ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-415/19 от 02.07.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

120а

3а-415/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 02 июля 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Козиной Е.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, будучи собственниками, обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , расположенных на территории г. Ачинска Красноярского края.

Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административных истцов экономически необоснованного земельного налога.

Просили восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установить кадастровую стоимость вышеназванных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на <дата>: для земельного участка с кадастровым номером – в размере 147 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 69 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 91 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 188 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 204 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 380 100 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 871 100 руб.

В судебное заседание административный истец и представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, по состоянию на 01.01.2011, в том числе и земельных участков с кадастровыми номерами

Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, то суд считает заявленное представителем административного истца ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков подлежащим удовлетворению, а срок восстановлению.

Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником следующего недвижимого имущества:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1137 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 12). Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 611 455,86 руб. (т. 1, л.д. 11);

- земельный участок с кадастровым номером площадью 474 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 14). Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 255 083,1 руб. (т. 1, л.д. 13);

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 653 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 16). Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 351 235,64 руб. (т. 1, л.д. 15);

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 950 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 24). Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 2 023 908,5 руб. (т. 1, л.д. 23);

- земельный участок с кадастровым номером площадью 1875 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования нежилого здания с прилегающей территорией, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, ул. 9 января, 10. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 26). Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 3 546 000 руб. (т. 1, л.д. 25).

Кроме того, в общей долевой собственности административных истцов ФИО1 (<данные изъяты> доли в праве) и ФИО2 (<данные изъяты> доли в праве) также находятся следующие земельные участки:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1504 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Право собственности административных истцов подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 18-19). Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата> составляет 808 806,06 руб. (т. 1, л.д. 17);

- земельный участок с кадастровым номером площадью 1658 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Право собственности административных истцов подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 21-22). Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата> составляет 892 219,54 руб. (т. 1, л.д. 17).

Оспаривая кадастровую стоимость вышеназванных земельных участков, административный истец представил в материалы административного дела отчеты об оценке рыночной стоимости от <дата>, от <дата>, от <дата>, выполненные <данные изъяты>

Согласно отчету об оценке от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на <дата> определена в размере 380 100 руб. (т. 1, л.д. 28-82).

Согласно отчету об оценке от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на <дата> определена в размере 871 100 руб. (т. 1, л.д. 84-145).

Согласно отчету об оценке от <дата>, по состоянию на <дата> рыночная стоимость остальных земельных участков определена в следующем размере: для земельного участка с кадастровым номером – в размере 147 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 69 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 91 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 188 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером – в размере 204 000 руб.

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Судом исследованы отчеты об оценке от <дата>, от <дата>, от <дата>, и установлено, что оформление и содержание указанных отчетов об оценке соответствует требованиям ст.11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчетах, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами у суда не имеется.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного,

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 г. должна быть определена в размере 147 000 руб.;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 г. должна быть определена в размере 69 000 руб.;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 г. должна быть определена в размере 91 000 руб.;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 г. должна быть определена в размере 188 000 руб.;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 г. должна быть определена в размере 204 000 руб.;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 г. должна быть определена в размере 380 100 руб.;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 г. должна быть определена в размере 871 100 руб.

Рыночная стоимость вышеназванных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 14.05.2019 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

восстановить ФИО1 срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами

восстановить ФИО2 срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1137 кв.м., адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 147 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 474 кв.м., адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 69 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 653 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 91 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1504 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 188 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1658 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 204 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 950 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 380 100 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1875 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования нежилого здания с прилегающей территорией, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 871 100 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 г.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами считать <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский