ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2023 от 04.07.2023 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

УИД 92OS0000-01-2023-000016-22

Дело № 3а-40/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Севастопольский городской суд в составе:

Председательствующего судьи Бояриновой Е.В.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием прокурора Скворцовой С.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Денисова Е. В. к Правительству города Севастополя, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Комиссия по подготовке правил застройки и землепользования о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

Постановлением Правительства города Севастополя от 29 декабря 2022 года № 730-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана» были утверждены правила землепользования и застройки территории.

Данный нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2022 года на официальном сайте Правительства города Севастополя: https://sev.gov.ru.

Просил обязать Правительство Севастополя привести в соответствие, посредством внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Севастополя, территориальную зону для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, с целью возможности присвоения основного вида разрешенного использования «для строительства и обслуживания торгового центра».

В обоснование иска указывает, что в соответствии с указанными Правилами земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадью 800 кв.м., арендуемому ИП Денисовым Е.В. присвоена территориальная зона Р-2, подразумевает зону рекреации «парки и скверы».

В соответствии с данными Правилами землепользования и застройки города федерального значения Севастополя и утвержденным приложением к ним, зона Р-2 не предусматривает возможность определения (присвоения) земельному участку вида разрешенного использования «для строительства и обслуживания торгового центра», как предусмотрено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя № А84-4145/2018 от 18 июня 2019 года и ранее заключенному договору аренды, а также, полученным ранее документам для строительства, последующее строительство и ввод в эксплуатацию торгового центра становится невозможным.

Представитель административного истца ИП Денисова Е.В. – Вышинский А.В. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объёме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Полагает права истца нарушенными.

Представитель заинтересованных лиц – Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя - Сучу Я.С. возражала против удовлетворения административного иска.

Административный истец ИП Денисов Е.В., представитель административного ответчика Правительства Севастополя, а также представитель заинтересованного лица Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в суд не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве административный ответчик Правительство Севастополя возражало против удовлетворения административного иска, просило отказать в его удовлетворении.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьям 4, 20 Федерального закона № 414-ФЗ в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 11, частью 1 статьи 24, частью 1 статьи 35 Устава города Севастополя предусмотрено, что система органов государственной власти города Севастополя устанавливается настоящим Уставом в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом. Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя. Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.

Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В силу части 1 статьи 6 Закона города Севастополя № 737-3C правовые акты Правительства, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 414-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Подпунктом 1 пункта 5.3 Регламента Правительства Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава города Севастополя, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издает постановления Правительства Севастополя.

Таким образом, Правительство Севастополя полномочно принимать нормативные правовые акты в виде постановлений Правительства Севастополя.

Во исполнение части 7 статьи 36 Закона города Севастополя № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оспариваемое постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopoI.gov.ru) 30.12.2022 г., вступило в силу - 09.01.2023 г.

Оспариваемым постановлением Правительства Севастополя утверждены Правила землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана.

Правила, утвержденные спорным нормативным правовым актом, разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, нормативами градостроительного проектирования города Севастополя, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Севастополя, Уставом города Севастополя, с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально- экономического и градостроительного развития города Севастополя, касающихся охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, технических регламентов, а также с учетом протокола общественных обсуждений (публичных слушаний) от 29 июля 2022 года, заключения о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний) от 05 сентября 2022 года, предложений заинтересованных лиц по проекту настоящих Правил.

В соответствии со статьей 31 ГрК РФ, статьей 13 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» настоящие Правила разработаны до утверждения Генерального плана города Севастополя.

Согласно пункту 5.5 Регламента Правительства Севастополя проекты правовых актов Губернатора и Правительства Севастополя разрабатываются исполнительными органами в рамках их полномочий, на основании поручений Губернатора, членов Правительства Севастополя, по собственной инициативе, в случае инициирования вопроса о разработке правового акта федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Севастополя, государственными организациями города Севастополя.

Согласно пункту 2.1 раздела 1 постановления Правительства Севастополя от 29.12.2016 № 1300-ПП «Об утверждении Положения

о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.09.2016 № 858-1111 «Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя» (далее - Департамент) Департамент в рамках своей компетенции проводит на территории города Севастополя государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства, административно-территориального устройства, направленные на создание безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, на комплексное и эффективное развитие и формирование рациональных систем расселения, социальной, производственной и инженернотранспортной инфраструктур, бережное природопользование, сохранение исторического и культурного наследия, природных ландшафтов, повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города Севастополя.

Пункт 3.1 раздела 3 наделяет Департамент полномочиями по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя по вопросам архитектуры и градостроительства в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также участвует в пределах своей компетенции в рассмотрении и подготовке заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя других отраслей и видов деятельности.

Пункт 3.4 раздела 3 наделяет Департамент полномочиями по разработке и утверждению в установленном порядке Генерального плана города Севастополя, Правил землепользования и застройки города Севастополя, нормативов градостроительного проектирования в городе Севастополе и внесение в них изменений.

Таким образом, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обладает необходимыми полномочиями для разработки нормативных правовых актов в сфере архитектуры и градостроительства, а Правительство Севастополя обладает необходимыми полномочиями для утверждения и введения в действие данных нормативных правовых актов.

В соответствии с целями государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от № 565-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Программа) предусмотрены мероприятия по завершению разработки проекта и утверждению ПЗЗ с учетом существующей градостроительной ситуации и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.

В соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 № 357-3C, целью градостроительной политики города Севастополя является улучшение качества жизни жителей, создание комфортной, гармоничной и дружелюбной городской среды.

Для достижения поставленной Стратегией цели в рамках Программы предусмотрена, в том числе, реализация следующей цели: достижение поставленной цели в рамках Программы планируется путем разработки необходимых городу Севастополю документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территорий объектов культурного наследия, выполнению работ по определению (установлению) границ города федерального значения Севастополя, границ внутригородских муниципальных образований города Севастополя, границ населенных пунктов города Севастополя, а также решений в области архитектурной среды.

Одним из ожидаемых результатом Программы является принятие в 2022 году постановления Правительства Севастополя по утверждению Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя, актуализированных с учетом существующей градостроительной ситуации и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя. Программой предусмотрены предельные объемы финансирования за счет бюджета города Севастополя.

Таким образом, Программой предусмотрено финансирование мероприятий на подготовку градостроительной документации к которым относятся утвержденные постановлением Правительства Севастополя от