ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-411/2021 от 15.11.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-411/2021

УИД 25ОS0000-01-2021-000582-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2021 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

с участием прокуроров гражданско-судебного отдела прокуратуры Приморского края Шиш Н.С., Романовой О.Н.,

представителя административных истцов общества с ограниченной ответственностью «ВДК», общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» - Малиновского К.Ю.,

представителей административного ответчика Думы города Владивостока - Левицкой О.А., Титенко Т.В.,

представителя заинтересованного лица администрации города Владивостока - Шевченко А.В.,

представителя заинтересованного лица Новрузовой Л.Я.к. – Петрыга А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВДК», общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» к Думе города Владивостока, заинтересованные лица администрация города Владивостока, Новрузова Ламия Явар кызы о признании недействующими с даты принятия пункта 30 Муниципального правового акта города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы» (в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА «О внесении изменении в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы»), пункта 26 Приложения к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год»,

установил:

26 сентября 2019 года Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт города Владивостока «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы», муниципальный правовой акт подписан главой города Владивостока 3 октября 2019 года № 105-МПА (далее – МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА), текст документа опубликован в изданиях «Вестник Думы города Владивостока», № 25, 3 октября 2019 года, с. 86-93, «Владивосток», № 132(6294), 11 октября 2019 года.

Пунктом 2 МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА установлено, что приватизация осуществляется в отношении объектов, включённых в перечни приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке (приложения 1, 2).

В Приложении № 2 к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА определён Перечень приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год.

30 января 2020 года Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт города Владивостока «О внесении изменений в муниципальный правовой акт города Владивостока от 3 октября 2019 года

№ 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы» муниципальный правовой акт подписан главой города Владивостока 4 февраля 2020 года № 130-МПА (далее – МПА города Владивостока от 4 февраля 2020 года № 130-МПА), текст документа опубликован в изданиях «Вестник Думы города Владивостока», № 30, 4 февраля 2020 года, с. 370-373, «Владивосток», № 15(6352), 11 февраля 2020 года.

Данным нормативным правовым актом Приложение № 2 (Перечень приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год) к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА дополнено, в том числе строкой 30 следующего содержания:

«объект по адресу: Приморский край, г. <адрес>, площадью 3436,80 кв.м, расположение: 1 этаж, кадастровый номер: ; информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный;

земельный участок, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилище (лит. А, А1, А2, лит. Д, Д1, Д2). Участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 32, площадью 8404,00 кв.м, кадастровый номер: 25:28:010040:813, информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный;

объект по адресу: Приморский край, г. , 154 м, железнодорожный тупик, кадастровый номер: , информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный;

земельный участок, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилища (лит. А, А1, А2, лит. Д, Д1, Д2). Участок находится примерно в 44 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. , площадью 3190,00 м, кадастровый номер: , информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный».

30 июля 2020 года Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт города Владивостока«О внесении изменений в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы», муниципальный правовой акт подписан главой города Владивостока 7 августа 2020 года № 158-МПА (далее – МПА города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА), текст документа опубликован в изданиях «Вестник Думы города Владивостока», № 35 (часть 2), 7 августа 2020 года, с. 217-218, «Владивосток», № 90(6427), 14 августа 2020 года, на официальном сайте правовой информации города Владивостока vlc25.ru, 14 августа 2020 года.

Пунктом 1 МПА города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА внесены изменения в приложение 2 к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года №105-МПА: строка 30 приложения 2 к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА изложена в следующей редакции:

объект по адресу: Приморский край, г. <адрес>, площадью 3436,80 кв.м, расположение: 1 этаж, кадастровый номер: ; информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный;

земельный участок, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилище (лит. А, А1, А2, лит. Д, Д1, Д2). Участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 32, площадью 8404,00 кв.м, кадастровый номер: 25:28:010040:813, информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный;

объект по адресу: Приморский край, г. , 154 м, железнодорожный тупик, кадастровый номер: , информация об обременении (аренда, иной вид пользования) – свободный.

Решением Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год» утверждены условия приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год (далее – решение Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412), текст документа опубликован в издании «Вестник Думы города Владивостока», № 35 (часть 2), 7 августа 2020 года, с. 195-201.

В пункт 26 Приложения к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 включены:

объект по адресу: Приморский край, г. <адрес>, площадью 3436,80 кв.м, расположение: 1 этаж, кадастровый номер: ; способ приватизации: аукцион; форма подачи предложения о цене: открытая;

земельный участок, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилище (лит. А, А1, А2, лит. Д, Д1, Д2). Участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 32, площадью 8404,00 кв.м, кадастровый номер: 25:28:010040:813, способ приватизации и форма подачи предложения о цене: аренда с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации);

объект по адресу: Приморский край, г. , 154 м, железнодорожный тупик, кадастровый номер: , способ приватизации: аукцион; форма подачи предложения о цене: открытая.

Рыночная цена в данном пункте указана 92586533 рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «ВДК» (далее - ООО «ВДК»), общество с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (далее – «Альбатрос») обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативных правовых актов в части, указав в обоснование своих требований, что ООО «ВДК» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:010039:1608, представляющего собой нежилые помещения, общей площадью 3 282,50 кв.м. С ООО «ВДК» также заключён договор № 01-010040-Ю-Д-МС-00420 аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с Управлением муниципальной собственности города Владивостока от 25 марта 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, площадью 8 404,00 кв.м. В ноябре 2020 года ООО «ВДК» и ООО «Альбатрос» стало известно, что на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi-gov.ru было размещено информационное сообщение о проведении торгов в форме аукциона по приватизации (продаже) муниципального имущества города Владивостока (1 лот) в электронной форме (№021120/0115496/01 от 22 ноября 2020 года (аукцион), лот № 1). Согласно пункту 2 информационного сообщения основанием для проведения названных торгов явились МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года №105-МПА, решение Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412, распоряжение Управления муниципальной собственности города Владивостока от 13 августа 2020 года № 1761/28 «О приватизации муниципального имущества, включенного в Программу приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы». МПА от 7 августа 2020 года № 158-МПА внесены изменения в приложение 2 к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА: строка 30 была изложена в новой редакции. Считают, что согласно тексту пункта 30 Приложения № 2 к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА (в редакции МПА города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА) перечисленное в нем муниципальное имущество, подлежит продаже предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 2002 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - по тесту административного иска Закон о приватизации) способом как свободное от прав третьих лиц. Полагают, что названный нормативный правовой акт, определяющий состав подлежащего приватизации муниципального имущества, не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, в части и нарушает их права. Указали, что подлежащим приватизации, как свободным от прав третьих лиц, выступают одновременно: нежилые помещения с кадастровым номером , земельный участок под данными нежилыми помещениями с кадастровым номером: 25:28:010040:813, а также сооружение - железнодорожный тупик с кадастровым номером: . Между тем, в отношении указанного земельного участка уже заключён договор аренды с множественностью лиц в связи с тем, что на данном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:010039:1608, находящийся в собственности ООО «ВДК». Из буквального содержания программы приватизации следует, что земельный участок с кадастровым номером: 25:28:010040:813 подлежит продаже, как свободный от прав третьих лиц, что нарушает положения нормативных правовых актов имеющих большую юридическую силу - требований пункта 4 статьи 28, пункта 7 статьи 28 Закона о приватизации, пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В реализации указанных изменений, внесённых в программу приватизации, Думой города Владивостока было принято решение от 30 июля 2020 года № 412, которым утверждены условия приватизации названного в пункте 30 муниципального имущества. Считают, что решение об условиях приватизации противоречит программе приватизации, поскольку согласно данному нормативному правовому акту для названного земельного участка определен иной способ приватизации, поименованный как «аренда с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации)», то есть не предполагающий его продажи. Однако, такой способ приватизации муниципального имущества как «аренда с множественностью лиц на стороне арендатора» не предусмотрен действующим законодательством и прямо противоречит требованиям статьи 13 Закона о приватизации. Продажа муниципального имущества должна производиться на аукционе в электронной форме. При этом частью 2 статьи 32.1 Закона о приватизации предусмотрено, что сведения о проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должны содержаться в решении об условиях приватизации такого имущества. Однако, таким требованиям, оспариваемое решение об условиях приватизации не соответствует, поскольку не предполагает проведение аукциона в электронной форме, а фактически устанавливает проведение «бумажного аукциона». Согласно статье 2 Закона о приватизации, приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Считают, что подлежащее к приватизации рассматриваемое муниципальное имущество, сформированное в качестве единого объекта продажи, не соответствовало принципу равенства покупателей и не может предоставить равных прав всем желающим его приобрести. Указали, что несоответствие обусловлено следующим: в состав имущества включено сооружение - железнодорожный тупик, протяженностью 154 м, кадастровый номер . Данное сооружение не имеет никакой технологической или экономической взаимосвязи с иным недвижимым имуществом, выступающим предметом продажи, ни с нежилыми помещениями, ни с земельным участком с кадастровым номером 25:28:010040:813, поскольку расположено на ином не являющимся смежным земельном участке. Сооружение - железнодорожный тупик, выступающее предметом продажи, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:814, общей площадью 12 579 кв. м, находящегося в собственности Новрузовой Л.Я.к. Полагают, что имущество, сформированное оспариваемой программой приватизации к продаже в качестве единого объекта продажи не может обеспечить равенства покупателей, поскольку любой потенциальный покупатель желающий приобрести нежилые помещения с кадастровым номером , обязан одновременно приобрести и сооружение - железнодорожный тупик с кадастровым номером . Они и любой иной покупатель, за исключением ИП Новрузовой Л.Я.к. лишены права на приобретение занимаемого данным сооружением земельного участка. Просят: признать не действующим с даты его принятия пункт 30 МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА

(в редакции МПА города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА); признать не действующим с даты его принятия пункт 26 приложения к Решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412.

До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрацию города Владивостока и Новрузову Л.Я.к.

В судебном заседании представитель административных истцов ООО «ВДК», ООО «Альбатрос» Малиновский К.Ю. – адвокат, действующий на основании доверенностей, поддержал административное исковое заявление по доводам, в нем изложенным, а также в письменных пояснениях, дополнительно пояснил, что считает нарушенной процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, так как администрацией города Владивостока в Думу города Владивостока был направлен не полный пакет документов, требуемый для принятия оспариваемых нормативных правовых актов; указал, что нормативными правовыми актами в оспариваемой части нарушены права административных истцов, из-за чего они не смогли своевременно подать заявки на участие в аукционе.

Представители административного ответчика Думы города Владивостока Левицкая О.А., Титенко Т.В., действующие на основании доверенностей и имеющие высшее юридическое образование, в судебном заседании против удовлетворения требований возражали, по доводам, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве на административное исковое заявление, согласно которым считают, что административными истцами не доказан факт нарушения оспариваемыми нормативными правовыми актами их прав, свобод и законных интересов, поскольку участие в аукционе они не принимали, а запросы о даче разъяснений положений аукционной документации не является признаком заинтересованности административных истцов. Депутатами Думы города Владивостока на основании предоставленных полномочий утверждаются либо не утверждаются разработанные администрацией города Владивостока программа приватизации муниципального имущества, а также условия приватизации муниципального имущества. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:010040:813, указанные в программе приватизации и решении Думы города Владивостока, носили исключительно информационный характер о местоположении приватизируемого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером , в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, обремененного арендой с множественностью лиц на стороне арендатора. Согласно решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 об условиях приватизации способ приватизации «аукцион» указан в графах приватизируемых объектов. Земельный участок, являясь обременением по отношению к приватизируемым объектам, не содержит графы способа продажи и указан в качестве обременения. Муниципальное имущество - железнодорожный тупик с кадастровым номером не отвечает требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не является необходимым для решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления иных полномочий. Считают, что муниципальное имущество - железнодорожный тупик с кадастровым номером обоснованно включено в состав имущества, подлежащего приватизации. Указали, что Думой города Владивостока соблюдена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов. Просили в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объеме. Также указали, что поскольку оспариваемые нормативные правовые акты прекратили свое действие и никак не затрагивают права и законные интересы административных истцов, производство по делу подлежит прекращению.

Представитель заинтересованного лица администрации города Владивостока Шевченко А.В., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление, согласно которому администрация города Владивостока указала, что оспариваемые муниципальные правовые акты приняты Думой города Владивостока на основании и во исполнение требований федерального закона, муниципальных правовых актов города Владивостока и в пределах, имеющихся у них полномочий на издание подобных актов. МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА утвержден перечень муниципального имущества, планируемого к приватизации на 2019-2020 годы. В данный перечень включены объекты, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 32. Железнодорожный тупик с кадастровым номером включен в указанный перечень, поскольку не соответствовал требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и подлежал отчуждению. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010040:813 указан в программе приватизации в качестве обременения. Сведения о земельном участке носили исключительно информационный характер о местоположении приватизируемого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, обременённого арендой с множественностью лиц на стороне арендатора, и объектом приватизации не являлся. При этом программа приватизации прекратила свое действие 31 декабря 2020 года. Решением Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 утверждены условия приватизации по продаже муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 32, а именно: нежилого помещения с кадастровым номером , железнодорожного тупика с кадастровым номером , а также право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 с множественностью лиц на стороне арендатора. Согласно отчету об оценке имущества цена лота составляет 92 586 533 рублей, в том числе рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером (92 188 821 рублей) и сооружения - железнодорожный тупик с кадастровым номером (397 712 рублей). Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010040:813 не оценивался, так как условиями приватизации муниципального имущества его отчуждение не предусмотрено. Аукцион по продаже муниципального имущества, назначенный на 21 сентября 2020 года (лот, включающий отчуждение нежилого помещения с кадастровым номером , железнодорожного тупика с кадастровым номером , а также право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 с множественностью лиц на стороне арендатора), не состоялся по причине отсутствия претендентов, допущенных к участию в аукционе. Повторный аукцион по продаже данного имущества состоялся 17 декабря 2020 года. На участие в торгах было подано 2 заявки: Новрузова Л.Я.к. и Мамедов М.М.О. Оба заявителя были признаны участниками аукциона. По результатам проведенных торгов в форме электронного аукциона по продаже муниципального имущества города Владивостока с заключен договор от 18 декабря 2020 года № 998-КП купли-продажи объектов недвижимости. Переход права за новым собственником зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 30 декабря 2020 года, просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Новрузовой Л.Я.к. – Петрыга А.В., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании просила отказать административным истцам в заявленных требованиях в полном объеме, пояснила, что по результатам проведенных торгов Новрузова Л.Я.к. стала собственником объекта недвижимости (1 этаж) с кадастровым номером , и железнодорожного тупика с кадастровым номером ); представила отзыв на административное исковое заявление, полагала, что административные истцы не могут выступать субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами и оспариваемые нормативные правовые акты не могут нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административных истцов. Считала, что утверждение административных истцов о том, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают их права, как лиц потенциально желающих приобретения указанного муниципального имущества, не является доказательством нарушения оспариваемыми нормативными правовыми актами их прав, свобод, законных интересов; доказательств этому административные истцы не представили. Указала, что более того, административные истцы не доказали своего действительного намерения участвовать в торгах (подача заявки на участие в электронном аукционе, внесение задатка), участие их в торгах по продаже спорного имущества ранее, поскольку указанное имущество продается с 2015 года. Полагала, что обращение административных истцов за разъяснениями информационного сообщения в части уточнения состава подлежащего приватизации недвижимого имущества, не могут служить основанием доказательства нарушения их прав и законных интересов, поскольку указанные действия не выражают действительного намерения и возможности участия административных истцов в торгах по продаже имущества. Связи с чем административные истцы являются незаинтересованными лицами в оспаривании указанных в административном иске нормативных правовых актов. Кроме этого, оспариваемые нормативные правовые акты регулировали отношения по приватизации муниципального имущества в период 2019, 2020 годы, и на момент обращения административных истцов в суд, оспариваемые нормативные правовые акты являются недействующими, не порождающими правовых последствий, и не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод административных истцов, считает, что у административных истцов отсутствует право на обращение в суд по заявленным требованиям.

Выслушав объяснения представителей сторон, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что ООО «ВДК» является субъектом возникших правоотношений и обладает правом оспаривания указанных нормативных правовых актов, которые также затрагивают права и законные интересы ООО «Альбатрос», оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, вместе с тем в них не обоснованно включен земельный участок с кадастровым номером 25:28:010040:813, в данной части они противоречат федеральному законодательству, нарушают права заявителя, и подлежат признанию недействующими в части включения в программу приватизации и условия приватизации указанного земельного участка, суд приходит следующим выводам.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с абзацем первым статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Кроме того, согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 20 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года № 49 (с последующими изменениями и дополнениями на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов), в структуру органов местного самоуправления города Владивостока входит, в частности, представительный орган города Владивостока - Дума города Владивостока, высшее должностное лицо города Владивостока - глава города Владивостока; исполнительно-распорядительный орган города Владивостока - администрация города Владивостока.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока к вопросам местного значения города Владивостока относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владивостока.

Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции Думы города Владивостока подпункт 5 пункта 1 статьи 22 Устава города Владивостока.

В соответствии со статьей 32 Устава города Владивостока полномочиями администрации города Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока (подпункт 6 пункта 1).

Согласно пункту 2.1 Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока (муниципальный правовой акт города Владивостока от 30 мая 2012 года № 370-МПА), принятому Думой города Владивостока 23 мая 2012 года, Дума города Владивостока осуществляет полномочия, в том числе принимает нормативные правовые акты по вопросам порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом; устанавливает порядок осуществления полномочий администрации города в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом; устанавливает порядок и условия приватизации муниципального имущества.

В соответствии Положением о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, утвержденным решением Думы города Владивостока от 23 апреля 2002 года № 82 «Об утверждении Положения о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке»приватизация муниципального имущества в городе Владивостоке осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Приморского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Владивостока (пункт 3 статьи 2),

программа приватизации муниципального имущества разрабатывается администрацией города Владивостока на срок от одного года до трех и вносится на утверждение Думы города Владивостока в табличной форме, утвержденной настоящим Положением. Программа приватизации муниципального имущества включает: перечень приватизируемого имущества, характеристики приватизируемого имущества, сроки приватизации. К вносимой в Думу города Владивостока Программе приватизации муниципального имущества предоставляются документы на предлагаемое к приватизации муниципальное имущество: копия свидетельства о праве муниципальной собственности; копия технического или кадастрового паспорта, в том числе на момент сдачи объекта в эксплуатацию; копия договора аренды или иного вида пользования; копии документов на земельный участок, приватизируемый вместе с объектом (статья 5).

В силу положений статья 37 Устава города Владивостока проекты муниципальных правовых актов могут вноситься, в том числе, главой города Владивостока. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Муниципальные правовые акты города Владивостока, принятые Думой города Владивостока, в течение 10 дней со дня принятия направляются для подписания и обнародования главе города Владивостока.

Административными истцами оспариваются пункт 30 Приложения № 2 к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА в редакции в редакции МПА города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА и пункт 26 Приложения к Решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412.

В суде установлено, что решением Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года, опубликованным в изданиях «Вестник Думы города Владивостока», № 35 (часть 2), 7 августа 2020 года, с. 217-218, «Владивосток», № 90(6427), 14 августа 2020 года, на официальном сайте правовой информации города Владивостока vlc25.ru, 14 августа 2020 года, принят муниципальный правовой акт, которым внесены изменения в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы» - МПА от 7 августа 2020 года № 158-МПА; решением Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412, опубликованным в издании «Вестник Думы города Владивостока», № 35 (часть 2), 7 августа 2020 года, с. 195-201, утверждены условия приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год.

Ранее решением Думы города Владивостока от 26 сентября 2019 года, опубликованным 3 октября 2019 года в издании «Вестник Думы города Владивостока» № 25, стр. 86-93, принята Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы - МПА от 3 октября 2019 года № 105-МПА; решением Думы города Владивостока 30 января 2020 года, опубликованном в изданиях «Вестник Думы города Владивостока», № 30, 4 февраля 2020 года, с. 370-373, «Владивосток», № 15(6352), 11 февраля 2020 года, принят муниципальный правовой акт, которым внесены изменений в муниципальный правовой акт города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы» - МПА от 4 февраля 2020 года № 130-МПА.

До принятия решения Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года в соответствии с Регламентом Думы города Владивостока, утвержденным решением Думы города Владивостока от 2 июля 2008 года № 210 (в редакциях на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), глава города Владивостока, как субъект правотворческой инициативы, в Думу города Владивостока проект решения Думы города Владивостока «О принятии муниципального правового акта города Владивостока «О внесении изменений внесении изменений в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы» с приложенным пакетом документов к проекту, в том числе с финансово-экономическим обоснованием к проекту; Думой города Владивостока проведены правовая и лингвистическая экспертиза данного проекта, на основании чего подготовлено заключение правового отдела Думы города Владивостока; проект направлялся в прокуратуру города Владивостока для правовой и антикоррупционной экспертизы, проект рассмотрен на профильном комитете (комитете по экономической политике и муниципальной собственности).

30 июля 2020 года на заседании Думы города Владивостока при наличии кворума депутатами единогласно принято решение о принятии в первом чтении проекта решения Думы города Владивостока «О принятии муниципального правового акта города Владивостока «О внесении изменений внесении изменений в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы» в целом.

7 августа 2020 года муниципальный правовой акт города Владивостока подписан главой города Владивостока, и в этот же день опубликован в официальном печатном издании представительного органа власти - Вестник Думы города Владивостока, № 35 (часть 2), 7 августа 2020 года, с. 217-218.

3 июля 2020 года глава города Владивостока внес в Думу города Владивостока проект решения Думы города Владивостока «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год» с приложением пакета документов, в том числе с финансово- экономическим обоснованием к проекту; Думой города Владивостока проведены правовая и лингвистическая экспертиза данного проекта, на основании чего подготовлено заключение правового отдела Думы города Владивостока, в котором указано на выявленную ошибку в указании кадастрового номера одного из объектов в пункте 3 приложения к проекту и на порядок её устранения; проект направлялся в прокуратуру города Владивостока для правовой и антикоррупционной экспертизы, проект рассмотрен на профильном комитете (комитете по экономической политике и муниципальной собственности), где была принята поправка.

30 июля 2020 года на заседании Думы города Владивостока при наличии кворума депутатами единогласно принято решение о принятии проекта решения Думы города Владивостока «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год» с учтенной поправкой в целом.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии указанных решений Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, в части наличия у представительного органа местного самоуправления города Владивостока полномочий на принятие нормативного правового акта, его формы, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, соблюдена процедура принятия нормативного правового акта.

Также судом проверены полномочия Думы города Владивостока, процедура принятия, порядок опубликования, введения в действие МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА и МПА от 4 февраля 2020 года № 130-МПА, нарушений не установлено. Данные решения Думы города Владивостока не оспаривались.

Доводы представителя административных истцов о том, что главой города Владивостока к проектам решений оспариваемых нормативных правовых актов при их направлении в Думу города Владивостока приложен не весь пакет документов, предусмотренный Положением о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, опровергаются пояснениями представителей административного ответчика Думы города Владивостока и заинтересованного лица – администрации города Владивостока, указавших, что пакет документов, предусмотренный указанным Положением был направлен в Думу города Владивостока на электронном носителе, что подтверждается представленными в материалы дела скриншотами программного продукта, подтверждающими направление документов.

Кроме этого, данные доводы не могут являться основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, поскольку все необходимые описания объектов недвижимости, которые могут быть подтверждены, например, копиями свидетельства о праве муниципальной собственности; копиями технических или кадастровых паспортов, в них указаны.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50) разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, административный истец ООО «ВДК» является собственником объекта недвижимости: нежилого помещения, общей площадью 3 282,50 кв.м, в здании (лит. А), номера на поэтажном плане:1-9, 12-16, 18-23,25-39 (I), этаж 2, с кадастровым номером: 25:28:010039:1608, расположенного по адресу:

г. , пом. 1, на основании договора № 298-ППВ купли-продажи арендуемого муниципального имущества с условием о рассрочке (с субъектами малого и среднего предпринимательства) от 11 августа 2017 года. ООО «ВДК» на основании договора № 01-010040-Ю-Д-МС-00420 аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключенного с Управлением муниципальной собственности города Владивостока от 25 марта 2019 года, является Арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, площадью 8 404,00 кв.м. Согласно пункту 1.3 данного договора на земельном участке находится нежилое здание, количество этажей – 2, площадь – 6719,30 кв.м: нежилые помещения (этаж № 1) площадью 3436,80 кв.м, в котором принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию город Владивосток, нежилые помещения (этаж № 2), площадью 3282,50 кв.м, в котором принадлежат на праве собственности ООО «ВДК». Срок аренды установлен с 21 августа 2017 года по 20 августа 2066 года (пункт 2.1 договора). В силу данных обстоятельств ООО «ВДК имело намерение приобрести помещения, расположенные на первом этаже указанного здания.

Административный истец ООО «Альбатрос» является юридическим лицом, которое также имело намерение приобрести в собственность включенный в Перечень приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 3436,80 кв.м, 1 этаж, адрес: Приморский край, г. <адрес>.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя административных истцов Малиновского К.Ю. и подтверждено материалами дела, административные истцы, имея вопросы, о том, почему объект недвижимости с кадастровым номером (1 этаж здания), земельный участок с кадастровым номером 25:28:010040:813, находящийся в аренде с множественностью лиц, иобъект недвижимости – железнодорожный тупик с кадастровым номером сформированы в качестве единого объекта продажи, а также входит ли в состав торгов имеющееся на земельном участке сооружение навес и т.д., пытались выяснить данные вопросы, обращаясь с заявлениями после размещенной 2 ноября 2020 года информации о проведении торгов к оператору электронной торговой площадки АО Единая электронная торговая площадка (заявления ООО «ВДК», ООО «Альбатрос» от 23 ноября 2020 года), с жалобами в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, где в частности указывали, что, по их мнению, решение об условиях приватизации не соответствует программе приватизации, имеются нарушения в указании способа и порядка приватизации муниципального имущества в части указания: «аренда с множественностью лиц на стороне арендатора», в определении и установлении начальной цены продажи подлежащего приватизации недвижимого имущества (заявления ООО «ВДК», ООО «Альбатрос»).

2 ноября 2020 года ООО «Альбатрос» обращалось в прокуратуру Приморского края о несогласии с действиями и решениями должностных лиц администрации города Владивостока при приватизации муниципального имущества и по иным вопросам, в частности в отношении, пункта 30 МПА города Владивостока от 30 октября 2019 года № 105-МПА; по результатам рассмотрения данного обращения прокуратурой города Владивостока главе города Владивостока внесено представление по факту включения земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 в программу приватизации муниципального имущества. 25 ноября 2020 года ООО «ВДК» обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Приморского края к Управлению муниципальной собственности города Владивостока, муниципальному казенному учреждению «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» о признании недостоверной начальной цены приватизируемого муниципального недвижимого имущества в размере 92586533 рублей с НДС. Таким образом, имея намерения приобрести объект недвижимости с кадастровым номером (1 этаж здания), и будучи несогласными, что данный объект включен в объект (1 лот), сформированный для торгов в составе еще двух объектов недвижимости: земельного участка и железнодорожного тупика, в приобретении которых административные истцы не были заинтересованы, они до проведения аукциона, пытались решить вопросы, затрагивающие их интересы, связанные с оспариваемыми в части в данном административном исковом заявлении нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах, суд считает, что применительно к данному административному делу в период действия оспариваемых нормативных правовых актов были затронуты права административных истцов на приобретение интересующего их объекта недвижимости с кадастровым номером (1 этаж здания), в связи с чем, несмотря на то, что оспариваемые нормативные правовые акты прекратили свое действие, ООО «ВДК» и ООО «Альбатрос» вправе обратиться с рассматриваемым административным исковым заявлением в суд, а доводы административного ответчика Думы города Владивостока о том, что поскольку оспариваемые нормативные правовые акты прекратили свое действие и никак не затрагивают права и законные интересы административных истцов, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению, суд находит несостоятельными. Также несостоятельными суд считает доводы заинтересованных лиц об отсутствии у административных истцов права на обращение с данным административным иском.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В соответствии Положением о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, утвержденным решением Думы города Владивостока от 23 апреля 2002 года № 82 «Об утверждении Положения о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке»под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Владивосток в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1).

Пунктом 2 статья 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 года

№ 178-Ф предусмотрено, чтоприватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 30 Приложения № 2 к МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года в редакции МПА от 7 августа 2020 года в Перечень приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год включены:

объект по адресу: Приморский край, г. <адрес>, площадью 3436,80 кв.м, расположение: 1 этаж, кадастровый номер: ; информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный;

земельный участок, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилище (лит. А, А1, А2, лит. Д, Д1, Д2). Участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 32, площадью 8404,00 кв.м, кадастровый номер: 25:28:010040:813, информация об обременении (аренда, иной вид пользования) - свободный;

объект по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева,

д.32, 154 м, железнодорожный тупик, кадастровый номер: , информация об обременении (аренда, иной вид пользования) – свободный.

В пункт 26 Приложения к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 также включены, указанные три объекта недвижимости:

объект по адресу: Приморский край, г. <адрес>, площадью 3436,80 кв.м, расположение: 1 этаж, кадастровый номер: ; способ приватизации: аукцион; форма подачи предложения о цене: открытая;

земельный участок, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилище (лит. А, А1, А2, лит. Д, Д1, Д2). Участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 32, площадью 8404,00 кв.м, кадастровый номер: 25:28:010040:813, способ приватизации и форма подачи предложения о цене: аренда с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации);

объект по адресу: Приморский край, г. , 154 м, железнодорожный тупик, кадастровый номер: , способ приватизации: аукцион; форма подачи предложения о цене: открытая.

Давая оценку доводам административных истцов, о том, что в один объект продажи (1 лот), включены три объекта недвижимости, при этом железнодорожный тупик с кадастровым номером никак не связан с объектом недвижимости - нежилыми помещениями (1 этаж) с кадастровый номером , что в свою очередь ставит покупателей в неравное положение по сравнению, с покупателем, являющимся собственником земельного участка, на котором расположен железнодорожный тупик, суд приходит к следующему:

Администрация города Владивостока, являясь собственником муниципального имущества, самостоятельна в своих действиях по формированию имущества (лотов) при его продаже, поэтому включение в один пункт Перечня приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год и объекта недвижимости – нежилых помещений (1 этаж) с кадастровым номером и объекта недвижимости - железнодорожного тупика с кадастровым номером является правом собственника муниципального имущества. Каких-либо запретов или ограничений по формированию в таком порядке объекта для приватизации Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ не содержит.

При этом, как следует из доводов, приведенных административным ответчиком и заинтересованным лицом администрацией города Владивостока, муниципальное имущество - железнодорожный тупик с кадастровым номером не отвечало требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не являлось необходимым для решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления иных полномочий, и в соответствии с частью 5 статьи 50 названного Федерального закона подлежало отчуждению.

В ходе рассмотрения административного дела не установлено, что включение железнодорожного тупика с кадастровым номером в один пункт Перечня приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год (пункт 30) вместе с объектом недвижимости с кадастровым номером создает для покупателей муниципального имущества неравные условия и противоречит пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ.

То, что заинтересованное лицо Новрузова Л.Я.к. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:814, на котором располагался на момент включения в Программу приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке 2020 год, железнодорожный тупик с кадастровым номером , не свидетельствует о нарушении принципа равенства покупателей.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 статьи 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

На основании изложенного, муниципальное имущество - железнодорожный тупик с кадастровым номером обоснованно включено в состав имущества, подлежащего приватизации.

Оспаривая в части решение Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 административные истцы ссылаются на то, что указанный в пункте 26 условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год такой способ приватизации муниципального имущества как «аренда с множественностью лиц на стороне арендатора» не предусмотрен действующим законодательством и прямо противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года

№ 178-ФЗ, при этом, в нарушение положений части 2 статьи 32.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года предусматривающей, что сведения о проведении продажи муниципального имущества в электронной форме должны содержаться в решении об условиях приватизации такого имущества, решение Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 не предполагает проведение аукциона в электронной форме, а фактически устанавливает проведение «бумажного аукциона».

Статья 13 Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ, предусматривающая способы приватизации государственного и муниципального имущества, одним из способов приватизации указывает продажу государственного или муниципального имущества на аукционе (подпункт 2 пункта 2).

В силу положений статьи 18 и пунктов 1, 2 статьи 32.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ продажа муниципального имущества на аукционе осуществляется в электронной форме. Сведения о проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должны содержаться в решении об условиях приватизации такого имущества.

В пункте 26 условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год в графах «Способ приватизации» и «Форма подачи предложений о цене» в отношении земельного участка с кадастровым номером25:28:010040:813 указано – «аренда с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации)», что не является способом приватизации муниципального имущества, и находится в противоречии с данными, отраженными в Программе приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы, где данный земельный участок указан как имущество, подлежащее приватизации в 2020 году.

Отсутствие в пункте 26 условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке сведений о проведении аукциона в электронной форме, не является основанием для признания данного пункта недействующим, поскольку в данном пункте в отношении объектов с кадастровыми номерами и указан способ приватизации «аукцион», в информационном сообщении о проведении торгов по приватизации (продаже) указанных объектов в форме аукциона содержались сведения о проведении продажи в электронной форме, что соответствует части 1 статьи 32.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ.

Вместе с тем, является неправомерным и противоречащим пункту 4 статьи 28Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ включение в оспариваемые нормативные правовые акты земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, доводы административных истцов в данной части являются обоснованными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 1 пункта 2 статьи 3 Положения о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы города Владивостока от 23 апреля 2002 года № 82.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, площадью 8 404,00 кв.м, расположено 2-этажное здание, в котором нежилые помещения (этаж № 2), площадью 3282,50 кв.м, принадлежат на праве собственности ООО «ВДК», а нежилые помещения (этаж № 1) площадью 3436,80 кв.м, принадлежали на праве собственности Муниципальному образованию город Владивосток и были включены в Программу приватизации города Владивостока как объект с кадастровым номером .

При этом, в отношении указанного земельного участка Управлением муниципальной собственности города Владивостока с ООО «ВДК» заключен договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, земельного участка, находящегося в муниципальной собственности на срок с 21 августа 2017 года по 20 августа 2066 года. При включении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 в программу приватизации данное обстоятельство не было учтено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Согласно части 2 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

При включении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 в Программу приватизации то обстоятельство, что он находится в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, не было учтено. Вопрос о судьбе земельного участка путем его приватизации мог быть решен только после приватизации всех частей здания, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Таким образом, поскольку Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ регулируются отношения по возмездному отчуждению государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц земельный участок с кадастровым номером 25:28:010040:813, находящийся в аренде с множественностью лиц в Программу приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 год и 2020 годы (пункт 30 Приложения № 2) включен необоснованного, с указанием в разделе Информация об обременении (аренда, иной вид пользования) «свободен», также необоснованно он указан в условиях приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год (пункт 26) с указанием в графах Способ приватизации и форма подачи предложения о цене: «аренда с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации)». При этом из текста данных пунктов следует, что характеристики в отношении данного земельного участка в Программе приватизации и условиях приватизации в отношении указанного земельного участка отличны друг от друга: «свободен» (от обременения) и «аренда с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации)».

Вместе с тем, из буквального смысла пункта 30 Приложения № 2 к МПА от 3 октября 2019 № 105-МПА (в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА) следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010040:813 входит в перечень приватизируемого муниципального имущества на 2020 год и составляет единый объект для приватизации вместе с объектом (1 этаж) с кадастровым номером и объектом железнодорожный тупик с кадастровым номером .

При этом рыночная стоимость объекта, выставляемого на торги, указанная в условиях приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год, рассчитана, исходя из стоимости объектов (1 этаж) с кадастровым номером и железнодорожный тупик с кадастровым номером , составляет 92586533 рубля. Расчет рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 не производился.

Расчет данной рыночной стоимости подтверждается отчётом об оценке № 529 от 23 октября 2020 года, составленным по заказу Управления муниципальной собственности города Владивостока обществом с ограниченной ответственностью «Финансовая экспертиза», согласно которому рыночная стоимость (с НДС) нежилого помещения, назначение: нежилое. Этаж: 1, адрес объекта Приморский край, г. Владивосток ул. Фадеева, 32, общая площадь 3436,80 кв.м, кадастровый номер составляет 92188821 рублей, железнодорожного тупика, назначение: сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 154 м, адрес объекта: Приморский край, г. , кадастровый номер: - 397712 рублей. Итого 92586533 рубля.

Таким образом, у административного ответчика отсутствовали основания для включения земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 в Программу приватизации муниципального имущества города Владивостока, как объект, подлежащий приватизации, и, соответственно, в условия приватизации муниципального имущества города Владивостока.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:010040:813, указанные в Программе приватизации и решении Думы города Владивостока решение Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412, носили исключительно информационный характер о местоположении приватизируемого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером , в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, обремененного арендой с множественностью лиц на стороне арендатора, опровергаются самими текстами и их буквальным смыслом оспариваемых нормативных правовых актов.

С учетом изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части признания недействующими пункта 30 Приложения № 2 к Муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА (в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА) в части включения в Перечень приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813 и пункта 26 Приложения к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 в части включения в условия условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813. В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления надлежит отказать, поскольку отсутствуют основания для их удовлетворения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, то признание их недействующими с момента вступления в законную силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, следует признать их недействующими со дня их принятия.

С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию административным ответчиком Думой города Владивостока в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ВДК», общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» к Думе города Владивостока, заинтересованные лица администрация города Владивостока, Новрузова Ламия Явар кызы о признании недействующими с даты принятия пункта 30 Муниципального правового акта города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы» (в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА «О внесении изменении в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы»), пункта 26 Приложения к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке» – удовлетворить в части.

Признать недействующим с даты принятия пункт 30 Приложения № 2 к Муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы», принятому Думой города Владивостока 26 сентября 2019 года (в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 7 августа 2020 года № 158-МПА «О внесении изменении в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы», принятому Думой города Владивостока 30 июля 2020 года) в части включения в Перечень приватизируемого муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год (в пункт 30) земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, площадью 8404,00 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилища (лит. А, А. А2, лит. Д, Д1, Д2), участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край г. Владивосток, ул. Фадеева, 32. Информация об обременении: свободный.

Признать недействующим с даты принятия пункт 26 Приложения к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год» в части включения в условия приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год (пункт 26) земельного участка с кадастровым номером 25:28:010040:813, площадью 8404,00 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание овощехранилища (лит. А, А. А2, лит. Д, Д1, Д2), участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 32. Способ приватизации и форма подачи предложения о цене: аренда с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Думы города Владивостока.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова