ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2022 от 07.04.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

№ 3а-40/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Смоленский областной суд в составе

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Насировой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок

установил:

ФИО1 обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением к Администрации города Смоленска, Финансово-казначейскому управлению Администрации г.Смоленска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 211 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 2 декабря 2019 г. на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность в срок до 1 июня 2020 г. произвести капитальный ремонт-осуществить замену установленных в квартире истца оконных блоков.

В связи с неисполнением ответчиком решения в установленный судом срок, по заявлению административного истца определением суда от 28 апреля 2021 г., вступившим в закону силу 3 августа 2021г., изменен способ исполнения решения суда - прекращена обязанность Администрации г.Смоленска по замене окон. Таким образом, Администрация г. Смоленска нарушила право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку длительное время в период с 1 июня 2020 г. до 3 августа 2021 г. не исполняла решение суда, общая продолжительность нарушения срока исполнения судебного акта составила 422 дней.

Определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска (далее – УЖКХ Администрации г. Смоленска), в качестве заинтересованных лиц: УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО2

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации г.Смоленска ФИО3 административный иск не признал, пояснил, что административный истец не обосновал размер требуемой компенсации, исковые требования несоразмерны последствиям нарушения требований по замене окон.

Представители административных ответчиков – Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска, УЖКХ Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

В письменных возражениях представитель Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска ФИО4 просила отказать в удовлетворении административного иска, указав на то, что Управление является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку рассмотрение вопросов в сфере коммунального хозяйства не входит в его компетенцию. Участие Управления, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города Смоленска, определено только на стадии исполнительного производства.

Заинтересованные лица - УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО2 также в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, обладают лица, являющиеся сторонами судебного процесса, взыскатели и должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 2 декабря 2019 г., вступившим в законную силу 10 января 2020г., удовлетворены исковые требования ФИО1 На Администрацию г.Смоленска возложена обязанность в срок до 1 июня 2020 г.произвести капитальный ремонт-осуществить замену установленных ... г.Смоленска оконных блоков:двухстворчатый с поворотно-откидной и глухой створками, размером 1350х1300 мм в количестве 1 шт., трехстворчатый с поворотно-откидной и двумя глухими створками, размером 1350х2100 мм в количестве 1 шт. (л.д.66-69).

15 января 2020 г. в целях принудительного исполнения решения суда был выдан исполнительный лист серия (л.д. 81-85). Сведения о его предъявлении для исполнения в отдел судебных приставов сторонами не представлены.

5 июня 2020 г. на основании данного исполнительного листа, заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Смоленской области ФИО5 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – Администрации г.Смоленска.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д.112).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производствУФССП по Смоленской области ФИО6 от 18 августа 2020г. с Администрации г. Смоленска взыскан исполнительских сбор в размере 50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 1 октября 2020 г. (л.д.113).

29 сентября 2020 г. судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление об установлении должнику Администрации г.Смоленска нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 31 декабря 2020 г. (л.д.115).

16 октября 2020 г. представитель административного истца ФИО7 обратился в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 2 декабря 2019 г. (л.д.29).

Определением Ленинского районного суда г.Смоленска от 28 апреля 2021 г. изменен способ исполнения решения ленинского районного суда г.Смоленска от 2 декабря 2019 г. С Администрации г.Смоленска в пользу ФИО1 взыскано 34300 руб. в счет возмещения расходов на осуществление работ по замене установленных в ... г.Смоленска оконных блоков (л.д.32).

При этом, судом установлено, что 14 октября 2020 г. истцом самостоятельно исполнено решение суда первой инстанции по договору от 11 октября 2020 г., заключенному с ООО «Барс», что следует из определения Ленинского районного суда г.Смоленска от 28 апреля 2021 г. и определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 октября 2021 г. (л.д.31 оборот; л.д.128-130).

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 10 декабря 2020 г. Администрация г.Смоленска освобождена от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 18 августа 2020 г. (л.д.110-111).

18 февраля 2021 г., 11 марта 2021 г. судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление об установлении должнику Администрации г.Смоленска нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 30 апреля 2021 г. (л.д.121,122).

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Смоленской области от 29 марта 2021 г., вступившим в законную силу, Администрация г. Смоленска признана винновой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д.103-104).

Начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Смоленской области 9 сентября 2021 г. в адрес Администрации г.Смоленска внесено представление об устранении нарушений, связанных с неисполнением решения суда (л.д.107).

Согласно ответу заместителя Главы г.Смоленска по городскому хозяйству на представление от 17 сентября 2021 г. неисполнение судебного решения в установленный срок обусловлено уважительными причинами, основными из которых является дефицит бюджета города Смоленска, высокий уровень муниципального долга и отсутствие дополнительных доходных источников. Принимая во внимание изложенное, Администрация г.Смоленска, как должник по исполнительному производству, не уклоняется от исполнения решения суда, но в то же время по независящим от нее причинам не имеет возможности исполнить его в полном объеме в установленный срок (л.д.105,107 оборот).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 23 августа 2021г.исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документы (л.д.37).

В соответствии с пунктом 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с п. 56.1 приведенного постановления судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.

Между тем, учитывая установленный фактические обстоятельства, поскольку решение суда от было исполнено самым взыскателем 14 октября 2020 г., что исключает дальнейшую обязанность должника Администрации по исполнению указанного решения суда, то суд приходит к выводу о том, что датой фактического исполнения является дата 14 октября 2020 г., после чего у взыскателя ФИО1 возникло право на обращение в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда, что предметом настоящего иска не является.

В силу изложенного, общая продолжительность исполнения решения суда от 2 декабря 2019 г. со дня возбуждения исполнительного производства5 июня 2020 г. (поскольку ведения о предъявлении для исполнения в отдел судебных приставов исполнительного документа сторонами не представлены), до фактического исполнения административным истцом решения суда 14 октября 2020 г. составляет 4 месяца 9 дней.

Оценивая достаточность и эффективность действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст.49 Устава города Смоленска город Смоленск имеет собственный бюджет города (местный бюджет).

Формирование, утверждение, исполнение бюджета города Смоленска и контроль его исполнения осуществляется органами местного самоуправления города Смоленска самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними областными законами.

Формирование и исполнение бюджета города Смоленска осуществляет Администрация г.Смоленска. Бюджет города Смоленска утверждается Смоленским городским Советом.

Решение о бюджете города Смоленска на очередной финансовый год принимается Смоленским городским Советом до начала очередного финансового года.

Для формирования бюджета г.Смоленска на 2020 и плановый период 2021-2022 годы Структурными подразделениями Администрации г.Смоленска, Управлением ЖКХ и Управлением дорожного хозяйства и строительства направлялись потребности в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных решений, однако в соответствии с решением Смоленского городского Совета о бюджете города Смоленска на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годы от 25 декабря 2019 г. №948 утверждена ведомственная структура расходов УЖКХ и Управления дорожного хозяйства и строительства на 2020 год. Однако, в соответствии с решением 6-й сессии Смоленского городского Совета VI созыва от 25 декабря 2020 г. №72 «О бюджете города Смоленска на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.г.», исходя из возможностей бюджета г.Смоленска, на 2021 г. предусмотрены бюджетные ассигнования Управлению жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (по решению судов) выделено 8733554,00 млн.руб.; на 2021 г. выделено 10000 00,00 млн.руб.

И.о. Главой города Смоленска ФИО8 в адрес председателя Смоленского городского Совета, а также заместителя Губернатора Смоленской области направлялись запросы (от 1 июня 2020 г. №1/0109-исх, 10 июня 2020 г. №1/20/102-исх) по выделению дополнительных денежных средств на исполнение судебных решений по капительному ремонту жилого фонда. Однако дополнительных средств выделено не было.

В рамках муниципальной программы «Содержание и ремонт объектов благоустройства и обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска», утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 18 октября 2017 г. № 2858-адм УЖКХ Администрации г. Смоленска, главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на капитальный ремонт многоквартирных домов по решениям судов.

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 2 декабря 2019 г. вступило в законную силу на момент, когда областной бюджет на 2020 г. был сформирован.

При этом дополнительные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов по решениям судов не выделялись.

Как видно из представленных доказательств, в 2020 г. бюджетных ассигнований на замену оконных блоков по решениям суда выделено не было, в 2021 г. было выделено 500000 руб. (л.д. 175).

На протяжении всего периода исполнения решения суда Администрацией г.Смоленска совершались действия, направленные на исполнение судебного акта: подготавливалась документация для проведения малых закупок на выполнение работ по замене оконных и дверных блоков в рамках судебных решений.

Однако, ввиду недостаточности финансирования и наличия на исполнении в отношении Администрации г. Смоленска 383 решений суда по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Смоленске за период с 2010 по 2021 г.г. (л.д. 176-208), судебное решение в пользу взыскателя ФИО1 исполнено не было. Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО9-начальник отдела по содержанию и ремонту жилищного фонда УЖКХ Администрации г.Смоленска.

Таким образом, общая продолжительность судебного акта, исчисляемая с 5 июня 2020 г. до фактического исполнения административным истцом решения суда 14 октября 2020 г. составляет 4 месяца 9 дней, не является чрезмерной, отвечает требованию разумного срока и свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства 23 августа 2021 г. по основаниям фактического исполнения требований исполнительного документа, судом не может быть принята во внимание, поскольку противоречит установленным судом обстоятельствам.

Как видно из дела, решение судаот 2 декабря 2019 г. судебным приставом-исполнителем фактически исполнено не было, административным истцом самостоятельно исполнено решение суда, чем прекращена обязанность Администрации г. Смоленска по замене окон в квартире административного истца.

В соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

На момент разрешения спора по существу исполнительное производство окончено.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает комплекс мер, принятых административным ответчиком по исполнению судебного акта, судебным приставом-исполнителем по понуждению должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, конкретные обстоятельства по делу, в том числе наличие у административного ответчика обязательств по исполнению ранее принятых решений по аналогичным делам.

Из вышеизложенных обстоятельств, подтвержденных надлежащими доказательствами по делу, следует, что исполнение судебного акта представляет фактическую сложность, связанную со спецификой предмета исполнения; поскольку решением суда на должника были возложены достаточно объемные и трудоемкие обязательства по выполнению работ по замене оконных блоков в квартире ФИО1, а также необходимостью соблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе в части перечня, порядка, длительности и сложности, регламентированных законом процедур, в рамках которых производится исполнение решение суда.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый период исполнения решения суда является разумным сроком, в течение которого административным ответчиком совершены необходимые действия, направленные на своевременное исполнение судебного решения, но в силу объективных причин, ответственность за которые не может быть возложена на ответчика, административным истцом было самостоятельно исполнено решение суда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 12 апреля 2022 года.

Судья М.В. Туникене