Дело ***а-412/2020
22OS0***-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,
при секретаре Поповой А.В.,
с участием представителя административного истца <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и помещений равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец <данные изъяты> обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере следующих объектов недвижимости;
- нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
- нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что указанными выше объектами недвижимости административный истец владеет на праве собственности. Кадастровая стоимость данных объектов, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости согласно приказу управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, является завышенной, что подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, в связи с чем <данные изъяты> просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий и помещения равной их рыночной стоимости.
С учетом положений ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Главы 25 указанного Кодекса, п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация <адрес> Алтайского края и администрация <данные изъяты> района Алтайского края.
Административный истец <данные изъяты> на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без своего участия.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, изложенных в уточненном административном исковом заявлении (л.д.6-7 т.5), считала, что представленные уточненные отчеты о рыночной стоимости недвижимого имущества соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> оставила разрешение спора по существу на усмотрение суда (л.д.137-142 т.1).
Административные ответчики Управление Росреестра по Алтайскому краю, Управление имущественных отношений Алтайскому краю заинтересованные лица филиал ФКП Росреестра по Алтайскому краю, администрация <адрес> Алтайского края, администрация <данные изъяты> района Алтайского края, надлежаще извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили. При этом от Алтайкрайимущество, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск..
В соответствии со ст.ст.150,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля оценщика <данные изъяты> изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.2 ст.11 и ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Согласно ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая здание.
Исходя из п.п.1,2 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз.3 п.1 настоящей статьи.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой установлено ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с ч.7 ст.22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п.2 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №334-ФЗ).
Судом установлено, что <данные изъяты> на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. (л.д.16-26 т.1);
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. (л.д.150-159 т.1);
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. (л.д.1-8 т.2);
- нежилое здание - магазин с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. (л.д.87-94 т.2).
Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, поэтому он вправе оспорить кадастровую стоимость нежилых зданий и помещений, которая применяется в качестве налоговой базы.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., дата определения указанной кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ (л.д.27,160 т.1, л.д.9,95 т.2).
В подтверждение рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ данного объекта недвижимости составляет <данные изъяты>. (л.д.1-144 т.3).
В подтверждение рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ данного объекта недвижимости составляет <данные изъяты>. (л.д.15-148 т.5).
В подтверждение рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ данного объекта недвижимости составляет <данные изъяты>. (л.д.145-242 т.3).
В подтверждение рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес>, административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ данного объекта недвижимости составляет <данные изъяты>. (л.д.145-280 т.4).
Исследовав указанные отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что они соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилого здания.
Из данных отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, отчеты содержат ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения; описание последовательности определения стоимости объекта оценки.
При этом при определении сегмента рынка, в котором находится объект оценки, оценщик обоснованно руководствовался п.20 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО ***), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому рыночная стоимость объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта.
Представленные в материалы дела отчеты пронумерованы постранично, прошиты, подписаны оценщиком, скреплены ее печатью. Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных нежилых зданий и помещений в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.
Отчеты об оценке подготовлены оценщиком <данные изъяты> являющейся членом Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование.
При этом к отчетам *** от ДД.ММ.ГГ (относительно нежилого помещения с кадастровым номером *** и отчета *** от ДД.ММ.ГГ (относительно нежилого здания с кадастровым номером ***) замечаний со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц суду не представлено.
На замечания к качеству отчетов *** от ДД.ММ.ГГ (относительно нежилого здания с кадастровым номером ***) и отчета *** от ДД.ММ.ГГ (относительно нежилого помещения с кадастровым номером ***) допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик <данные изъяты> пояснила, что при применении корректировки на местоположение для аналогов, которые расположены в районе с индивидуальной застройкой, она использовала повышающую корректировку, поскольку объекты оценки находятся в районе застройки многоэтажными жилыми домами. Поскольку в <адрес> нет десятиэтажных и более домов, она применила Справочник оценщиков недвижимости. «Производственно-складская недвижимость и сходные типы объектов. Корректирующие коэффициенты. Скидки для сравнительного подхода» под редакцией Лейфера Л.А. за ДД.ММ.ГГ, где отсутствует корректировка для таких мест расположения. А поскольку рыночная стоимость объектов, расположенных в районе многоэтажных домов, выше стоимость зданий в местах застройки индивидуальными жилыми домами, она и применила коэффициент, значение которого взяла из расширенного интервала. Также оценщик обосновала отказ от применения затратного подхода тем, что применила сравнительный подход, в рамках которого устанавливается наиболее правильная рыночная стоимость.
Основания не доверять данным пояснениям у суда отсутствуют, оценщик предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Таким образом, указанные в возражениях Управления имущественных отношений Алтайского края доводы о несоответствии представленных отчетов о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом доказательства иной рыночной стоимости нежилых зданий и помещений суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной имеет для административных истцов правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования <данные изъяты>
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административными истцами посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - <данные изъяты>.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения – ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.