недействующим пункта 2.6.1.7 Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2020 года № 783) по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО1 у суда не имеется.

Утверждения административного истца о том, что оспариваемым Постановлениям вводятся необоснованные ограничения для конкуренции на рынке муниципальных перевозок, свидетельствующие о нарушении требований ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят безосновательный характер, поскольку ФИО21 и ФИО22 как субъекты предпринимательской деятельности не лишены возможности участвовать в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам в порядке, установленном действующим законодательством. Оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области к тому препятствий не создает.

Также суд считает необходимым отметить, что приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 23.04.2020 г. №Сл-325-201097/20 прекращено действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, в том числе выданных ФИО23 и ФИО24, из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода, утв. приказом от 05.02.2016 №277, исключены сведения о перевозчиках указанных муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Указанный приказ оспаривался административными истцами в судебном порядке и решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2020 г. по делу №43-13079/2020, вступившим в законную силу 22.01.2021 г. индивидуальному предпринимателю ФИО2, индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказано в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, на момент принятия оспариваемого пункта 2.6.1.7 Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2020 года № 783) действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных ФИО20 и ФИО25, было прекращено, соответственно, нарушения прав административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом судом не усматривается.

Иные доводы административного истца также отклоняются судом как безосновательные и не способные повлиять на законность оспариваемого в части Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2020 года № 783).

В силу приведенных выше мотивов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы постановления Правительства Нижегородской области как направленные на обеспечение комфортной среды обитания жителей г. Нижнего Новгорода, комплексный учет потребностей населения и требуемое развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования, не противоречат положениям действующего законодательства, приняты в пределах предоставленных полномочий и не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

Согласно п.2 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 и ФИО1 должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО1 об оспаривании в части Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 № 815 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

П.П. Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись

Решение в окончательной форме принято 18 марта 2021 года.

Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья областного суда С.В. Бурунова