ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-41/2017 от 12.05.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-41/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 12 мая 2017 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Михейкиной М.О.

с участием прокурора Капсамун И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими статьи 9 и пункта 4 статьи 11 Положения о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2012 года №157 (в части),

установил:

14 мая 2012 года правительством Ленинградской области принято постановление №157 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области» (далее-постановление правительства Ленинградской области от 14.05.2012 №157).

Пунктом 2 постановления правительства Ленинградской области от 14.05.2012 №157 утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк» согласно приложению 2(далее-Положение).

Пункт 9 Положения содержит описание границ заказника. В частности, в абзаце 5 пункта 9 Положения отражено, что западная граница заказника проходит от точки с координатами <данные изъяты> в.д. по прямой линии по акватории Финского залива до правого берега реки Великая в месте ее впадения в Финский залив, далее по правому берегу (береговой линии) реки Великая до ее пересечения с автомобильной дорогой М-10.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что в границах заказника выполнено зонирование с выделением земельных участков с особым правовым режимом, в том числе земельные участки, поименованные в подпунктах 1-4.

В подпункте 4 пункта 11 Положения перечислены следующие земельные участки:

земельные участки общей площадью 162,2 гектара интенсивного природопользования:

участок площадью 1,5 гектара, включающий земли поселка Чулково,

участок площадью 36,1 гектара, включающий земли поселка Балтиец,

участок площадью71,0 гектара, включающий земли поселка Чулково,

участок площадью53,6 гектара, включающий земли дачного поселка Кубенское (Чулково).

Постановление правительства Ленинградской области от 14 мая 2012 года №157 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области» опубликовано в Вестнике правительства Ленинградской области от 11.07.2012 №58, вступило в силу и является действующим.

Являясь арендатором земельного участка и собственником жилого дома, расположенных в <адрес> муниципального образования Селезневское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области, ФИО1 обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит: признать статью 9 и п.4 ст.11 Положения о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2012 года №157(далее-Положение), в части западной границы заказника и в части земельного участка площадью <данные изъяты> гектар, включающий земли поселка <адрес> недействующими.

Оспариваемым нормативным правовым актом земли населенного пункта <адрес> включены в границы заказника, что, по мнению административного истца, противоречит ст.ст.83, 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации. п.1 ст.24, п.1 ст.22 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Создание на территории населенного пункта заказника не соответствует цели создания заказника; на территории <адрес> ведется активная хозяйственная деятельность. В результате включения земель <адрес> в границы заказника (в том числе в связи с включением арендованного ею земельного участка) истица лишена возможности приобрести в собственность названный земельный участок, что нарушает ее права.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1-адвокат ФИО2 административный иск поддержала по изложенным в нем доводам, указав также, что правительство Ленинградской области не выполнило рекомендацию заключения экологической экспертизы об исключении земель <адрес> из границ заказника. Нарушена процедура образования заказника, так как не получено согласие администрации Выборгского района Ленинградской области.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

В возражениях относительно заявленных требований представитель правительства Ленинградской области просит в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемое Положение принято в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не устанавливает дополнительных ограничений и запретов, не предусмотренных действующим законодательством; разработано в соответствии с действующим на момент его принятия постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336 «Об утверждении Примерного положения о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области и Примерного положения о памятниках природы регионального значения в Ленинградской области»(проект особо охраняемой природной территории прошел экологическую экспертизу, получил необходимые согласования).

В судебном заседании представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО4 в удовлетворении административного иска просила отказать по доводам, приведенным в возражениях, отметив также, что образование заказника на землях населенного пункта не противоречит п.10 ст.85 Земельного кодекса РФ; при образовании заказника получено в результате проведения публичных слушаний согласование администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области; рекомендация, высказанная в экологической экспертизе не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Органами местного самоуправления муниципального образования Селезневское сельское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области учтено наличие на территории поселения регионального заказника, что следует из Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки.

В возражениях представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградского области ФИО5 просит в удовлетворении административного иска отказать, указав, что земельный участок, арендуемый административным истцом, относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в собственность. Использование названного земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства не противоречит режиму особой охраны заказника, установленному для зоны интенсивного природопользования. В административном иске не указано, какие права административного истца нарушены оспариваемым актом. Предусмотренное ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право административного истца на приобретение земельного участка может быть реализовано (с учетом расположения земельного участка в границах заказника) путем аренды земельного участка. Границы заказника в установленном порядке утверждены оспариваемым актом; описание границ заказника приведено в приложении к постановлению правительства Ленинградской области от 14.05.2012 №157. Проанализировав действующее законодательство, представитель указал, что к землям особо охраняемых природных территорий могут быть отнесены земли и земельные участки иного целевого назначения, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; особо охраняемые природные территории могут располагаться на землях различных категорий. В соответствии с п.14 Положения объявление территории заказником не влечет изъятия земельных участков и акватории у собственников, арендаторов. Режим особой охраны заказника, установленный для зоны интенсивного природопользования заказника, не препятствует функционированию населенных пунктов <адрес> и <адрес>.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО5 в удовлетворении заявленных требований просил отказать по доводам, изложенным в возражениях, отметив, что экспертным заключением установлено наличие оснований для создания заказника; границы заказника утверждены на основании заключений ученых, экологов; содержащаяся в экспертном заключении рекомендация не является обязательной. Правительство Ленинградской области, утверждая Положение, действовало в рамках имеющихся полномочий. С заявлением об исключении территории <адрес> из заказника никто не обращался.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области ФИО7 отметила, что в письме было сообщено о том, что администрация муниципального образования не возражает против образования заказника за исключением территорий, вошедших в проектируемую черту <адрес> и <адрес>. По результатам общественных слушаний принято решение об одобрении проекта организации заказника в том числе с вхождением в территорию заказника территорий <адрес> и <адрес>. Сославшись на ч.10 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, п.6 ст.23 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в действующей редакции) с учетом того обстоятельства, что в настоящее время согласования решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения органами местного самоуправления не предусмотрено, представитель просила рассмотреть дело в ее отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

В заключении прокурор Капсамун И.С. пролагала, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать, оспариваемое положение принято в соответствии с действующим в тот период законодательством; проект прошел экологическую экспертизу, проведены общественные слушания; получены необходимые согласования, в том числе от администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области. Требование, содержащееся в Положении, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336, в соответствии с которыми надлежало получить согласование с Министерством природных ресурсов РФ, на настоящий момент утратило силу. Постановление правительства Ленинградской области от 14.05.2012 №157 оспаривается административным истцом не в полном объеме. В соответствии со ст.ст.178, 213 КАС РФ надлежит отказать в удовлетворении требований (с учетом доводов, заявленных административным истцом). Ссылка на рекомендации, содержащиеся в заключении экологической экспертизы не является основанием для удовлетворения требований.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии сними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(далее-Федеральный закон № 33-ФЗ).

Из частей 6,7 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ (в редакции от 20.11.2011, действующей на момент принятия оспариваемого Положения) следует, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ч.1 ст.2 Федерального закона №33-ФЗ определено, что к особо охраняемым природным территориям отнесены, в том числе и государственные природные заказники.

Раздел V Федерального закона №33-ФЗ содержит порядок образования, режим особой охраны территорий государственных природных заказников.

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона №33-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Положения) было предусмотрено, что государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В ст.24 Федерального закона №33-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Положения) было определено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336 было утверждено Примерное положение о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области (далее- Примерное положение).

Разделом III названного Примерного положения (пункты 10-11) установлен порядок образования государственных природных заказников регионального значения.

Так, пунктом 10 Примерного положения было предусмотрено, что государственные природные заказники регионального значения на территории Ленинградской области образуются при условии обоснования необходимости создания, рассмотрения и принятия решения по проектированию правительством Ленинградской области.

Образование государственного природного заказника регионального значения осуществляется на основании проекта его организации, согласованного с органами местного самоуправления и прошедшего государственную экологическую экспертизу в установленном порядке.

Государственные природные заказники регионального значения на территории Ленинградской области образуются постановлением правительства Ленинградской области на основании проекта, подготовленного комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и согласованного с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды в пределах их компетенции.

Названное постановление правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336 являлось действующим на момент утверждения оспариваемого Положения.

Постановлением правительства Ленинградской области от 30.06.2014 №270 постановление правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336 признано утратившим силу.

В ч.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ(в действующей редакции от 28.12.2016) предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ(в действующей редакции) создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В силу положений ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ(в действующей редакции) на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (редакция названной федеральной нормы в приведенной части не изменялась) определено, что государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В ч.10 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) указано, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона он вступил в силу 30 декабря 2013 года.

Согласно ч.3 ст.3, ст.35 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области» правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.

Проект организации особо охраняемой природной территории регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области, составленный 01.08.2008, содержит в том числе, обоснование создания особо охраняемой природной территории, значимости проектируемой особо охраняемой природной территории, характеристику природных условий территории, рекомендации, описание границ особо охраняемой территории, предложения по функциональному зонированию территории, выявленные нарушения и рекомендации, а также прилагаемые список землепользователей и перечень земельных участков, схемы.

Так, в таблице 6 (состав и площадь рекомендуемых функциональных зон» ООПТ) в зону: земельные участки интенсивного природопользования, на которых вводятся минимальные ограничения хозяйственной деятельности, предложено включить также <адрес>, площадью <данные изъяты> га(стр.81).

В перечень земельных участков(приложение2) включен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, пользователь ФИО8, цель использования-ИЖС, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м.(стр.155).

В проекте организации особо охраняемой природной территории регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области 2009 года содержатся, в том числе: обоснование целесообразности организации ООПТ, значимость проектируемой ООПТ, характеристика природных условий территории, описание границ, предложения по функциональному зонированию территории, выявленные нарушения и рекомендации, оценка воздействия на окружающую среду, список землепользователей, перечень земельных участков.

В таблице 6 (состав и площадь рекомендуемых функциональных зон» ООПТ) в зону: земельные участки интенсивного природопользования, на которых вводятся минимальные ограничения хозяйственной деятельности, предложено включить также <адрес>, площадью <данные изъяты> га(стр.86).

В перечень земельных участков(приложение2) включен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, пользователь ФИО8, цель использования-ИЖС, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м.(стр.172).

Как следует из материалов дела согласование на организацию особо охраняемой природной территории-государственного природного комплексного заказника регионального значения было получено от комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области(письмо от 03.07.2009 ), Леноблкомимущества (письмо от 18.12.2008 ), Невско-Ладожского бассейнового водного управления(письмо от 09.07.2009 ), Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству(письмо от 07.08.09 ), администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области(письмо от 02.09.08 ) с учетом общественных слушаний, проведенных 24.04.2009 (протокол общественных слушаний от 24.04.2009).

В письме главы администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 02.09.08 указано, что администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области не возражает в образовании государственного природного заказника регионального значения в районе поселков <адрес> МО «Селезневское сельское поселение» на землях государственного лесного фонда за исключением территорий, вошедших в проектируемую черту <адрес> и <адрес>.

Из протокола общественных слушаний по вопросу организации особо охраняемой природной территории регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области от 24.04.2009 следует, что в ходе обсуждения возник вопрос о сохранении природоохранной зоны с учетом того обстоятельства, что разрабатываются планы застройки <адрес> и <адрес>. По данному вопросу было разъяснено, что для сохранения территории поселков необходимо придать территории статус заказника. В результате общественных слушаний принято решение: одобрить проект организации особо охраняемой природной территории регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области.

В письме председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области к председателю комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 01.07.2009 указано, что на общественных слушаниях администрация Выборгского района Ленинградской области предложила не исключать населенные пункты из границ проектируемого заказника, указанное пожелание учтено в проекте организации заказника.

В экспертных заключениях на проект организации особо охраняемой природной территории регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области составленных членами экспертной комиссии ФИО14, ФИО9, ФИО13, внештатными экспертами ФИО12, ФИО15 сделаны положительные выводы относительно представленного проекта.

В заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы «Материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих организацию природного комплексного заказника регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области» от 20.10.2009(эксперты: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО9, ФИО15) содержатся следующие выводы:

1.Материалы комплексного экологического обследования территории, обосновывающие целесообразность придания территории статуса государственного природного заказника регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области(Проект организации государственного природного комплексного заказника регионального значения «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области) в целом соответствуют экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

2.По результатам рассмотрения материалов и с учетом положительных заключений государственных надзорных, контрольных органов и органов местного самоуправления, экспертная комиссия считает возможным придание территории на площади <данные изъяты> га в границах, указанных в положении о заказнике, правового статуса особо охраняемой природной территории «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области с учетом рекомендаций настоящего заключения.

3.Проект положения о государственном природном заказнике регионального значения «Кивипарк» соответствует действующему законодательству и может быть направлен на утверждение в установленном порядке.

В разделе «рекомендации» заключения от 20.10.2009(утвержденном распоряжением комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 21.10.2009 №715) содержится, в том числе рекомендация вывести населенные пункты <адрес> из границ заказника после утверждения границ указанных населенных пунктов(п.4).

Из кадастрового плана земельного участка от 03.10.2006 следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, относится к землям поселений, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома.

На основании договора аренды от 30.10.2006, заключенного между администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и ФИО8 последнему предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., сроком на 49 лет.

На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 26.05.2009, заключенному между представителем ФИО8- ФИО16 и ФИО17 права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.10.2006 переданы ФИО17

В соответствии с договором уступки требования права аренды земельного участка от 11.06.2013, заключенного между представителем ФИО17- ФИО18 и представителем ФИО1- ФИО6, права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.10.2006 и на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 26.05.2009, переданы ФИО1

Согласно свидетельству о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 47-АВ 547667 ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Выборгский муниципальный район, Селезневское сельское поселение, <адрес>.

В кадастровой выписке о земельном участке от 21.11.2016 отражено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома.

В ответе комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 28.01.2016 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером по основаниям п.п.2,5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации.

По сообщению администрации муниципального образования Селезневское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области от 17.04.2017 <адрес> расположен в границах государственного природного заказника «Кивипарк». Согласно Генеральному плану земельный участок, арендуемый ФИО1 расположен на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Селезневское сельское поселение, утвержденным решением совета депутатов данного поселения от 27.12.2012 №148, названный земельный участок расположен в территориальной зоне ТСХ-1-зона садоводств и дачных хозяйств.

Учитывая, что государственный природный комплексный заказник «Кивипарк» был создан до 2013 года, то суд при проверке оспариваемого Положения руководствуется ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ, которой установлено, что особо охраняемые природные территории, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона(30.12.2013).

Проанализировав представленные по делу доказательства, исходя из положений ст.23 Федерального закона №33-ФЗ(в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Положения), п.10 Примерного положения о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336(действующего в период принятия оспариваемого Положения), ч.3 ст.3, ст.35 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Положение о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк» утверждено уполномоченным органом-правительством Ленинградской области в рамках предоставленных полномочий.

Включение же в границы государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» части земель населенного пункта <адрес>(что следует, в том числе из оспариваемых норм Положения о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк») не противоречит ч.10 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, установившей возможность выделения в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Довод представителя административного истца о нарушении процедуры создания заказника вследствие отсутствия согласования с администрацией Выборгского района Ленинградской области не может быть принят судом по следующим основаниям.

Из приведенных выше доказательств следует, что проект организации особо охраняемой природной территории государственный природный комплексный заказник «Кивипарк» прошел экологическую экспертизу регионального уровня, по результатам которой получено положительное заключение от 20.10.2009, утвержденное комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 21.10.2009; администрацией Выборгского района Ленинградской области проведены общественные слушания 24.04.2009; получены согласования ряда комитетов Ленинградской области, а также Невско-Ладожского бассейнового водного управления, Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Исследовав представленные доказательства: письмо администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 02.09.2008 №1303, протокол общественных слушаний от 24.04.2009, а также учитывая позицию заинтересованного лица-администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области(изложенную выше) суд считает, что согласование администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области относительно образования государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» было получено в полном объеме, в том числе и в части включения <адрес> в границы названного заказника.

В указанной части надлежит также учитывать, что Примерное положение о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области (утв. постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336) на момент рассмотрения настоящего дела утратило силу.

Кроме этого, согласно ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренным названным Кодексом.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются(п.7).

В данном случае, ФИО1 не ставит вопрос о признании постановления правительства Ленинградской области от 14.05.2012 №157 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» в Выборгском районе Ленинградской области» и утвержденного им Положения о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк» в полном объеме, поэтому в силу вышеназванных норм суд не вправе выйти за пределы заявленных требований.

По аналогичным основаниям в совокупности суд не может принять в качестве основания для признания оспариваемого Положения недействующим и отсутствие данных о согласовании проекта Положения с федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды-Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации(Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 №404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»). Получение названного согласования с уполномоченным федеральным органом было предусмотрено п.10 действующим ранее, а именно действующим на момент создания государственного природного комплексного заказника «Кивипарк» Примерным положением о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336 и утратившим силу в настоящее время.

Утверждение представителя административного истца о невыполнении рекомендации, содержащейся в заключении экологической экспертизы от 20.10.2009 , о выведении населенных пунктов <адрес> из границ заказника после утверждения границ указанных населенных пунктов, не является правовым основанием для признания недействующим Положения о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк» в оспариваемой части, так как не содержит правового предписания обязательного к исполнению.

Установление и описание границ заказника в ст.9 оспариваемого Положения основано на ст.23 Федерального закона №33-ФЗ, п.10 Примерного положения о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области, примерной структуре положения о государственном природном заказнике регионального значения в Ленинградской области, утвержденных постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336(действующих на момент принятия оспариваемого акта) и по существу административным истцом не оспаривается.

Зонирование территории заказника и отнесение земельных участков п.4 ст.11 Положения к зоне интенсивного природопользования проведено в соответствии со ст.24 Федерального закона №33-ФЗ, разделу IV Примерного положения о государственных природных заказниках регионального значения в Ленинградской области, примерной структуре положения о государственном природном заказнике регионального значения в Ленинградской области, утвержденных постановлением правительства Ленинградской области от 26.12.2005 №336(действующих на момент принятия оспариваемого акта) и административным истцом также не оспаривается.

Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Суд считает, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением прав административного истца.

С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействующими статьи 9 и пункта 4 статьи 11 Положения о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2012 года №157 в части западной границы заказника и в части земельного участка площадью <данные изъяты> гектар, включающий земли поселка <адрес> и для удовлетворения заявленного административного иска в полном объеме.

Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими статьи 9 и пункта 4 статьи 11 Положения о государственном природном комплексном заказнике «Кивипарк», утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2012 года №157 в части западной границы заказника и в части земельного участка площадью <данные изъяты> гектар, включающий земли поселка <адрес>, отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании правительства Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.