ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-410/18 от 11.10.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело 3а-410/2018

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Волгоградский областной суд

в составе судьи Курниковой А.В.,

при секретаре Поклонском Р.С.,

с участием прокуроров Брежневой Т.А., Стрельниковой В.В.,

рассмотрев 11 октября 2018 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колхоза имени 19 Партсъезда к Администрации Волгоградской области об оспаривании отдельных положений Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 февраля 2017 года № 71-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 27 августа 2018 года № 381-п), постановления Администрации Волгоградской области от 22 января 2018 года № 22-п «О внесении изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 13 февраля 2017 г. № 71-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства",

установил:

Администрацией Волгоградской области принято постановление от 13 февраля 2017 года № 71-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - Постановление № 71-п, Постановление Администрации Волгоградской области № 71-п). Указанный нормативный правовой акт действует в редакции постановлений Администрации Волгоградской области от 22 января 2018 года № 22-п, от 9 апреля 2018 года № 158-п, от 20 августа 2018 года № 367-п, от 27 августа 2018 года № 381-п.

Колхоз имени 19 Партсъезда обратился в Волгоградский областной суд с административным иском о признании несоответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим с момента его принятия постановления Администрации Волгоградской области от 22 января 2018 года № 22-п «О внесении изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 13 февраля 2017 г. № 71-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее – Постановление № 22-п) (т. 1 л.д. 2-5).

Впоследствии административным истцом поданы заявления о признании недействующим Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Порядок, Порядок предоставления субсидий), утвержденного Постановлением № 71-п (в редакции Постановления № 22-п), в части абзаца первого пункта 2.3, абзаца первого подпункта 2.1.1, подпункта 2 пункта 2.7 Порядка предоставления субсидий с момента принятия Постановления № 22-п (т. 1 л.д. 91-94, 103-108, т. 2 л.д.65-72).

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на их несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу:

- пункту 1 статьи 4 ГК РФ;

- статье 23 НК РФ;

- пункту 86 приказа Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;

- части 1 статьи 14 Федерального Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 20 декабря 2017 года № 632 «Об утверждении форм отчетности за 2017 год»;

- пункту 3 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887.

Обращает внимание на то, что до внесения изменений Постановлением № 22-п документы для получения указанной субсидии подавались с 23 по 28 февраля текущего финансового года при условии соответствия сельскохозяйственного производителя определенным требованиям на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о получении субсидии, т.е. на 1 февраля. Отмечает, что изменение даты подачи документов на 23-25 января текущего года с учетом публикации нормативного правового акта на интернет-портале 23 января 2018 года, в газете «Волгоградская правда» 2 февраля 2018 года, лишило административного истца возможности получить субсидию в силу недостаточности времени для подготовки требуемых сведений. Указывает, что об изменении календарных сроков истца уведомили 19 января 2018 года. Считает, что определение датой, на которую сельскохозяйственные товаропроизводители должны соответствовать установленным требованиям, четырнадцатого числа месяца, в котором подаются документы для получения субсидии, т.е. 14 января 2018 года, в случае подачи документов 23-25 января 2018 года, свидетельствует о распространении нормативного правового акта на период, предшествовавший его принятию. Сообщает, что об изменении условий получения субсидий в части соответствия определенным требованиям на 14 января истец узнал также 19 января 2018 года, в связи с чем не имел возможности своевременно устранить имевшуюся на 1 и 14 января 2018 года налоговую задолженность в размере <.......> рублей, что также могло послужить основанием для отказа в предоставлении субсидии даже в случае подачи документов. Обращает внимание на то, что начало периода подачи документов фактически совпадает с началом действия оспариваемого Постановления № 22-п. Ссылается на приказ Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 15 марта 2017 года № 16н об отнесении 26 населенных пунктов Чернышковского района к удаленным и труднодоступным местам, на территории которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять онлайн контрольно-кассовую технику ввиду неуверенного сигнала сети Интернет в обоснование доводов о том, что истец не мог знать о вступлении оспариваемого Постановления № 22-п в силу с даты опубликования информации на интернет-портале, которое не обеспечивает, по его мнению, надлежащее информирование заинтересованных лиц.

Определением от 30 июля 2018 года УФНС РФ по Волгоградской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (т.2 л.д.82).

Определением от 3 сентября 2018 года привлечен в качестве заинтересованного лица Комитет финансов Волгоградской области (т.2 л.д.95).

Определением суда от 11 октября 2018 года прекращено производство по делу в части требований о признании недействующими преамбулы Постановления № 71-п (в редакции Постановления № 381-п); пунктов 1.3, 1.4, подпункта 2.1.3 пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением № 71-п (в редакции Постановления № 381-п); Приложения к Порядку предоставления субсидий, утвержденного Постановлением № 71-п (в редакции Постановления № 381-п); подпункта 3, подпункта «в» подпункта 5, подпункта 10 подпункта 1.2 пункта 1 Постановления № 22-п (т. 3 л.д. 171-173).

Представитель административного истца Колодяжный И.Е. в судебном заседании поддержал требования о признании недействующими Постановления № 22-п, а также абзаца 1 пункта 2.3, абзаца 1 подпункта 2.1.1, части 2 пункта 2.7 Порядка предоставления субсидий. Пояснил, что проверке подлежат как положения Постановления от 22 января 2018 года № 22-п, так и действующие в последней редакции нормы Порядка предоставления субсидий, в которые указанным постановлением внесены изменения и дополнения. Отметил, что из числа оспариваемых норм в последней редакции права истца нарушаются абзацем первым подпункта 2.1.1 Порядка в части замены даты соответствия товаропроизводителя на четырнадцатое число, абзацем первым пункта 2.3 Порядка в части замены даты приема документов на 23-25 января, исключением подпункта 7 пункта 2.3 Порядка, в остальной части оспариваемые нормы затрагивают права и интересы истца, но не нарушают. Пояснил, что изменяющий нормативный правовой акт - Постановление № 22-п оспаривается в полном объеме в связи с наличием, по его мнению, нарушений в процедуре принятия, а именно отсутствие надлежащим образом проведенной антикоррупционной экспертизы по последнему проекту этого постановления, несоответствие проекта тексту принятого документа, вступление в силу в день опубликования на интернет-портале, который совпал с первым днем приема документов на получение субсидии, распространение его действия на предыдущий период в части определения датой соответствия товаропроизводителей четырнадцатого числа. Отметил, что полученная истцом в сентябре 2018 года субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства по размеру существенно меньше той, которая могла быть получена колхозом в случае включения в реестр получателей субсидии в начале 2018 года в общем порядке.

Представитель административного ответчика - администрации Волгоградской области Каглик М.П. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов Администрация Волгоградской области действовала в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением установленных требований о форме и виде, в которых ответчик вправе принимать нормативные правовые акты, по процедуре их принятия и введению в действие. Отметила, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях (т. 1 л.д. 117, т. 2 л.д.102, т. 3 л.д. 94).

Представитель заинтересованного лица - Комитета сельского хозяйства Волгоградской области по доверенности Мельникова В.И. просила суд в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать, ссылаясь на то, что нормативные правовые акты в оспариваемой части законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат. Поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях. Пояснила, что в январе 2018 года административный истец не обращался за получением субсидии, документы были сданы только в феврале текущего года, в получении субсидии было отказано в связи с пропуском срока. По данным налоговой службы у предприятия на 14 января 2018 года существовала налоговая задолженность, что лишило его возможности претендовать на получение субсидии. В апреле 2018 года сроки подачи документов в общем порядке были дополнены еще одним периодом -18-19 апреля текущего финансового года, однако истец вновь не подавал документов. В сентябре 2018 года в связи с внесенными Постановлением № 367-п изменениями производилось распределение остатка бюджетных средств среди сельскохозяйственных производителей как включенных в реестр, так и подавших документы в порядке, предусмотренном абзацем вторым подпункта 2.12.2 пункта 2.12 Порядка. К последним требование об отсутствии на определенную дату налоговой задолженности в размере свыше 5000, 00 рублей не предъявлялось в силу положений подпункта 1 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Порядка получения субсидий. Административным истцом субсидия была получена на основании поданных документов в порядке, предусмотренном абзацем вторым подпункта 2.12.2 пункта 2.12 Порядка (т. 1 л.д. 180, т. 2 л.д.12-19, 86-91, т. 3 л.д. 102).

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица - Комитета финансов Волгоградской области по доверенности Земцова С.М. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, полагала, что суду не представлено доказательств нарушения внесенными Постановлением от 22 января 2018 года № 22-п изменениями прав или законных интересов истца (т. 2 л.д.176).

В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Стрельниковой В.В., полагавшей необходимым в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Из материалов дела следует, что административный истец – Колхоз имени 19 Партсъезда является сельскохозяйственным товаропроизводителем, зарегистрированным и осуществляющим производственную деятельность на территории Волгоградской области, в том числе в области растениеводства. В 2017 году предприятие получило субсидию на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за 2016 год в общем порядке, определенном оспариваемым нормативным правовым актом. В феврале 2018 года административному истцу в получении в общем порядке субсидии за 2017 год отказано в связи с пропуском установленного срока подачи документов. В сентябре текущего года Колхозу имени 19 Партсъезда выделена субсидия в порядке подпункта 2.12.2 пункта 2.12 оспариваемого Порядка, т.е. по результатам распределения остатка лимитов выделенных из резервного фонда бюджетных средств среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, как включенных ранее в реестр получателей указанной выше субсидии, так и обратившихся в сентябре 2018 года (л.д. 63-64, 66-83, 204-206, 219-248, т. 3 л.д. 1-41, 42-93).

Материалами дела подтверждается, не оспаривается лицами, участвующими в деле, и следует из положений Порядка предоставления субсидий, что подача документов, условия получения, размер субсидии, подлежащей выплате, определяется в соответствии с вышеназванным Порядком, утвержденным Постановлением № 71-п, на основании Соглашения между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрацией Волгоградской области от 19 января 2018 года, постановления Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2016 года №743-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (т. 2 л.д. 6-11).

Следовательно, истец является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, полагает, что оспариваемыми актами нарушены его права и законные интересы.

Учитывая изложенное, суд отмечает, что Колхоз имени 19 Партсъезда на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Дело рассматривается судом в пределах, предусмотренных частью 7 статьи 213 КАС РФ, а предмет доказывания определяется по правилам части 8 статьи 213 Кодекса.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ) (статья 1).

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона № 264-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Исходя из приведенных законоположений следует, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Уставом (Основным Законом) Волгоградской области, принятым Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 года (в редакции изменений, внесенных Законами Волгоградской области) определено, что Волгоградская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 4).

Согласно положений статьи 9 Закона Волгоградской области «О нормативных правовых актах Волгоградской области» от 9декабря2014года № 169-ОД (далее Закон Волгоградской области № 169-ОД) Администрация Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений. Постановления Администрации Волгоградской области подписывает Губернатор Волгоградской области. Порядок подготовки нормативных правовых актов Администрации Волгоградской области устанавливается Губернатором Волгоградской области.

Согласно положений части 4 статьи 30 Закона Волгоградской области № 169-ОД нормативные правовые акты Губернатора Волгоградской области, Администрации Волгоградской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

Внесение изменений в нормативный правовой акт Волгоградской области, признание его утратившим силу осуществляется нормотворческим органом Волгоградской области, принявшим (издавшим) этот нормативный правовой акт Волгоградской области (статья 32 Закона Волгоградской области N 169-ОД).

Порядок принятия постановлений установлен Регламентом Администрации Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 184 (далее - Регламент).

Согласно пунктов 4.1-4.4 Регламента решения Администрации принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения членов Администрации по решению председательствующего на заседании Администрации может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Администрации. По решению вице-губернатора либо лица, исполняющего его обязанности, решения Администрации могут приниматься путем заочного голосования.

Согласно статье 29 Закона Волгоградской области № 169-ОД официальным опубликованием нормативного правового акта Волгоградской области считается первая публикация его полного текста в газете "Волгоградская правда" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Постановлением Администрации Волгоградской области от 13 февраля 2017 года № 71-п утвержден порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, действующий на территории Волгоградской области (т. 3 л.д. 134-158).

Первоначально документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16 февраля 2017 года, в газете "Волгоградская правда" № 33 28 февраля 2017 года (т. 1 л.д. 131-154).

В указанный Порядок внесены изменения постановлениями Администрации Волгоградской области:

- от 22 января 2018 года № 22-п (далее - Постановление № 22-п), опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 января 2018 года, в газете "Волгоградская правда" №11 2 февраля 2018 года (т. 1 л.д. 153-171);

- от 9 апреля 2018 года № 158-п (далее – Постановление № 158-п), опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16 апреля 2018 года, в газете "Волгоградская правда" № 44 20 апреля 2018 года (т. 1 л.д. 172-178, т. 2 л.д.226);

- от 20 августа 2018 года № 367-п (далее – Постановление № 367-п), опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 августа 2018 года, в газете "Волгоградская правда" № 100 31 августа 2018 года (т. 2 л.д. 183-203);

- от 27 августа 2018 года № 381-п (далее – Постановление № 381-п), опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 августа 2018 года, в газете "Волгоградская правда" № 100 31 августа 2018 года (т. 2 л.д. 204-225).

Утвержденный Постановлением № 71-п Порядок регулирует процедуру предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее именуются - субсидии). Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, определенным частью 1, пунктами 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Субсидии предоставляются за счет собственных средств областного бюджета, а также за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (подпункты 1.1-1.3).

Порядок получения субсидий, отдельные положения которого оспариваются по настоящему делу, принят в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях достижения целевых показателей государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2016 года № 743-п (пункт 1 Постановления № 71-п).

Оспариваемое Постановление № 22-п принято Администрацией Волгоградской области в целях внесения изменения в Постановление № 71-п и утвержденный им Порядок на основании статьи 32 Закона Волгоградской области № 169-ОД.

Суд находит основанными на неверной толковании норм права доводы представителя административного истца о том, что установление датой, на которую должны соответствовать претенденты на получение субсидии, четырнадцатого числа месяца, в котором подаются документы (подпункт 2.1.1 Порядка), при вступлении в силу внесенных Постановлением № 22-п изменений 23 января 2018 года (в день начала приема документов), свидетельствуют о распространении действия этого постановления на прошедший период.

Утверждение представителя истца о незаконности вступления в силу оспариваемого Постановления № 22-п в день его опубликования на официальном интернет-портале ответчика суд находит неосновательными, поскольку указанный порядок вступления предусмотрен действующей нормой права - статьей 29 Закона Волгоградской области № 169-ОД.

Ссылка ответчика на приказ Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 15 марта 2017 года № 16н в обоснование доводов о невозможности своевременного получения сведений об опубликовании оспариваемого Постановления № 22-п, а также Постановления № 158-п, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Доводы представителя административного истца о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, предусмотренной Регламентом Администрации Волгоградской области, а также Положением об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Губернатора Волгоградской области, Администрации Волгоградской области и иных органов исполнительной власти (далее – Положение об антикоррупционной экспертизе), утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 13 августа 2009 № 940 года, опровергаются материалами дела.

Главой 2 указанного Положения регламентируется порядок обязательного проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов юридической службой непосредственно перед его направлением на согласование в заинтересованные органы и организации или представлением на подписание руководителю органа исполнительной власти Волгоградской области. В случае внесения в проект нормативного правового акта изменений после его согласования в юридической службе он подлежит повторному согласованию сотрудником юридической службы. После проведения антикоррупционной экспертизы проект нормативного правового акта визируется сотрудником юридической службы внизу лицевой стороны последней страницы проекта.

Главой 3 указанного выше Положения об антикоррупционной экспертизе предусмотрено предоставление возможности проведения общественностью независимой антикоррупционной экспертизы проекта на стадии его обсуждения путем помещения текста на официальном сайте. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом исполнительной власти Волгоградской области.

Таким образом, действие пункта 2.6 Положения об антикоррупционной экспертизе не распространяется на случаи внесения в проект нормативного правового акта изменений на стадии его разработки, которые не влекут обязанности по повторному размещению проекта (с поправками) на официальном сайте для обсуждения общественностью.

Как следует из материалов дела, представленный ответчиком проект Постановления № 22-п после его согласования и проведения антикоррупционной экспертизы, о чем сделана отметка от 18 января 2018 года, каких-либо изменений не претерпел, поскольку сокращение количества пунктов произошло за счет включения подпункта 7 подпункта 1.2 представленного проекта Постановления № 22-п (с рукописными поправками) подпунктом «б» в подпункт 6 того же подпункта 1.2 принятого нормативного правового акта, а иное изложение в тексте Постановления № 22-п изменений в абзац пятый пункта 2.2 Порядка (подпункт «б» подпункта 6 подпункта 1.2 Постановления № 22-п) в итоге привело к формулировке, изложенной подпунктом 7 подпункта 1.2 проекта этого акта с рукописными поправками (т.2 л.д. 248).

Вопреки утверждениям истца исследованные материалы, касающиеся принятия оспариваемого Постановления № 22-п, содержат данные о размещении проекта правового акта для обсуждения и предоставления заинтересованным лицам возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы, итогах обсуждения проекта общественностью, согласовании уполномоченными органами исполнительной власти региона, наличии пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, проекта постановления с рукописными правками и отметками должностных лиц от 18 января 2018 года о его согласовании профильным комитетом, проведении правовой экспертизы юридической службой, антикоррупционной экспертизы, сведения о согласовании заочного голосования, принятии проекта большинством голосов при наличии необходимого кворума членов Администрации, данные об официальном опубликовании (т. 1 л.д. 38, 44-62, 87-90, т. 2 л.д.20, 243-254)

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения приняты в пределах полномочий Администрации Волгоградской области, с соблюдением формы и вида нормативных правовых актов, а также порядка их опубликования и вступления в силу.

Проверив оспариваемые истцом нормы права на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий могут устанавливаться иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливающие цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, порядок расчета размера субсидий.

Исходя из изложенного, соблюдение совокупности установленных Правительством Российской Федерации в развитие норм Бюджетного кодекса и Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" условий и критериев является основанием для предоставления из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также основанием для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями (которые, в свою очередь, соответствуют определенным субъектом Российской Федерации категориям и (или) критериям отбора) таких мер за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета (на условиях софинансирования).

Принимая во внимание, что административным истцом отказ от требований в какой-либо части не заявлялся, пояснения в судебном заседании представителя истца относительно предмета иска, а также прекращение производства в части определением суда, предметом проверки по делу фактически являются положения Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением № 71-п в редакции Постановления № 381-п, которые изменены, дополнены, исключены либо изложены в новой редакции Постановлением № 22-п, а именно пункт 1.6, подпункты 2.1.1-2.1.2, 2.1.4-2.1.5, 2.1.8, 2.1.9 пункта 2.1, абзацы третий, пятый девятый и десятый пункта 2.2, абзац первый пункта 2.3, абзац первый и пятый подпункта 8 пункта 2.3, пункты 2.7-2.8, пункт 2.13 (до внесения изменений Постановлением № 367-П значился как 2.12), пункт 4.6 оспариваемого нормативного правового акта. Также подлежат проверке подпункт «б» подпункта 7 подпункта 1.2 Постановления № 22-п об исключении подпункта 7 пункта 2.3 Порядка распределения субсидий и пункт 2 Постановления № 22-п о вступлении в силу нормативного правового акта с момента его опубликования.

Пунктом 1.6 Порядка регламентируется предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных комитету сельского хозяйства в установленном порядке, с учетом принятых и неисполненных обязательств на предоставление субсидий в отчетном финансовом году и годах, предшествующих отчетному финансовому году, в соответствии со сводной бюджетной росписью на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка.

Оспариваемыми подпунктами 2.1.1-2.1.2, 2.1.4 -2.1.5, 2.1.8, 2.1.9 пункта 2.1 Порядка определены следующие условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 Порядка регламентирует соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя на четырнадцатое число месяца представления в комитет сельского хозяйства документов для получения субсидии следующим требованиям:

1) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в размере, превышающем 5000 рублей (далее именуется - налоговая задолженность) (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы в соответствии с абзацем вторым подпункта 2.12.2 настоящего Порядка);

2) отсутствие просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;

3) сельскохозяйственный товаропроизводитель - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а сельскохозяйственный товаропроизводитель - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

4) сельскохозяйственный товаропроизводитель не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

5) сельскохозяйственный товаропроизводитель не должен являться получателем средств из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Волгоградской области на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка.

Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 Порядка определяет условием осуществление сельскохозяйственным товаропроизводителем деятельности на территории Волгоградской области.

Подпункт 2.1.4. пункта 2.1 Порядка содержит требование о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя в текущем финансовом году и в отчетном финансовом году посевных площадей, занятых определенными сельскохозяйственными культурами.

Подпункт 2.1.5 пункта 2.1 Порядка определяет одним из условий наличие расчетного счета, открытого сельскохозяйственному товаропроизводителю в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.

Подпункты 2.1.8 и 2.1.9 пункта 2.1 Порядка содержат требование о наличии Обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по представлению в комитет сельского хозяйства отчета о выполнении показателей результативности использования субсидий и отчета о производстве продукции растениеводства в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии и Согласия на осуществление комитетом сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Пунктом 2.2 Порядка определяется порядок расчета субсидий по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур под урожай отчетного финансового года в области развития производства различных сельскохозяйственных культур по ставкам, определяемым как комитетом сельского хозяйства в установленном им порядке, так и Министерством сельского хозяйства РФ в зависимости от вида сельскохозяйственных культур.

Пунктом 2.3 Порядка (в редакции Постановлений № 22-п, № 158-п) определяются сроки представления в комитет сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями документов для получения субсидий (с 23 по 25 января, с 18 по 19 апреля текущего финансового года) и их перечень: заявление о предоставлении субсидии в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом комитета сельского хозяйства; справка о доходе от реализации сельскохозяйственной продукции за отчетный финансовый год [за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств]; справка о фактическом размере посевной площади сельскохозяйственных культур под урожай отчетного финансового года и размере затрат на посевную площадь сельскохозяйственных культур под урожай отчетного финансового года; реестр документов, подтверждающих фактические затраты, произведенные на посевную площадь сельскохозяйственных культур под урожай отчетного финансового года; документы, подтверждающие производство и реализацию определенных категорий сельскохозяйственных культур; документы, подтверждающие соответствие партий семян определенных категорий сельскохозяйственных культур; подписанное сельскохозяйственным товаропроизводителем Соглашение с указанием определенных сведений, касающихся показателей результативности использования субсидий и обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по их выполнению; обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по представлению отчета о выполнении показателей результативности использования субсидий и отчета о производстве продукции растениеводства; порядка, сроков и формы представления сельскохозяйственным товаропроизводителем отчета о выполнении показателей результативности использования субсидий.

Пунктом 2.7 Порядка определяется перечень и сроки истребования документов, запрашиваемых комитетом сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей - юридических лиц:

1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);

2) справка налогового органа об отсутствии (о наличии) у сельскохозяйственного товаропроизводителя налоговой задолженности по состоянию на четырнадцатое число месяца представления в комитет сельского хозяйства документов для получения субсидии (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы в соответствии абзацем вторым подпункта 2.12.2 настоящего Порядка);

3) копии отчетов за отчетный финансовый год (в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей - юридических лиц): о финансовых результатах по форме № 2; об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса по форме № 6-АПК (раздел 6-3); о численности и заработной плате работников сельскохозяйственной организации по форме № 5-АПК; о наличии животных по форме № 15-АПК.

Также пунктом 2.7 Порядка предусмотрено истребование комитетом сельского хозяйства сведений о размере налоговой задолженности при ее наличии (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы в соответствии абзацем вторым подпункта 2.12.2 настоящего Порядка) и возможность предоставления претендентами необходимых сведений самостоятельно.

Пунктом 2.8 Порядка определены сроки рассмотрения Комитетом сельского хозяйства документов (11 рабочих дней со дня окончания срока, установленного пунктом 2.3 настоящего Порядка) и принятия решения о предоставлении субсидии и включении сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр получателей субсидий либо об отказе в ее предоставлении.

Пунктом 2.13 Порядка предусмотрено перечисление субсидии на расчетный счет сельскохозяйственного товаропроизводителя в срок не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии и включении сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр получателей субсидий. Нумерация пункта с 2.12 на 2.13 изменена Постановлением № 367-п.

Пунктом 4.6 Порядка определен порядок подтверждения выполнения условий Соглашения о предоставлении субсидии при наличии обстоятельств непреодолимой силы.

Определение датой соответствия сельскохозяйственного товаропроизводителя определенным условиям четырнадцатого числа месяца, в котором подаются документы на получение субсидии, вопреки доводам представителя истца не противоречит положениям подпункта «ж» пункта 4 Общих требований.

В соответствии с пунктом 2.4. документы (копии документов), указанные в пункте 2.3 Порядка, представляются одним из следующих способов: непосредственно в комитет сельского хозяйства, через МФЦ, в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Волгоградской области", что позволяет товаропроизводителям выбрать любой удобный способ подачи документов.

Также ответчиком предоставлены сведения о заблаговременном извещении сельскохозяйственных товаропроизводителей о предстоящем изменении календарных сроков подачи документов, которые истцом не оспаривались (т. 1 л.д. 126-130).

Суд отмечает, что уже на момент обращения в суд с исковым заявлением оспариваемым истцом абзацем первым пункта 2.3 Порядка датами приема документов для получения субсидии установлены не только 23-25 января текущего финансового года, но и 18-19 апреля, что учитывает возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей различных категорий по подготовке необходимых сведений.

Своевременное предоставление документов иными сельскохозяйственными производителями области подтверждается реестром от 29 января 2018 года на 98 получателей, реестром от 2 февраля 2018 года по Чернышковскому району Волгоградской области, содержащим 46 получателей субсидии (т.1 л.д. 208-213, т. 3 л.д. 132-133).

По мнению суда, правоотношения, возникающие в порядке статьи 78 БК РФ, не регулируются нормами гражданского и налогового законодательства, а также к ним неприменимы сроки для сдачи отчетности юридическими лицами, устанавливаемые статьей 14 Федерального Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20 декабря 2017 года № 632 «Об утверждении форм отчетности за 2017 год», в связи с чем оспариваемые нормы не подлежат проверке на предмет соответствия указанным представителем административного истца нормативным правовым актам.

Ссылка представителя административного истца о несоответствии установленных дат срокам, определенным в письмах Комитета сельского хозяйства по Волгоградской области, является также несостоятельной, поскольку указанные документы к числу нормативных правовых актов не относятся.

Действующее законодательство не содержит запрета на изменение в установленном порядке сроков выплаты субсидий в соответствии с рекомендациями, содержащимися в сообщениях Правительства Российской Федерации, с учетом полномочий, предоставленных ответчику статьей 29 Закона Волгоградской области №169-ОД, в связи с чем доводы представителя административного истца о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу положений Порядка, касающихся определения дат подачи документов и даты, по состоянию на которую товаропроизводители должны соответствовать определенным условиям, являются несостоятельными.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий.

Как следует из содержания пункта 2.12 Порядка, в случае предоставления в 2018 году областному бюджету субсидии из федерального бюджета за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации комитет сельского хозяйства осуществляет распределение средств в виде субсидии на оказание несвязанной поддержки в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств между сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Комитет сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств письменно уведомляет сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые были включены в реестр получателей субсидий и которым ранее были предоставлены субсидии в размере меньшем, чем их расчетный размер, о необходимости представления дополнительного соглашения (подпункт 2.12.1 Порядка).

Согласно положений абзаца первого подпункта 2.12.2 Порядка в случае образования по результатам расчета доплат остатка лимитов бюджетных обязательств комитет сельского хозяйства размещает на портале информацию о сроках приема указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка документов для получения субсидий (далее именуется - Информация) не менее чем за пять рабочих дней до дня начала приема указанных документов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, не включенные в реестр получателей субсидий, в установленный в Информации срок представляют указанные в пункте 2.3 настоящего Порядка документы в порядке, установленном пунктами 2.4, 2.5 настоящего Порядка. В соответствии с пунктами 2.6 - 2.8 настоящего Порядка комитет сельского хозяйства рассматривает представленные сельскохозяйственными товаропроизводителями и полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы на соответствие условиям, установленным настоящим Порядком абзац второй подпункта 2.12.2 Порядка).

Как следует из содержания подпункта 2 пункта 2.7 Порядка, при решении вопроса о предоставлении субсидии истребование комитетом сельского хозяйства сведений о наличии налоговой задолженности и ее размере в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы в соответствии абзацем вторым подпункта 2.12.2 настоящего Порядка, не предусмотрено.

Согласно подпункта 1 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и подпункта 2 пункта 2.7 Порядка предоставления субсидий установленное для получателей субсидии в общем порядке ограничение размера налоговой задолженности не действует в отношении «сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы в соответствии с абзацем вторым подпункта 2.12.2 настоящего Порядка».

Таким образом, включенные по итогам подачи документов 23-25 января, 18-19 апреля текущего финансового года в реестр получателей субсидии товаропроизводители должны отвечать всем установленным положениями пункта 2.1.1 условиям на определенную дату, в том числе по отсутствию налоговой задолженности в размере, превышающем 5000,00 рублей, в то время как к подающим заявления на основании абзаца второго подпункта 2.12.2 Порядка, такое требование не предъявляется, т.е. наличие налоговой задолженности, превышающей 5000,00 рублей, для этих претендентов не является основанием для отказа в получении той же самой субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, источником которой являются те же средства областного и федерального бюджетов на условиях софинансирования (14% и 86% соответственно).

Анализ оспариваемых истцом положений подпункта 1 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и подпункта 2 пункта 2.7 Порядка предоставления субсидий в действующей редакции свидетельствует об установлении различных требований относительно размера налоговой задолженности как условия получения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области в области растениеводства.

Утверждения представителей административного истца и административного ответчика о том, что указанные условия не нарушают права административного истца, опровергаются представленными материалами.

В 2017 году Колхоз имени 19 Партсъезда по итогам рассмотрения заявления получил субсидию в общем порядке, как соответствующий всем требованиям, определенным пунктом 2.1.1 Порядка (т. 2 л.д. 227-232, т. 3 л.д. 1-41).

В 2018 году истец являлся претендентом на получение субсидии в общем порядке, предусмотренном оспариваемыми положениями, в соответствии с Соглашением от 18 января 2018 года, заключенным между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрацией Волгоградской области о предоставлении бюджету субъекта субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (т. 2 л.д. 6-8).

Несмотря на то, что основанием для отказа в предоставлении субсидии Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области указано нарушение срока подачи документов, суд отмечает, что при подаче в общем порядке заявления от 21 февраля 2018 года истец руководствовался, в числе иных положениями подпункта 2.1.1 пункта 2.1, содержащими требование об отсутствии налоговой задолженности в размере, превышающем 5000, 00 рублей, соответственно оспариваемой нормой нарушаются его права, свободы и законные интересы (т.1 л.д.18-19, т. 3 л.д. 1-115).

Из пояснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица следует, в случае своевременной подачи истцом документов в январе 2018 года, причиной отказа в предоставлении субсидии послужило бы наличие по состоянию на 14 января 2018 года налоговой задолженности в сумме свыше 100000,00 рублей, что не оспаривалось представителем административного истца и подтверждается копией представленного им платежного поручения о зачислении страховых взносов с указанием ошибочного кода бюджетной классификации (т. 1 л.д. 184-185, 207).

Согласно реестру получателей субсидии на оказание несвязанной поддержки по Чернышковскому району Волгоградской области от 11 сентября 2018 года, в числе которых значится колхоз имени 19 Партсъезда, из 52 получателей субсидии 47 включены в реестр по итогам приема документов в общем порядке 23-25 января и 18-19 апреля 2018 года, остальные включены в реестр в сентябре 2018 года на основании абзаца второго подпункта 2.12.2 Порядка при отсутствии для них каких-либо ограничений по размеру налоговой задолженности (т. 2 л.д. 133-135).

Выделение истцу субсидии в сентябре 2018 года при распределении в порядке, предусмотренном абзацем вторым подпункта 2.12.2 Порядка, остатка бюджетных средств, полученных на основании Соглашения между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрацией Волгоградской области о предоставлении бюджетных средств из резервного фонда от 10 августа 2018 года, не исключает факта нарушения прав истца оспариваемыми положениями (т. 3 л.д. 108-120).

По мнению суда, предоставление субъектам подпунктом «ж» пункта 4 Общих требований права на установление иных условий, определенных правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий, не предполагает различий в предъявляемых ограничениях по размеру налоговой задолженности для получения одной и той же субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями в области растениеводства из бюджетных средств, получаемых субъектом из федерального бюджета на условиях софинансирования.

Следовательно, оспариваемые положения подпункта 1 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и подпункта 2 пункта 2.7 Порядка не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в той мере, в какой устанавливают различные требования относительно размера налоговой задолженности как условия получения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в связи с чем подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая, что применялись в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ранее.

Доводы представителей административных истцов о том, что неприменение указанного требования о наличии налоговой задолженности в указанном выше размере при распределении бюджетных средств в порядке пункта 2.12 Порядка уравнивает положение ранее включенных в реестр товаропроизводителей и товаропроизводителей, получающих субсидию без предъявления к ним ограничений, предусмотренных подпунктом 1 подпункта 2.1.1 Порядка, несостоятельными.

Утверждение об исключении для отдельных товаропроизводителей условия об ограничении размера налоговой задолженности в целях поддержки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (засухи) также нельзя признать состоятельным, поскольку подтверждение этого факта не предусмотрено нормами Порядка предоставления субсидий, и кроме того для этой категории товаропроизводителей предусмотрены иные меры государственной поддержки (т. 3 л.д. 121).

В остальной части оспариваемые нормы Постановления № 22-п и Постановления № 71-п прав административного истца не нарушают и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы представителя административного истца о нарушении прав Колхоза имени 19 Партсъезда исключением подпункта 7 пункта 2.3 Порядка, которым предусматривалось предоставление в числе иных документов для получения субсидии документов, подтверждающих оплату сельскохозяйственными товаропроизводителями имеющейся налоговой задолженности на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (при наличии), суд полагает несостоятельными.

Анализ оспариваемой нормы в совокупности с содержанием абзаца 4 пункта 2.9 Порядка, устанавливающего одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии представление документов, предусмотренных пунктом 2.3 не в полном объеме, свидетельствует, что исключение подпункта 7 пункта 2.3 Порядка уменьшило количество обязательных к подаче документов, но не лишило права на их предоставление по инициативе товаропроизводителя.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

Принимая во внимание частичное удовлетворение требований административного истца, с административного ответчика - Администрации Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в пользу истца в сумме 4500,00 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Колхоза имени 19 Партсъезда удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и подпункт 2 пункта 2.7 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 февраля 2017 года № 71-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 27 августа 2018 года № 381-п), в части устанавливающей различные требования относительно размера налоговой задолженности как условия получения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Возложить на Администрацию Волгоградской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Администрации Волгоградской области и в официальном печатном издании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Администрации Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу Колхоза имени 19 Партсъезда судебные расходы по оплате государственной пошлины 4500,00 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.

Судья А.В. Курникова

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 16 октября 2018 года в 17 часов 30 минут.