ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-41/20 от 23.11.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-41/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2020 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Качура И.О., при секретаре Ким А.В., с участием прокурора Кучиной А.С., представителей административного истца ФИО1, Правительства Сахалинской области ФИО2, Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о признании недействующим пункта 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий (грантов) на развитие малых форм хозяйствования на селе в Сахалинской области»,

у с т а н о в и л :

постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60 утверждены Порядки предоставления субсидий (грантов) на развитие малых форм хозяйствования на селе в Сахалинской области, включающий в себя Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров (далее – Порядок), который опубликован в газете «Губернские ведомости» № 69 (5197) от 21 апреля 2017 года, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo. gov. ru) 22 февраля 2017 года.

На основании пункта 1.1 Порядка, настоящий Порядок разработан в целях реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 427, и определяет порядок отбора получателей, цели, условия и порядок предоставления и возврата бюджетных ассигнований в виде грантов на поддержку начинающих фермеров (далее - Грант).

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, получатель Гранта обязан использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, приобретаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства.

Имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств Гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену взносу в виде пая, вклада или отчуждения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения Гранта.

12 мая 2020 года ФИО4 обратился в Сахалинский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60.

В обоснование требований указал, что является субъектом регулируемых Порядком правоотношений, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством сельского хозяйства <адрес> заключено Соглашение на выделение <данные изъяты> на приобретение техники для расширения и модернизации производственной базы хозяйства.

Согласно уведомлению Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении проведенной него проверки выявлены нарушения пункта 2.5 Порядка, что послужило основанием для вынесения требования о возврате субсидии от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на противоречие пункта 2.5 Порядка статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 252 и статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», полагает, что указание на использование денежных средств Гранта с момента их поступления на расчетный счет получателя является необоснованным.

Просит признать пункт 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60 недействующим со дня его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержал, представители Правительства Сахалинской области ФИО2, Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области ФИО3 в удовлетворении административного иска просили отказать.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает причины неявки неуважительными и рассматривает дело в отсутствие административного истца.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Кучиной А.С., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что оспариваемый пункт 2.5 Порядка утратил силу на основании постановления Правительства Сахалинской области от 26 мая 2020 года № 239.

Вместе с тем, оспариваемый нормативный правовой акт в части применялся в отношении административного истца, затрагивал его права и законные интересы, в связи с чем является предметом судебной проверки в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (статья 1).

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Исходя из приведенных законоположений, субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Учитывая изложенное, оспариваемый в части Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, принят Правительством Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке.

По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Проверяя соответствие оспариваемого пункта Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, приложением № 8 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, которые в свою очередь устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.

Подпунктом «в» пункта 5 Правил предусмотрено, что средства предоставляются, в том числе, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей в виде грантов на поддержку начинающего фермера для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений - в размере, не превышающем 5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, для ведения иных видов сельскохозяйственной деятельности - в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, при этом срок использования гранта на поддержку начинающего фермера составляет не более 18 месяцев со дня его получения. При использовании средств гранта на цели, указанные в абзаце двенадцатом подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, грант предоставляется в размере, не превышающем максимального размера гранта, но не более 80 процентов планируемых затрат. Срок использования гранта на поддержку начинающего фермера или части средств гранта может быть продлен по решению уполномоченного органа не более чем на 12 месяцев в установленном уполномоченным органом порядке. В случае если допущено нарушение обязательств, предусмотренных проектом создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, срок исполнения которых установлен на 2020 - 2021 годы, меры ответственности за нарушение указанных обязательств к указанным получателям применяются по решению уполномоченного органа и в установленном им порядке. Размер грантов, предоставляемых на реализацию указанных мероприятий, устанавливается на период до 31 декабря 2021 года.

Как следует из содержания пункта 28 Правил, перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.1 оспариваемого Порядка определено, что Грант предоставляется по результатам конкурсного отбора в пределах средств, доведенных до Министерства согласно уведомлению о лимитах бюджетных обязательств на указанные цели на текущий год и плановый период, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету Сахалинской области на соответствующие расходы.

Таким образом, источниками финансирования Гранта являются средства федерального и областного бюджета.

Согласно пунктам 3.1 и 3.4 Порядка, Грант предоставляется на основании заключенного между Министерством и получателем Гранта Соглашения о предоставлении Гранта (далее - Соглашение).

В течение 15 рабочих дней после заключения Соглашения о предоставлении Гранта Министерство в установленном порядке осуществляет перечисление средств на расчетный счет получателя Гранта, открытый в российской кредитной организации, и (или) на лицевой счет, открытый Управлением Федерального казначейства по Сахалинской области.

Таким образом, средства Гранта за счет средств федерального бюджета перечисляются начинающим фермерам в безналичной форме на счета, открытые в Федеральном казначействе. Средства Гранта за счет областного бюджета перечисляются фермерам в безналичной форме на счета, открытые в российской кредитной организации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что условие пункта 2.5 оспариваемого Порядка, предполагающее использование средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления на счетсогласуется с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.

Отсутствие дословных формулировок «со дня получения» и «со дня поступления на счет» не противоречит положениям вышеприведенного нормативного правового акта, поскольку иного порядка предоставления Гранта, кроме как перечисление на соответствующие счета его получателя действующим законодательством не предусмотрено.

По изложенным основаниям, довод представителя административного истца о необходимости указания в оспариваемом акте на то, что получение Гранта происходит в день заключения Соглашения, является несостоятельным.

Несогласие с принятыми в этой связи правоприменительными решениями Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области в отношении административного истца выходит за рамки предмета обсуждения по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Положения абзаца 2 пункта 2.5 Порядка, предусматривающего, что имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств Гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену взносу в виде пая, вклада или отчуждения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения Гранта является самостоятельным правовым регулированием Правительства Сахалинской области в сфере предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, что согласуется с подпунктом «б» пункта 6, подпунктом «а» пункта 29 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, статьей 10 Закона Сахалинской области от 19 декабря 2016 года № 112-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов», статьей 10 Закона Сахалинской области от 13 декабря 2017 года № 115-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и в указанной части административным истцом не оспариваются.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3).

Проанализировав содержание оспариваемого пункта 2.5 Порядка, суд признает его соответствующим вышеприведенному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Довод административного истца о несоответствии оспариваемого пункта положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей под расходами обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, также отклоняется судом, как не основанный на содержании данной правовой нормы.

Ссылки представителя административного истца о содержании в оспариваемом пункте 2.5 Порядка правовой неопределенности, а также коррупциогенных факторов (нормативной коллизии), поскольку он является как диспозицией, так и санкцией, ошибочны.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункт «и»), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя нормативные коллизии.

Оспариваемые положения пункта 2.5 Порядка по своему содержанию являются ясными и определенными. Нормативной коллизии в оспариваемом пункте Порядка суд не усматривает.

Кроме того, пунктом 5.2 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения условий предоставления Гранта, недостоверности представленных документов, нецелевого или несвоевременного использования полученного Гранта средства, составляющие сумму нарушения, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает подлежащим опубликованию сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании исполнительных органов государственной власти Сахалинской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

ФИО4 в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий (грантов) на развитие малых форм хозяйствования на селе в Сахалинской области» отказать.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 30 ноября 2020 года.

Судья Сахалинского областного суда И.О. Качура