Дело № 3а-413/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 17 июня 2019 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Еремеевой С.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Поносова А.В., представителя административного истца ООО «Система Бизнес Управление» ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Система Бизнес Управление» о признании недействующим со дня принятия пункта 1973 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
29 ноября 2018 г. Правительством Пермского края принято постановление № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 756-п), которым определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению к данному Постановлению (далее – Перечень). Нормативный правовой акт 30 ноября 2018 г. размещён на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 3 декабря 2018 г. опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 47 часть 2.
Пунктом 1973 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в Перечень включён 1-этажный кирпичный административно-управленческий корпус (лит. А), общей площадью 367 кв. м, с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****.
Таким образом, налоговая база объекта недвижимости с кадастровым номером ** при определении налога на 2019 год определяется как его кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью «Система Бизнес Управление» (далее также – административный истец, ООО «СБУ»), являясь собственником приведённого выше объекта капитального строительства, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1973 таблицы 1 Перечня, утвержденного Постановлением № 756-п, ссылаясь на то, что объект недвижимости с кадастровым номером ** не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость; включение этого здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) и статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон № 141-ПК), нарушает права и законные интересы ООО «СБУ» в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организации, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «СБУ» ФИО1, действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края ФИО3, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве от 30 мая 2019 г.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законом № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казённых учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).
В соответствии с частью 2 указанной статьи Закона Пермского края перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи, определяется Правительством Пермского края.
Такой Перечень на 2019 год утверждён Постановлением № 756-п.
Налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд исходит из того, что Постановление № 756-п издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и это обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «СБУ» является собственником объекта недвижимого имущества, находящегося по адресу: ****, включённого в пункт 1973 Перечня: 1-этажный кирпичный административно-управленческий корпус (лит. А), общей площадью 367 кв. м, с кадастровым номером **.
Объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: под промышленные предприятия.
Исходя из наименования единственного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, невозможности сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ условий отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ критерием для признания того, что здание предназначено или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения является размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия (собственника здания) и не являющейся определённым этапом такой деятельности.
Из анализа акта осмотра объекта недвижимого имущества от 9 апреля 2019 г., составленного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «КадастрГарант», следует, что: 1-этажный кирпичный административно-управленческий корпус (лит. А), общей площадью 367 кв. м, с кадастровым номером ** является нежилым. Помимо спорного здания на земельном участке с кадастровым номером ** расположены иные промышленные постройки: навесы, гараж на 5 машин, трансформаторная подстанция электроснабжения, бытовое помещение, гипсоблочный склад, автовесовая, проходная, склад ГСМ, материальный склад, ж/д тупик, подкрановые пути, ограждения. Свободный доступ посторонних лиц на территорию площадки, в том числе к спорному зданию, невозможен, так как территория предприятия имеет охраняемое капитальное ограждение, въезд и выезд осуществляется через проходную с КПП, установлен пропускной режим и обеспечивается круглосуточная охрана.
Помещения в здании с кадастровым номером **, как следует из технического паспорта, относятся к производственным и имеют различные наименования: коридоры, кладовая, кабинет, тамбур, сан.узел, котельная, токарная, душевая, комната отдыха. Помещения, являющиеся кабинетами, находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют капитального ремонта, здание полностью отключено от источников энергоснабжения (теплоснабжение, электроснабжение).
Таким образом, спорное здание не предназначено и не используется фактически для размещения в них офисов и сопутствующей инфраструктуры. В зданиях не осуществляется самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, прямо или косвенно не связанная с обеспечением производственной деятельности ООО «СБУ». Помещения, находящиеся в задании, не отвечают критериям, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Расположенные в спорном нежилом здании помещения, поименованные как «кабинеты», не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным (равным по значению) термину «офис». Кабинеты самим налогоплательщиком фактически для целей осуществления хозяйственной деятельности не используются и в аренду третьим лицам не сдаются.
Необходимо учитывать, что в Перечень по своей цели и смыслу подлежат включению такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Само по себе указание в техническом паспорте на наименование здания – административно-управленческий корпус для отнесения его к категории административно-делового центра недостаточно.
Спорный объект капитального строительства не является объектом недвижимости, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно исключительно по функциональному назначению.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность и обоснованность включения спорного объекта недвижимости в Перечень, утверждённый Постановлением № 756-п.
Однако Правительство Пермского края доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего ООО «СБУ» недвижимого имущества условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и необходимым для включения этого здания в оспариваемый Перечень, не представило.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости на момент его включения в Перечень Правительством Пермского края не производились. Включение объекта недвижимости (здания) с кадастровым номером ** в Перечень произведено на основании сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, представленных в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.
Оценивая представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости включён в Перечень, утверждённый Постановлением № 756-п, без соблюдения требований статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 2 Закона № 141-ПК, и это нарушает права и законные интересы ООО «СБУ», так как незаконно возлагает на предприятие обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Учитывая, что оспариваемый административным истцом региональный нормативный правовой акт принят с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, требование ООО «СБУ» является обоснованным и подлежит удовлетворению. Оспариваемый административным истцом Перечень в части пункта 1973 подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
В силу положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Пермского края в пользу ООО «СБУ» подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Система Бизнес Управление» удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункт 1973 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Система Бизнес Управление» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 24 июня 2019 г.
Решение в законную силу не вступило.
Судья –