Дело № 3а-40/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Сидорова В.В.,
при секретаре Масливец Д.Я.,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» к Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» (далее по тексту – ГУП КК «Кубаньводкомплекс» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором первоначально просило суд:
1. Признать недействующим приказ Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее по тексту - РЭК - ДЦиТ КК) от 27.11.2019г. № 325/2019-вк в части:
1.1. не включения в тариф недополученных доходов за 2018 год регулирования по РЭУ «Троицкий групповой водопровод»;
1.2. исключения заявленной суммы дебиторской задолженности ООО «Крымский водоканал» в размере 9 879,23 тыс. рублей по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» из состава расходов по сомнительным долгам;
1.3. корректировки тарифа на отклонение фактического уровня неподконтрольных расходов от запланированного в части водного налога по РЭУ «Троицкий групповой водопровод»;
1.4. корректировки необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных РЭК - ДЦиТ плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения, недостижение которых возникло в результате недостижения показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяженность водопроводной сети в год, изначально неверно принятым регулятором по РЭУ «Троицкий групповой водопровод»;
1.5. не включения в тариф расходов на амортизацию основных средств по РЭУ «Троицкий групповой водопровод», по РЭУ «Ейский групповой водопровод».
2. Признать недействующим приказ РЭК - ДЦиТ КК от 11.12.2019г. № 329/2019-вк в части:
2.1. исключения из необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) расходов по электроэнергии, связанных с приобретением Предприятием электроэнергии по завышенной цене и в завышенных объемах, установившейся за счет разницы в проценте нормативных потерь, принимаемых РЭК - ДЦиТ и процентом, сложившимся по факту;
2.2. корректировки необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных РЭК - ДЦиТ плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения, недостижение которых возникло в результате недостижения показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяженность водопроводной сети в год, изначально неверно принятым регулятором;
2.3. невключения в тариф расходов на амортизацию основных средств по РЭУ «Таманский групповой водопровод».
3. Обязать РЭК - ДЦиТ КК принять, введя в действие с 01.01.2021г., тарифы на питьевую воду с учетом включения в тариф:
3.1 недополученных доходов прошлых периодов регулирования за 2018 год по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в размере 24 382,02 тыс. рублей;
3.2. дебиторской задолженности ООО «Крымский водоканал» в размере 9 879,23 тыс. рублей по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в состав расходов по сомнительным долгам;
3.3. в необходимую валовую выручку отклонения фактического уровня неподконтрольных расходов от запланированного в части водного налога по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в размере 2 005,38 тыс. рублей;
3.4. в необходимую валовую выручку расходов по электроэнергии в размере 9 479,80 тыс. рублей по РЭУ «Таманский групповой водопровод»;
3.5. суммы по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в размере 23 961,94 тыс. руб., по РЭУ «Таманский групповой водопровод» в размере 5 125,50 тыс. руб., которые возникли в результате недостижения показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяженность водопроводной сети в год;
3.6. сумму расходов на амортизацию основных средств за 2020 год в размере 34 125,43 тыс. рублей по РЭУ «Троицкий групповой водопровод», РЭУ «Таманский групповой водопровод», РЭУ «Ейский групповой водопровод».
4. Обязать РЭК - ДЦиТ КК произвести корректировку производственной программы ТГВ и ТамГВ на 2018-2020 в части аварийности, заявленных организацией в тарифной заявке в 2017 году.
В обоснование заявленных требований указало, что при установлении тарифов, органом регулирования не в полном объеме учтен представленный предприятием расчет. В нарушение норм действующего законодательства не были включены недополученные доходы прошлых периодов регулирования; неправомерно исключена дебиторская задолженность ООО «Крымский водоканал» в размере 9 879,23 тыс. рублей по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» из состава расходов по сомнительным долгам; произведена противоречащая нормам законодательства корректировка тарифа на отклонение фактического уровня неподконтрольных расходов от запланированного в части водного налога; необоснованно исключены из НВВ расходы на приобретение электроэнергии, установившиеся за счет разницы в проценте «нормативных» потерь, принимаемых РЭК - ДЦиТ КК и процентом, сложившимся по факту; РЭК - ДЦиТ КК неверно принято недостижение показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяженность водопроводной сети в год, при утверждении тарифов на 2018-2020 годы; РЭК - ДЦиТ КК неправомерно исключены из тарифа расходы на амортизацию основных средств.
Определением суда от 25 января 2021 года принят отказ представителя административного истца ГУП КК «Кубаньводкомплекс» по доверенности ФИО1 от исковых требований в части возложения на РЭК - ДЦиТ КК обязанности принять, введя в действие с 01.01.2021г., тарифы на питьевую воду с учетом включения в тариф расходов на амортизацию основных средств за 2020 год в размере 34 125,43 тыс. рублей по РЭУ «Троицкий групповой водопровод», РЭУ «Таманский групповой водопровод», РЭУ «Ейский групповой водопровод». Производство по делу в этой части прекращено.
Определением суда от 05 октября 2021 года принят отказ представителя административного истца ГУП КК «Кубаньводкомплекс» по доверенности ФИО1 от исковых требований в части признания не действующим приказа РЭК - ДЦиТ КК № 325/2019-вк от 27.11.2019г. «О внесении изменений в приказ РЭК - ДЦиТ КК от 06.12.2017г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» в части не включения в тариф недополученных доходов за 2018 год регулирования по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» и корректировки тарифа на отклонение фактического уровня неподконтрольных расходов от запланированного в части водного налога по РЭУ «Троицкий групповой водопровод», а также в части возложения на РЭК - ДЦиТ КК обязанности принять, введя в действие с 01.01.2021г. тарифы на питьевую воду с учетом включения в тариф: недополученных доходов прошлых периодов регулирования за 2018 год по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в размере 23 382, 02 тыс. рублей и необходимой валовой выручки отклонения фактического уровня неподконтрольных расходов от запланированного в части водного налога по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в размере 2 005,38 тыс. рублей. Производство по делу в этой части прекращено.
С учетом частичного отказа от заявленных требований, ГУП КК «Кубаньводкомплекс» просит суд признать недействующим приказ Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее по тексту - РЭК - ДЦиТ КК) от 27.11.2019г. № 325/2019-вк в части:
- исключения заявленной суммы дебиторской задолженности ООО «Крымский водоканал» в размере 9 879,23 тыс. рублей по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» из состава расходов по сомнительным долгам;
- корректировки необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных РЭК - ДЦиТ плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения, недостижение которых возникло в результате недостижения показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяженность водопроводной сети в год, изначально неверно принятым регулятором по РЭУ «Троицкий групповой водопровод».
Признать недействующим приказ РЭК - ДЦиТ КК от 11.12.2019г. № 329/2019-вк в части:
- исключения из необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) расходов по электроэнергии, связанных с приобретением Предприятием электроэнергии по завышенной цене и в завышенных объемах, установившейся за счет разницы в проценте нормативных потерь, принимаемых РЭК - ДЦиТ и процентом, сложившимся по факту;
- корректировки необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных РЭК - ДЦиТ плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения, недостижение которых возникло в результате недостижения показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяженность водопроводной сети в год, изначально неверно принятым регулятором.
Обязать РЭК - ДЦиТ КК принять, введя в действие с 01.01.2021г., тарифы на питьевую воду с учетом включения в тариф:
- дебиторской задолженности ООО «Крымский водоканал» в размере 9 879,23 тыс. рублей по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в состав расходов по сомнительным долгам;
- в необходимую валовую выручку расходов по электроэнергии в размере 9 479,80 тыс. рублей по РЭУ «Таманский групповой водопровод»;
- суммы по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в размере 23 961,94 тыс. руб., по РЭУ «Таманский групповой водопровод» в размере 5 125,50 тыс. руб., которые возникли в результате недостижения показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяженность водопроводной сети в год.
Обязать РЭК - ДЦиТ КК произвести корректировку производственной программы Троицкий групповой водопровод и Таманский групповой водопровод на 2018-2020 в части аварийности, заявленных организацией в тарифной заявке в 2017 году.
В отзывах и дополнениях к отзывам на административное исковое заявление представитель РЭК - ДЦиТ КК по доверенности ФИО2 полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые приказы в части расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушают права и законные интересы административного истца.
На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2021г. № 620 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652 «О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края» изменено наименование региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края на департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края. Указанное изменение наименование зарегистрировано 01.10.2021г. в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования с учетом частичного отказа от заявленных требований.
Вместе с тем, суд полагает, что изменение наименования административного ответчика не влечет прекращение производства по настоящему делу либо оставление административного искового заявления без рассмотрения, поскольку субъектный состав участников спорных правоотношений и их характер не изменились, как не изменился и предмет спора.
Представитель департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и дополнениям к нему, полагая, что оспариваемые приказы не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции регулирующего органа и с соблюдением соответствующей процедуры, установленной действующим законодательством Российской Федерации.
Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении просила отказать в административном иске в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля специалиста ГУП КК «Кубаньводкомплекс» ФИО3, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от <Дата ...> № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Приказы № 325/2019-вк и № 329/2019-вк приняты уполномоченным органом (пункты 1.2, 3.1 Положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652) и опубликованы в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.
Таким образом, процедура принятия оспариваемых приказов соблюдена.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии в части оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет производился с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из материалов дела следует, что ГУП КК «Кубаньводкомплекс» оказывает услуги по холодному водоснабжению на территории Краснодарского края.
По ремонтно-эксплуатационным участкам «Ейский групповой водопровод», «Таманский групповой водопровод», «Троицкий групповой водопровод» тарифы на питьевую воду на период действия с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года установлены с использованием метода индексации Приказом № 47/2017-вк.
На основании заявлений ГУП КК «Кубаньводкомплекс» от 24.04.2019г., от 24.09.2019г., от 03.10.2019г. о корректировке тарифов на услуги холодного водоснабжения, ранее установленных Приказом № 47/2017-вк, 27 ноября 2019 года и 11 декабря 2019 года по результатам проведения специалистами тарифного органа заседания правления и экспертизы проверки экономического обоснования тарифов на питьевую воду ГУП КК «Кубаньводкомплекс», приняты Приказы от 27.11.2019г. № 325/2019-вк и от 11.12.2019г. № 329/2019-вк, которыми внесены изменения в приказ РЭК - ДЦиТ КК от 06.12.2017г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду».
Оспариваемыми приказами утверждена произведенная РЭК Краснодарского края с применением метода индексации корректировка на 2019 - 2020 гг. тарифов на питьевую воду, установленных на 2018 - 2020 гг. для ГУП КК «Кубаньводкомплекс», путем внесения изменений в Приказ № 47/2017-вк.
В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.
В силу подпункта «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, оспариваемыми нормативными правовыми актами, суд установил следующие обстоятельства.
Административный истец указывает, что при расчете тарифов на 2020 год им были представлены данные о выручке за 2018 год по категориям потребителей. В обоснование расходов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) были представлены расчет данных расходов, бухгалтерские начисления, подтверждающие начисления резерва по дебиторской задолженности, в том числе решения арбитражного суда Краснодарского края о взыскании с ООО «Крымский водоканал» в пользу административного истца задолженности за оказанные услуги водоснабжения, а также определение арбитражного суда Краснодарского края о завершении конкурсного производства в отношении ООО «Крымский водоканал» и его ликвидации.
Административный истец указывает, что дебиторская задолженность не была списана и был начислен резерв, что не требует составления дополнительного акта.
С учетом изложенного, административный истец полагает, что действия РЭК - ДЦиТ КК по исключению дебиторской задолженности РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в размере 9 879,23 тыс. руб., являющимися расходами по сомнительным долгам, не правомерны и противоречат требованиям пункта 65 Основ ценообразования.
Из материалов дела усматривается, что РЭУ «Троицкий групповой водопровод» оказывает услуги холодного водоснабжения юридическим лицам, преимущественно другим ресурсоснабжающим организациям, оказывающим услуги водоснабжения на территории города Новороссийска, города-курорта Геленджика и Крымского муниципального района. Данные районы Краснодарского края остро испытывают дефицит водоснабжения, связанного с периодическими отключениями воды и снижением давления в сети, находящейся на обслуживании РЭУ «Троицкий групповой водопровод».
РЭК - ДЦиТ КК при утверждении тарифов на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы руководствовался пунктом 6 Методических указаний, согласно которому объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения.
Плановый объем отпуска воды в сеть был сформирован исходя из прогнозного объема реализации услуг холодного водоснабжения по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» и планового уровня потерь воды в системе водоснабжения.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Методических указаний прогнозный плановый объем реализации услуг холодного водоснабжения был сформирован сходя из фактических объемов и динамики отпуска воды потребителям (реализации услуг) организацией, ранее осуществлявшей такую деятельность с использованием централизованных систем водоснабжения, которые в настоящее время эксплуатируются ГУП КК «Кубаньводкомплекс», а также с учетом потребности ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих покупку воды у ГУП КК «Кубаньводкомплекс», и равен средневзвешенному объему реализации услуг за предшествующие три года. При этом, плановый уровень потерь воды принят по факту 2016 года.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.
В соответствии со статьей 39 закона № 416-ФЗ к показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водного водоснабжения, в числе прочих, относится уровень потерь воды.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования.
Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя, в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.
В соответствии с пунктом 26 Методических указаний к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.
Как следует из пояснений административного ответчика, административный истец не наделен статусом гарантирующей организации. Материалы дела не содержат доказательства наделения органами местного самоуправления Краснодарского края ГУП КК «Кубаньводкомплекс» статусом гарантирующей организации.
Соответственно, учитывая, что в соответствии с приведенными положениями Основ ценообразования в состав неподконтрольных расходов включаются расходы по сомнительным долгам, образовавшиеся у гарантирующей организации, при принятии оспариваемых нормативных правовых актов отсутствовали правовые основания для включения дебиторской задолженности в размере 9 879,23 тыс. руб. в состав необходимой валовой выручки Административного истца на 2020 год.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» РЭК - ДЦиТ КК осуществлялось тарифное регулирование регулируемых видов деятельности ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании указанных нормативных правовых актов в состав необходимой валовой выручки ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в экономически обоснованном и документально подтвержденном размере включались средства, в том числе и на плановый ремонт объектов, входящих в состав централизованных систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых ГУП КК «Кубаньводкомплекс».
Так, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации в соответствии с подпунктом «б» пункта 38, подпунктом «б» пункта 40 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013г. № 406, определяется с учетом ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт.
Таким образом, для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» при расчете тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения учитывались расходы на выполнение мероприятий по капитальному ремонту.
Между тем, доводы административного истца о том, что плановый объем реализации воды обусловлен ненадлежащим техническим состоянием эксплуатируемых объектов централизованных систем водоснабжения, являются несостоятельными, поскольку ответственность за надлежащее состояние систем водоснабжения несет административный истец.
В связи с чем, снижение объемов реализации воды было обусловлено причинами, зависящими от регулируемой организации, следовательно, не может быть отнесено к недополученным доходам и в соответствии с пунктами 2 и 15 Основ ценообразования не подлежало учету при расчете и установлении тарифов на 2020 год.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета», Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения») (далее по тексту - постановление Правительства № 46), «необходимая валовая выручка» - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с требованиями пункта 80 Основ ценообразования постановления Правительства №406, необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
В ходе анализа данных о фактических расходах ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в 2018 году, в том числе отчета TECH.PARAMS, представленного предприятием по системе ЕИАС 02.08.2019г. были получены следующие данные:
1. Таманский групповой водопровод.
Фактический расход электрической энергии объектами водоснабжения по филиалу Таманский групповой водопровод составил - 10 775,75 тыс.кВтч на сумму 34 132,8 тыс.руб.(без НДС).
Удельная норма расхода электрической энергии на 1 м3 добытой воды отставила - 1,3237 кВтч/м3, при плановой - 1,1942 кВтч/м3.
При определении экономически обоснованного объема потребленной в 2018 году электрической энергии специалистами РЭК-департамента применена плановая удельная норма расхода электрической энергии на 1 м3 добытой воды к объему воды поступившей в сеть (6 052,61 тыс.м3), в составе которого учтен объем реализации услуг (3 740,52 тыс.м3) и объем расходов и потерь воды, соответствующий плановому уровню (38,2% от общего объема добычи воды). Экономически обоснованный объем потребленной в 2018 году электрической энергии составил - 7 228,03 тыс.кВтч.
Таким образом, ГУП КК «Кубаньводкомплекс» по филиалу Таманский групповой водопровод в 2018 году перерасход электрической энергии составил - 3 547,72 тыс.кВтч.
По факту 2018 года объем добычи составил - 8 140,87 тыс.м3, уровень потерь – 54,05 %.
2. Ейский групповой водопровод.
Удельная норма расхода электрической энергии на 1 м3 добытой воды составила - 1,22 кВтч/м3, при плановой - 1,28 кВтч/м3. Уровень потерь по факту 2018 года составил - 8,34% от общего объема добычи воды, при плановом уровне - 9.25% В этой связи корректировка расходов на покупку электрической энергии в отношении ГУП КК «Кубаньводкомплекс» по филиалу Ейский групповой водопровод не осуществлялась.
3. Троицкий групповой водопровод.
Удельная норма расхода электрической энергии на 1 м3 добытой воды составила - 2,17 кВтч/м3, при плановой - 2,26 кВтч/м3. Уровень потерь по факту 2018 года составил - 1,35% от общего объема добычи воды, при плановом уровне -2,35%. В этой связи корректировка расходов на покупку электрической энергии в отношении ГУП КК «Кубаньводкомплекс» по филиалу Троицкий групповой водопровод не осуществлялась.
Пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» определен перечень документов, прилагаемых регулируемой организацией к заявлению об установлении тарифов и предполагает обязательное наличие производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.
Содержание производственной программы определено пунктами 5-6 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» и включает в себя, плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей», (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил организация, осуществляющая водоснабжение, рассчитывает фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности и направляет их в уполномоченный орган в проекте производственной программы.
В соответствии с пунктом 8 Правил при определении фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности уполномоченный орган учитывает:
а) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническое обследование);
б) информацию, раскрываемую организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013г. № 6;
в) информацию, предоставленную территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о состоянии качества горячей воды, питьевой воды, подаваемой организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и соответствии или несоответствии горячей воды, питьевой воды установленным требованиям;
г) информацию, предоставленную территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, о состоянии водных объектов, забор (изъятие) водных ресурсов из которых осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение;
д) результаты производственного контроля качества питьевой воды, производственного контроля качества горячей воды, производственного контроля состава и свойств сточных вод;
е) данные коммерческого учета горячей воды, холодной воды, сточных вод;
ж) иную информацию, предоставленную организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, содержащую сведения о фактическом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 11 Правил фактические значения показателя надежности и бесперебойности централизованных систем водоснабжения определяется отдельно для централизованных систем горячего водоснабжения и для централизованных систем холодного водоснабжения и характеризуются количеством перерывов в подаче воды, зафиксированных в определенных договором холодного водоснабжения, договором горячего водоснабжения, единым договором водоснабжения и водоотведения или договором транспортировки холодной воды, горячей воды местах исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение по подаче холодной воды, горячей воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, принадлежащих организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, в расчете на протяженность водопроводной сети в год (ед./км).
Перерывы в подаче холодной воды, горячей воды, произошедшие в результате технологических нарушений, отключений, переключений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, не принадлежащих данной организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, равно как в результате наступления иных обстоятельств непреодолимой силы, исключаются из расчета показателей надежности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.
В соответствии с пунктами 14-15 Правил плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.
Тарифы на питьевую воду на 2017 год для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Троицкий групповой водопровод», РЭУ «Ейский групповой водопровод» и РЭУ «Таманский групповой водопровод» впервые были утверждены приказом РЭК-департамента от 16.08.2017г. № 29/2017-вк. Тарифы на питьевую воду на 2018-2020 годы для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Троицкий групповой водопровод», РЭУ «Ейский групповой водопровод» и РЭУ «Таманский групповой водопровод» были утверждены приказом РЭК-департамента от 16.12.2017г. № 47/2017-вк.
При рассмотрении заявок ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Троицкий групповой водопровод», РЭУ «Ейский групповой водопровод» и РЭУ «Таманский групповой водопровод» и имеющихся в распоряжении РЭК - ДЦиТ КК обосновывающих документов, выявлено, что у предприятия отсутствуют документы, подтверждающие перерывы в подаче холодной воды, произошедшие в результате технологических нарушений, отключений, переключений на рассматриваемых объектах централизованной системы холодного водоснабжения, принадлежащих данной организации, осуществляющей холодное водоснабжение, за отчетный период, так как ранее рассматриваемые объекты централизованной системы холодного водоснабжения эксплуатировались другой ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, в распоряжении РЭК - ДЦиТ КК имелась пояснительная записка начальника ПТО ГУП КК «Кубаньводкомплекс», согласно которой во время возникновения аварий и повреждений на водоводах РЭУ «Троицкий групповой водопровод», данные аварии и повреждения устраняются без прекращения подачи воды.
Таким образом, РЭК - ДЦиТ КК обоснованно установлено, что фактические показатели надежности для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Троицкий групповой водопровод» и РЭУ Таманский групповой водопровод» равняются нулю (0 ед./км.).
В связи с чем, РЭК - ДЦиТ КК при установлении тарифов на питьевую воду на 2017 год и на 2018-2020 годы для ГУП КК Кубаньводкомплекс» РЭУ «Троицкий групповой водопровод» и РЭУ Таманский групповой водопровод» не имел законной возможности утвердить значение плановых показателей надежности отличное от нуля (0 ед./км.).
В соответствии с пунктом 32 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2013г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны не позднее 1 апреля представлять в уполномоченный орган отчет о выполнении производственной программы за предыдущий год.
Приказом РЭК - ДЦиТ КК от 05.03.2014г. № 3/2014 «Об утверждении формы отчетов о выполнении производственных программ» определено, что форма предоставления отчетов о выполнении производственных программ за предыдущий год должна соответствовать шаблонам федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (ЕИАС).
С целью контроля за выполнением производственных программ в Единой информационно-аналитической системе размещен шаблон PR.PROG.FACT.
Согласно представленным отчетам о выполнении производственной программы за 2018 год ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Таманский групповой водопровод», РЭУ «Троицкий групповой водопровод» фактическое значение показателя надежности и бесперебойности водоснабжения составило 0,01 ед./км, количество перерывов в подаче воды в результате аварий, повреждений или иных технологических нарушений систем водоснабжения РЭУ «Ейский групповой водопровод» по данным отчета составило 0 ед./км.
При представлении ГУП КК «Кубаньводкомплекс» документов, подтверждающих перерывы в подаче холодной воды, произошедшие в результате технологических нарушений, отключений, переключений на рассматриваемых объектах централизованной системы холодного водоснабжения, принадлежащих ГУП КК «Кубаньводкомплекс», осуществляющей холодное водоснабжение, за отчетный период 2018 года, оспариваемыми приказами РЭК - ДЦиТ КК от 27.11.2019г. № 325/2019-вк и от 11.12.2019г. № 329/2019-вк внесены изменения в производственные программы ГУП КК Кубаньводкомплекс» по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» и РЭУ Таманский групповой водопровод» с изменением планового значения показателя надежности и бесперебойности водоснабжения на 2020 год на величину 0,01 ед./км на основании фактических данных и заявки предприятия.
Пунктом 93 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013г. № 1746-э, определен порядок корректировки необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Следовательно, РЭК - ДЦиТ КК осуществлена корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией производственной программы в части недостижения регулируемой организацией утвержденных РЭК – ДЦиТ плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения.
В отношении доводов административного истца о необходимости исключения из состава затрат расходов на оплату электроэнергии в размере 9479,80 тыс. руб. по РЭУ «Таманский групповой водопровод», из представленных материалов дела судом установлено следующее.
ГУП КК «Кубаньводкомплекс» оказывает услуги с июля 2017 года.
При утверждении тарифов на долгосрочный период 2018-2020 годы у предприятия отсутствовал факт базового периода (2016 года).
Административным истцом на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы было заявлено:
на 2018 год: объем реализации услуг: 3 190,86 тыс.м3, плановый уровень потерь воды - 56,77% от общего объема подачи воды в сеть (4 190,06 тыс.м3), полезный объем отпуска воды в сеть - 7 380,92 тыс.м3;
на 2019 год: объем реализации услуг: 3 190,86 тыс.м3, плановый уровень потерь воды - 54,77% от общего объема подачи воды в сеть (3 863,88 тыс.м3), полезный объем отпуска воды в сеть - 7 054,74 тыс.м3;
на 2020 год: объем реализации услуг: 3 190,86 тыс.мЗ, плановый уровень потерь воды - 52,77% от общего объема подачи воды в сеть (3 565,14 тыс.м3), полезный объем отпуска воды в сеть - 6 756,0 тыс.м3.
Принятый РЭК - ДЦиТ КК в расчет тарифа объем реализации услуг составил - 3 190,86 тыс.м3, плановый уровень потерь воды - 38,2% от общего объема подачи воды в сеть (1972,34 тыс.м3), полезный объем отпуска воды в сеть - 5163,20 тыс.м3.
РЭК - ДЦиТ КК при формировании прогнозных объемов на долгосрочный период 2018-2020 годы руководствовался пунктом 6 Методических указаний.
В связи с отсутствием обосновывающих расчетных данных плановый объем полезного отпуска воды в сеть сформирован РЭК - ДЦиТ КК исходя из объема реализации услуг, принятого по факту 2016 года, и величины расходов и потерь воды в системе водоснабжения, определенных расчетным методом для предыдущей организации, оказывающей услуги на данной территории.
По факту 2018 года объем реализации услуг составил - 3 740,52 тыс.м3, уровень потерь воды - 54,05% от общего объема подачи воды в сеть (4 400,35 тыс.м3), объем отпуска воды в сеть - 8 140,87 тыс.м3.
Отклонение плана от факта 2018 года составило: объем реализации услуг + 549,66 тыс.м3, объем потерь воды - +2 428,01 тыс.м3 (или на 15,85% выше запланированного уровня), объем отпуска воды в сеть, со сверхнормативными потерями - +2977,67 тыс.м3.
Кроме того, судом усматривается, что по данному структурному подразделению предприятие не оспаривает прибыль, полученную в результате значительного увеличения фактического объема реализации услуг относительно планового объема, как по РЭУ «Троицкий групповой водопровод».
Таким образом, в 2018 году при оказании услуг холодного водоснабжения определен факт добычи воды РЭУ «Таманский групповой водопровод» в завышенных объемах, по причине сверхнормативного уровня потерь.
Заявленная удельная норма расхода электрической энергии в расчете на объем поданной воды составила: 1,194 кВтч/м3.
Заявленный объем электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы, составил:
2018 год - 8814,3 тыс. кВтч, что соответствует 42676,7 тыс. руб.;
2019 год - 8424,77 тыс. кВтч, что соответствует 44380,3 тыс. руб.;
2020 год - 8068,02 тыс.кВтч, что соответствует 44031,01 тыс. руб.
В связи с отсутствием в тарифной заявке расчета удельного расхода электрической энергии, основанного на паспортных данных задействованного в процессе осуществления регулируемого вида деятельности энергооборудования и выполненного с целью определения планового объема электрической энергии, РЭК - ДЦиТ КК, в расчет расходов на приобретение электрической энергии (мощности) принята удельная норма расхода электрической энергии по факту 2016 года, в размере 1,1942 кВтч/м3, в соответствии с подпунктом «г» пункта 22 и пунктом 64 Основ ценообразования.
В расчет тарифа РЭК - ДЦиТ КК включены расходы на приобретение электрической энергии, в объеме, определенном исходя из плановой удельной нормы расхода электрической энергии и планируемого объема полезного отпуска воды в сеть.
Объем электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы составил - 6 165,89 тыс. кВтч, что соответствует 30 904,86 тыс. руб. в 2018 году, 32 620,13 тыс. руб. в 2019 году, 34161,13 тыс. руб. в 2020 году.
По факту 2018 года структурным подразделением РЭУ «Таманский групповой водопровод» приобретено электрической энергии в объеме 10 751,591 тыс.кВтч на сумму 28 926,1 тыс.руб.
При этом, фактическая удельная норма расхода электрической энергии составила 1,3237 кВтч/м3 (при плановой - 1,194 кВтч/м3).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования, при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.
С целью определения расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией в завышенных объемах электрической энергии, расчетным путем определено значение полезного отпуска воды в сеть, как сумма следующих значений: объем реализации услуг факта 2018 года (3 740,52 тыс.м3З) и объем потерь, соответствующий плановому уровню 38,2% (2 312,09 тыс.м3), что составляет - 6 052,61 тыс.м3.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования определен экономически обоснованный объем электрической энергии, потребленной энергооборудованием, участвующим в процессе добычи, очистки и транспортировки воды и находящимся в эксплуатации РЭУ «Таманский групповой водопровод»: экономически обоснованный объем электрической энергии = 6 052,61*1,1942=7 228,031 тыс.кВтч/год.
В результате применения к экономически обоснованному объему электрической энергии средневзвешенный тариф электрической энергии факта 2018 года (2,69 руб/кВтч) были определены экономически обоснованные расходы на приобретение электрической энергии: 7 228,031*2,6904=19 446,3 тыс.руб.
Таким образом, расходы, связанные с приобретением ГУП КК «Кубаньводкомплекс» электрической энергии в объемах, превышающих экономически обоснованные, определяются путем вычисления из суммы фактических затрат 2018 года экономически обоснованные расходов: 28 926,1-19 446,3=9 479,8 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406, при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах.
Между тем, в результате анализа расходов предприятия, сложившихся за базовый период, РЭК - ДЦиТ КК установлен факт приобретения электроэнергии, направленной ГУП КК «Кубаньводкомплекс» на добычу и транспортировку объемов сверхнормативных потерь воды.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года по административному делу № 3а-233/2021 по административному исковому заявлению ГУП КК «Кубаньводкомплекс» о признании не действующим в части приказа РЭК - ДЦиТ КК от 11 декабря 2019 года № 329/2019-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.12.2017Г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» в части невключения в тариф объема нормативных неучтенных расходов и потерь воды, необходимых для осуществления деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения, установлено, что ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в 2009 году в соответствии с заключенным государственным контрактом была проведена экспертиза баланса водопользования ООО «Югводоканал», в рамках которой был проведен анализ баланса водопотребления и расчет объемов обоснованных расходов и неучтенных потерь воды по филиалу «Таманский групповой водопровод» ООО «Югводоканал».
В соответствии с выводами данной экспертизы был определен объем расчетных обоснованных расходов и потерь воды составил 38,2 %.
Данный обоснованный показатель потерь воды был учтен при утверждении долгосрочных параметров регулирования ООО «Югводоканал» и, в последующем РЭК - ДЦиТ КК.
При этом, иных экономически обоснованных данных тарифному органу административным истцом не представлено не было.
На основании изложенного, учитывая, что административный истец не предпринял мер по корректировке долгосрочных параметров регулирования в установленном порядке, суд пришел к выводу, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушены нормы действующего законодательства, а также не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
На основании вышеизложенного суд полагает, что из величины финансовых потребностей предприятия обоснованно исключены расходы в размере 9479,80 тыс. руб.
В отношении доводов ГУП КК «Кубаньводкомплекс» об исключении из состава необходимой валовой выручки 23 961,94 тыс. руб. по РЭУ «Троицкий групповой водопровод», 5125,50 тыс. руб. по РЭУ «Таманский групповой водопровод» в размере 5125,50 тыс., судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, исключение из состава необходимой валовой выручки по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» 23 961,94 тыс. руб., по РЭУ «Таманский групповой водопровод» 5125,50 тыс. руб., было осуществлено в связи с недостижением по результатам хозяйственной деятельности в базовый период показателя количества перерывов в подаче воды, произошедших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения в расчете на протяжённость водопроводной сети в год.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ России от 27.12.2013г. № 1746-э, необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка, в том числе, включает показатель степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
При расчёте тарифов на питьевую воду на 2020 год по РЭУ «Таманский групповой водопровод» определён коэффициент корректировки НВВ в размере 0,03 (5 125,5 тыс. руб.) с учётом степени исполнения обязательств по реализации производственной программы в соответствии с п. 93 Методических указаний.
Таким образом, из общей суммы НВВ РЭК - ДЦиТ КК обоснованно исключено 5 125,5 тыс. руб.
При расчёте тарифов на питьевую воду на 2020 год по РЭУ «Троицкий групповой водопровод» определён коэффициент корректировки НВВ в размере 0,03 (23 961,94 тыс. руб.) с учётом степени исполнения обязательств по реализации производственной программы в соответствии с п. 93 Методических указаний.
Таким образом, из общей суммы НВВ РЭК - ДЦиТ КК также обоснованно исключено 23 961,94 тыс. руб.
В отношении доводов ГУП КК «Кубаньводкомплекс» об исключении из состава необходимой валовой выручки амортизационных отчислений в размере 34 125,43 тыс. руб., судом установлено следующее.
При оценке экономической обоснованности расходов на амортизацию, учитываемых при расчете и установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (далее по тексту - Положение), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999г. № 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходами по обычным видам деятельности в соответствии с пунктом 5 Положения считается также возмещение стоимости основных средств, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. Таким образом, признание амортизации в качестве расхода поставлено в зависимость от наличия предшествующих фактов хозяйственной жизни, состоящих в возникновении затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
Таким образом, начисление амортизации по объектам, приобретенным (созданным) за счет бюджетных средств целевого финансирования, при отсутствии собственных расходов организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств противоречит правилам бухгалтерского учета и нормам налогового законодательства.
Положениями п. 3 ч. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ исключена возможность амортизации имущества, приобретенного (созданного) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Согласно пункту 1.3 Устава ГУП КК «Кубаньводкомплекс», утвержденному приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 20.03.2006г. № 43 и приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.04.2006г. № 257, предприятие является коммерческой организацией, собственником имущества которой является Краснодарский край.
Как следует из материалов тарифного дела, объекты коммунальной инфраструктуры были переданы ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в хозяйственное ведение Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края согласно приказам от 12.07.2017г. № 205; от 29.12.2017г. № 415; от 31.07.2018г. № 285; от 31.08.2018г. № 347; от 28.09.2018г. № 409 «О закреплении за ГУП КК «Кубаньводкомплекс» государственного имущества Краснодарского края».
Соответственно, ГУП КК «Кубаньводкомплекс» не понесло расходов на создание (приобретение) сетей водоснабжения, а также иного переданного имущества.
В письме Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 09.11.2018г. содержится информация о перечне имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП КК «Кубаньводкомплекс», приобретение (строительство) которого осуществлялось за счет средств краевого бюджета: реконструкция Ейского группового водопровода (п. 196) акта приема-передачи от 12.07.2017г., а также имущество, переданное в соответствии с приказами от 29.12.2017г. № 514; от 31.07.2018г. № 285; от 31.08.2018г. № 347; от 28.09.2018г. № 409.
Таким образом, в соответствии с действующим налоговым законодательством имущество, полученное ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в хозяйственное ведение, и приобретенное за счет бюджетных средств амортизации не подлежит. В связи с чем, амортизационные начисления на указанное имущество не учитываются при расчете тарифов на услуги водоснабжения.
Административным истцом также были приведены доводы о том, что на основании положений пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406, из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, только по результатам проверок и мероприятий по контролю.
Однако, суд полагает, что данный довод основан не на буквальном толковании положений подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования, в соответствии с которыми при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.
Следовательно, в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования не только на основании результатов проверок и мероприятий по контролю возможно исключение экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования из необходимой валовой выручки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в результате принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушены нормы действующего законодательства, а также не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ГУП КК «Кубаньводкомплекс» о признании не действующими в части приказов № 325/2019-вк от 27.11.2019г., № 329/2019-вк от 11.12.2019г. «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.12.2017г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду».
Руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» к Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края о признании не действующими в части приказов № 325/2019-вк от 27.11.2019г., № 329/2019-вк от 11.12.2019г. «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.12.2017г. № 47/2017-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 октября 2021 года.
Судья В.В. Сидоров