ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-415/2021 от 29.07.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-415/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И. В.

при секретаре Паламар А. И.

с участием прокурора Загвоздиной Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Поморские электросети» о признании недействующим приложения № 1 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 декабря 2019 г. № 88-э/20 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО «Поморские электросети», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в части величины технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) 10,49%,

установил:

постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2019 г. № 88-э/20 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО «Поморские электросети», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО «Поморские электросети», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020-2024 гг. (приложение № 1), необходимая валовая выручка (НВВ) сетевой организации ООО «Поморские электросети» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020-2024 гг. (приложение № 2).

Текст постановления с приложениями официально опубликован 31.12.2019 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru. В соответствии с пунктом 3 постановление вступило в силу с 01.01.2020.

ООО «Поморские электросети» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеназванное постановление Агентства № 88-э/20 в части приложения № 1, устанавливающего величину технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) 10,49%. В обоснование требований указывает, что в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 26.09.2017 № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций», если доля протяженности воздушных линий электропередачи в одноцепном выражении в суммарной протяженности воздушных и кабельных линий электропередачи более 30%, значение норматива потерь устанавливается 13,49%. 100% сетей ООО «Поморские электросети» являются воздушными линиями электропередачи (в одноцепном выражении), соответственно процент потерь должен быть установлен в размере 13,49%.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержал.

Представитель административного ответчика Агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, указал, что величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) установлена Агентством исходя из расчета, предоставленного Обществом, однако в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 26.09.2017 № 887 такая величина должна составлять 13,49%, в связи с чем агентство соглашается с доводами административного иска.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона № 35-ФЗ). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования, Правила государственного регулирования), и Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ).

Согласно второму абзацу пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ, подпункту 1 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, относится к полномочиям Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.

30.04.2019 ООО «Поморские электросети» обратилось в агентство с заявлением об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на поставляемую электроэнергию на долгосрочный период регулирования на 2020-2024 гг.

13.05.2019 распоряжением № 28р-о/э (с изменениями, внесенными распоряжением от 24.10.2019 № 42р-о/э) агентством открыто дело об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на поставляемую электроэнергию на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

В составе тарифной заявки обществом предоставлены: договор аренды объектов электросетевого хозяйства с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Рыболовецкий колхоз «Беломор» от 01.12.2017 на воздушную линию (ВЛ-0,4 кВт) протяженностью 2 км; договор аренды недвижимого имущества от 01.12.2017 № 5 с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Рыболовецкий колхоз «Беломор» на воздушную линию (ВЛ-0,4 кВт) протяженностью 5 км.

Письмом от 18.11.2019 № 313/3927 агентством запрошен расчет уровня потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям, представленный ООО «Поморские электросети» 04.12.2019, согласно которому величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) составила 10,49%.

Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, с учетом долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов; индекса эффективности подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электроэнергии при её передаче по электрическим сетям, определяемого в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется по формуле:

где:

i - уровень напряжения;

WОСi - величина отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям, и объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к шинам трансформаторных подстанций на соответствующем уровне напряжения (тыс. кВт·ч);

WОСсумм - величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям (тыс. кВт·ч);

ni - минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.

Минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется по формуле:

,

где:

- величина фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения (тыс. кВт·ч);

- норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации, для j-ой группы территориальных сетевых организаций, определяемой по данным за последний истекший год.

Уровень потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электроэнергии при её передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики РФ, и уровня фактических потерь электроэнергии при её передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной организации за последний истекший год.

Нормативы потерь утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 26.09.2017 № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций».

В соответствии с утвержденными нормативами в случае протяженности воздушных линий электропередачи в одноцепном выражении в суммарной протяженности воздушных и кабельных линий электропередачи в одноцепном выражении более 30%, значение норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, устанавливается равным 13,49%.

Постановлением № 88-э/20 Агентства по тарифам и ценам Архангельской области установлен уровень потерь на 2020-2024 гг. в размере 10,49% на основании некорректного расчета, представленного обществом, что не соответствует приказу Министерства энергетики РФ от 26.09.2017 № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций».

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь статьей 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25.12.2018 № 50, приходит к выводу о признании недействующим постановления №88-э/20 в оспариваемой части со дня его принятия, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия и признание его недействующим с иной даты не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

Следовательно, обязанность административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, замещающий оспариваемый, следует из требований законодательства о тарифном регулировании.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные Обществом расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей подлежат взысканию с Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Поморские электросети» удовлетворить.

Признать недействующим приложение № 1 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 декабря 2019 г. № 88-э/20 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО «Поморские электросети», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в части величины технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) 10,49% со дня его принятия.

Обязать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим в части постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 декабря 2019 г. № 88-э/20.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Поморские электросети» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Архангельский областной суд.

Председательствующий: И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено 02.08.2021.

Судья: И. В. Рогова