ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-41/2018 от 04.05.2018 Омского областного суда (Омская область)

№3а-41/2018

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2018 года г. Омск

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ланцовой М.В.

при секретаре Батура Н.С.,

с участием прокурора Вершининой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Пригородное-3» к Омскому городскому Совету об оспаривании в части Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного постановлением Омского городского Совета от 22 июля 2009 г. №828 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (в редакции постановления Омского городского Совета от 20.12.2017 г. №108),

установил:

Постановлением Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828 "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее по тексту также Перечень).

Первоначальный текст нормативного правового акта был опубликован в официальном печатном издании Омского городского Совета "Третья столица" от 30 июля 2009 г. № 30 (523) (т. 2 л.д. 163-196).

В строке №1000 указанного Перечня в первоначальной редакции указана автомобильная дорога с наименованием «ул. Пригородная», идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 048, начало «ул. Андрианова», конец «дом №15а по ул. Пригородной», протяженностью 0,400 км.

Постановлением Омского городского Совета от 18.12.2013 N 709 "О внесении изменения в Постановление Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области" Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, изложен в новой редакции, согласно которой порядковый номер автомобильной дороги «ул. Пригородная» изменен с 1000 на 999, дополнительно указана протяженность дороги в однополосном исчислении – 0,800 км.

Постановлением Омского городского Совета от 20.07.2016 N 1618 "О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Постановлением Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828" (подпункт 13 пункта 1) строка 999 изложена в новой редакции, согласно которой протяженность ул. Пригородная с идентификационным номером 52-401-380 ОП МГ 047 установлена от ул. Андрианова (проезд к дому N10/1 по ул. Пригородной) до дома N3а по ул. Андрианова, протяженность 1,090 км, протяженность дороги в однополосном исчислении 1,557 км; протяженность ул. Пригородная с идентификационным номером 52-401-380 установлена от дома N5 по ул. Андрианова (спуск) до дома N10 по ул. Пригородной, протяженность 0,213 км, протяженность дороги в однополосном исчислении 0,304 км.

Постановлением Омского городского Совета от 19.07.2017 N 1978 "О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Постановлением Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828" (подпункт 13 пункта 1) строка 999 изложена в новой редакции, согласно которой протяженность автомобильной дороги ул. Пригородная с идентификационным номером 52-401-380 ОП МГ 047 установлена от дома N 23 по ул. Пригородной до здания N 3А по ул. Андрианова, протяженность дороги увеличилась до 1,475 км, протяженность дороги в однополосном исчислении - 2,107 км. Параметры автомобильной дороги ул. Пригородная с идентификационным номером 52-401-380 не изменились.

Постановление Омского городского Совета от 19.07.2017 N 1978 опубликовано в официальном печатном издании Омского городского Совета "Третья столица" от 27 июля 2017 г. № 31 (1004). (т. 2 л.д. 158-162).

В настоящее время Постановление Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828 "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области" действует в редакции постановления Омского городского Совета от 20.12.2017 г. №108.

ТСЖ «Пригородное-3» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным подпункта 13 пункта 1 постановления Омского городского Совета от 19 июля 2017 №1978 "О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Постановлением Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828" в части отнесения указанным постановлением к числу автомобильных дорог общего пользования местного значения дополнительно участка автомобильной дороги по ул. Пригородной от дома 23.

Административный истец ссылается на то, что собственникам помещений многоквартирного дома №21 по ул. Пригородная в г. Омска принадлежит земельный участок с кадастровым номером № <...>. Общим имуществом в многоквартирном доме управляет ТСЖ «Пригородное-3». Автомобильная дорога по ул. Пригородная расположена в границах смежного земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющего целевое назначение для строительства частной автомобильной дороги, изначально предоставленного ИП ФИО1 Разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию автомобильной дороги по ул. Пригородная в установленном законом порядке не выдавалось. Указанная автомобильная дорога создает угрозу безопасности, так как в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации не проверялась на соответствие требованиям строительных стандартов и стандартов безопасности. Кроме того, при включении спорной автомобильной дороги в Перечень автомобильных дорог муниципального значения не были учтены нормы гражданского законодательства (ст. 218, 219, 222 ГК РФ), определяющие порядок возникновения права собственности. Также ссылается на нарушение формы оспариваемого правового акта, а также выход представительного органа местного самоуправления за пределы полномочий.

Поскольку подпунктом 13 пункта 1 постановления Омского городского Совета от 19 июля 2017 №1978 строка 999 Перечня была изложена в новой редакции, указанным постановлением была увеличена протяженность автомобильной дороги по ул. Пригородная, начало дороги определено от дома №23, предметом рассмотрения суда является строка 999 Перечня в части слов «дом N 23 по ул. Пригородной».

В судебном заседании представитель ТСЖ «Пригородное-3» ФИО2 административный иск поддержал, пояснив, что включение в Перечень части автомобильной дороги по ул. Пригородной в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> нарушает права ТСЖ, поскольку указанное обстоятельство было положено в основу решений, принятых Центральным районным судом г. Омска по административному иску ТСЖ «Пригородное-3» об оспаривании постановления администрации г. Омска от 30.10.2017 г. №1178-п «Об установлении постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в Советском АО г. Омска», а также по административному иску прокурора Советского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Омска и другим о возложении обязанности принять меры по организации наружного уличного освещения и обустройству тротуара, в котором ТСЖ «Пригородное-3» принимало участие в качестве заинтересованного лица.

Представитель административного ответчика Омского городского Совета ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на то, что Постановление Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828 "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области" не является нормативным правовым актом, принято в пределах компетенции Омского городского Совета и без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре принятия ненормативных правовых актов, их опубликования и вступления в законную силу (письменный отзыв – т. 1 л.д. 69-73, т. 3 л.д. 3-5).

Представитель заинтересованного лица администрации г. Омска ФИО4 в судебном заседании поддержала позицию представителя административного ответчика (письменный отзыв – т. 1 л.д. 90-93, т. 3 л.д. 1-2).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Вершининой Г.А., полагавшей требование об оспаривании нормативного правового акта подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч.ч. 1, 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Первоначально настоящий административный иск подан ТСЖ «Пригородное-3» в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Определением Куйбышевского районного суда г. Омска от 21.03.2018 административное дело передано по подсудности в Омский областной суд, т.к. согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований подсудны Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. (т. 1 л.д. 97-98).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 06.04.2018 настоящее определение оставлено без изменения, частная жалоба Омского городского Совета – без удовлетворения. Доводы административного ответчика о том, что оспариваемый правовой акт является ненормативным, судом апелляционной инстанции отклонены со ссылкой на то, что включение органом местного самоуправления автомобильной дороги в перечень дорог общего пользования создает права и обязанности не только для органов исполнительной власти города Омска, но и неопределенного круга лиц. (т. 1 л.д. 113-114).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Поскольку частью 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа отнесено к компетенции органа местного самоуправления городского округа; Уставом города Омска, принятым Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 (ред. от 25.10.2017), утверждение указанного перечня не отнесено к исключительной компетенции администрации г. Омска, Омский городской Совет как постоянно действующий представительный коллегиальный орган местного самоуправления города Омска был вправе утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Вместе с тем, согласно ст. 14 Устава города Омска Омский городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом, принимает Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Омск, а также Постановления, носящие индивидуальный правовой характер и обязательные для лиц, в отношении которых такие Постановления создают права и обязанности (часть 2 ст. 14).

Решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Омского городского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 14).

Постановления, решения по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Омского городского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом, Решениями Омского городского Совета. (ч. 7 ст. 14).

Решения Омского городского Совета направляются в течение четырех дней Мэру города Омска для подписания и официального опубликования. Мэр города Омска в течение десяти календарных дней подписывает и опубликовывает Решение Омского городского Совета. Мэр города Омска имеет право отклонить Решение Омского городского Совета (право вето). В этом случае Решение Омского городского Совета в течение десяти календарных дней возвращается в Омский городской Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Мэр города Омска отклонит Решение Омского городского Совета, оно вновь рассматривается Омским городским Советом. Если при повторном рассмотрении указанное Решение Омского городского Совета будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Омского городского Совета, оно подлежит подписанию Мэром города Омска в течение семи календарных дней и опубликованию. (ч. 9 ст. 14).

Кроме того, в соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 27 Регламента Омского городского Совета, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.12.2006 №427 (ред. от 21.03.2018), процесс рассмотрения и принятия нормативного акта, проходит следующие стадии: принятие проекта к рассмотрению, в первом чтении, во втором чтении (в целом). Принятие ненормативного правового акта может проходить следующие стадии: принятие за основу с направлением для доработки, принятие в целом.

Проект Постановления Омского городского Совета «О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Постановлением Омского городского Совета от 22.07.2009 N 828» был внесен в Омский городской Совет Мэром города Омска10 июля 2017 г. (т. 2 л.д. 6-13). 12.07.2017 проект постановления был рассмотрен на заседании комитета Омского городского Совета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования. (т. 2 л.д. 18-19).

Согласно протоколу заседания Омского городского Совета от 19.07.2017 №83, проект указанного Постановления принят путем голосования, за принятие проекта проголосовало 28 депутатов, из 33 присутствующих на заседании, при общем числе депутатов – 40.

Поскольку Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа является нормативным правым актом, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Устава города Омска он должен быть принят в форме решения, а не постановления.

В нарушение положений Регламента Омского городского Совета проект Постановления не проходил процедуру обсуждения и принятия в первом, втором чтениях.

Кроме того, как Постановление от 22.07.2009 N 828, так и изменяющее его Постановление от 19.07.2017 N 1978 подписаны председателем Омского городского Совета, тогда как в силу положений ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Аналогичные положения содержатся в ч. 9 ст. 14 Устава города Омска.

Статья 20 Устава города Омска к полномочиям Мэра города Омска относит подписание Решений Омского городского Совета и обнародование в порядке, определенном Уставом.

Оспариваемый нормативный акт не подписан Мэром города Омска.

При таком положении, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с существенными нарушениями требований законодательства, касающихся процедуры его принятия, что влечет признание акта недействующим.

Исковое заявление ТСЖ «Пригородное-3» подлежит удовлетворению без исследования других обстоятельств по делу.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение признается недействующим, суд исходит из того, что указанное положение применялось. Данные обстоятельства влекут за собой признание нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании Омского городского Совета "Третья столица" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующей с момента вступления в силу настоящего решения строку 999 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного постановлением Омского городского Совета от 22 июля 2009 г. №828 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (в редакции постановления Омского городского Совета от 20.12.2017 г. №108) в части слов «дом N 23 по ул. Пригородной».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Омского городского Совета "Третья столица".

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ланцова М.В.