ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-415/18 от 20.02.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-45/2019

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2019 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи: Мекеровой С.Р.,

при секретаре судебного заседания Козловской Л.И.,

с участием:

представителей административного истца Дачного некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Ягодка» - ФИО1, адвоката ФИО14

представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости – ФИО15

представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ? ФИО16,

представителей административного ответчика Министерства имущественных отношений по Ставропольскому краю ФИО25, ФИО17,

представителя заинтересованного лица ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» ФИО18

представителей заинтересованного лица Администрации города Ставрополя – ФИО19

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дачного некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Ягодка» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,

установил:

земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 15524 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под земли общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10 декабря 2015 года № принадлежит на праве собственности административному истцу на основании постановления Администрации г. Ставрополя от 23 октября 2012 года №

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года с кадастровым номером , определена в размере 23115391, 24 руб.

Дачное некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Ягодка» (далее – ДНТСН) обратилось в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об изменении кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование административного искового заявления представитель ДНТСН ФИО1 указала, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 15524 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под земли общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в собственность ДТСН и отнесен к имуществу общего пользования товарищества на основании постановления Администрации г. Ставрополя от 23 октября 2012 года № .

С момента постановки земельного участка с кадастровым номером на государственный кадастровый учет 02 августа 2012 года его целевое назначение и вид разрешенного использования не изменялись. Данный земельный участок относится к общему имуществу ДНТСН, его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года, составляла 1 руб.

По результатам государственной кадастровой оценки приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов вСтавропольскомкрае» от 27 ноября 2015 года № утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2015 года в размере 23115391, 24 руб. в соответствии с удельным показателем для группы видов разрешенного использования земель, указанной в подпункте 1.2.13 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 как для земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог.

Считает, что земельный участок с кадастровым номером с учетом его фактического использования не предназначен для размещения автомобильных дорог, представляет собой проезды, его кадастровая стоимость неправомерно определена в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным подпунктом 1.2.13 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее – Методические указания), ширина проезжей части улиц и проездов на территории ДНТСН составляет менее 7 метров. В ходе государственной кадастровой оценки данного земельного участка не учтено его нахождение в границах территориальной зоны, предназначенной для ведения садоводства, огородничества и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке, для строительства сооружений, как сезонного, так и круглогодичного использования в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 43 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 24 октября 2010 года № 97, в связи с чем, установлена несвойственная для данной территориальной зоны группа видов разрешенного использования земельного участка.

Полагает, что использование в ходе государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером недостоверных сведений о его фактическом использовании привело к кадастровой ошибке, выраженной во внесении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю в Государственный кадастр недвижимости и в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данного участка, ошибочно определенной исходя из удельного показателя, составляющего 1489, 01 рублей за 1 кв.м, для группы видов разрешенного использования земель, предусмотренной подпунктом 1.2.13 Методических указаний. Земельный участок с кадастровым номером соотносится с группой видов разрешенного использования, предусмотренной подпунктом 1.2.16 Методических указаний «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков», его кадастровая стоимость в соответствии с подпунктом 2.5 Методических указаний должна быть равной 1 руб.

Просит признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером на период с 27 ноября 2015 по 26 июня 2018 года включительно, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к виду разрешенного использования, указанному в подпункте 1.2.13 Методических указаний («Земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог»), установить на этот период кадастровую стоимость земельного участка, исходя из вида разрешенного использования, определенного в подпункте 1.2.16 Методических указаний («Земельные участки проездов»), в размере 1 руб.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО20 административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» административные исковые требования не признали. Полагали, что на момент государственной кадастровой оценки не имелось недостоверных сведений относительного вида разрешенного использования и назначения земельного участка с кадастровым номером Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в которой был включен указанный земельный участок, формировался Росреестром с использованием количественных и качественных характеристик объекта недвижимости, впоследствии был предоставлен заказчику по определению кадастровой стоимости. Перечень содержал актуальные сведения о земельном участке как по состоянию на дату его оформления, так и по состоянию на момент проведения государственной кадастровой оценки. Принадлежность земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования определялась оценщиком в ходе государственной кадастровой оценки, в том числе путем использования иных сведений, не отраженных в Перечне. Оценщиком спорный земельный участок отнесен к 13 группе видов разрешенного использования (подпункт 1.2.13 Методических указаний). Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 23115391, 24 руб., определенные в отчете оценщика, внесены в ЕГРН 19 декабря 2015 года по вступлении в силу приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов вСтавропольскомкрае» от 27 ноября 2015 года № 380. Установить вид разрешенного использования спорного земельного участка путем отнесения его к группе «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков» в период действия Правил землепользования и застройки города Ставрополя от 27 октября 2010 года не представлялось возможным ввиду отсутствия такого вида разрешенного использования в числе, предусмотренных Правилами для территориальной зоны дачных и садоводческих объединений.

Представитель заинтересованного лица ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» ФИО18 с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что представляемым ею учреждением на основании государственного контракта от 05 мая 2015 года № 2015.150903 проведены работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости Ставропольского края. При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ставропольского края в 2015 году Перечень земельных участков, подлежащих оценке, полученный учреждением, содержал информацию об отнесении земельного участка с кадастровым номером к виду разрешенного использования, предусмотренному подпунктом 1.2.13 Методических указаний. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена с учетом подпункта 2.4.1 Методических указаний путем умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.9 настоящих Методических указаний, на площадь земельных участков. Замечаний по поводу отнесения этого земельного участка к другой группе видов разрешенного использования от Администрации города Ставрополя в ответ на запрос ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» об уточняющих сведениях и свойствах объектов недвижимости не поступало. Отнесение земельного участка к группе видов разрешенного использования, предусмотренной подпунктом 1.2.13 Методических указаний - «Земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог», осуществлялось оценщиком по внутреннему убеждению исходя из вида разрешенного использования объекта недвижимости, отраженного в достоверных документах, без выезда на место. Каких-либо возражений относительно отнесения земельного участка с кадастровым номером к такой группе видов разрешенного использования, несмотря на предварительное размещение отчета оценщика для ознакомления в общем доступе, от административного истца не поступало.

Представители заинтересованного лица Администрации города Ставрополя – ФИО19. просили принять решение по заявленным административным исковым требованиям в соответствии с законом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО23 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании постановления главы Администрации г. Ставрополя от 02 сентября 1993 года № 1327 садоводческое товарищество «Ягодка» зарегистрировано на земельном участке площадью 20,9 га в районе Лысой горы в городе Ставрополе.

В соответствии с архивной справкой от 23 декабря 2016 года № 7740, выданной Администрацией г. Ставрополя, в книге регистрации свидетельств на право собственности на землю содержатся сведения о выдаче свидетельства о коллективно-долевой собственности от 27 октября 1992 года № 45/3 на земельный участок в садоводческом товариществе «Ягодка» площадью 19,0 га.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 января 2019 года, кадастровый номер присвоен земельному участку общей площадью 15524 кв.м, расположенному в границах ДТСН, 02 августа 2012 года.

Постановлением Администрации г. Ставрополя от 23 октября 2012 года № 3333 утверждены уточненные границы территории ДТСН, земельный участок с кадастровым номером предоставлен в собственность административному истцу и отнесен к имуществу общего пользования ДТСН.

Из заключения кадастрового инженера ФИО2 от 22 ноября 2018 года следует, что общая площадь ДТСН составляет 209800 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером , площадью 15524 кв.м, находящийся в общем пользовании ДТСН, и земельные участки, находящиеся в собственности членов ДТСН, входят в общую площадь ДТСН.

Согласно выписке из ЕГРН от 23 ноября 2018 года № 26/ИСХ/18-841034, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена 30 апреля 2013 года в размере 1 руб.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов вСтавропольскомкрае» от 27 ноября 2015 года № 1380, вступившим в силу 29 ноября 2015 года, утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2015 года в размере 23115391, 24 руб., номер вида разрешенного использования – 13.

Из материалов кадастрового дела в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером следует, что 18 июня 2018 года на основании заявления представителя ДТСН ФИО1 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , установленный ранее в соответствии с кодом 12.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (далее – Классификатор), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 № 540 (в редакции приказа от 30 сентября 2015 года № 709) – «автомобильные дороги и пешеходные тротуары в границах населенных пунктов». С 21 июня 2018 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Ставропольскому краю внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 руб., в соответствии с кодом «12.0» Классификатора – «бульвары, проезды» и на основании отнесения земельного участка к группе видов разрешенного использования, определенной в подпункте 1.2.16 Методических указаний «Земельные участки бульваров, проездов».

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 14 ноября 2018 года заявление ДНТСН о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2015 года отклонено комиссией в связи с тем, что в отношении указанного земельного участка имеются иные сведения о кадастровой стоимости, оспариваемая кадастровая стоимость в размере 23115391, 24 руб. является архивной.

В силу пунктов 1, 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 указанной статьи настоящего Кодекса.

По смыслу закона дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2,пункт 1 статьи 391,пункт 2 статьи 403Налогового кодекса Российской Федерации,статья 24.18,абзац 5 статьи 24.20Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Суд учитывает, что определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 23115391, 24 рублей по состоянию на 01 января 2015 года на период с 29 ноября 2015 года (дата начала применения для целей, предусмотренных законодательством) по 20 июня 2018 года (дата, предшествующая дню изменения кадастровой стоимости по заявлению ДТСН) затрагивает права административного истца как субъекта налоговых правоотношений, поскольку размер подлежащей уплате недоимки по земельному налогу за указанный период, исчисляется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (далее также - Закон об оценочной деятельности, в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земельного участка) государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее также – Правила, действовавшие на момент проведения государственной кадастровой оценки земельного участка).

Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Согласно пункту 11 Правил, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

На момент осуществления государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером подлежали применению Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (утратили силу с 30 октября 2017 года в связи с принятием приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года № 470).

В соответствии с подпунктом 2.1.2 Методических указаний перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

Из пункта 1.2 Методических указаний следует, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определялась в разрезе видов разрешенного использования, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (подпункт 1.2.13);

- земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные (подпункт 1.2.16).

В соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 данных Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Из представленного заинтересованным лицом ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» письменного отзыва на административное исковое заявление следует, что земельный участок с кадастровым номером включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2015 года, с видом разрешенного использования, предусмотренным подпунктом 1.2.13 Методических указаний – «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов». Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена с учетом подпункта 2.4.1 Методических указаний, то есть путем умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.9 настоящих Методических указаний, на площадь земельных участков. В судебном заседании данные обстоятельства никем не оспаривались.

Из материалов административного дела усматривается, что вид разрешенного использования и целевое назначение земельного участка с кадастровым номером с момента его предоставления в собственность административного истца не изменялись.

По смыслу статей 7, 37 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральнымизаконамии требованиями специальных федеральных законов. Любойвидразрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

На основании части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В судебном заседании административными ответчиками не оспаривался факт отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне Ж4 ? «Зона дачных и садоводческих объединений», предусмотренной статьей 43 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года № 97, действовавших на момент осуществления государственной кадастровой оценки и утверждения результатов определения кадастровой стоимости. Согласно абзацу 2 части 1 указанной статьи, земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению, состоит из земель общего пользования и индивидуальных участков.

На основании сопоставления основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, установленных применительно к территориальной зоне дачных и садоводческих объединений статьей 43 Правил землепользования и застройки города Ставрополя от 27 октября 2010 года № 97, с группой видов разрешенного использования земельных участков, указанной в подпункте 1.2.13 Методических указаний, суд приходит к выводу о том, что определение в ходе государственной кадастровой оценки вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по группе видов разрешенного использования, предусмотренной подпунктом 1.2.13, в частности, путем его отнесения к земельным участкам, предназначенным для размещения автомобильных дорог, противоречит части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не соответствует ни одному виду разрешенного использования из числа предусмотренных для территориальной зоны дачных и садоводческих объединений Правилами землепользования и застройки города Ставрополя от 27 октября 2010 года.

В силу пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2017 года под ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости, понимается, в частности, единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости.

Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28, к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В судебном заседании нашел свое подтверждение факт включения в перечень земельных участков, подлежащих оценке, информации об отнесении земельного участка с кадастровым номером к группе земельных участков с видом разрешенного использования, предусмотренным подпунктом 1.2.13 Методических указаний. Указанное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя заинтересованного лица ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» и свидетельствует об искажении данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Использование таких данных в ходе государственной кадастровой оценки обусловило допущение кадастровой ошибки, выраженной во внесении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю в Государственный кадастр недвижимости и в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данного участка, определенной исходя из удельного показателя, составляющего 1489, 01 рублей за 1 кв.м. для группы видов разрешенного использования земель, предусмотренной подпунктом 1.2.13 Методических указаний.

В силу пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Вопреки требованию части 5 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, средствами процессуального доказывания сторона административных ответчиков факт использования достоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером при определении его кадастровой стоимости не подтвердила.

При таких обстоятельствах суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования о признании недостоверными сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2015 года на период с 29 ноября 2015 года по 20 июня 2018 года включительно, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к виду разрешенного использования, указанному в подпункте 1.2.13 Методических указаний («Земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог»).

На основании абзаца 8 статьи 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается, в частности, стоимость, установленная в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Разрешая административное исковое требование об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , суд учитывает, что постановлением Администрации г. Ставрополя от 23 октября 2012 года № 3333 земельный участок с кадастровым номером , предоставленный в собственность административного истца, отнесен к имуществу общего пользования ДТСН.

В силу абзаца 11 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ, подлежащего применению в настоящем деле, под имуществом общего пользования понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

На основании пункта 1.1 Устава Дачного некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Ягодка» с учетом изменений, внесенных в учредительные документы 18 мая 2018 года за ГРН (далее – Устав), Дачное некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Ягодка» является основанной на членстве некоммерческой организацией: добровольным объединением граждан-собственников дачных земельных участков, созданным для совместного владения, пользования, и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности и (или) в общем пользовании Товарищества, а также для содействия членам Товарищества в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, направленных на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом.

В силу пункта 11.1 Устава, товарищество вправе иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и любое иное имущество, не изъятое из гражданского оборота. Товарищество вправе иметь в собственности или в пользовании земельные участки. Из содержания указанного пункта также следует, что имущество общего пользования товарищества может включать земельные участки, предназначенные для обеспечения в пределах территории ДТСН потребностей его членов в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Изложенное указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не может быть отнесен к группе видов, предусмотренной подпунктом 1.2.4 Методических указаний – «Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества», поскольку он предназначен лишь для обеспечения потребностей членов ДТСН, связанных с ведением ими дачного хозяйства на индивидуальных земельных участков. Указанное обстоятельство никем не оспаривалось.

В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии склассификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Суд принимает доводы административного истца о том, что по состоянию на момент проведения государственной кадастровой оценки вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером должен был определяться по коду 12.0 Классификатора.

Классификатор видов разрешенного использования земельного участка утвержден приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, вступил в силу 24 декабря 2014 года.

Согласно пункту 2 Приказа № 540, виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу, определяются в соответствии с утвержденным классификатором.

В соответствии с кодом 12.0 Классификатора (в редакции приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года № 709) вид разрешенного использования «Земельные участки (территории) общего пользования» предусматривает размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Пунктом 5.4 Свода правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (СП 53.13330.2011), утвержденного Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 года № 849, установлено, что к землям общего пользования садоводческого, дачного объединения относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО23 дал показания о том, что является кадастровым инженером, проводил натурное обследование территории ДТСН, по результатам которого установлено наличие улиц и проездов в границах земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО23 от 21 января 2019 года при проведении натурного обследования территории ДТСН установлено, что ширина проезжей части улиц и проездов (за исключением перекрестков и разъездных площадок) составляет менее 7,0 м.

Размещение улиц на территории земельного участка с кадастровым номером в период проведения государственной кадастровой оценки также подтверждается согласованным проектом застройки территории ДНТ «Ягодка», градостроительным планом земельного участка от 10 декабря 2012 года.

По смыслу пункта 11.4 Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года № 820, под улично-дорожной сетью следует понимать непрерывную систему с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. При этом проезды относятся к категории улиц и дорог местного значения и представляют собой подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

При таких обстоятельствах суд усматривает, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в период осуществления государственной кадастровой оценки соответствовал коду 12.0 Классификатора, поскольку предполагал размещение объектов улично-дорожной сети и проездов, следовательно, подлежал отнесению к группе, предусмотренной подпунктом 1.2.16 Методических указаний, исходя из вида разрешенного использования земель «Земельные участки улиц, проездов».

Судом отклоняется довод стороны административных ответчиков о невозможности установления указанного вида разрешенного использования земельного участка ввиду отсутствия такового в числе предусмотренных Правилами землепользования и застройки города Ставрополя от 27 октября 2010 для территориальной зоны дачных и садоводческих объединений.

Так, положения части 1 статьи 35 Правил землепользования и застройки города Ставрополя от 27 октября 2010, принятые в развитие вышеприведенных правоположений, предусматривали, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.

Между тем в соответствии сположениями частей 12, 13 статьи 34Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, вступившими в силу 01 марта 2015 года, до 01 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными соответствующим классификатором. По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

По смыслу указанных положений закона реализация права собственника земельного участка на установление вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Классификатором не может быть поставлена в зависимость от результатов деятельности органов местно самоуправления по приведению в соответствие с ним установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков. Иное толкование означало бы невозможность прямого действия части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также несогласованность правового регулирования, выражающуюся в том, что в отношении собственников объектов недвижимости, заинтересованных в изменении вида разрешенного использования однородных земельных участков, находящихся в границах различных муниципальных образований, в зависимости от момента пересмотра органами местного самоуправления градостроительных регламентов наступали бы различные юридические, в том числе налоговые, последствия определения вида разрешенного использования земельного участка.

Вопреки требованиям части 5 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными ответчиками не представлено доказательств того, что определение вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером в соответствии с подпунктом 1.2.16 как «Земельные участки улиц, проездов» противоречит техническим регламентам. Более того, 18 июня 2018 года административным ответчиком ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю в отсутствие каких-либо возражений на основании заявления представителя административного истца внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 руб. в соответствии с кодом 12.0 Классификатора – «бульвары, проезды» и на основании отнесения этого земельного участка к группе видов разрешенного использования, определенной в подпункте 1.2.16 Методических указаний «Земельные участки бульваров, проездов», подлежащие применению с 21 июня 2018 года.

По смыслу части 2 статьи 18, статьи 21 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ в случае исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость.

Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования, установить по состоянию на 01 января 2015 года на период с 29 ноября 2015 по 20 июня 2018 года включительно кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , исходя из вида разрешенного использования земель «Земельные участки улиц, проездов», указанного в подпункте 1.2.16 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, в размере 1 (один) рубль 00 копеек.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Дачного некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Ягодка» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, удовлетворить.

Признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 15524 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под земли общего пользования, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2015 года на период с 29 ноября 2015 по 20 июня 2018 года включительно, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог», указанному в подпункте 1.2.13 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.

Установить по состоянию на 01 января 2015 года на период с 29 ноября 2015 по 20 июня 2018 года включительно кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 15524 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под земли общего пользования, расположенного по адресу: <адрес> исходя из вида разрешенного использования земель «Земельные участки улиц, проездов», указанного в подпункте 1.2.16 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, в размере 1 (один) рубль 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда.

Судья подпись


<данные изъяты>

<данные изъяты>