ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-411/2018 от 13.06.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-411/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 13 июня 2018 года

Нижегородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сорокина М.С.,

при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - Моляковой Наталии Александровны,

представителя публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - Коноваловой Натальи Вячеславовны,

представителя правительства Нижегородской области - Бисиной Полины Станиславовны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» о признании недействующим в части постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213,

У С Т А Н О В И Л :

Постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 опубликовано 16 апреля 2015 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 28 апреля 2015 г. № 48 (5611).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 октября 2015 г. № 638 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (опубликовано 9 октября 2015 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 20 октября 2015 г. № 123 (5658)), постановлением Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2016 г. № 72 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (опубликовано 25 февраля 2016 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 15 марта 2016 г. № 129 (5745)), постановлением Правительства Нижегородской области от 24 августа 2016 г. № 567 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (опубликовано 29 августа 2016 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 9 сентября 2016 г. № 96 (5812)), постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2016 г. № 904 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (опубликовано 30 декабря 2016 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 27 января 2017 г. № 8 (5851)), постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2017 г. № 656 «О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (опубликовано 5 сентября 2017 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 6 октября 2017 г. № 80 (5923)), постановлением Правительства Нижегородской области от 29 сентября 2017 г. № 705 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (опубликовано 2 октября 2017 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 17 ноября 2017 г. № 92 (5935)), постановлением Правительства Нижегородской области от 13 ноября 2017 г. № 800 «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (опубликовано 14 ноября 2017 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 1 декабря 2017 г. № 96 (5939)), постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2017 г. № 836 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области» (опубликовано 30 ноября 2017 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 12 января 2018 г. № 3 (5950)), постановлением Правительства Нижегородской области от 24 мая 2018 г. № 377 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года № 213» (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 1 июня 2018 г. № 392 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 24 мая 2018 г. № 377») (опубликованы 24 мая 2018 г., 1 июня 2018 г. на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru) в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 внесены изменения.

Пунктом 31 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 (в действующей редакции) предусмотрено в 2018 г. расчет платы за размещение объекта осуществлять с применением коэффициента индексации - 1,18.

В соответствии с пунктом 17 Положения размещение объекта осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных пунктом 18 настоящего Положения. Годовой размер платы определяется как 2 процента кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается уполномоченным органом по формуле:

А = КСЗ x 2% x Ки, где:

А - годовой размер платы, руб.;

КСЗ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Ки - коэффициент индексации.

Пунктом 3 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 утверждена примерная форма договора о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 (далее - примерная форма договора), в силу пункта 2.4.2 которой Сторона 2 обязуется своевременно вносить плату за размещение объекта(ов), а разделом 3 определен порядок расчетов по договору.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее также - ПАО «МРСК Центра и Приволжья», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими со дня принятия:

пункт 31 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213;

пункт 17 Положения;

пункт 2.4.2, раздел 3 примерной формы договора.

В обоснование административного искового заявления ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указало на то, что является сетевой организацией, основными видами деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии, по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) потребителей к электрическим сетям, деятельность по эксплуатации электрических сетей. Обществом заключено и исполняется 1260 действующих договоров о размещении объектов, сумма оплаты по которым в 2018 г. составляет 2 399 079,2 рублей.

По мнению административного истца, взимание платы за размещение объектов электроэнергетики на земельных участках является незаконным и несоответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, приводит к необоснованному перечислению денежных средств Общества в бюджеты различных уровней, нарушая тем самым его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Как указывает административный истец, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве, а использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), должно осуществляться бесплатно.

Правительство Нижегородской области представило в суд возражения, в которых просило в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании представитель ПАО «МРСК Центра и Приволжья» Коновалова Н.В. просила административное исковое заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области Бисина П.С. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Моляковой Н.А., полагавшей необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключено 1260 договоров на размещение объектов (линий электропередачи) в порядке, установленном постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213. Размер платы по указанным договорам на 2018 г. составляет 2 399 079,2 рублей.

Учитывая изложенное, Общество, которое является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и в отношении которого применены его положения, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 ЗК РФ.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300. К их числу относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5).

Проанализировав указанные положения ЗК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 г. № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Регламента Правительства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. № 920, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213, а равно нормативные правовые акты о внесении в него изменений приняты как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией Правительства Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.

По данным основаниям постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 административным истцом не оспаривается.

Проверив оспариваемые положения постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основывается названный Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенного положения федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как указывалось выше, согласно пункту 6 статьи 39.33 ЗК РФ в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Федеральным законодательством предусматривается размещение указанных объектов как на земельных участках, предоставленных в аренду, так и на землях без предоставления земельного участка.

Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральными законами, ни законами Нижегородской области.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что использование земель или земельных участков в случаях, предусмотренных статьей 39.33 ЗК РФ, в том числе в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300, осуществляется бесплатно.

Учитывая изложенное, вопреки доводам административного истца суд не усматривает несоответствия оспариваемых положений постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213, предусматривающих платность использования земельных участков для размещения объектов, как нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, так и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения.

По этим же основаниям суд отклоняет как не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения дела доводы ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом в вышеназванной части его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Суд учитывает и то обстоятельство, что понесенные ПАО «МРСК Центра и Приволжья» затраты по заключенным договорам на размещение объектов ежегодно учитываются в составе необходимой валовой выручки в рамках долгосрочного периода регулирования по статье расходов «Плата за аренду имущества и лизинг» («арендная плата за пользование земельными участками») при утверждении (корректировке) тарифов на услуги Общества по передаче электрической энергии.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт по доводам, указанным административным истцом, признанию недействующим не подлежит.

Вместе с тем, в силу положений части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Оценив законность оспариваемых положений постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213, суд, будучи не связанным содержащимися в административном исковом заявлении основаниями и доводами, приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (статья 66 ЗК РФ).

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости определен главой 25 КАС РФ, а также статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), в силу положений части четвертой которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (статья 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлен порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости. Предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть третья). В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку (часть четвертая). В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая).

Из системного толкования приведенных законоположений следует, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. По заявлению заинтересованного лица результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть пересмотрены, основанием для чего может являться недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Такой датой может являться как дата установления кадастровой стоимости в порядке массовой государственной кадастровой оценки (статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), так и дата осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (статья 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом датой применения результатов определения (пересмотра) кадастровой стоимости может быть: дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости (по общему правилу); 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (в случае пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости); дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости (в случае пересмотра результатов определения кадастровой стоимости ввиду недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости).

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе с применением кадастровой стоимости земельных участков, которые являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 (далее также - Основные принципы).

В развитие пункта 4 данного Постановления Приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. № 710 утверждены Методические рекомендации по применению Основных принципов (далее также - Методические рекомендации), в соответствии с пунктом 11 которых в целях реализации принципа предсказуемости расчета размера арендной платы при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит в себе некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем. Вследствие этого рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.

Приведенный механизм установления и оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, применения результатов определения (пересмотра) кадастровой стоимости, который используется при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также требования Основных принципов и Методических рекомендаций по основаниям, изложенным выше, в полной мере распространяется и на случаи расчета размера платы за использование таких земельных участков для размещения объектов.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 размер годовой платы за размещение объекта исчисляется как произведение 2 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на коэффициент индексации (А = КСЗ x 2% x Ки), что в целом соответствует приведенным положениям ЗК РФ, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Основных принципов и Методических рекомендаций.

Так, само по себе применение коэффициента индексации (Ки), значение которого ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области (на 2018 г. Ки = 1,18), при расчете платы за размещение объекта федеральному законодательству не противоречит, поскольку позволяет скорректировать ее размер исходя из инфляционных процессов и изменения уровня потребительских цен, включая цены на рынке объектов недвижимости.

Вместе с тем, предусмотренный пунктом 17 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 порядок расчета размера платы за размещение объекта не учитывает дату определения и дату начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер данной платы.

В соответствии с указанным порядком коэффициент индексации (Ки) подлежит применению в любом случае, в не зависимости от даты определения кадастровой стоимости и даты начала применения результатов определения (пересмотра) кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в то время как применение этого коэффициента за год, по состоянию на который установлена кадастровая стоимость земельного участка и за предшествующие ему годы, целям индексации отвечать не будет.

При таких обстоятельствах пункт 17 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 в части применения в формуле, по которой определяется плата за размещение объекта, коэффициента индексации (Ки) в той мере, в которой указанная норма позволяет применять данный коэффициент без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы за размещение объекта, соответствующим приведенным положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, признан быть не может и в вышеназванной части подлежит признанию недействующим.

Кроме того, пунктом 3.4 примерной формы договора установлено, что в случае просрочки внесения платы за размещение объекта(ов) Сторона 2 выплачивает Стороне 1 пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В силу положений статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - также ГК РФ), определяющей понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права, гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Способы обеспечения исполнения обязательств определены в главе 23 ГК РФ.

Согласно пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Положения о форме соглашения о неустойке, особенностях уплаты законной неустойки и порядке уменьшения неустойки урегулированы статьями 331 - 333 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ установлена ответственность за неисполнение денежного обязательства - в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В силу приведенных норм гражданского законодательства субъекты Российской Федерации не вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, в том числе которыми определяются способы обеспечения исполнения обязательств, устанавливается неустойка (законная неустойка) и изменяются правила применения мер гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежных обязательств.

При таких обстоятельствах Правительство Нижегородской области, установив в пункте 3.4 примерной формы договора ответственность стороны в случае просрочки внесения платы за размещение объекта(ов) в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, вышло за пределы полномочий субъекта Российской Федерации, что является основанием для признания данной нормы недействующей.

Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика, приведенными в судебном заседании, о том, что утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 форма договора является примерной, поскольку эта форма утверждена нормативным правовым актов высшего исполнительного органа государственной власти Нижегородской области, устанавливающим правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование правоотношений в сфере использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для размещения объектов.

Материалами дела подтверждается, что примерная форма договора применяется органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на заключение договоров о размещении объектов, и в части пункта 3.4 не изменяется ими. Так, все заключенные с административным истцом договоры содержат данный пункт, что нарушает его права и законные интересы на применение в установленном законом порядке мер гражданско-правовой ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по заключенным договорам.

Определяя момент, с которого постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 в вышеназванной части должно быть признано недействующим, суд полагает, что поскольку оно до вынесения решения суда применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оно подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, что в полной мере соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию Правительством Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликовано постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213, - в газете «Нижегородские новости».

В силу положений части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 стати 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при подаче административного искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей.

Поскольку административное исковое заявление Общества удовлетворено частично, с Правительства Нижегородской области в его пользу также подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

пункт 17 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213, в части применения в формуле, по которой определяется плата за размещение объекта, коэффициента индексации (КИ) в той мере, в которой указанная норма позволяет применять данный коэффициент без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы за размещение объекта;

пункт 3.4 примерной формы договора о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - отказать.

Взыскать с Правительства Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда М.С. Сорокин

Решение в окончательной форме принято 15 июня 2018 года