ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-418/22 от 01.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-418/22

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 01 августа 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО5, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого (с учетом изменений, принятых судом в ходе рассмотрения дела) указал, что министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25.11.2019 года издан приказ № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». В пункт 23440 раздела «г. Нижний Новгород» Перечня на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: г. [адрес][адрес], принадлежащее ФИО1 на праве собственности.

Вместе с тем, нежилое здание с кадастровым номером [номер] не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем основания для включения его в Перечень у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, по мнению административного истца, отсутствовали.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО5, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном иске, просили их удовлетворить, дополнительно пояснили, что здание истцом сдается в аренду, в нем располагается магазин под брендом «Пятерочка».

Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в письменном отзыве и в дополнительном отзыве на иск указало, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] обоснованно включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, поскольку удовлетворяет требования ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем просит отказать в удовлетворении требований ФИО1

В письменном отзыве заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 22 по Нижегородской области просит в удовлетворении искового заявления ФИО1 отказать, полагая его доводы необоснованными.

Административный ответчик, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, каких-либо ходатайств не заявили. В письменной позиции заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 22 по Нижегородской области содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.

На основании ч. 5 ст. 213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст.ст. 15, 399 НК РФ).

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 1 ст. 403 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

На территории Нижегородской области в соответствии со ст. 1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 года N 140-З "О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" введен налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

ФИО1 является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области и вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением на основании ч. 1 ст. 208 КАС РФ.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Пунктом 1 ст. 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации п.п. 7, 9 ст. 378.2 НК РФ», с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 30.07.2018 года N 557 "О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года N 61" предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 № 183, которым предусмотрено, в числе прочего, издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти.

Судом установлено, что министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ от 25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Указанный приказ размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ. Он издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 года № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в разделе «город Нижний Новгород», содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 23440, кадастровый номер здания: [номер], адрес объекта: [адрес]

Судом установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год включен объект, принадлежащий ФИО1 на праве собственности.

Согласно данным ЕГРН от [дата] объект с кадастровым номером [номер] имеет следующие характеристики: назначение – нежилое, наименование – нежилое здание, площадь – 3175.8 кв.м., имеет ограничение прав и обременение в виде аренды ФИО8» сроком действия с [дата] на 7 лет. На основании распоряжения заместителя главы администрации г.Н.Новгорода, главы администрации Приокского района г.Н.Новгорода от 24.07.2018 года №511-р, жилые помещения, расположенные в спорном нежилом здании были переведены в нежилые помещения.

Согласно данным технического паспорта объект с кадастровым номером [номер] имеет следующие характеристики: тип объекта учета – здание, наименование объекта учета – нежилое здание, назначение объекта учета – нежилое, экспликация плана содержит наименования помещений: помещения, лестничные клетки, коридоры, санузлы, холл, спортивный зал, бассейн.

Нежилое здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке, принадлежащем административному истцу, с кадастровым номером [номер], который согласно данным ЕГРН от 16.02.2022 года имеет следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, общественное питание. В ходе рассмотрения дела административный истец, его представитель пояснили, что в 2016 году вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] был изменен с вида разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, на вид разрешенного использования - магазины, общественное питание, по заявлению ФИО1, на основании приказа Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 11.11.2016 года № 07-07/53. Вид разрешенного использования земельного участка был изменен с целью размещения на земельном участке торговых объектов, объектов общественного питания.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 (действовавшего на период утверждения оспариваемого нормативного правового акта), определены такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (код 4.6), магазинов (код 4.4), исходя из буквального описания которых вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] - " магазины, общественное питание" предусматривает размещение торговых объектов и объектов общественного питания.

Согласно письменной позиции административного ответчика, в спорном нежилом здании расположен объект торговли под брендом «Пятерочка», что не опровергается административным истцом, который пояснил, что в 2016 году вид разрешенного использования земельного участка был изменен по его инициативе с целью размещения в здании объекта торговли.

По состоянию на дату принятия Перечня на 2020 год действовали п.п. 1, 3 ст. 402 НК РФ, согласно которой налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно под. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

В п.п. 3, 4, 4.1, 5 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

Частью 9 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что объект недвижимости с кадастровым номером [номер] обоснованно включен министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в соответствии с под. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, так как спорное нежилое здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - магазины, общественное питание. Поскольку соответствующие сведения о земельном участке на момент издания оспариваемого Перечня, а также на начало налогового периода 1 января 2020 года содержались в Едином государственном реестре недвижимости, включение в Перечень объекта с кадастровым номером [номер] не противоречит закону и не нарушает прав административного истца как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов установлен НК РФ.

При этом, данное обстоятельство, исходя из под. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, является самостоятельным и достаточным основанием для включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, вопреки доводам административного истца, а представленный им акт обследования нежилого здания от 04.12.2021 года, составленный ФИО9», о том, что часть здания не используется по назначению, поскольку не закончена строительством, правового значения для рассмотрения дела не имеет, учитывая, что в соответствии с пп.5 п.1 ст. 401 НК РФ объекты незавершенного строительства признаются объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат, оснований для признания оспариваемого Перечня на 2020 год недействующим не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании недействующим пункта 23440 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 года № 326-13-369863/19 о включении в Перечень на 2020 год объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья Е.О. Ефимова

В окончательной форме решение суда составлено 15 августа 2022 года.

Судья Е.О. Ефимова