ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2021 от 30.06.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-40/2021

43OS0000-01-2021-000046-58

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 30 июня 2021 года

Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Абаскаловой А.А.,

с участием прокурора Чураковой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сети» к региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 29 декабря 2020г. № 43/8-ээ-2021,

у с т а н о в и л:

решением правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее - региональная служба по тарифам, тарифный орган) от 29 декабря 2020г. № 43/8-ээ-2021 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сети» (далее – ООО «ЖКХ Сети», общество) на территории Кировской области на 2021 год» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества для взаиморасчетов с публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее - ПАО «МРСК Центра и Приволжья»).

Так, для ООО «ЖКХ Сети» на 1 и 2 полугодия 2020г. установлены: ставка за содержание электрических сетей 54 862,36 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 296,49 руб./МВт.ч., одноставочный тариф 0,96596 руб./кВт.ч.; необходимая валовая выручка на год определена в размере 2464,24 тыс.руб.

Решение опубликовано 04 января 2021г. на официальном сайте региональной службы по тарифам (www.rstkirov.ru), являющимся официальным источником опубликования на основании части 2 статьи 12 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», решения правления региональной службы по тарифам от 15 апреля 2016г. № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов».

ООО «ЖКХ Сети» обратилось в суд с административным исковым заявлением к региональной службе по тарифам об оспаривании решения от от 29 декабря 2020г. № 43/8-ээ-2021. Полагает, что региональной службой по тарифам неверно рассчитан объем условных единиц объектов электросетевого хозяйства, находящихся в обслуживании общества; необоснованно занижены расходы по статьям затрат: «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Оплата работ и услуг сторонних организаций», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности», «Теплоэнергия, вода, водоотведение», «Налоги», «Амортизация основных средств». Просят признать недействующим решение региональной службы по тарифам от 29 декабря 2019г. № 43/8-ээ-2021.

Представители ООО «ЖКХ Сети» Раловецс А.В., Симак А.С. заявленные требования поддержали. Пояснили, что после разъяснений специалиста тарифного органа не оспаривают исключение при определении объема условных единиц 25 силовых трансформаторов, расходы по статье «Теплоэнергия, вода, водоотведение», минимальный месячный размер тарифной ставки рабочего 1 разряда, расчет нормативной численности по функции «Механические мастерские», перечень определенных тарифным органом средств индивидуальной защиты.

Представитель региональной службы по тарифам Зонов Л.О. указал на законность оспариваемого решения региональной службы по тарифам.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Представители заинтересованного лица Лавринчук Н.А., Федоров С.Е. указали на неверность доводов представителей административного истца, просили отказать обществу в требованиях о признании недействующим решения тарифного органа от 29 декабря 2020г. № 43/8-ээ-2021.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения специалистов Мамаева А.В., Бакулиной Е.С., Самоделкиной Г.В., заключение прокурора Чураковой Н.Р., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике); утвержденными во исполнение данного закона: постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен); Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 6 августа 2004г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2).

На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

27 ноября 2020г. ООО «ЖКХ Сети» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2021 год с обосновывающими расчеты общества документами.

29 декабря 2020г. оспариваемое решение региональной службы по тарифам принято в пределах предоставленных полномочий, при наличии необходимого кворума правления, официально опубликовано.

ООО «ЖКХ Сети» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов по передаче и распределению электрической энергии, переданных муниципальным образованием Левинское городское поселение Оричевского района Кировской области по концессионному соглашению от 09 октября 2020г. Акт приема-передачи имущества подписан 09 ноября 2020г., документы на государственную регистрацию прав переданы 18 ноября 2020г., государственная регистрация прав концессионера на владение и пользование объектами соглашения осуществлена – 26 февраля 2021г. и 01 марта 2021г.

Регулируемую деятельность общество на момент подачи заявки не осуществляло, начало регулируемой деятельности - 01 января 2021г.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Частью 15 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

Поскольку факт эксплуатации и обслуживания ООО «ЖКХ Сети» электросетевого оборудования, расположенного в Левинском городском поселении подтвержден, то отсутствие регистрации прав владения и пользования обществом недвижимым имуществом на данные сети не может служить правовым основанием для отказа учета расходов на их содержание при установлении оспариваемого тарифа в порядке, установленном Основами ценообразования.

Определение необходимой валовой выручки общества осуществлено тарифным органом методом экономически обоснованных расходов.

Региональная служба по тарифам, проанализировав состав и количество электросетевого оборудования, используемого ООО «ЖКХ Сети»определила его количество в размере 290,963 условных единиц (у.ед), отклонив заявленные обществом в тарифной заявке 481,43 у.ед.

Оспаривая расчет количества условных единиц общество, с учетом уточнения, указало на необоснованное исключение протяженности следующих кабельных линий (КЛ): КЛ 10 кВ №2 от фид.10кВ №12 ПС «Тюмень» до яч.14 РП-1; КЛ 10кВ №2 от фид.10 кВ №14 ПС «Тюмень» до яч.7 РП-1; КЛ 10 кВ от яч.18 РП-1 2сш до ТП-5 (ТП-5 - Собственник ФГУП «Фармзащита»); КЛ 10 кВ от яч. 13 РП-1 2сш до ТП-2 (ТП-2 - Собственник ФГУП «Фармзащита»); КЛ 10 кВ от яч.17 РП-1 2сш до ТП-7; КЛ 10кВ от фид.10кВ №20 ПС «Тюмень» до ТП-27; КЛ 10 кВ №2 от фид.10кВ №11 ПС «Тюмень» до яч.7 РП-2; КЛ 10 кВ №2 от фид.10кВ №15 ПС «Тюмень» до яч.14 РП-2; КЛ 10 кВ от яч.17 РП-2 2сш до ТП-2 (Собственник ФГУП «Фармзащита»); КЛ 10 кВ №2 от фид.10кВ №7 ПС «Тюмень» до яч.7 РП-3; КЛ 10 кВ №2 от фид. 10кВ №19 ПС «Тюмень» до яч.14 РП-3; КЛ 10 кВ от ф.№16 РП-3 2сш до ТП-17; КЛ 0,4 кВ №2 от яч.5 ф.№1 РП-3 1сш до ВРУ д.118; КЛ 0,4 кВ №2 от яч.7 ф.№1 РП-3 2сш до ВРУ д.118; КЛ 0,4 кВ от яч.11 ф.№2 РП-3 2сш до ВРУ школы; КЛ 0,4 кВ от яч.7 ф.№2 РП-3 2сш до ВРУ д/сада; КЛ 0,4 кВ №2 от яч.3 ф.№4 РП-3 1сш до ВРУ торгового центра (д.128); КЛ 0,4 кВ №2 от яч.10 ф.№4 РП-3 2сш до ВРУ торгового центра (д.128); КЛ 10 кВ от ф.№15 РП-2 2сш до ТП-11; КЛ 10 кВ от ф.№8 ТП-15 2сш до ТП-21 2сш; КЛ 0,4 кВ от яч.6 ф.№2 ТП-15 2сш до ВРУ поликлиники д.152; КЛ 0,4 кВ от яч.7 ф.№2 ТП-17 2сш до ВРУ д.107; КЛ 0,4 кВ от яч.7 ф.№4 ТП-17 2сш до ВРУ д.108; КЛ 0,4 кВ от яч.6 ф.№4 ТП-17 2сш до ВРУ д.109; КЛ 10 кВ от фид.10кВ №21 ПС «Тюмень» до ТП-21; КЛ 10 кВ от ТП-21 (ввод №2) 2сш до КТП(КОС); КЛ 10 кВ от оп.20 фид.10кВ №17 ПС «Тюмень» до ТП-23; КЛ 0,4 кВ от ф.№6 КТП(КОС) до ВРУ-2 Производственный корпус (том 5 л.д.7-17).

По мнению ООО «ЖКХ Сети» протяженность кабельных линий, идущих по разным системам шин, из разных ячеек, должна учитываться самостоятельно, поскольку каждая кабельная линия обслуживается в отдельности.

В соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 20-э/2 необходимая валовая выручка сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, распределяется по уровням напряжения по формулам, в которых используются данные о сумме условных единиц по оборудованию, распределенных по уровням напряжения. Сумма условных единиц по оборудованию определяется в соответствии с Приложением 2 к названным методическим указаниям, которое, в свою очередь, содержит две таблицы: № П2.1 (объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор) и № П2.2 (объем подстанций 35 - 1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4 - 20 кВ в условных единицах).

В соответствии с пунктом 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015г. № 184, таблицей № П2.1 Приложения 2 Методических указаний № 20-э/2 количество условных единиц рассчитывается на 100 км трассы линии электропередач.

Из пункта 3.1 ГОСТ Р 53316-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009г. № 92-ст следует, что кабельная линия - это линия, предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов и состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей (проводов, токопроводов) с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная согласно требованиям технической документации в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков и в пустотах строительных конструкций или другим способом.

Действующее законодательство не содержит общего определения трассы линии электропередач, тем не менее из определения трассы линии электропередачи напряжением выше 1000 В (волоконно-оптической кабельной линии), данного в пункте 3.11 ГОСТ 33799-2016 «Межгосударственный стандарт. Железнодорожная электросвязь. Правила подвески самонесущего волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети железной дороги и линий электропередачи напряжением выше 1000 В», введенного в действие Приказом Росстандарта от 08 июля 2016г. № 821-ст, можно сделать вывод, что это положение проекции оси воздушной (кабельной) линии на поверхности земли.

Согласно пункту 2.3.14 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05 октября 1979г. трасса кабельной линии должна выбираться с учетом наименьшего расхода кабеля, обеспечения его сохранности при механических воздействиях, обеспечения защиты от коррозии, вибрации, перегрева и от повреждений соседних кабелей электрической дугой при возникновении КЗ на одном из кабелей. При размещении кабелей следует избегать перекрещиваний их между собой, с трубопроводами и пр.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что каждый кабель кабельной линии не может расцениваться, как самостоятельная трасса линии электропередач, поэтому позиция административного истца по данному вопросу является неверной.

ООО «ЖКХ Сети» оспаривается не включение при расчете количества условных единиц резервного оборудования, помеченного как «резерв» на однолинейных схемах РУ-0,4кВ (том 2 л.д.244, 249, том 3 л.д.5, 10,15,20,25, 30, 35, 40, 44).

Из пояснений специалиста тарифного органа следует, что исключены были масляные выключатели и разъединители, поскольку по ним, как по резервному оборудованию, не происходит передача электроэнергии.

В соответствии с абзацем 12 статьи 3 Закона об электроэнергетике под услугами по передаче электрической энергии, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, понимаются услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац 11 статьи 3 Закона об электроэнергетике).

Для передачи электрической энергии необходимо технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, которое осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).

Как пояснил в судебном заседании руководитель ООО «ЖКХ Сети» резервное оборудование необходимо, если кто-то из потребителей подаст заявление на технологическое присоединение. Технологического присоединения к резервному оборудованию каких-либо потребителей в 2020, 2021 годах не было.

Следовательно, тарифным органом обоснованно из расчета количества условных единиц исключено резервное оборудование, как объекты, не участвующие в регулируемой деятельности общества.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на топливо, расходы на сырье и материалы, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда и страховые взносы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, прочие расходы.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).

Затраты по статье «Расходы на оплату труда» заявлены ООО «ЖКХ Сети» в размере 6 461,81 тыс.руб. с численностью 11,92 штатных единиц и среднемесячной заработной платой 45 187,93 руб. (том 4 л.д. 35-39, том 5 л.д.73-78).

Тарифным органом расходы по данной статье определены в сумме 1094,92 тыс. руб., исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной «Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике РФ на 2019-2021 годы», в размере 9 080,13 руб.(том 4 л.д.182-185).

Расчет нормативной численности персонала для общества определен на основании Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 03 апреля 2000г. № 68 (далее - Рекомендации Госстроя № 68).

Нормативная численность основного производственного персонала составила по расчетам тарифного органа 3,09 единиц (ед.), руководителей, специалистов и служащих 0,50 ед.

Оспаривая расчет нормативной численности по функции «Кабельные линии» ООО «ЖКХ Сети» указывает на необходимость учета 6,11 км кабельных линий до 1 кВ и 34,26 км кабельных линий 6-10 кВ.

Тарифным органом верно при расчете учтена длина кабельных линий до 1 кВ – 4,78 км и кабельных линий 6-10 кВ – 19,62 км на основании длины трасс, рассчитанной в соответствии с Критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (том 4 л.д. 189-192), с учетом примерного перечня профессий и примерного перечня работ, перечисленных в пункте 2.2.2 Рекомендаций Госстроя № 68.

Оспаривая расчет численности рабочих по функции «Трансформаторные подстанции и распределительные пункты», общество указывает на наличие 392 распределительных и фидерных пунктов. Тарифный орган произвел расчет рабочих, исходя из наличия в обслуживании общества 11 таких пунктов, и учел в нормативной численности 0,13 ед.

В судебном заседании административный истец уточнил, что расчет необходимо производить исходя из 330 подключений.

В соответствии с пунктом 2.2.4 Рекомендаций Госстроя № 68 нормативная численность рабочих для обслуживания распределительных пунктов определяется, как 1,2 человек на 100 единиц распределительных и фидерных пунктов на 100 присоединений. Поскольку общество не имеет в обслуживании распределительных пунктов на 100 присоединений, расчет нормативной численности по данной функции не должен был производиться.

Нормативная численность по функции «Трансформаторная подстанция с двумя и более присоединениями на стороне высокого напряжения» в части количества присоединений на напряжение до 20 кВ с масленым выключателем, с выключателем нагрузки, с разъединителем, по функции «Релейная защита и автоматика» (пункты 2.2.6, 2.2.10 Рекомендаций Госстроя № 68) в части количества масляных выключателей, выключателей нагрузки и разъединителей рассчитана тарифным органом без учета резервного оборудования ООО «ЖКХ Сети», что по мнению суда является верным по приведенным ранее основаниям.

Тем не менее, суд полагает, что не использование тарифным органом коэффициента температурной зоны 1,10 при расчете нормативной численности работников ООО «ЖКХ Сети» является нарушением пункта 1.1 Приложения 1, Приложения 2 Рекомендаций Госстроя № 68. Из приложения 2 данных рекомендаций следует, что вся территория Кировской области относится к 4 температурной зоне.

Оспаривая расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих административный истец указывает на необоснованное неприменение нормативной численности рабочих в количестве 9,50 человек при расчете персонала по функциям: «Общее руководство», «Бухгалтерский учет и финансовая деятельность», «Комплектование и учет кадров», «Материально-техническое снабжение и хозяйственное обслуживание», «Делопроизводство», «Организация охраны труда и техники безопасности», «Правовое обслуживание», «Технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы» (пункт 2.1.1 Рекомендаций Госстроя № 68).

Суд частично соглашается с данным доводом и полагает, что с учетом применения коэффициента температурной зоны 1,10 тарифным органом расчет должен был быть сделан исходя из численности рабочих 3,40 человек. Тем не менее, неприменение регулирующим органом к расчетам поправочного коэффициента в зависимости от температурной зоны не оказало существенного влияния на итоговый размер необходимой валовой выручки.

Оспаривая расчет по функциям «Бухгалтерский учет и финансовая деятельность», «Организация охраны труда и техники безопасности», общество указывает на необоснованное применение тарифным органом нижней границы предлагаемого Рекомендациями Госстроя № 68 диапазона.

Так, таблицей 1 пункта 2.1.1 Рекомендаций Госстроя № 68 для среднесписочной численности работников предприятия до 100 человек численность по функции «Бухгалтерский учет и финансовая деятельность» предусмотрена в диапазоне 2-3 человека, по функции «Организация охраны труда и техники безопасности» 0,5-1 человек.

Из пункта 1.13 Рекомендаций Госстроя № 68 следует, что пределы числовых показателей, в которых указано «до», следует понимать «включительно». В случае, если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции, то есть находить промежуточные значения величин по имеющимся наборам известных значений.

По мнению суда, при рассчитанном для общества количестве рабочих, расчет по максимальному значению из предложенного Рекомендациями Госстроя № 68 диапазона, не будет отвечать принципу экономической обоснованности расходов.

Количество персонала по функции «Организация ремонтно-эксплуатационного обслуживания оборудования, электроэнергетических устройств и сооружений» рассчитано обществом в количестве 0,25 ед., тарифным органом численность по данной функции не рассчитывалась по причине отсутствия в составе предприятия такой структурной единицы, как район электрических сетей.

В соответствии с примечанием к пункту 2.1.7 Рекомендаций Госстроя № 68 нормативы численности определяются отдельно по каждому производственному участку, входящему в состав района, а также району, не имеющему участков. При наличии в составе предприятия электрических сетей или предприятий наружного освещения районов к суммарному нормативу численности, определенному по параграфу, добавлять 1 человека на 1 район (начальник района).

Поскольку обществом не представлено документов о создании производственного (мастерского) участка, тарифным органом обоснованно отказано в расчете нормативной численности по данной функции.

По расчету региональной службы по тарифам среднемесячная заработная плата на 1 рабочего составила 21 175,19 руб., и определена исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 9080,13 руб., среднего тарифного коэффициента 1,48, выплат, связанных с режимом работы и условиями труда 12,50 % и текущего премирования 40%.

Среднемесячная заработная плата руководителей, специалистов и служащих определена аналогично заработной плате оперативного персонала, с учетом среднего тарифного коэффициента 3,59 и сформирована в размере 51 290,27 руб.

Общество оспаривает определение тарифным органом средней ступени оплаты труда рабочих - 3,00, тарифный коэффициент - 1,48, среднюю ступень оплаты труда руководителей, специалистов и служащих - 11,20, тарифный коэффициент - 3,59.

ООО «ЖКХ Сети» указало, что считают необходимым наличие рабочих с 3 по 6 разряды, а так же мастера и начальника участка. Для обслуживания имеющихся объектов необходимы сотрудники разной квалификации, в том числе и более высокой. Организация небольшая, поэтому нет возможности принять на работу более узких специалистов, а широкий профиль работ подразумевает высокую квалификацию. Кроме того, на работу в организацию перешли сотрудники МУП «ЖКХ Сети», которые имеют определенный разряд и соответствующий опыт. По мнению общества, средняя ступень оплаты труда производственного персонала должна составлять 6,11, тарифный коэффициент - 2,65, для руководителей, специалистов и служащих 11,78 и 5,08 соответственно (том 1 л.д.232-233).

В обоснование обществом в материалы тарифного дела представлены расчеты средней ступени оплаты и тарифного коэффициента соответствующей ступени по оплате труда рабочих, руководителей, специалистов и служащих, проект штатного расписания общества на 12 штатных единиц (том 4 л.д.40-42).

В материалы дела общество представило заключение экспертной группы региональной службы по тарифам по установлению для МУП ЖКХ «Сети» тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2020-2024 годов. Из данного заключения следует, что нормативная численность рабочих устанавливалась для МУП ЖКХ «Сети» в количестве 3,17 ед., нормативная численность руководителей, специалистов и служащих - 1,03 ед. Из штатного расписания ООО «ЖКХ Сети» от 01 ноября 2020г. следует, что в обществе из 10 штатных единиц 7 - электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрических сетей 3, 4, 5, 6 разрядов (том 1 л.д.234, том 5 л.д.80-86).

Пунктом 3.9 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы работодателям к применению предложены Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, утвержденные ОАО «ЦОТэнерго» по заказу Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики по состоянию на 10 апреля 2008г. (далее – Рекомендации).

Пунктом 2.3 Рекомендаций установлено, что конкретная ступень оплаты труда для каждой профессии (должности) определяется в соответствии с распределением профессий и должностей по ступеням оплаты труда (раздел 2) с учетом показателей для отнесения организаций электроэнергетики к группам по оплате труда (приложение 1 к Рекомендациям).

Ступени по оплате труда рабочих определяются исходя из их разряда по ЕТКС. Региональной службой по тарифам представлен расчет, из которого следует, что при определении среднего тарифного разряда рабочих тарифный орган использовал Тарифно-­квалификационный справочник работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденный постановлением Министерства труда и соцразвития Российской Федерации 12 марта 1999г. № 5 (далее – Тарифно-квалификационный справочник).

К представленному ООО «ЖКХ Сети» расчету суд относится критически по следующим основаниям.

Согласно пунктам 2, 7, 9 Тарифно-квалификационного справочника данный документ содержит тарифно-квалификационные характеристики, специфичные, в основном, для предприятий электроэнергетической отрасли, сгруппированные в разделы по видам работ; каждая профессия встречается только в одном из разделов. При этом, Тарифно-квалификационный справочник содержит описание основных, наиболее часто встречающихся работ. Рабочим, занятым обслуживанием разного оборудования, разряд устанавливается по обслуживанию наиболее сложного оборудования, количество которого определяется соответствующими нормами. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами.

Указанные документы обществом в материалы дела на рабочих по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрических сетей» не представлены, поэтому тарифный орган обоснованно взял за основу разряды, установленные для следующих профессий, перечисленных в Тарифно-квалификационном справочнике: «Электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики», «Электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий», «Электромонтер по испытаниям и измерениям», «Электромонтер по надзору за трассами кабельных сетей», «Электромонтер по обслуживанию подстанций», «Электромонтер по оперативным переключениям в распределительных сетях», «Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей», оценив при этом объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в обслуживании общества (напряжением 0,4-10 кВ), функции, по которым был сделан расчет нормативной численности.

Расчет тарифного коэффициента руководителей, специалистов и служащих произведен с учетом ступеней оплаты труда, определенных на основании Рекомендаций. Суд пришел к выводу, что исходя из представленных обществом сведений в тарифный орган, данный расчет экономически обоснован.

Статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является расчетной, расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда, который представляет собой сумму расходов на оплату труда рабочих и расходов на оплату труда руководителей, специалистов и служащих.

Расходы по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» заявлены обществом в размере 219,52 тыс.руб., в том числе: расходы на транспортные услуги в размере 45,00 тыс.руб., прочие расходы сторонних организаций 84,90 тыс.руб. (расходы на создание, обслуживание сайта, размещение информации – 35 тыс.руб.). Тарифным органом в необходимую валовую выручку включено 103,5 тыс.руб., расходы на транспортные услуги исключены в полном объеме, расходы на создание, обслуживание сайта, размещение информации учтены в размере 15,67 тыс.руб.

Отказ во включении затрат на транспортные услуги обоснован тем, что все объекты электросетевого хозяйства общества компактно расположены в пгт.Левинцы, в месте нахождения рабочих. Численность руководителей, специалистов и служащих составляет 0,50 ставки, что не позволяет с точки зрения экономической целесообразности учитывать транспортные услуги для этой категории работников.

В обоснование расходов ООО «ЖКХ Сети» представило в тарифный орган договор от 01 октября 2020г. с ИП Бронниковым О.В. на оказание транспортных услуг с использованием автомобиля марки УАЗ-396259. Поскольку в данном договоре не указан период его действия, не приведена калькуляция затрат, не обоснована потребность в поездках, суд полагает доводы тарифного органа обоснованными.

В подтверждение расходов на разработку сайта общество представило договор подряда от 01 октября 2020г. с ИП Симаковым А.С., стоимость работ по которому составляет 61,90 тыс.руб., документов, обосновывающих сумму, указанную в расчете тарифов материалы тарифного дела не содержат.

Затраты по статье «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» заявлены ООО «ЖКХ Сети» в размере 545,12 тыс.руб. Сумма затрат на плановый период 2021г. определена тарифным органом в размере 191,91 тыс.руб.

Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Приказом Минздравсоцразвития России № 340н от 25 апреля 2011г. утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам (далее - СИЗ) организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

При наличии данных типовых норм, применение ООО «ЖКХ Сети» при подаче заявки в тарифный орган, Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09 декабря 2014г. № 997н, необоснованно.

В судебном заседании руководитель общества Раловецс А.В. уточнил, что согласен с перечнем специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, предложенным тарифным органом. Полагает затраты заниженными в связи с неверно определенной нормативной численностью работников общества. Поскольку вопрос о необходимой нормативной численности общества ранее был разрешен, данная статья затрат так же не подлежит пересмотру.

Расходы по статье «Налоги» по подстатье «Прочие налоги и сборы (УСН, доходы-расходы)» заявлены сетевой организацией в размере 152,09 тыс. руб. В протоколе заседания правления региональной службы по тарифам указано, что размер налоговых платежей на 2021 год определен в сумме 34,95 тыс.руб., как доходы минус расходы по регулируемому виду деятельности «передача электроэнергии», поскольку предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (статья 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации) (том 2 л.д.106, том 4 л.д.147).

Поскольку расчет размера необходимой валовой выручки по мнению суда не подлежит изменению, расходы по статье «Налоги» так же не подлежат корректировке.

Затраты по статье «Амортизация основных средств» заявлены ООО «ЖКХ Сети» в сумме 341,12 тыс. руб.

Тарифным органом отказано во включении данных затрат в необходимую валовую выручку общества поскольку в материалах дела отсутствуют инвентарные карточки учета основных средств, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02.

16 декабря 2020г. региональная служба по тарифам направляла запрос ООО «ЖКХ Сети» об их предоставлении, но документы обществом представлены не были (том 4 л.д.178).

09 октября 2020г. между муниципальным образованием Левинское городское поселение Оричевского района Кировской области и ООО «ЖКХ Сети» заключено концессионное соглашение, по которому общество обязуется за свой счет реконструировать переданное электросетевое имущество, право собственности на которое принадлежит муниципальному образованию и осуществлять деятельность по передаче и распределению электрической энергии с использованием объектов соглашения, а обществу передаются права владения и пользования указанными объектами для осуществления деятельности по передаче энергии (том 1 л.д.28-105, том 2 л.д.163-239).

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объектов и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объектов и имущества.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001г. № 26н (далее - ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее - Методические указания № 91н).

Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.

В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

Непредоставление обществом в тарифный орган инвентарных карточек учета основных средств исключило возможность проведения региональной службой по тарифам обоснованного экономического расчета амортизационных отчислений.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт тарифного органа принят с соблюдением процедуры и полномочий принявшего его органа, а также требований к форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, данный нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов административного истца, заявленные требования о признании решения правления региональной службы по тарифам от 29 декабря 2020г. № 43/8-ээ-2021 недействующим не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сети» к региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 29 декабря 2020г. № 43/8-ээ-2021 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сети» на территории Кировской области на 2021 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 09 июля 2021 года.

Судья Сметанина О.Н.