ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-414/2021 от 23.11.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-414/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 23 ноября 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вагапова А.Ф. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Вагапов А.Ф. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 1000+/-7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 427 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного иска указано, что Вагапов А.Ф. является субарендатором указанного земельного участка и собственником жилого дома на данном земельном участке.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.11.2013 и составляет 750 830 рублей, которая существенно превышает его рыночную стоимость. Отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере 427 000 рублей по состоянию на 01.11.2013. Вместе с тем выкупная цена земельного участка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» исчисляется из его кадастровой стоимости, что нарушает права административного истца на выкуп земельного участка по справедливой цене.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц - МТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, СНТ «Коттеджный поселок Гранит».

В письменных возражениях представитель административного ответчика Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Козлова Е.А. указывает, что Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом является ненадлежащим ответчиком, рассмотрение заявленных требований оставляет на усмотрение суда, так как Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, либо государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

В письменных возражениях представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А., ссылалась на то, что согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383 по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан. Согласно действовавшим на дату определения кадастровой стоимости земельного участка методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, а также в случае образования нового или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном садоводческом, огородническом и дачном объединении кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для дачных объединений составляет 750,83 руб./кв. м., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 1 169 793, 14 руб., которая определена в соответствии с нормами законодательства. При этом указала, что согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости объектов недвижимости и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является ФГБУ «ФКП Росреестра», который привлекается к участию в деле в качестве административного ответчика, как следует из положений п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28. Неотъемлемым приложением к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости является отчет об оценке рыночной стоимости, рассмотрение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

В представленных письменных возражениях представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. оставила рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда, при этом указала, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан утверждены постановлением Правительства Ленинградско й области от 30.12.2010 № 383, вступившим в силу 01.01.2011. Дата, по состоянию на которую определена стоимость (дата формирования перечня объектов оценки) – 01.01.2008. Земельный участок с кадастровым номером , учтенный в ЕГРН 31.10.2013, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением № 383. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 750 830 руб., исходя из площади – 1000 кв.м. и УПКС – 750,83 руб/кв.м. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости в ЕГРН – 01.11.2013.

В представленном отзыве на административное исковое заявление представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Тверской Д.Э. указывает, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383, а ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, результаты государственной кадастровой оценки не утверждало, рассмотрение заявленных требований оставил на усмотрение суда с ходатайством о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя.

Представитель административного истца Петров А.Э. поддержал административный иск.

Представитель Правительства Ленинградской области Захарчук А.Г., ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, оставила рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.

Представители Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», МТУ Росимущества и СНТ «Коттеджный поселок Гранит» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Изложенное в силу ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Согласно ст.24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Частью 1 статьи 245 КАС РФ закреплено право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В соответствии с Правилами определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 №279, названная цена исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером является собственностью Российской Федерации, передан по договору от ДД.ММ.ГГГГ-Н в составе иных земельных участков в аренду ДНП «Гранит» (в настоящее время СНТ «Коттеджный поселок Гранит»).

По договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между СНТ «Коттеджный поселок Гранит» и Вагаповым А.Ф., названный земельный участок передан последнему на праве субаренды.

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером отражено, что данный земельный участок, местоположение: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации дачного некоммерческого партнерства, площадь 1000+/-6 кв.м., имеет кадастровую стоимость 750 830 руб.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 750 830 руб.

Согласно п.3.1 договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ТУ Росимущества в Ленинградской области и ДНП «Гранит», арендная плата за аренду земельных участков составляет 4 973 241 руб.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, Вагапов А.Ф. является собственником жилого дома, площадью 224, 8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>

После ДД.ММ.ГГГГ количественные и (или) качественные характеристики земельного участка не изменялись.

Следовательно, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, является ДД.ММ.ГГГГ.

Отчетом -НЗ от ДД.ММ.ГГГГ, составленным оценщиком ООО «<данные изъяты>» М., являющейся членом СРО Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере 427 000,00 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав представленные доказательства, руководствуясь ст.245 КАС РФ, суд считает, что административный истец вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости (жилой дом).

Кадастровая стоимость земельных участков исчислена в соответствии правилами п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 №222.

С учетом требований ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», выписок из ЕГРН, пояснений лиц, участвующих в деле, суд полагает, что кадастровая стоимость земельных участков подлежит определению по состоянию на 01.11.2013.

Соответственно, по состоянию на указанную выше дату оценщиком в отчете -НЗ от ДД.ММ.ГГГГ определена рыночная стоимость земельного участка.

В отношении даты, по состоянию на которую оценщиком установлена рыночная стоимость земельного участка, у участников процесса возражений не имеется.

Представленный отчет об оценке -НЗ от ДД.ММ.ГГГГ как одно из доказательств подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, так как представленный отчет -НЗ от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки. Отчеты об оценке мотивированы, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Названные отчеты об оценке отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы об установлении рыночной стоимости земельных участков, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено и по делу не имеется.

Руководствуясь положениями Закона об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, ст.246 КАС РФ, на основании ст.84 КАС РФ суд признает названный выше отчет об оценке надлежащим доказательством, подтверждающими рыночную стоимость земельных участков в установленном оценщиком в отчетах об оценке размере по состоянию на 01.11.2013.

В соответствии с частью 2 статьи 247 КАС РФ и разъяснений, данных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются не только государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, но и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В этой связи с учетом требований ч.2 ст.247 КАС РФ суд не может согласиться с обоснованностью утверждения представителя Правительства Ленинградской области о том, что Правительство Ленинградской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

Вместе с тем, принимая во внимание положения ч.2 ст.247 КАС РФ, суд соглашается с доводами Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом о том, что последний не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, поскольку не является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, или государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке,

В этой связи суд полагает в удовлетворении административного иска к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Вагапова А.Ф. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить в части.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 +/- 7 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для организации дачного некоммерческого партнерства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 427 000 (четыреста двадцать семь тысяч) руб. по состоянию на 01.11.2013.

В удовлетворении административного иска к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.А. Боровской

Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2021 года.