ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-41/2021 от 22.06.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-41/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 22 июня 2021 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кощеева А.В.,

с участием прокурора Чураковой Н.Р.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «НИПИ ФИО1» к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании Распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.12.2017 N 04-1380 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектный институт биотехнологической индустрии» (далее - ОАО «НИПИ ФИО1», административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (далее – Министерство, административный ответчик) об оспаривании Распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.12.2017 N 04-1380 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В обоснование иска с учетом дополнений указало, что с 2010 года является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами , расположенных в здании с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.12.2017 N 04-1380 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включающий в себя указанные помещения. Здание было включено в Перечень на основании акта обследования от 03.11.2017, являющегося недопустимым доказательством, не соответствующим по своему содержанию утвержденной форме акта обследования, и имеющему неверные арифметические расчеты фактического использования помещений.

При этом незаконность включения указанных помещений в перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в 2016, 2017 годах установлена вступившими в законную силу решениями Кировского областного суда, имеющими в рамках настоящего иска преюдициальное значение.

Критерии, по которым административный ответчик включил здание в Перечень в 2018 году по сравнению с предыдущими периодами, не изменились. Вид разрешенного использования земельного участка безусловно не предусматривает размещение торгового центра (комплекса) и (или) административно-делового центра, на момент включения здания в Перечень был указан как «для размещения административного здания и столовой». Расположение здания на земельном участке, вид которого является смешанным и разрешает размещение административного здания и столовой, не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Документы технического учета (технические паспорта от 2010 года) не подтверждают, что не менее 20% общей площади здания предназначено для использования в целях размещения объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Кроме того, возможность определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества в соответствии со статьей 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 N 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрена в отношении нежилых помещений общей площадью свыше 2000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Тогда как каждое принадлежащее истцу помещение занимает площадь менее 1000 кв.м.

С учетом изложенного административный истец просил признать недействующими со дня принятия пункты 46, 414, 415, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжение министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.12.2017 N 04-1380.

Административный ответчик – министерство имущественных отношений Кировской области в отзыве с учетом дополнений доводы жалобы отклонило, указало на соблюдение Министерством процедуры принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, отсутствие преюдиции в отношении установленных решениями суда обстоятельств применительно к более ранним периодам, на которые были сформированы перечни. Вид разрешенного использования земельного участка «размещение административного здания и столовой» предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, а также предполагает размещение объектов общественного питания, что является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ. В рамках проведенного комиссией обследования с целью определения вида фактического использования здания, составлен акт по состоянию на 2017 год, в соответствии с которым 78,7% общей площади указанного здания фактически используется для размещения кабинетов, остальные 21,3% в целях бытового обслуживания и размещения офисов. Таким образом, на момент формирования Перечня помещения общей площадью 1136 кв.м. (что составляет 21,3% от общей площади здания) фактически использовались для размещения офисов и объектов бытового обслуживания. 90,7% от общей площади здания передано в аренду ООО «Девелоп-центр», а также иным лицам для размещения офисов компаний и сопутствующей офисной инфраструктуры, осуществления уставной деятельности. Указанное отвечает критериям статьи 378.2 НК РФ. Каких-либо арифметических ошибок при подсчете площади занимаемой офисными помещения вопреки доводам истца в акте не имеется. С учетом изложенного административный ответчик просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо – ИФНС России по г.Кирову в отзыве с учетом дополнений указало на необоснованность доводов административного искового заявления, в связи с чем в удовлетворении иска просило отказать.

Заинтересованное лицо – АО КБ «Хлынов» в отзыве указало на обоснованность исковых требований. Судебное заседание просило провести в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2, представители административного ответчика – ФИО3, ФИО4, представитель заинтересованного лица – ФИО5 поддержали доводы и требований изложенные в иске и возражениях на него с учетом дополнений.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора Чураковой Н.Р., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в рассматриваемый период ОАО «НИПИ ФИО1» являлось собственником земельного участка с кадастровым номером № , имеющего вид разрешенного использования «размещение административного здания и столовой», нежилых помещений с кадастровыми номерами , расположенных на указанном земельном участке в здании с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В здании с кадастровым номером площадью 5322 кв.м по адресу: <адрес>, расположены: нежилое помещение № 1006 площадью 204,8 кв.м кадастровый номер наименование «административное помещение», нежилое помещение № 1007 площадью 620,1 кв.м кадастровый номер наименование «нежилое помещение», нежилое помещение № 1008 площадью 598,7 кв.м кадастровый номер наименование «нежилое помещение», нежилое помещение № 1009 площадью 606,5 кв.м кадастровый номер № наименование «нежилое помещение», нежилое помещение № 1010 площадью 637,3 кв.м кадастровый номер наименование «нежилое помещение», нежилое помещение № 1011 площадью 633,7 кв.м кадастровый номер наименование «нежилое помещение», нежилое помещение № 1012 площадью 631,2 кв.м кадастровый номер наименование «нежилое помещение», нежилое помещение № 1003 площадью 469,2 кв.м кадастровый номер наименование «торговое помещение», нежилое помещение № 1013 площадью 481,2 кв.м кадастровый номер наименование «нежилое помещение».

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права и технического паспорта от 15.03.2010 на здание по адресу: <адрес>

25.12.2017 Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области N 04-1380 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 2 указанного Распоряжения помещения, находящиеся в зданиях, включенных в Перечень, а также помещения, не вошедшие в Перечень, но находящиеся в зданиях, включенных в Перечень, относятся к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Здание с кадастровым номером по адресу: <адрес> и нежилые помещения в нем с кадастровыми номерами включены в указанный перечень под номерами 46 и 414 -422 соответственно.

Указывая, что назначение объектов недвижимости и вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается здание, а также сведения, содержащиеся в технической документации, не позволяют прийти к выводу о наличии в данном случае условий для включения имущества в Перечень, тогда как иное свидетельствует о нарушении прав административного истца, последний обратился в Кировский областной суд с настоящим иском.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт не предмет соблюдения требованиям нормативных правовых актов, действующих на момент его принятия и устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, суд исходит из того, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 372 налогового кодекса РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С 01.01.2017 г. вступил в силу Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

В соответствии с абзацами 2, 3 статьи 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО налоговая база в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них независимо от площади, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений, а также нежилых помещений общей площадью свыше 2000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется как кадастровая стоимость имущества.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в абзацах втором и третьем настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период (абзац 5 статьи 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО).

Пунктом 3.1.7 Положения о министерстве государственного имущества Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 27.05.2015 г. № 40/272, обязанность утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, была возложена на данное министерство.

Согласно пункту 1.11 указанного Положения, пункту 1.2 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 N 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 настоящего Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, нормативные правовые акты в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.

В соответствии с пунктом 1.3 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 N 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства является официальный сайт министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru).

Согласно пункту 6.1 указанного распоряжения нормативные правовые акты министерства вступают в силу после их официального опубликования. Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста нормативного правового акта на официальном сайте министерства в разделе «Нормативные правовые акты министерства».

Оспариваемое Распоряжение 25.12.2017 опубликовано на официальном сайте Министерства (www.dgs.kirovreg.ru).

Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 г. № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 N 668-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 07.12.2020 N 170 и передаче некоторых государственных функций и полномочий» министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка его принятия и введения в действие.

Проверяя указанное Распоряжение в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 373 НК РФ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Частью 3 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (часть 4 статьи 378.2 НК РФ).

Согласно части 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с частью 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с частью 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта был утвержден Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 N 375-П.

Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 указанного порядка министерство ежегодно на основании сведений об объектах и правах на них, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области проводит анализ представленных данных на предмет выявления объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а также статьей 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 N 692-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области" (далее - критерии).

Обследование объектов в целях определения вида их фактического использования осуществляется комиссией (пункт 2.2). Комиссия имеет право: посещать объекты, подлежащие обследованию; проводить обмеры (измерения) площадей объектов (при необходимости), расчеты в соответствии с критериями, а также осуществлять фото- и (или) видеосъемку, фиксирующую фактическое использование объектов, а также фото- и (или) видеосъемку информационных стендов с данными о физических и юридических лицах, осуществляющих деятельность на площадях объектов (пункт 2.3). По результатам проведения обследования комиссией определяется вид фактического использования объекта, который отражается в акте обследования объекта (далее - акт обследования) согласно приложению. Акт обследования составляется в срок не позднее 10 календарных дней после даты окончания проведения обследования объекта. При отсутствии каких-либо данных об объекте, подлежащих отражению в акте обследования, в соответствующей строке для заполнения ставится прочерк. При отсутствии возможности фото- и (или) видеосъемки в акте обследования делается особая отметка (пункт 2.5). Объекты, в отношении которых комиссией установлено соответствие вида их фактического использования критериям, включаются в Перечень на очередной налоговый период (пункт 2.8). Объекты, сведения ЕГРН и (или) технического учета (инвентаризации) по которым позволяют однозначно установить соответствие вида их фактического использования критериям, включаются в Перечень на очередной налоговый период без проведения мероприятий, предусмотренных пунктами 2.1 - 2.7 настоящего Порядка (пункт 2.9 названного Порядка).

Исходя из содержания пункта 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.

В обоснование доводов о законности нормативного правового акта в его оспариваемой части, административный ответчик указывает на правомерность включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с принадлежащими истцу нежилыми помещениями и назначения данных помещений.

Действительно, как следует из материалов дела, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , на котором размещено здание с расположенными в нем нежилыми помещениями, является «эксплуатация здания административного корпуса и столовой».

Вместе с тем, доказательств наличия в здании с кадастровым номером № на момент включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, объекта общественного питания в материалы дела не представлено.

Рассматривая вопрос о назначении, наименовании помещений в рассматриваемом здании, суд принимает во внимание, что понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно техническому паспорту от 15.03.2010 на здание с кадастровым номером № от 15.03.2010, составленному Кировским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (т. 1л.д.20-31), нежилые помещения, расположенные в данном здании, имеют назначение «вестибюль», «кабинет», «коридор», «комната охраны», «подсобная», «хранилище», «кладовая», «туалет», «санузел», «умывальная», которые не являются тождественными понятию «офис». Нежилые помещения с назначением «торговый зал» имеются только на первом этаже здания в помещении № 1003, общая площадь которых составляет 351,7 кв.м, что не превышает 6,6% от общей площади здания.

При таком положении, сам по себе вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено данное здание, «размещение административного здания и столовой» не мог являться безусловным основанием для включения здания в Перечень.

В качестве доказательств обоснованности включения здания, а также принадлежащих административному истцу нежилых помещений в нем, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также использования в 2017 году свыше 20% помещений под размещение офисов, объектов бытового обслуживания, административным ответчиком в материалы дела были представлены: акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером по состоянию на 03.11.2017, подлинник которого приобщен к материалам дела; акт обследования объекта недвижимого имущества по состоянию на 2017 год (т.1 л.д.110-119), подлинник которого был представлен суду на обозрение.

Согласно акту обследования недвижимого имущества по состоянию на 03.11.2017 объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 5322 кв.м. полностью (100% площади) используется под размещение офисов. Раздел 4 акта. Расчет доли площади объекта для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений содержит прочерки. Раздел 5 акта. Особые отметки содержит рукописную запись о том, что расчет не требуется, так как объект полностью используется под размещение офисов различных фирм. Согласно указанному в акте выводу, объект фактически используется для размещения офисов, соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ

Согласно же акту обследования объекта недвижимого имущества по состоянию на 2017 год более 78,7% общей площади здания используется для размещения кабинетов, остальные 21,3% (1136 кв.м.) общей площади используются в целях бытового обслуживания и в целях размещения офисов. Согласно указанному в акте выводу, объект соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ.

Согласно сведениям, указанным в отзыве и пояснениям представителей административного ответчика, данным при рассмотрения дела, в ходе обследования комиссией проведен визуальный осмотр здания, а также фотосъемка фасада, входной группы, вывесок с реквизитами, информационных стендов, помещений внутри здания.

Представителем административного истца – ФИО2 в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство об исключении акта обследования объекта недвижимого имущества по состоянию на 2017 год, как составленного после принятия оспариваемого нормативного правового акта, либо назначении судебной экспертизы на предмет исследования давности его изготовления.

Возражая против назначения судебной экспертизы представитель административного ответчика – ФИО6 допуская возможность изготовления акта обследования объекта недвижимого имущества по состоянию на 2017 год в более поздний по отношении к принятию оспариваемого Перечня период, выразила согласие на исключение указанного акта из числа доказательств по делу, просила учесть в качестве доказательства акт обследования недвижимого имущества с кадастровым номером по состоянию на 03.11.2017.

Кроме того, по мнению административного ответчика, фактическое использование здания для размещения офисов также подтверждается заключенными договорами аренды помещений, где административный истец выступает арендодателем, а <данные изъяты> арендатором, также последующими договорами субаренды.

Суд проанализировав, представленные в материалы дела доказательства, находит несостоятельным утверждение административного ответчика о правомерности включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.

Приложенные к акту обследования недвижимого имущества с кадастровым номером по состоянию на 03.11.2017 фотоматериалы отражают лишь наличие вывесок (стендов) с наименованием организаций, а также содержат фотографии коридоров, без изображения иных помещений здания.

Не подвергая сомнению факт первичного обследования рассматриваемого здания комиссией, суд, тем не менее, относится критически к указанному в нем выводу о 100% использовании находящихся в здании помещений для размещения офисов, как преждевременному, не подтвержденному объективными доказательствами, нетождественному выводам, изложенным в уточняющем акте обследования объекта недвижимого имущества по состоянию на 2017 год.

С учетом пояснений представителя административного ответчика, данных в ходе рассмотрения дела, при визуальном осмотре объектов недвижимости в отсутствие видимых доказательств какого-либо производства в помещениях, но при наличии расположенной в помещениях офисной инфраструктуры, сотрудниками уполномоченного органа сделан вывод о 100% использовании здания для размещения офисов. При проверке актов обследования сотрудниками министерства в целях формирования окончательного заключения на предмет соответствия объектов недвижимости требованиям статьи 378.2 НК РФ изготавливается уточняющий акт, в данном случае акт обследования объекта недвижимого имущества по состоянию на 2017 год, исключенный из числа доказательств с согласия административного ответчика.

Наличие же вывесок организаций в действительности может быть учтено уполномоченным органом в качестве предпосылки, свидетельствующей о размещении в здании офисов организаций, вместе с тем требует проверки данного обстоятельства.

Приложенные к акту обследования недвижимого имущества с кадастровым номером по состоянию на 03.11.2017 фотоматериалы не отражают реальный факт использования помещений в здании в указанных в акте целях.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов Министерство вправе запрашивать и получать от органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления и других органов, организаций информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с определением вида фактического использования объектов.

В ходе судебного разбирательства участвующими в деле лицами в обоснование доводов о фактическом использовании здания для размещения офисов коммерческих фирм и возражении в материалы дела были представлены договоры аренды, субаренды, соглашения о расторжении договоров.

Так административным ответчиком в акте обследования недвижимого имущества по состоянию на 2017 год указано, что здание с кадастровым номером используется в целях бытового обслуживания <данные изъяты>.

В обоснование указанных в акте сведений административным ответчиком в материалы дела представлены договоры аренды недвижимого имущества <данные изъяты>, заключенные между административным истцом (арендодатель) и <данные изъяты> (арендатор), основным видом деятельности которого является деятельность агентств недвижимости (т.2 л.д.111-126). Срок действия указанных договоров охватывает рассматриваемый период.

Заинтересованным лицом – ИФНС России по г.Кирову в поддержку доводов административного ответчика в материалы дела были представлены следующие договоры: договор аренды недвижимого имущества <данные изъяты> (т.3 л.д.24-64).

Административным истцом в материалы дела представлено письмо <данные изъяты> от 15.06.2021 (т.2 л.д.208), согласно которому площадь арендуемого <данные изъяты> помещения, меньше указанной в акте. Аналогичная сведения указаны в отношении помещений арендуемых <данные изъяты> с приложением обосновывающих документов. Кроме того, к указанному письму приложены соглашения от 07.09.2015 о расторжении договора субаренды <данные изъяты>

При таких обстоятельствах, изложенные в акте выводы о том, что более 20% общей площади здания используется в целях бытового обслуживания и в целях размещения офисов опровергаются представленными договорами аренды, субаренды и соглашениями о расторжении соответствующих договоров.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается административным ответчиком, представленные в материалы дела договоры аренды, субаренды, соглашения о расторжении договоров, позволяющие установить факт действительного количественного использования помещений для целей офиса, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в распоряжении министерства имущественных отношений отсутствовали, последним в рамках предоставленных полномочий не истребовались. Фактически были представлены заинтересованным лицом – ИФНС России по г.Кирову лишь в ходе рассмотрения дела, как полученные в рамках мероприятий налогового контроля по налоговому периоду 2019-2020 года, в связи с чем не получили должной оценки при формировании Перечня.

Иных доказательств, позволяющих достоверно установить факт использования здания с кадастровым номером в целях бытового обслуживания и в целях размещения офисов в объеме, превышающем 20% от общей площади здания, не имеется

Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что министерством надлежащим образом проводились мероприятия по обследованию помещений здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения его в Перечень на 2018 год.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не представлено относимых доказательств, подтверждающих соответствие здания условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения здания и принадлежащего административному истцу недвижимого имущества в Перечень, оспариваемые положения последнего не могут быть признаны соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество за налоговый период 2018 года и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества недействующими со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 4 500 руб. относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Научно-исследовательский и проектный институт биотехнологической индустрии» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 46, 414, 415, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжение министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 25.12.2017 N 04-1380.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.

Взыскать с министерства имущественных отношений Кировской области в пользу открытого акционерного общества «Научно-исследовательский и проектный институт биотехнологической индустрии» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.В. Кощеев

Решение в окончательной форме принято 30 июня 2021 года.