УИД 38OS0000-01-2021-000002-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2021 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-41/2021 по административному исковому заявлению ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованные лица - Министерство имущественных отношений Иркутской области, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, Администрация Иркутского районного муниципального образования, Администрация Ушаковского муниципального образования, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований указало, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, размешенное использование: под подъездную автомобильную дорогу к базе отдыха «голубой залив», для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежит ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» на праве собственности. Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании Постановления Правительства Иркутской области от 28.01.2015 № 21-пп в размере 24 003 587,85 руб. по состоянию на 01.01.2014.
Рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком (данные изъяты)Д. по поручению собственника. Согласно отчету № 20/О-99/1 от 22.12.2020 по состоянию на 01.01.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составляет 74 000 руб.
В рамках досудебного урегулирования спора ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» 30.09.2020, 29.12.2020 обращалось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области. Решениями Комиссии от 15.10.2020, 14.01.2021 указанные заявления отклонены, что подтверждается уведомлением № 15-38485 от 22.10.2020, решением Комиссии № 1.46 от 14.01.2021.
Административный истец полагает, что установленная по результатам государственной оценки кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, размешенное использование: под подъездную автомобильную дорогу к базе отдыха «голубой залив», для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 74 000 руб. по состоянию на 01.01.2014. Также административный истец ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском.
Административный истец ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель административного истца ФИО1 представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие административного истца, указав, что поддерживает административное исковое заявление.
Административный ответчик Правительство Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указало на недостоверность представленного административным истцом отчета об оценке, допущенные оценщиком нарушения требований законодательства об оценочной деятельности, просило в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено, об уважительности причин неявки не сообщило.
Заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела, не нарушало прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца.
Заинтересованное лицо Администрация Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено, об уважительности причин неявки не сообщило.
Заинтересованное лицо Администрация Ушаковского муниципального образования в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, дополнительно указав, что заявленными требованиями интересы Администрации не затрагиваются.
Суд, руководствуясь ст. ст. 150, 247 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 245 КАС и ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Постановлением Правительства Иркутской области от 28.01.2015 № 21-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2014.
В судебном заседании установлено, что ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.05.2006.
16.03.2015 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 28.01.2015 № 21-пп Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 24 003 587,85 руб., по состоянию на 01.01.2014, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области», вступившим в силу 28.12.2020, были утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Данным Постановлением утверждены, в том числе результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 01.01.2020.
Утвержденные данным Постановлением результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены в ЕГРН 14.01.2021, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.01.2021.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 24 003 587,85 руб. по состоянию на 01.01.2014 стали архивными.
Между тем, данное обстоятельство не лишает административного истца права на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в п. 14, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ), ст. 24.18, абзац 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Административный истец, являясь собственником земельного участка, является в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с п. 1.1. ст.391 НК РФ (в редакции Федерального закона № 374-ФЗ от 23.11.2020, вступившего в силу с 01.01.2021) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах оспариваемые ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, которые на момент рассмотрения дела стали архивными, являются юридически значимыми, поскольку могут повлиять на его права и обязанности как плательщика земельного налога за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в связи с чем у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 16.03.2015.
В целях досудебного урегулирования спора ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» 30.09.2020, 29.12.2020 обращалось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, но решениями Комиссии указанные заявления отклонены.
С настоящим иском ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» обратилось в суд 30.12.2020 (согласно квитанции об отправке, протоколам проверки электронной подписи), то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца ФИО1 было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду закрепленной абзацем 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
В абзац 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения относительно периодичности проведения государственной кадастровой оценки (исключены слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет»), однако изменения в КАС РФ относительно срока обращения с административным исковым заявлением в суд по данной категории дел не внесены.
Таким образом, учитывая, что на момент обращения с настоящим административным иском в суд (30.12.2020) в государственный кадастр недвижимости еще не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Иркутской области, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела оспариваемая кадастровая стоимость стала архивной, но как установлено судом затрагивает права и законные интересы административного истца, суд признает причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением уважительными и считает необходимым восстановить данный срок.
Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке № 20/О-99/1 от 22.12.2020, выполненный (данные изъяты)
Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 01.01.2014 составляет 74 000 руб.
Определением суда от 09.02.2021 была назначена судебная оценочная экспертиза.
В заключении судебной экспертизы от 25.02.2021, выполненной экспертом (данные изъяты)К. указано следующее:
- отчет (данные изъяты) № 20/О-99/1 от 22.12.2020 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, размешенное использование: под подъездную автомобильную дорогу к базе отдыха «голубой залив», для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: <адрес изъят>, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки. Выявленные ошибки являются формальными и не влияют на определенную стоимость земельного участка;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, размешенное использование: под подъездную автомобильную дорогу к базе отдыха «голубой залив», для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: <адрес изъят>, по состоянию на 01.01.2014 составляет 74 000 руб.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт К. была предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, давая оценку заключению судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Лицами, участвующими в деле, заключение судебной экспертизы не оспорено, возражений относительно величины установленной экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости не поступило.
Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, административный ответчик в нарушение требований ст. 62, ч. 5 ст. 247 КАС РФ не представил.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных требований и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, в размере 74 000 руб. по состоянию на 01.01.2014.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 2, 3 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах поскольку Постановление Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области» вступило в силу 28.12.2020, то установленная данным Постановлением кадастровая стоимость применяется с 01.01.2021, соответственно, установленная в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период с начала ее применения и до 31.12.2020.
Датой обращения ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят является 30.09.2020. Дата обращения ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка - 30.12.2020.
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке, в том числе спорного земельного участка, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим её результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА», предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, размешенное использование: под подъездную автомобильную дорогу к базе отдыха «голубой залив», для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости в размере 74 000 руб. по состоянию на 01.01.2014.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению на период со дня начала применения кадастровой стоимости до 31.12.2020.
Дата обращения ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят - 30.09.2020, дата обращения в суд - 30.12.2020.
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Чекотова П.А. ФОРТУНА» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья И.В. Ларичева
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2021 г.