ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-413/19 от 29.05.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-413/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 29 мая 2019 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Тёриной М.С.,

с участием прокурора Смурова С.Н., представителя Правительства Нижегородской области Бисиной П.С., представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Поляковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулакова ФИО8 о признании недействующим в части отдельных положений постановление Правительства Нижегородской области об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 года №905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области. Постановление вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2018 года, в газете «Нижегородские новости» от 15 марта 2019 года №21 (6072).

Кулаков А.В. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 года №905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в г.о.г. Нижний Новгород, 1 проживающий, 276,79 кг/год, 2,87 м3/год, индивидуальные жилые дома в других населенных пунктах, 1 проживающий, 194,16 кг/год, 2,33 м3/год, многоквартирные дома, 1 кв.м. площади, 8,88 кг/год, 0,10 м3/год.

В обоснование требований административный истец указал на несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 (далее также - Правила определения нормативов). По мнению административного истца, нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов определены без учета порядка определения нормативов, с нарушением процедуры определения норм накопления, без определения плотности твердых коммунальных отходов. Более того, на дату подписания оспариваемого нормативного акта измерения фактического ТКО от жизнедеятельности физических и хозяйствующей деятельности юридических лиц на территории Нижегородской области в зимний период, с целью получения достоверных и обоснованных данных по количеству твердых коммунальных отходов, для установления нормативов накопления ТКО не проводилось. Правительством Нижегородской области при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов использовались объемы отходов по муниципальным образованиям Нижегородской области и выводилось среднее значение, что противоречит пунктам 7-14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269.

В судебное заседание административный истец Кулаков А.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области Бисина П.С., представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Полякова Н.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления, указали на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительство Нижегородской области действовало в пределах предоставленных полномочий, нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области, нормативы накопления твердых коммунальных отходов были утверждены в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Смурова С.Н., полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области, Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты Правительства области принимаются в форме постановлений.

Согласно статье 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Постановления Правительства принимаются в порядке, установленном Регламентом. Постановления Правительства имеют общеобязательный характер. Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Датой официального опубликования постановления Правительства считается первая публикация его текста в газете «Нижегородские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (абзац введен Законом Нижегородской области от 05.08.2014 года №94-З).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правительство Нижегородской области является органом, который на момент издания оспариваемого постановления обладало достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, который в соответствии с требованиями законодательства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2018 года, в газете «Нижегородские новости» от 15 марта 2019 года №21 (6072).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно статье 6 Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 года №226-З «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Правительства Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Правительством Нижегородской области принято постановление от 26 декабря 2018 года №905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области».

Как следует из содержания оспариваемого постановления, им утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в г.о.г. Нижний Новгород, 1 проживающий, 276,79 кг/год, 2,87 м3/год, индивидуальные жилые дома в других населенных пунктах, 1 проживающий, 194,16 кг/год, 2,33 м3/год, многоквартирные дома, 1 кв.м. площади, 8,88 кг/год, 0,10 м3/год.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов были утверждены в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 6 Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 года №226-З «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354.

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 (далее - Правила №269).

Во исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года №524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Норматив накопления ТКО - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года №524/пр, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов определяется, исходя их данных о массе и объеме отходов, и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.

Как следует из пояснений административного ответчика и представленных им в материалы дела документов, исходными данными для определения нормативов являлись результаты инструментальных измерений, которые были отражены в Отчетах о результатах инструментальных измерений с целью определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Нижегородской области по сезонам и муниципальным образованиям.

Впоследствии полученные результаты заносились в Сводные сезонные ведомости с определением среднесуточных нормативов накопления ТКО на одну расчетную единицу в объемных показателях и количественных показателях массы по жилищному фонду Нижегородской области с дифференциацией (сезон: весна, лето, осень), Сводную ведомость с определением среднегодовых нормативов накопления ТКО по жилищному фонду Нижегородской области с дифференциацией по трем сезонам, Сводную сезонную ведомость с определением среднесуточных нормативов ТКО на одну расчетную единицу в объемных показателях и количественных показателях массы в целом по Нижегородской области (сезон зима), Сводную ведомость с определением среднегодовых нормативов ТКО в целом по Нижегородской области по четырем сезонам.

Вышеуказанные инструментальные измерения проводились по четырем сезонам весна, лето, осень, зима на протяжении 2018 года.

По итогам инструментальных измерений был подготовлен Отчет о выполнении исследовательских работ по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области (весна-лето-осень-зима), город Нижний Новгород, 2018 год.

Судом установлено, что для определения нормативов было выбрано 10 муниципальных образований, в которых: а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство; б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая, и прочие виды промышленности; в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами (городской округ город Нижний Новгород, Городецкий муниципальный район, Шатковский муниципальный район, Ардатовский муниципальный район, Сергаческий муниципальный район, Воскресенский муниципальный район, Городской округ город Выкса, Богородский муниципальный район, Кстовский муниципальный район, Балахнинский муниципальный район) (пункт 6 Методических рекомендаций).

На территории выбранных муниципальных образований для исследования были определены 40 участков с наличием в них МКД и ИЖД, что не противоречит пункту 7 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и пункту 7 Методических рекомендаций.

В соответствии с пунктом 9 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и пунктом 8 Методических рекомендаций в процессе проведения замеров отходов на указанных объектах исследования использовались контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки с определенной емкостью.

Масса отходов определялась путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Масса пустого контейнера определялась один раз при взвешивании конкретного вида контейнера. Результаты замеров по каждому объекту заносились в специальный бланк, примерная форма которого установлена приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года №524/пр (пункты 10-12 Методических рекомендаций).

Замеры по объектам каждой категории осуществлялись каждый сезон: а) зима - декабрь, б) весна - апрель, май, в) лето - июнь, июль, август, г) осень - сентябрь, октябрь, в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов, что не противоречит пункту 9 Методических рекомендаций и пункту 11 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели и заносились в соответствующие ведомости накопления (сводные сезонную и годовую ведомости), примерные формы которых содержаться в приложениях 4 и 5 Методических рекомендаций.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что для расчета нормативов накопления твердых бытовых отходов использовались исходные данные инструментальных измерений массы и объема накапливаемых отходов, что в полной мере соответствует Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года №524/пр.

Доводы административного истца о том, что на дату подписания оспариваемого нормативного акта измерения фактического ТКО от жизнедеятельности физических и хозяйствующей деятельности юридических лиц на территории Нижегородской области для установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в зимний период не проводилось, являются необоснованными и противоречащими имеющимся в материалах дела доказательствам.

Из имеющихся в материалах дела Отчетов о результатах инструментальных измерений с целью определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Нижегородской области (сезон зима) видно, что замеры накопления твердых коммунальных отходов проводились непрерывно в течение 7 дней в декабре 2018 года, что не противоречит Методическим рекомендациям и Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

При этом суд учитывает, что в Методических рекомендациях сроки проведения замеров носят рекомендательный характер. В данном случае инструментальные измерения проводились по четырем сезонам весна, лето, осень, зима на протяжении 2018 года, что соответствует вышеуказанным Правилам и Методическим рекомендациям.

Таким образом, нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов определены с учетом порядка и процедуры их определения, установленными Правительством Российской Федерации.

Доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что Правительством Нижегородской области при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов использовались сведения по объемам отходов полученных из муниципальных образований Нижегородской области, материалы дела не содержат и административным истцом не представлены. Как ранее уже отмечалось, исходными данными для определения нормативов являлись результаты инструментальных измерений по четырем сезонам.

Имеющиеся в материалах дела документы с достоверностью подтверждают экономическую обоснованность нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Иных доказательств представлено не было.

Принимая во внимание изложенное, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере установления нормативов накопления твердых бытовых отходов, не нарушает права и законные интересы административного истца. По настоящему делу доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным правовым актом каких-либо прав либо законных интересов административного истца, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 года №905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в г.о.г. Нижний Новгород, 1 проживающий, 276,79 кг/год, 2,87 м3/год, индивидуальные жилые дома в других населенных пунктах, 1 проживающий, 194,16 кг/год, 2,33 м3/год, многоквартирные дома, 1 кв.м. площади, 8,88 кг/год, 0,10 м3/год, не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления Кулакова А.В. по настоящему административному делу должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Кулакова ФИО9 о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 года №905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в г.о.г. Нижний Новгород, 1 проживающий, 276,79 кг/год, 2,87 м3/год, индивидуальные жилые дома в других населенных пунктах, 1 проживающий, 194,16 кг/год, 2,33 м3/год, многоквартирные дома, 1 кв.м. площади, 8,88 кг/год, 0,10 м3/год, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 03 июня 2019 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин