ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-413/20 от 03.07.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-413/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 3 июля 2020 г.

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Харламовой Ю.Е.,

с участием прокурора Поповой Е.А.,

представителя административного истца Лукашвили Т.Э., представителей Губернатора Оренбургской области и министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области Яковлевой О.С., Самойловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области к Губернатору Оренбургской области – председателю правительства Оренбургской области о признании недействующим подпункт 1.1 пункта 1, абзац 2 подпункта 1.3 пункта 1 и приложение № 2 указа Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук»,

установил:

пункт 1 указа Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук предписывает: «1. Внести в приложение к указу Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области" (в редакции указов Губернатора Оренбургской области от 14 июня 2017 года N 323-ук, от 5 ноября 2019 года N 498-ук) следующие изменения:

1.1. В графе 5 пункта 97 таблицы 17 раздела 4 "Характеристика размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области" цифры "14787" заменить цифрами "16000".

«1.3. В приложении А "Описание границ закрепленных охотничьих угодий (ЗОУ)":

разделы "ООО "Самарское" участок N 1", "РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое" изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему указу.

Согласно приложению 2 к указу Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. N 57-ук:

«ООО Самарское», участок № 1

площадь 16000 гектаров. Тоцкий район

Северная граница: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (52°39,812"; 52°36,218"), далее в юго-восточном направлении до населенного пункта Тоцкое Второе, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа.

Восточная граница: от места пересечения реки Самары с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа вдоль указанной границы до ее пересечения с железной дорогой Самара - Оренбург.

Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с железной дорогой Самара - Оренбург вдоль железной дороги в северо-западном направлении до станции Погромное.

Западная граница: от станции Погромное на север мимо населенного пункта Медведка до автодороги направлением Медведка - Каменная Сарма, далее по этой дороге до ее пересечения с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов.

Карта-схема границ охотничьего хозяйства ООО «Самарское», участок № 1 (рисунок)

РО ВОО МСОО ОО, ОХ "Тоцкое".

Общая площадь: 25924 гектара. Площадь в Тоцком районе: 2333 гектаров. Площадь в Сорочинском городском округе: 2594 гектара

Северная граница: от точки 1 (52°39,143"; 52°41,708") на границе Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа по указанной границе до поворота на населенный пункт Маховка, далее до населенного пункта Маховка, затем по дороге Маховка - Пронькино до населенного пункта Пронькино, далее по реке Боровка до населенного пункта Баклановка.

Восточная граница: от населенного пункта Баклановка в юго-западном направлении по дороге через населенный пункт Березовка до пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа, далее по указанной границе до реки Самары.

Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самарой вдоль указанной реки в западном направлении мимо населенного пункта Тоцкое Второе до точки 2 (52°36,218"; 52°39,812").

Западная граница: от точки 2 (52°36,218"; 52°39,812") до границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа в точке 1 (52°39,143"; 52°41,708").

Карта-схема границ охотничьего хозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ «Тоцкое" (рисунок)

Региональное отделение военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области (далее РО ВОО При ВО СМОО ОО) обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующими: подпункт 1.1. пункта 1, абзац 2 подпункта 1.3 пункта 1 и приложение № 2 Указа Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что указ Губернатора Оренбургской области в оспариваемой части противоречит статьям 39 и 71 Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ), а также Приказу Минприроды Российской Федерации от 6 августа 2010 г. № 306 «Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий и Приказу Минприроды России от 31 августа 2010 г. № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре.

Указ Губернатора Оренбургской области № 57-ук уменьшил площадь охотхозяйства «Тоцкое» РО ВОО При ВО МСОО ОО и изменил конфигурацию ее границ, что нарушает права и законные интересы административного истца.

Основанием для включения в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области сведений о распределении охотничьего угодья и его принадлежности административному истцу является охотхозяйственное соглашение от 13 июля 2011 г. № 18, заключенное в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ, то есть на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира ХХ № 4432, выданной 21 июня 2001 г. на площади 29,3 тыс. га на срок с 21 июня 2001 г. по 21 июня 2011 г.

Площадь, указанная в долгосрочной лицензии 29,3 га в силу прямого указания части 1 статьи 71 и пункта 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ перешла в охотхозяйственное соглашение. Границы охотхозяйства «Тоцкое» указаны в распоряжении главы администрации Оренбургской области от 18 июля 1997 г. № 613-р.

Административный истец указывает, что спорной является «Южная граница» - северный берег реки Сакмара на запад до пос. Ключевой». Такое описание полностью перешло в заключенное с ним охотхозяйственное соглашение.

ООО «Самарское» заключило охотхозяйственное соглашение позже, чем административный истец - 4 марта 2014 г., следовательно, документация по охотхозяйству «Самарское» не могла содержать территорию, уже принадлежащую РО ВОО При ВО МСОО ОО.

Указ Губернатора Оренбургской области № 57-ук описывает спорные границы (южную охотхозяйства «Тоцкое» и северную охотхозяйства «Самарское» аналогично прежней редакции, но площадь охотхозяйства «Тоцкое» уменьшается до 25924 га, а охотхозяйства «Самарское» увеличивается до 16000 га. При этом согласно п. 1.1 указа губернатора от 13 февраля 2020 г. № 57-ук, меняются только цифры 14787 на 16000, но не изменяются графы «Площадь среды обитания» – 13775 га и графы «Площадь территорий, непригодных для ведения охотхозяйства» - 1012 га. Суммируя 13775 и 1012 не получаем 16000.

Пункт 1.3 указа Губернатора № 57-ук излагает в новой редакции в приложении «А» разделы «ООО «Самарское» участок № 1 и «РО ВОО МСОО ОО, ОХ «Тоцкое». Происходит увеличение площади ООО «Самарское» и уменьшение охотхозяйства «Тоцкое», но в графах 5, 6, 7 пункта 91 таблицы 17 раздела 4 Схемы изменения не происходят.

Также не меняются таблицы 15 и 16, хотя они связаны между собой.

В административном иске РО ВОО При ВО МСОО ОО также указывает, что при изменении схемы территориального охотустройства не были проведены натуральные исследования, позволяющие определить площадь территории. При составлении схемы нарушена методология проведения работ, установленная пунктом 7 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденные Приказом Минприроды России № 335.

Описание границ, приведенные в приложении № 2 оспариваемого нормативного правового акта, по мнению административного истца, не соответствует пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации № 306, поскольку описание северной границы ООО «Самарское» участок № 1 не соответствует описанию южной границы РО ВОО МСОО ОО, ОХ «Тоцкое». При описании границ охотхозяйства «Самарское» пересекающего и выходящее на автомобильную дорогу не указано кадастровое наименование дороги. Отсутствуют ориентиры выхода границы охотничьего угодья на водоток, что противоречит части 9 статьи 39 и части 1 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ.

Определениями Оренбургского областного суда от 26 мая 2020 г. и от 26 июня 2020 г. к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Самарское» и министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца Лукашвили Т.Э. требования административного иска поддержал.

Представители Губернатора Оренбургской области и министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Яковлева О.С. и Самойлова Е.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, считая их необоснованными, указав, что оспариваемый административным истцом в части указ Губернатора Оренбургской области № 57-ук издан в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры. Федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Текстовое описание границ, закрепленных охотничьих угодий ОХ «Тоцкое» и ООО «Самарское» определенные по результатам проведения работ АНО НИПИ «Кадастр» за исключением изменения направления с «юго-западном» на «юго-восточном» в северной границе ООО «Самарское», которое обусловлено техническим исправлением). Графическое описание границ (карта-схема границ) приведено в соответствие с его текстовым описанием. Согласно графическому описанию (карте-схеме) в границах ОХ «Тоцкое» (южная граница) находились земли лесного фонда Оренбургское области, однако лесные участки никогда не входили в состав ОХ «Тоцкое». ООО «Самарское» охотничьи угодья площадью 16000 га приобрели на аукционе, права административного истца, оспариваемый указ не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска просили отказать. Представлены письменные отзывы.

Представитель ООО «Самарское» в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что в марте 2014 г. ООО «Самарское» участвовало в аукционе на право заключения охотхозяйственного соглашения в муниципальном образовании Тоцкий район. По итогам аукциона было заключено охотхозяйственное соглашение с ООО «Самарское» площадь охотничьих угодий 16000 га. 15 декабря 2014 г. между ООО «Самарское» и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области был заключен договор аренды лесных участков, в том числе лесные участки, расположенные на спорной территории, которые вошли в состав границ охотугодий ООО «Самарское». Эти участки никогда не входили в состав охотхозяйства «Тоцкое», просил в удовлетворении требований административного иска отказать.

В судебном заседании представителем административного ответчика заявлялось ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения иска о признании долгосрочной лицензии, договора о предоставлении в пользование участка (участков) охотничьих угодий для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и охотхозяйственного соглашения недействительными, применении последствий недействительности сделки. Определением суда (протокольно) в удовлетворении ходатайства отказано, поскольку обстоятельств, указывающих на невозможность рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу решения по делу об оспаривании лицензии и признании недействительным охотхозяйственного соглашения с применением последствий, поступившему в арбитражный суд Оренбургской области, не имеется..

Представитель административного ответчика также заявил ходатайство о прекращении производства по делу, полагая, что оспариваемым указом Губернатора Оренбургской области затрагиваются права и интересы административного истца в сфере экономической деятельности, которые подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Оренбургской области.

Определением суда (протокольно) в удовлетворении ходатайства отказано, поскольку административный истец оспаривает нормативный правовой акт – указ Губернатора Оренбургской области, рассмотрение дела регламентировано главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Повой Е.А., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. N 8-ук утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области.

Указами Губернатора Оренбургской области от 14 июня 2017 г. № 323-ук, от 5 ноября 2019 г. № 498-ук и от 13 февраля 2020 г. № 57-ук в указ губернатора № 8-ук вносились изменения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ).

В ходе рассмотрения дела судом разъяснялось право административного истца уточнить заявленные требования, однако представитель административного истца настаивал на рассмотрении требований о признании недействующими подпункт 1.1. пункта 1, абзац 2 подпункта 1.3 пункта 1 и приложение № 2 Указа Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук».

Тем самым, предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность указа Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук в оспариваемой части.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. В силу частей 3 - 5 этой же статьи документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации; в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов; к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

Частью 8 статьи 39 Федерального закона "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре.

В соответствии с пунктом 2 приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 335 схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 того же приложения предусмотрено, что составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно пункту 5 указанного приложения Схема утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статьей 42 Устава (Основного закона) Оренбургской области установлено, что высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор области.

В соответствии со статьей 50 (части 1 и 2) Устава (Основного закона) Оренбургской области Губернатор области в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области и законов области издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Оренбургской области. Нормативные правовые акты принимаются в форме указов.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Оренбургской области по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем, и опубликован в установленном законом порядке на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 февраля 2020 г.

Судом установлено, что на основании распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 18 августа 1999 г. № 747-р между ООО ПриВО Оренбургского гарнизона и Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Оренбургской области («Оренбургоблохотуправление») был заключен договор о предоставлении в пользование охотхозяйства «Тоцкий» Тоцкого района сроком на 10 лет – до 21 июня 2011 г.

21 июня 2001 г. ВОО ПриВО Оренбургского гарнизона выдана долгосрочная лицензия серии ХХ № 4432. Срок действия лицензии с 21 июня 2001 г. по 21 июня 2011 г.

18 июля 2011 г. между Региональной спортивной общественной организацией «Военно-охотничье общество» Приволжского военного округа Оренбургского гарнизона и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области было заключено охотхозяйственное соглашение сроком на 49, в разделе II которого указана площадь охотничьего угодья совпадающая с ранее установленным – 29300 га.

18 июля 2011 г. между Региональной спортивной общественной организацией «Военно-охотничье общество» Приволжского военного округа Оренбургского гарнизона и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области было заключено охотхозяйственное соглашение сроком на 49, в разделе II которого указана площадь охотничьего угодья совпадающая с ранее установленным – 29300 га.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административного истца, как пользователя объектами животного мира в границах, установленных охотхозяйственным соглашением от 13 июля 2011 г. № 18.

Проверяя содержание указа Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук» в оспариваемой административным истцом части на предмет соответствия его федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Как установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", одним из принципов правового регулирования в области охоты является обеспечение устойчивого использования охотничьих ресурсов.

В соответствии с пунктом 15 статьи 1 указанного Закона под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на закрепленные (используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Законом) и общедоступные (охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты).

Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 209-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона N 209-ФЗ на землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

На основании части 2 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Охотхозяйственное соглашение в числе иных условий включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (пункт 1 части 4 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Анализ приведенных выше норм действующего законодательства в их системной взаимосвязи, позволяет сделать вывод о том, что право пользования объектами животного мира на основании охотхозяйственного соглашения осуществляется в пределах описанных в нем границ охотничьего угодья.

Как следует из частей 4, 5, 6 приложения 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре",

в раздел 3 "Социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации" в числе иных сведений включаются карта-схема административного деления территории субъекта Российской Федерации с указанием границ охотничьих угодий;

в раздел 4 "Характеристика размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, в субъекте Российской Федерации" включается, в том числе, информация о принадлежности охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; картографический материал, содержащий графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов (разрабатывается на основании сведений о структуре, составе и площади элементов среды обитания согласно приложению);

в раздел 5 "Характеристика состояния численности и размещения охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации" включаются таблицы, схемы, диаграммы и/или другой иллюстративный материал, характеризующий состояние использования охотничьих ресурсов;

в раздел 6 "Мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий" включается информация о выделении зон, планируемых для создания охотничьих угодий (для каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации): общедоступных охотничьих угодий, закрепленных охотничьих угодий.

Из Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области видно, что территории охотничьего хозяйства ООО «Самарское» и охотничьего хозяйства «РО ВОО МСОО ОО «Тоцкое» являются смежными.

Из договора и лицензии следует, что площадь предоставленной ООО ПриВО Оренбургского гарнизона территории для пользования животным миром составляла 29,3 тыс. га.

Охотхозяйственное соглашение заключенное Региональной спортивной общественной организацией «Военно-охотничье общество» Приволжского военного округа Оренбургского гарнизона с министерством лесного и охотничьего хозяцства Оренбургской области от 13 июля 2011 г. № 18 содержит следующее описание границ охотничьего угодья:

Северная от Марушанских гор по границе с.Орловка, с.Маховка и с.Пронькино до реки Боровка;

Восточная: по правовому берегу р.Боровка и границе с. Баклановка, с.Березовка, далее по полевой дороге до р.Самара;

Южная: северный берег р.Самара на запад до п.Ключевой;

Западная: по границе п.Ключевой, урочище Дубрава, до Марушанских гор.

Площадь охотничьего угодья 29300 га.

Судом установлено, что на основании государственного контракта от 3 сентября 2013 г. № 032/13 Автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательский проектный институт «Кадастр» проводилась работа по исследованию охотничьих угодий и охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области, целью которой было составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области.

По итогам проведенного исследования АНО НИПИ «Кадастр» составил Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области в двух частях.

При разработке схемы АНО НИПИ «Кадастр» произвел анализ долгосрочных лицензий и охотхозяйственных соглашений, что подтверждается пояснительной запиской к Схеме, составленной АНО НИПИ «Кадастр (часть 1 стр. 88, 92, 104).

Схема, разработанная АНО НИПИ «Кадастр», содержала следующее описание охотничьего хозяйства ВОО Оренбургского гарнизона ПриВО «Тоцкое»: площадь в Тоцком районе: 25330 га. Площадь в Сорочинском районе 2594 га. Общая площадь: 27924 га.

Северная: от точки 1 (52 град. 41,708 мин.; 52 град. 39,143 мин.) на границе Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов по указанной границе до поворота на н.п. Маховка, далее до н.п. Маховка, затем по дороге Маховка - Пронькино до н.п. Пронькино, далее по реке Боровка до н.п. Баклановка;

Восточная: от н.п. Баклановка в юго-западном направлении по дороге через н.п. Березовка до пересечения с границей Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов, далее по указанной границе до реки Самара;

Южная: от места пересечения границы Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении мимо н.п. Тоцкое 2-е до точки 2 (52 град. 39,812 мин.; 52 град. 36,218 мин.);

Западная: от точки 2 (52 град. 39,812 мин.; 52 град. 36,218 мин.) до границы Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов в точке 1 (52 град. 41,708 мин.; 52 град. 39,143 мин.).

Описание охотничьего хозяйства ООО «Самарское», сделанное АНО НИПИ «Кадастр», было следующим:

Площадь 14787 га.

Северная: от места пересечения автодороги Медведка – Каменная Сарма с граничей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (52 град. 39,812, 52 град. 36,218) далее в юго-западном направлении до н.п.Тоцкое 2-е, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов;

Восточная от места пересечения реки Самара с границей Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов вдоль указанной границы до ее пересечения с железной дорогой Самара – Оренбург;

Южная: от места пересечания границы Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов с железной дорогой Самара – Оренбург вдоль железной дороги в северо-западном направлении до станции Погромное;

Западная: от станции Погромное на север мимо н.п. Медведка до автодороги направлением Медведка-Каменная Сарма, далее по этой дороге до ее пересечения с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов.

Указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области, указом Губернатора области от 5 ноября 2019 г. № 498-ук внесены изменения и в приложении «А» дано следующее описание охотничьих угодий находящихся в пользовании административного истца:

площадь в Тоцком районе: 25330 га. Площадь в Сорочинском районе: 2594 га. Общая площадь: 27924 га.

Северная: от точки 1 (52 град. 41,708 мин.; 52 град. 39,143 мин.) на границе Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов по указанной границе до поворота на н.п. Маховка, далее до н.п. Маховка, затем по дороге Маховка - Пронькино до н.п. Пронькино, далее по реке Боровка до н.п. Баклановка;

Восточная: от н.п. Баклановка в юго-западном направлении по дороге через н.п. Березовка до пересечения с границей Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов, далее по указанной границе до реки Самара;

Южная: от места пересечения границы Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении мимо н.п. Тоцкое 2-е до точки 2 (52 град. 39,812 мин.; 52 град. 36,218 мин.);

Западная: от точки 2 (52 град. 39,812 мин.; 52 град. 36,218 мин.) до границы Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов в точке 1 (52 град. 41,708 мин.; 52 град. 39,143 мин.).

Описание границ ООО «Самарское» в указе Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук следующее:

Площадь: 14787 га. Тоцкий район.

Северная: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (52 град. 39,812 мин.; 52 град. 36,218 мин.), далее в юго-западном направлении до н.п. Тоцкое 2-е, далее по реке Самара до ее пересечения с границей Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов;

Восточная: от места пересечения реки Самара с границей Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов вдоль указанной границы до ее пересечения с железной дорогой Самара - Оренбург;

Южная: от места пересечения границы Тоцкого и Сорочинского муниципальных районов с железной дорогой Самара - Оренбург вдоль железной дороги в северо-западном направлении до станции Погромное;

Западная: от станции Погромное на север мимо н.п. Медведка до автодороги направлением Медведка - Каменная Сарма, далее по этой дороге до ее пересечения с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов.

Сторонами не оспаривалось, что, составленная АНО НИПИ «Кадастр» схема описания границ охотхозяйства РО ВОО При ВО МСОО ОО «Тоцкое» и ООО «Самарское» стала основой и в точности, в том числе по площади, по расположению на карте-схеме границ вошла в схему утвержденную указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук.

Оспариваемым указом Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. внесены изменения в указ от 18 января 2016 г. № 8-ук и была уменьшена общая площадь охотугодий «Тоцкое» до 25924 га (было 27924 га), а также уменьшена площадь в Тоцком районе до 25330 га (было 23330 га).

В тоже время общая площадь ООО «Самарское» увеличилась до 16000 га (было 14787 га)

Изменились и карты-схемы границ охотничьих хозяйств ВОО Оренбургского горизонта ПриВО "Тоцкое".

указ 8-ук указ № 57-ук

Причем текстовое описание границ осталось прежним.

Оспариваемый административным истцом в части указ Губернатора Оренбургской области № 57-ук вносит изменения в графу 5 пункта 97 таблицы 17 раздела 4 «Характеристика размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области» цифры 14787» заменены цифрами «16000».

Вместе с тем изменений в таблице 17 изменения в графу 5 пункта 91 по площади охотничьих угодий РО ВОО МСОО ОО) ОХ "Тоцкое" не вносилось, общая площадь указана в размере 27924 га.

На основании анализа изложенных выше норм и материалов дела, суд приходит к выводу, что указом Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук в оспариваемой части изменены границы РО ВОО МСОО ОО охотхозяйства «Тоцкое» и уменьшена его общая площадь, а исключенная территория закреплена за ООО «Самарское», участок № 1, что противоречит положениям пункта 1 статьи 2, части 2 статьи 8, части 2 статьи 26, части 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы административного истца на пользование объектами животного мира в границах, установленных охотхозяйственным соглашением от 13 июля 2011 г. № 18, изменения в которое в установленном законом порядке не вносились.

Частью 6 статьи 39 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 15 статьи 32 Федерального закона N 209-ФЗ утверждение требований к описанию границ охотничьих угодий относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В целях реализации приведенных требований закона Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 августа 2010 года N 306 утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий, пункт 4 которых предусматривает, что описание границ охотничьих угодий без использования навигационных приборов возможно только по четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам: береговым линиям или фарватерам внутренних постоянных и внешних водоемов, действующим железнодорожным путям, автомобильным дорогам с твердым покрытием или дорогам, имеющим дорожные кюветы, горным хребтам и вершинам, действующим высоковольтным линиям электропередачи.

Между тем, внесенные оспариваемым указом губернатора изменения в карту-схему смежной границы ООО «Самарское» и РО ВОО МСОО ОО. ОХ «Тоцкое» изложенным требованиям не соответствует.

Проведена прямая линия, которая не соответствует текстовому описанию северной границы ООО «Самарское» и южной границы РО ВОО МСОО ОО. ОХ «Тоцкое». Новая граница установлена в нарушение пункта 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 августа 2010 года N 306. Она содержит новые ориентиры, которые не указаны в текстовой описательной части.

Согласно пункту 7 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 335 (приложение 1), Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем.

Суду не представлено доказательств, что при внесении изменений в конфигурацию границ охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО «Тоцкое» учитывались публичные картографические материалы Оренбургской области, что произведены надлежаще натурные исследования территорий охотничьих угодий.

Описание границ, приведенное в приложении № 2 оспариваемого нормативного правового акта, не соответствует пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации № 306, поскольку описание северной границы ООО «Самарское» участок № 1 не соответствует описанию южной границы РО ВОО МСОО ОО, ОХ «Тоцкое». Отсутствуют ориентиры границ охотничьего угодья, что противоречит части 9 статьи 39 и части 1 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что изменения внесены по заявлению ООО «Самарское» и по заявлению административного истца выводов суда не опровергают, согласование границ охотничьих угодий представителями охотничьих хозяйств при подготовке схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.

При этом оспариваемый в части указ Губернатора Оренбургской области, как нормативный правовой акт, носящий публичный характер и затрагивающий права и законные интересы неопределенного круга лиц, а не только административного истца, подлежал принятию в строгом соответствии с законом и утвержденными уполномоченным органом методиками, что в данном случае, как установлено судом, в полной мере не соблюдено.

Ссылка административного ответчика и ООО «Самарское» на результаты аукциона и на заключенный договор аренды лесных участков, находящихся на спорной территории, не имеет правового значения для дела, поскольку предметом рассмотрения является соответствие указа Губернатора Оренбургской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд, установив, что оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения судом настоящего решения применялся, суд считает необходимым признать его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт 1.1. пункта 1, абзац 2 подпункта 1.3 пункта 1 и приложение № 2 Указа Губернатора Оренбургской области от 13 февраля 2020 г. № 57-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. № 8-ук».

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязанность по официальному опубликованию принятого судом решения возложить на аппарат Губернатора Оренбургской области..

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В.Хакимова

Полный текст решения изготовлен: (дата)