ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-40/2023УИД37О0000-01-2023-000068-77 от 03.10.2023 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-40/2023 УИД 37OS0000-01-2023-000068-77

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2023 года город Иваново

Ивановский областной суд

в составе председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

с участием представителей административного истца ООО «<данные изъяты>» - ФИО11., ФИО12.,

представителей административного ответчика Правительства Ивановской области – ФИО13., ФИО14.,

представителя заинтересованного лица Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО15.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании не действующим с ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства Ивановской области от 21.09.2022 № 527-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Ивановской области» в части установленных на территории Ивановской области тарифов (предельного размера платы) за проведение технического осмотра транспортных средств категории L, M1, N1,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее также Общество, ООО «<данные изъяты>») обратилось в суд с настоящим иском, в котором просит признать не действующим с ДД.ММ.ГГГГ нормативный правовой акт – постановление Правительства Ивановской области от 21.09.2022 № 527-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Ивановской области» (далее также Постановление № 527-п) в части установленных на территории Ивановской области тарифов (предельного размера платы) за проведение технического осмотра (далее также ТО) транспортных средств категорий L, M1, N1.

В случае удовлетворения заявленных требований административный истец просит суд разрешить вопрос о взыскании в его пользу с административного ответчика судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что ООО «<данные изъяты>» является субъектом отношений, регулируемых вышеуказанным нормативным правовым актом, поскольку имеет аккредитацию оператора ТО на территории Ивановской области в отношении 3-х категорий транспортных средств L, M1, N1. Постановлением № 527-п, опубликованным на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23.09.2022 № 3700202209230028, принятым на основе приказа Федеральной службы по тарифам от 18.10.2022 № 642-а «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра» (далее Методика № 642-а), утвержден предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе категорий L, M1, N1, который существенным образом, с отклонением в меньшую сторону отличается от минимальных тарифов, установленных и на 2023 год в п. 11 Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее ФАС России) от 30.06.2022 № 489/2 (далее Методика № 489/2), подлежащей применению с 04.10.2022 и исключающей возможность применения ранее действовавшей Методики № 642-а. На основании изложенного, учитывая содержание ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой предельный размер платы за проведение технического осмотре ежегодно устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), сторона административного истца полагает, что нормативные правовые акты высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, как имеющие меньшую юридическую силу, с ДД.ММ.ГГГГ должны быть приведены в соответствие с вступившим в законную силу приказом ФАС России от 30.06.2022 № 489/22.

Общество ДД.ММ.ГГГГ направляло в прокуратуру Ивановской области обращение по вопросу несоответствия постановления Правительства Ивановской области № 527-п требованиям ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 170-ФЗ и приказу ФАС России № 489/22, в ответ на которое заявителю было сообщено о результатах проведенной проверки, в ходе которой установлено несоответствие постановления Правительства № 527-п требованиям вышеуказанного приказа ФАС России. Правительство Ивановской области проинформировано о необходимости внесения соответствующих изменений в части порядка расчета предельного размера платы за проведение ТО транспортных средств.

ДД.ММ.ГГГГ Обществом было направлено обращение в адрес Правительства региона, в котором оно просило предоставить информацию по вопросу исполнения требований прокуратуры Ивановской области о внесении изменений в вышеуказанное постановление.

Письмом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области исходящий от ДД.ММ.ГГГГ Обществу сообщено об отсутствии актов прокурорского реагирования в адрес Правительства Ивановской области.

ДД.ММ.ГГГГ Общество повторно обратилось в прокуратуру Ивановской области по вопросу принятия мер прокурорского реагирования, направленных на устранение нарушений действующего законодательства Российской Федерации по вопросу установления тарифов (предельного размера платы) за проведение ТО транспортных средств на территории Ивановской области.

Письмом прокуратуры Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» сообщено, что вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 21.09.2022 № 527-п остается на контроле.

Таким образом, несмотря на законные требования надзорного органа региона, указанное постановление до настоящего времени не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов административного истца, так как применяемые тарифы не обеспечивают возмещение экономически обоснованных расходов на получение нормальной прибыли. Применение экономически необоснованных тарифов влечет для Общества как оператора технического осмотра прямые убытки.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем протокольными определениями суда ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц были привлечены Департамент энергетики и тарифов Ивановской области и ФАС России соответственно.

В судебном заседании представители административного истца ООО «<данные изъяты>» - ФИО16 - руководитель организации, адвокат ФИО17., действующая на основании доверенности и ордера, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно указав, что изменение тарифов в соответствии с вновь принятой Методикой 489/22 не осуществлено лишь в 3-х субъектах Российской Федерации, а именно в Ростовской, Волгоградской и Ивановской областях. Таким образом, в Ивановской области операторы техосмотра находятся в неравном положении по отношению к субъектам экономической деятельности других регионов. При этом стороной административного истца не оспаривалась процедура принятия и публикации постановления Правительства Ивановской области № 527-п.

Не оспаривали представители Общества и факт направления в адрес УФАС России по Ивановской области заявления о привлечении Правительства Ивановской области к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в сфере тарифного регулирования платы за ТО на 2023 год, в удовлетворении которого было отказано ДД.ММ.ГГГГ по мотиву отсутствия в действиях органа исполнительной власти субъекта нарушений закона.

Также представитель административного истца ФИО18 пояснил, что в случае удовлетворения заявленных требований просит суд разрешить лишь вопрос о взыскании с ответчика в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины, с заявлением о взыскании расходов по оплате услуг представителя имеет намерение обратиться позднее в срок, установленный законом. Вопрос о взыскании расходов, понесенные в связи с направлением копий административного иска лицам, участвующим в деле, также просит суд не разрешать, поскольку на их взыскание не претендует.

Представители административного ответчика Правительства Ивановской области ФИО19., ФИО20., действующие на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, дипломов о высшем юридическом образовании, с административным иском не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что расчет предельного размера платы выполнен Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области как уполномоченным на то органом, в соответствии с Методическими указаниями по расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 642-а. В соответствии с п. 2.7 Методических указаний 642-а расчет предельного размера платы за проведение технического осмотра принимается на период, равный календарному году. Согласно выполненному расчету предельный размер платы увеличен на 16,5% по с равнению с ранее установленными значениями, то есть с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей в отношении автомобилей категории М1. Основным фактором роста предельного размера платы стали затраты, связанные с обязанностью операторов по дополнительному техническому оснащению станций ТО в соответствии с требованиями закона (закупка нового оборудования диагностических линий, средств фото фиксации, программного обеспечения необходимого для проведения технического осмотра и передачи сведений в государственную информационную систему и т.п.). Другим фактором является рост потребительских цен (инфляции) и соответственно рост заработной платы технических экспертов операторов ТО транспортных средств.

Приказ ФАС России от 30.06.2022 № 489/22 «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.09.2022 и действует с 04.10.2022. Соответственно, поскольку он вступил в силу после установления предельного размера платы и не предусматривает досрочного пересмотра последнего, то основания для пересмотра предельного размера платы отсутствуют.

Согласно п. 10 Методики № 489/22 плата вводится в действие с начала очередного года на срок не менее 1-го года, следовательно, очередной пересмотр предельного размера платы планируется с 01.01.2024. При этом указанной Методикой не установлена обязанность по пересмотру ранее утвержденного размера платы до истечения годового периода его действия. Напротив, Методикой № 489/22 вводится регламентированная по срокам процедура сбора обосновывающих материалов, рассмотрения и установления предельного размера платы (п. 10), начинающаяся с предоставления операторам ТО права по собственной инициативе представить в уполномоченный орган предложения об установлении платы в соответствии с приложением к ней и обосновывающие материалы до 01 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования. Поскольку Приказ № 489/22 вступил в силу с 04.10.2022, данная процедура уже не могла быть реализована в 2022 году в целях утверждения платы на 2023 год.

Также из возражений административного ответчика следует, что поскольку в силу п. 3 вновь принятой Методики предельный размер платы за проведение ТО должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на проведение ТО и получение прибыли, необходимой для развития и финансирования расходов на проведение ТО, то можно прийти к выводу, что последующее изменение обстоятельств, в том числе издание новой Методики, объективно не влекут пересмотр законно установленного тарифа (платы). В случае если в спорный период какая-либо из регулируемых организаций фактически понесла расходы, которые по объективным причинам не были учтены регулятором, то такой дисбаланс может быть урегулирован посредством учета документально подтвержденных фактических расходов в последующих периодах тарифного регулирования. Данный подход в целом отвечает принципам тарифного законодательства.

По мнению административного ответчика, если законодатель полагает необходимым учесть вносимые изменения в части изменения методики расчета тарифов, цен (надбавок), то данная обязанность, как правило, прямо предусмотрена в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, например, в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 867 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в 3-хмесячный срок предписано привести решение об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением.

Более того, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обращался в УФАС по Ивановской области с жалобой на действия Правительства Ивановской области в отношении оспариваемого нормативного правового акта, в которой просил возбудить и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства, выдать Правительству Ивановской области предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) в части нарушения положений Приказа № 489/22.

УФАС по Ивановской области по итогам рассмотрения вышеуказанной жалобы в действиях Правительства Ивановской области нарушений законодательства не установлено, соответственно разработчик новой Методики через свой уполномоченный территориальный орган однозначно высказал позицию по поводу ее применения, которая согласуется с позицией административного ответчика по делу.

Представитель заинтересованного лица Департамента энергетики и тарифов Ивановской области – ФИО21., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, возражала против удовлетворения административного иска, поддержав позицию стороны административного ответчика. Кроме того, в письменных возражениях указала и на то, что п. 11 вновь принятой Методики № 489/22 не содержит императивного указания органу регулирования установить предельный размер платы за технический осмотр на 2о23 год, а содержит методическое положение о том, в каком порядке следует рассчитывать предельный размер платы на 2023 и на 2024 год в случае проведения процедуры установления предельного размера платы, описанной в данном пункте, в 2023 или в 2024 году. Введенное п. 11 Методики 489/22 ограничение – предельный минимальный уровень платы может быть применен при использовании метода индексации однократно, только при первом установлении тарифов по новой Методике, в дальнейшем (при очередном пересмотре) его применение не потребуется (не имеет смысла), так как при применении метода индексации индексируется размер платы, установленный на предыдущий год. То есть, при пересмотре предельного размера платы на 2023 год методом индексации и установлении его ниже минимального значения, установленного п. 11 Методики, на 2024 год будет индексироваться размер платы, уже равный или превышающий минимальное значение. Следовательно, 2023 год и 2024 год указаны в п. 11 Методики 489/2022 как возможные 2 года, на которые может впервые устанавливаться предельный размер платы за ТО по новой Методике методом индексации. Кроме того, само применение метода индексации должно быть обоснованно в порядке, предусмотренном п. 12 Методики 489/22, по завершении процедуры сбора предложений от операторов ТО, предусмотренной п. 10 той же Методики. Таким образом, новая Методика предусматривает право уполномоченных органов субъектов Российской Федерации впервые установить предельный размер платы за ТО в соответствии с ней либо на 2023, либо на 2024 год, в зависимости от конкретных обстоятельств, имеющихся в регионе.

Анализ показал, что из 16 субъектов Центрального федерального округа, установивших предельный размер платы за ТО на 2023 год по новой Методике, в 13 субъектах предельный размер платы установлен по истечении года и более с момента начала действия ранее установленного размера платы и только в 4-х субъектах – до истечения годового срока действия ранее установленного размера плата. Вместе с тем в 4-х регионах нормативные правовые акты, устанавливающие предельный размер платы за технический осмотр, очевидно, изданы с нарушением установленного Методикой срока их принятия – до 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования.

Принятые во Владимирской, Липецкой, Тульской и Ярославской областях нормативные правовые акты, устанавливающие предельный размер платы за технический осмотр на 2023 год до истечения годового срока действия ранее установленного размера платы, не оспаривались и не оценивались судами, поэтому факт их принятия не приобрел преюдициального значения.

Заинтересованное лицо ФАС России, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), что подтверждается соответствующими документами, имеющимися в нем, для участия в судебном заседании своего представителя не направило, представило заявление о разрешении спора в его отсутствие ввиду того, что им не затрагиваются права и интересы Службы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора ФИО22., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Аналогичные положения содержатся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее постановление Пленума № 50).

В настоящем деле заявлены требования о признании не действующим с 04.10.2022 нормативного правового акта – постановления Правительства Ивановской области от 21.09.2022 № 527-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Ивановской области» в части установленных на территории Ивановской области тарифов (предельного размера платы) за проведение ТО транспортных средств категорий L, M1, N1.

Материалами дела подтверждено, что административный истец ООО «<данные изъяты>», среди прочих, имеет разрешенный вид деятельности – технический осмотр транспортных средств (л.д. 18), а также аттестат аккредитации оператора ТО в отношении 3-х категорий транспортных средств L, M1, N1, которые, так же как и сведения о предельном размере платы за проведение ТО указанных категорий автомобилей, перечислены в оспариваемом постановлении под порядковыми номерами 9, 1 и 4. Соответственно Общество является субъектом отношений, регулируемых положениями постановления Правительства 527-п, и в силу ст. 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 01.07.20911 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 170-ФЗ) к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере технического осмотра относятся установление предельного размера платы за проведение технического осмотра в соответствии с настоящим Федеральным законом и осуществление контроля за соблюдением установленного предельного размера.

Статьей 16 указанного закона предусмотрено, что проведение ТО осуществляется на платной основе (п. 1).

Согласно п. п. 2, 3 указанной нормы права предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций (п. 2).

Предельный размер платы за проведение технического осмотра ежегодно устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (п. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона Ивановской области от 18.02.2009 N 20-ОЗ "Устав Ивановской области" Правительство Ивановской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области, формирующим и возглавляющим органы исполнительной власти Ивановской области, а также обеспечивающим их согласованную деятельность.

Полномочия по осуществлению подготовки обоснованных расчетов для установления предельного размера платы за проведение ТО транспортных средств и подготовки соответствующего проекта правового акта Правительства Ивановской области возложены на Департамент энергетики и тарифов Ивановской области в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 № 577-п.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона Ивановской области от 06.05.2011 № 42-ФЗ «О Правительстве Ивановской области» правовые акты указанного органа, имеющие нормативный характер, оформляются постановлением Правительства Ивановской области.

На основании ч. 1 ст. 72 Устава Ивановской области постановления или распоряжения Правительства Ивановской области подписывает Председатель Правительства Ивановской области.

Частью 1 ст. 42 Устава Ивановской области закреплено, что Губернатор Ивановской области осуществляет руководство исполнительной властью Ивановской области, непосредственно возглавляет Правительство Ивановской области или назначает и освобождает от должности Председателя Правительства Ивановской области, в случае если указанная должность учреждена Губернатором Ивановской области в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом Ивановской области.

В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 2 Закона Ивановской области от 23.11.1994 № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» официальным опубликованием законов Ивановской области и иных правовых актов Ивановской области также является первое размещение (опубликование) их полных текстов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ивановской области от 21.09.2022 № 527-п утвержден предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Ивановской области. Указанное постановление подписано Губернатором Ивановской области и 23.09.2022 опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Начало действия документа - 24.09.2022.

Таким образом, оспариваемое постановление издано уполномоченным органом - Правительством Ивановской области в пределах компетенции, установленной вышеприведенными нормами федерального и регионального законодательства, подписано надлежащим должностным лицом, принято с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, в том числе порядка его опубликования и введения в действие, что стороной административного истца в ходе разрешения настоящего административного спора не оспаривалось.

Проверяя содержание нормативного правового акта в его оспариваемой части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему.

Согласно содержанию оспариваемого постановления Правительства Ивановской области № 527-п оно принято в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 642-а «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра», действовавшим на момент разработки и вступления в силу указанного постановления. Указанным постановлением установлен предельный размер платы за проведение ТО транспортных средств на территории Ивановской области (в частности согласно приложению № 1 в отношении автомобилей категории М1 такой размер составил - 586 рублей, L – 195 рублей и N1- 625 рублей) и признано утратившим силу постановление Правительства Ивановской области от 22.08.2019 № 331-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Ивановской области».

Методика расчета предельного размера платы за проведение ТО, утвержденная Приказом ФАС России № 489/22 (зарегистрированы в Минюсте России 22.09.2022 № 70182), опубликована на официальном интернет-портале правовой информации 23.09.2022 и действует с 04.10.2022.

Указанным приказом ФАС России признаны утратившими силу приказы ФСТ России:

- от 18.10.2011 N 642-а "Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра" (зарегистрирован Минюстом России 09.11.2011, регистрационный N 22255);

- от 26.11.2012 N 751-а "О внесении изменений в Методику расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденную приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 642-а" (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2013, регистрационный N 26786).

Согласно п. 3 вновь принятой Методики № 489/22 предельный размер платы за проведение ТО должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на проведение ТО и получение прибыли, необходимой для развития и финансирования расходов на проведение ТО.

Определение состава расходов, применяемых для расчета предельного размера платы за проведение ТО, и оценка их обоснованности производятся с учетом объема проводимых работ и категории транспортного средства (п. 4 указанной Методики).

На территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый предельный размер платы для каждой категории транспортного средства, за исключением субъектов Российской Федерации, на территории которых установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, предельный размер платы за проведение ТО для операторов ТО, осуществляющих свою деятельность в таких районах, рассчитывается с учетом указанных коэффициентов (п. 8 Методики № 489/22).

В силу п. 9 той же Методики расчет предельного размера платы за проведение ТО принимается на период, равный календарному году.

Ее п. 10 говорит о том, что в целях единого подхода к регулированию экономически обоснованного предельного размера платы за проведение ТО оператор ТО вправе (не позднее) до 1 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования (период, равный 12 месяцам, на который рассчитывается предельный размер платы за ТО), представить в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (в случае наделения субъектом Российской Федерации исполнительного органа субъекта Российской Федерации полномочием по разработке проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств, - уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации) предложение об установлении платы в соответствии с Приложением к Методике и обосновывающие материалы, предусмотренные п. 14 Методики.

В случае непредставления обосновывающих материалов, предусмотренных п. 14 Методики, до 1 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, или представления их не в полном объеме уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации запрашивает у оператора ТО обосновывающие материалы, предусмотренные п. 14 Методики, со сроком их представления (не позднее) до 1 августа года, предшествующего очередному периоду регулирования.

В случае непредставления запрошенных обосновывающих материалов, предусмотренных п. 14 Методики, до 1 августа года, предшествующего очередному периоду регулирования, или их представления не в полном объеме рассмотрение предложения оператора ТО и приложенных к нему материалов прекращается, о чем уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации уведомляет оператора ТО в срок (не позднее) до 15 августа года, предшествующего очередному периоду регулирования.

После получения необходимых для расчета обосновывающих материалов, предусмотренных п. 14 Методики, предельный размер платы за проведение ТО устанавливается высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, на который устанавливается плата.

Плата вводится в действие с начала очередного года на срок не менее 1-го года.

Согласно п. 11 Методики № 489/22 расчет предельного размера платы за проведение ТО на 2023 и 2024 годы осуществляется методом индексации с учетом накопленного уровня инфляции ранее установленного предельного размера платы за проведение ТО (год, предшествующий году расчета), введенного в действие соответствующим постановлением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, и не может быть менее значений, представленных в таблице.

Таблица

Категория транспортного средства

M1

M2

M3

N1

N2

N3

O1, 2

O3, 4

L

Значение, руб.

913

1563

1888

999

1821

1966

753

1272

321

Для расчета уровня инфляции, в том числе накопленного, применяется показатель "индекс потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации", публикуемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за соответствующий период (год, предшествующий году расчета).

В случае предоставления операторами ТО в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации) предложения об установлении платы в соответствии с Приложением к Методике и обосновывающих материалов, предусмотренных п. 14 Методики, расчет предельного размера платы за проведение ТО на 2023 и 2024 годы осуществляется согласно п.п. 12, 14 и 15 Методики.

Как следует из п. 12 Методики № 489/2022 в случае если количество операторов ТО, представивших сведения, указанные в п.п. 10 - 11 Методики, не превышает 50 процентов от общего количества операторов ТО, зарегистрированных и аккредитованных в соответствующем субъекте Российской Федерации на проведение ТО транспортных средств, расчет предельного размера платы за проведение ТО на соответствующий календарный год осуществляется методом индексации ранее установленного предельного размера платы за проведение ТО (год, предшествующий году расчета), в том числе с учетом накопленного уровня инфляции, с применением показателя "индекс потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации", публикуемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за соответствующий период (год, предшествующий году расчета).

В силу п. 14 той же Методики предельный размер платы за проведение ТО рассчитывается на основании представленных оператором ТО сведений, предусмотренных Приложением к Методике, и обосновывающих документов, включающих:

1) бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность;

2) учетную политику оператора с организацией раздельного учета доходов и расходов от проведения технического осмотра транспортных средств от доходов и расходов по другим видам деятельности;

3) группировку расходов, относимых на проведение технического осмотра транспортных средств, по статьям расходов;

4) расчет прибыли, необходимой для развития и финансирования расходов на проведение технического осмотра транспортных средств;

5) расчет предельного размера платы за проведение ТО с приложением обосновывающих материалов;

6) дополнительные материалы на усмотрение оператора ТО.

В п. 15 Методики приведена формула расчета единого на территории субъекта Российской Федерации предельного размер платы за проведение ТО (Пто) для каждой категории транспортного средства в случае реализации операторами ТО права, предусмотренного п. 10 той же Методики, по представлению в соответствующий исполнительный орган субъекта предложения об установлении платы в соответствии с Приложением к Методике и обосновывающих материалов, предусмотренных п. 14 Методики.

Из системного анализа вышеприведенных положений действующей Методики можно сделать вывод, что 2023 и 2024 годы являются переходными, в течение которых максимальная цена услуги по ТО в каждом регионе России будет определяться в виде произведения текущей цены услуги на накопленный уровень инфляции по стране, при этом минимальный размера платы за ТО в 2023 и 2024 годах не может быть менее значений, приведенных в п. 11 Методики № 489/2022. Так, для категорий транспортных средств, аккредитацию на проведение ТО в отношении которых имеет административный истец, такой минимальный размер платы должен быть не менее 321 рубля (категория транспортных средств L), 913 рублей (транспортные средства категории M1), 999 рублей (транспортные средства категории N1), тогда как согласно оспариваемому постановлению Правительства Ивановской области № 527-п размер такой платы, начиная с 24.09.2022 составляет для автомобилей категории L - 195 рублей, М1 – 586 рублей и для транспортных средств категории N1 – 626 рублей. Соответственно вновь принятые Методикой № 489/22 значения минимального размера платы на указанные 2 года становятся постоянными и могут изменяться в течение переходного периода лишь в сторону увеличения.

Установление указанного переходного периода обосновано тем, что во многих регионах России изменение предельного размера платы за ТО не осуществлялось с 2012 года, в частности в Ивановской области до принятия оспариваемого постановления Правительства № 527-п такое изменение имело место лишь в 2019 году, когда было принято постановление Правительства Ивановской области № 331-п от 22.08.2019 «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств», начавшее действовать с 27.08.2019 года и прекратившее свое действие с 23.09.2022 по причине принятия оспариваемого нормативного правового акта.

По истечении переходного периода, ограниченного 2023 и 2024 годами, будет применяться общий порядок, в соответствии с которым тарифы на очередной календарный год будут устанавливаться на основании обосновывающих документов операторов, а в случае, если их предоставит менее 50 процентов - методом индексации на размер инфляции по стране за предшествовавший год.

Вышеизложенное не позволяется суду согласиться с позицией административного ответчика о том, что поскольку приказ ФАС России № 489/22 и утвержденная им Методика вступили в силу после установления и утверждения предельного размера платы за ТО на 2023 год, а положения указанного приказа не предусматривают досрочный пересмотр платы за проведение ТО, то плата за ТО на 2023 год, принятая в соответствии с действовавшей на момент ее принятия Методикой № 642-а, на период, равный календарному году, подлежит пересмотру в соответствии с вновь принятой Методикой № 489/22 только в 2023 году и согласно п. 10 последней из названных Методик введению в действие с начала очередного года на срок не менее одного года – с 01.01.2024.

Таким образом, содержание п. 11 вновь принятой Методики, пусть и вступившей в действие с 04.10.2022, то есть позднее даты, с которой начало действовать оспариваемое постановление Правительства Ивановской области № 527-п, фактически содержит в себе императивное предписание, согласно которому предельный размер платы за ТО, в том числе на 2023 год, должен быть приведен в соответствие с его требованиями, то есть не может быть менее значений, установленных в нем. Отсутствие в тексте вновь принятой Методики № 489/22 конкретной формулировки, предписывающей уполномоченному органу привести тарифы, начиная с 2023 года в определенный срок с даты начала ее применения в соответствии с требованиями ее п. 11, не опровергает выводов суда и не делает верным утверждение административного ответчика и заинтересованного лица, поскольку такая обязанность следует из общего смысла вновь принятого порядка определения предельного размера платы, утвержденного приказом ФАС России № 489/22.

Несостоятельными являются и доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что изменение тарифного регулирования на 2023 год приведет к нарушению регламентированной в п. 10 вновь принятой Методики по срокам процедуре сбора обосновывающих материалов, рассмотрения и установления предельного размера платы, поскольку приказ № 489/22 вступил в силу только 04.10.2022, тогда как предложения операторов ТО об установлении платы в соответствии с Приложением к Методике и обосновывающие материалы должны быть представлены в соответствующий орган исполнительной власти до 01 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования.

Как уже было указано выше 2023 и 2024 годы являются переходным периодом, в течение которого расчет предельного размера плата осуществляется в соответствии с п. 11 Методики, тогда как общий порядок расчета такого размера платы будет осуществляться после его истечения, при том, что представление предложений и документов, перечень которых регламентирован п. 14 Методики № 489/232, согласно ее же п. 10 является правом оператора ТО.

Исходя из позиции административного ответчика и заинтересованного лица, ни в одном регионе России не могут быть установлены минимальные значения размера платы, закрепленные в п. 11 Методики № 489/22 на 2023 год, поскольку по состоянию на дату начала ее применения, установленные п. 10 сроки представления предложений и обосновывающих документов, регламентированных п. 14, а также сроки, в течение которых орган исполнительной власти должен запросить обосновывающие материалы, если они не были представлены, прошли. Однако, несмотря на это, п. 11 Методики не содержит указание в качестве обязательного условия, позволяющего установить минимальные значения размера платы за ТО на 2023 и 2024 годы, на соблюдение порядка и процедуры, закрепленных в п. 10. Также в п. 11 Методики № 489/22 не содержится оговорки, указывающей на то, что установление минимального размера платы за ТО в случае принятия до даты введения ее в действие нормативного правового акта, устанавливающего тариф на 2023 год, возможно только начиная с 2024 года. В данном пункте однозначно и недвусмысленно указано, что плата за ТО, как в 2023, так и в 2024 годах, не может быть ниже значений, приведенных в нем.

Соглашаясь с позицией стороны административного истца, суд учитывает так же и то, что на дату рассмотрения настоящего спора во всех субъектах Российской Федерации за исключением Ивановской, Волгоградской и Ростовской областей предельный размер платы за ТО на 2023 год, в том числе в отношении категорий транспортных средств, ТО которых в соответствии с имеющейся аккредитацией может проводить административный истец, установлен в соответствии с вновь принятой Методикой. Данная позиция поддержана и прокуратурой Ивановской области, что следует из представленных в материалы дела ответов надзорного органа от 10.03.2023 и от 19.06.2023 на обращения административного истца.

На выводы суда не может повлиять и позиция УФАС России по Ивановской области, согласующаяся с позициями административного ответчика и заинтересованного лица, приведенными в ходе разрешения настоящего административного спора по существу, изложенная в решении об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Ивановской области от 07.03.2023, принятом по заявлению ООО «Пэй Систем» от 09.02.2023, поскольку данное процессуальное решение, принятое на основании ч. 9 ст. 44 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по смыслу ст. 64 КАС РФ не является актом, освобождающим стороны от доказывания в рамках административного дела.

При таких обстоятельствах нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права и законные интересы административного истца как оператора ТО конкретных категорий транспортных средств, поскольку в соответствии с его положениями Общество вынуждено было получать заниженный размер платы за оказываемые услуги в 2023 году.

С учетом изложенного, требований ст. 215 КАС РФ, принимая во внимание применение оспариваемого нормативного правового акта и в настоящее время, суд считает, что административное исковое заявление следует удовлетворить, признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части.

Определяя день, с которого оспариваемое постановление в соответствующей части следует признать недействующим, суд руководствуется положениями п. 38 вышеуказанного постановления Пленума № 50, согласно которому, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 214 КАС РФ, признает этот нормативный правой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правой акт вступил в силу с 24.09.2022, а Методикой № 489/22 начала применяться с 04.10.2022 и регулирует порядок установления предельного размера платы за ТО, начиная с 2023 года, то в противоречие с этой Методикой, утвержденной приказом ФАС, и ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» он вступил с 01.01.2023, соответственно с указанной даты должен быть признан не действующим в соответствующей части, затрагивающей права и интересы административного истца. Признание не действующим указанного постановления в соответствующей части с 04.10.2023, то есть с даты начала действия приказа ФАС России № 489/22, привело бы к отсутствую нормативного правового акта, регламентирующего размер платы за ТО в период с 24.09.2022 до 01.01.2023.

Поскольку требования административного истца удовлетворены судом, то в пользу Общества в соответствии с положениями ст. ст. 103, 106, 111 КАС РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего спора в размере <данные изъяты> рублей, несение которых подтверждено представленным в материалы дела платежным поручение № 239 от 04.07.2023 (т.1, л.д. 10).

Вопрос о взыскании расходов на оплату услуг представителя административным истцом перед судом в рамках разрешения спора по существу не ставился, соответственно последним не разрешался, реализовать свое право на их взыскание Общество имеет намерение путем подачи самостоятельного заявления в порядке и сроки, установленные КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 111, 112, 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» удовлетворить.

Признать не действующим с 01.01.2023 года постановление Правительства Ивановской области от 21.09.2022 № 527-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Ивановской области» в части установленных на территории Ивановской области тарифов (предельного размера платы) за проведение технического осмотра транспортных средств категорий L, M1, N1.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Взыскать с Правительства Ивановской области в пользу ООО «<данные изъяты>» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.В. Алексеева

Решение суда в окончательной форме принято 17.10.2023