ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-417/2022 от 05.05.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-417/2022

52OS000001-2022-000037-70

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 05 мая 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца - Алькиной М.В., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маловой ФИО14 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год,

УСТАНОВИЛ:

14 сентября 2017 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).

Приказ от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2018 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18, Перечень 2019).

Приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером 52:18:0020026:1236, расположенное по адресу: [адрес].

В пункт 3059 раздела «[адрес]» Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-362029/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21, Перечень 2022).

Приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

Малова ФИО15 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.

Как указала административный истец, объекты недвижимости, принадлежащие ей на праве собственности, не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.

Спорное нежилое здание с кадастровым номером [номер] имеет назначение «нежилое здание», наименование - «нежилое строение», общей площадью 1304,1 кв.м., этажность - 1, расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер] (категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под производственное здание с прилегающей территорией».

Спорное нежилое помещение с кадастровым номером [номер], имеет назначение и наименование «нежилое помещение», общей площадью 96,2 кв.м.; указанное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером [номер] (наименование: «многоквартирный дом», общей площадью 14 944,9 кв.м., этажность - 10, в том числе подземных -1, адрес объекта: [адрес], которое расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования: «под многоквартирный дом».

Спорное нежилое помещение с кадастровым номером [номер], имеет назначение и наименование «нежилое помещение», общей площадью 163,7 кв.м.; указанное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером [номер] (назначение и наименование: «жилой дом», общей площадью 12 690,4 кв.м., этажность – 10, в том числе подземных-1, адрес объекта: [адрес], которое расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования: «под многоквартирный дом».

Фактически все спорные объекты недвижимости используются под складские цели, что не относится к видам деятельности, осуществление которых влечет их включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, по мнению административного истца, включение спорных нежилых здания и помещений в Перечни объектов недвижимости, неправомерно возлагает на административного истца, являющегося собственником указанных объектов, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Просит признать Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы недействующими в указанных частях, со дня принятия.

Административным ответчиком представлен отзыв по делу, в котором указано, что в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2022 годы включены объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу на праве собственности.

Нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое здание», наименование: «нежилое отдельно стоящее здание», площадь - 1304,1 кв.м., этажность – 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования: «под производственное здание с прилегающей территорией».

В соответствии с открытым источниками сети «Интернет» в указанном объекте осуществляет деятельность организация ООО «<данные изъяты>», с разрешенными видами эконмической деятельности: Торговля оптовая неспециализированная (код 46.90); Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (код 47.19). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, директором ООО «Сормат» является Малова ФИО16.

Дополнительно сообщает, что на официальном сайте компании ООО «<данные изъяты>», в разделе «контакты», содержится информация о способе телефонной связи с торговым залом, что указывает на его наличие в оспариваемом объекте.

Таким образом, по мнению административного ответчика, объект соответствует требованиям ст.378.2 Налогового кодекса РФ, т.к. фактически используется в целях осуществления торговой деятельности.

Помещение 7 с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], имеет следующие характеристики: назначение: нежилое, наименование «помещение», общая площадь 96,2 кв.м., расположено в здании с кадастровым номером [номер], наименование и назначение которого: «многоквартирный дом», общей площадью 14 944,9 кв.м., которое расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования: «под многоквартирный дом».

По сведениям, предоставленным Департаментом предпринимательства и туризма Администрации г. Нижнего Новгорода, Департамента развития предпринимательства Администрации г. Нижнего Новгорода, по состоянию с 01.02.2019, по адресу: [адрес], некоторые помещения входят в перечень торговых объектов, а именно: ИП ФИО7 с использованием торгового объекта (магазин «Пивоман»).

Помещение П21 с кадастровым номером [номер], имеет следующие характеристики: назначение и наименование «нежилое помещение», общей площадью 163,7 кв.м.; указанное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером [номер], назначение и наименование которого: «жилой дом», общей площадью 12 690,4 кв.м., адрес объекта: [адрес], которое расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования: «под многоквартирный дом».

По сведениям, предоставленным Департаментом предпринимательства и туризма Администрации г. Нижнего Новгорода, Департамента развития предпринимательства Администрации г. Нижнего Новгорода, по состоянию с 01.02.2019, по адресу: [адрес][адрес], некоторые помещения входят в перечень торговых объектов, а именно:

- ИП ФИО8, мастерская (ремонт швейных изделий);

- ИП ФИО9, салон красоты «Алина» (парикмахерская и косметические услуги);

- ИП ФИО10, парикмахерская «Киви» (парикмахерские услуги);

- ООО «<данные изъяты>» с использованием торгового объекта (Магазин «Тёмное и светлое»);

- ИП ФИО11 с использованием торгового объекта (магазин «Мебельная фурнитура»);

- ИП ФИО12 с использованием торгового объекта (магазин).

Таким образом, имелись достаточные основания для включения оспариваемых нежилых помещений в Перечни на 2018-2022 годы, т.к. фактически используются для размещения и ведения деятельности организаций. Просит в удовлетворении административных исковых требований Маловой ФИО18 отказать в полном объеме (л.д.181-184 том 1).

Административный истец Малова Е.А., представители административного ответчика, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и указала, что фактически все спорные объекты недвижимости, принадлежащие Маловой Е.А. на праве собственности, используются под складские цели, что не относится к видам деятельности, осуществление которых влечет включение данного помещения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером [номер], имеет вид разрешенного использования: «под производственное здание с прилегающей территорией».

Земельные участки с кадастровыми номерами [номер] и [номер], на которых расположены многоквартирные жилые дома, в которых расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер] и [номер], имеют вид разрешенного использования: «под многоквартирный дом».

Указанные виды разрешенного использования указанных земельных участков не предполагают размещение на них зданий административно-делового или коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания или офисных помещений.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца - Алькину М.В., заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что Маловой Е.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение «нежилое здание», наименование - «нежилое строение», общей площадью 1304,1 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535766 от 24.01.2022 (л.д.107-109 том 1).

Указанный объект недвижимости с кадастровым номером [номер] включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечней 2019, 2020, 2021 и 2022;

- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение «нежилое», наименование - «помещение», общей площадью 96,2 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535735 от 24.01.2022 (л.д.111-112 том 1).

Указанное нежилое помещение включено в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечней 2019, 2020, 2021 и 2022, соответственно;

- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение «нежилое», наименование - «помещение», общей площадью 163,7 кв.м., этажность - подвал, расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535748 от 24.01.2022 (л.д.114-115 том 1).

Указанное нежилое помещение включено в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечней 2019, 2020, 2021 и 2022, соответственно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Малова Е.А. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/17 от 14.09.2017, приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-362029/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, а также Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.

Проверив приказы № 326-13-463/17 от 14.09.2017, № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-362029/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], имеет назначение «нежилое здание», наименование - «нежилое строение», общей площадью 1304,1 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535766 от 24.01.2022 (л.д.107-109 том 1).

Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту, составленному по состоянию на 10.12.2007, на нежилое отдельно стоящее здание (л.д.101-105), из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав здания входят помещения следующего назначения:

- склад, цех, тамбур (2), котельная, резервуарная, бытовая, душ (2), туалет (2), кабинет (5), санузел (2), коридор (3), площадка (л.д.105 том 1).

Здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под производственное здание с прилегающей территорией», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535715 от 26.01.2022 (л.д.122-125 том 1).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], имеет назначение «нежилое», наименование - «помещение», общей площадью 96,2 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535735 от 24.01.2022 (л.д.111-112 том 1).

Согласно ответу КП НО «Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области», учетно-техническая документация на объект недвижимости, расположенный по адресу: [адрес], отсутствует (л.д.98).

Однако в материалах дела имеется экспликация к встроенному помещению П7 дома, расположенного по адресу: [адрес], согласно которой в помещении П7, расположенном в подвале, имеются следующие подпомещения: тамбур, коридор, помещение приемного пункта бытового (4), коридор, умывальник, туалет (л.д.53 том 1).

Помещение с кадастровым номером [номер] расположено в здании с кадастровым номером [номер], общей площадью 14 944,9 кв.м., имеющем назначение и наименование: многоквартирный дом (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535648 от 24.01.2022 (л.д.130-133 том 1).

Здание с кадастровым номером [номер] находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под многоквартирный дом», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535581 от 24.01.2022 (л.д.127-128 том 1).

В ходе рассмотрения настоящего дела также установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], имеет назначение «нежилое», наименование - «помещение», общей площадью 163,7 кв.м., этажность - подвал, расположенно по адресу: [адрес], пом.П21, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535748 от 24.01.2022 (л.д.114-115 том 1).

Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту, составленному по состоянию на 14.03.2006, на помещение П21 (л.д.52-53 том 1), из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав здания входят помещения следующего назначения: склад (4) (л.д.100 оборот том 1).

Помещение с кадастровым номером [номер] расположено в здании с кадастровым номером [номер], общей площадью 12 690,4 кв.м., имеющим назначение: жилое, наименование: жилой дом (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535106 от 24.01.2022 (л.д.135-138 том 1).

Здание с кадастровым номером [номер] находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под многоквартирный дом», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-9535417 от 24.01.2022 (л.д.140-141 том 1).

Земельные участки с кадастровыми номерами [номер] (вид разрешенного использования: «под производственное здание с прилегающей территорией»), [номер] и [номер] (виды разрешенного использования: «под многоквартирный дом»), не предполагают обязательного размещения на них зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.

Таким образом, из представленных документов не следует, что указанные объекты недвижимости являются административно-деловыми или торговыми центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что фактическое использование спорных объектов недвижимости, административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорных зданий в перечни не проверялось.

Доводы административного ответчика о том, что в соответствии с открытыми источниками сети «Интернет» в здании с кадастровым номером [номер] осуществляет деятельность организация ООО «<данные изъяты>» ИНН [номер], согласно выписке из ЕГРЮЛ, директором которого является административный истец - Малова ФИО21 не принимаются судом во внимание.

В соответствии с данными источника в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://2gis.ru/ii novgorod, в здании с кадастровым номером [номер], расположенном по адресу: [адрес], расположено ООО «<данные изъяты>», на основании договора аренды нежилого помещения № 5/2021 от 01.06.2021, заключенного с Маловой Е.А.

Согласно п.1.2 указанного договора аренды, арендатор использует помещения как складские для хранения строительного оборудования, ремонтных работ для устранения дефектов строительного оборудования (л.д.41-42 том 2).

Административный ответчик в отзыве обосновывает включение помещения с кадастровым номером [номер] в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019-2022 годы, тем, что некоторые помещения, расположенные по адресу: [адрес], входят в перечень объектов бытового обслуживания и в перечень торговых объектов: ИП ФИО8 (мастерская), ИП ФИО9 (салон красоты «Алина»), ИП ФИО10 (парикмахерская «Киви»), ООО «<данные изъяты>» (магазин «Темное и светлое», ИП ФИО11 (магазин «Мебельная фурнитура»), ИИ ФИО12 (магазин).

При этом Административный ответчик не указывает, что какие-либо из данных торговых объектов или объектов бытового обслуживания расположены именно в помещении с кадастровым номером [номер].

Как указала административный истец, фактически помещение с кадастровым номером [номер] используется под складские цели. Административным ответчиком данный факт не опровергнут.

Также административный ответчик в отзыве обосновывает включение помещения с кадастровым номером [номер] в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019-2022 годы тем, что в здании по адресу: [адрес], находится магазин «Пивоман».

Однако никаких доказательств того, что указанный магазин находится именно в помещении с кадастровым номером [номер], административным ответчиком также не представлено.

Иных достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения спорных нежилого здания и нежилых помещений к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, административный ответчик, на котором в силу положений ч.2 ст.62 КАС РФ лежит бремя доказывания законности оспариваемого акта, не представил.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о правомерности приказов № 326-13-463/17 от 14.09.2017, № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-362029/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях, поскольку какими-либо доказательствами данные доводы не подтверждены.

Фактическое использование спорных объектов административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечни на 2018-2021 годы не проверялось.

Во всяком случае, доказательств того, что осуществлялся фактический осмотр спорных объектов недвижимости уполномоченным на то органом, составлялись акты осмотра, в которых были бы отражены сведения о спорном здании и помещениях, используемых под вышеуказанные цели, суду не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], а также нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер] и [номер], расположенных по адресу: [адрес] и [адрес], соответственно, в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018-2022 годы, не имелось.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровыми номерами [номер] расположенного по адресу: [адрес], а также нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер] и [номер], расположенных по адресу: [адрес] и [адрес], соответственно, исходя из их назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объектов в качестве административно-делового, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, с учетом вида разрешенного использования земельных участков, на которых находятся здания, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/17 от 14 сентября 2017 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», № 326-13-362029/19 от 25 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», в части включения в Перечни: на 2018 год - пункта <данные изъяты> раздела «[адрес]»; на 2019 год - пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]»; на 2020 год - пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]»; на 2021 год - пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]»; и на 2022 год - пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]», приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.

[адрес] связи с чем, административное исковое заявление Маловой Е.А. подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество юридических лиц в 2018, 2019, 2020, 2021 гг., является таковым и в 2022 году, и то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год и на 2022 год). Признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/17 от 14.09.2017; пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2019 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018; пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-362029/19 от 25.11.2019; пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2021, подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020; пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2022 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Маловой ФИО22 - удовлетворить.

Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14 сентября 2017 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», со дня принятия.

Признать недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», со дня принятия.

Признать недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-362029/19 от 25 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», со дня принятия.

Признать недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», со дня принятия.

Признать недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», со дня принятия.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

В окончательной форме решение принято 23 мая 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева