ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-41/2022 от 15.06.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-41/2022

УИД 12OS0000-01-2022-000020-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 15 июня 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Алимгуловой К.В.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием: прокуроров Талипова Д.Х., ФИО1,

представителя административного истца ФИО2 и заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Торгопт» ФИО3,

представителя заинтересованного лица Помарской сельской администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 29 ноября 2012 года № 28-2, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденных Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 19 февраля 2013 года № 30-8,

УСТАНОВИЛ:

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 29 ноября 2012 года № 28-2 утвержден генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее – Генеральный план Помарского сельского поселения).

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 19 февраля 2013 года № 30-8 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее – Правила землепользования и застройки Помарского сельского поселения).

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план Помарского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Помарского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне «СХ-1» (земли сельскохозяйственного назначения).

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО2 на основании договора купли-продажи от приобрел в собственность указанный земельный участок площадью 10508 кв.м. В соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , относится к территориальной зоне «СХ-1» (земли сельскохозяйственного назначения). 19 марта 2021 года административный истец обратился в администрацию Волжского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отношении принадлежащего ему земельного участка. Письмом от 19 марта 2021 года администрация Волжского муниципального района отказала в выдаче разрешения на строительство, так как земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне сельскохозяйственного использования, а размещение объекта капитального строительства не допустимо в соответствии с данным видом разрешенного использования земельного участка. Рекомендовано обратиться в администрацию Помарского сельского поселения с заявлением по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны. На обращение административного истца от 26 апреля 2021 года в Помарскую сельскую администрацию, был получен ответ от 4 мая 2021 года из которого следует, что в Градостроительном плане земельного участка ошибочно указана зона расположения земельного участка. Изменения в Генеральный план Помарского сельского поселения будут внесены в III-IV квартале 2021 года. Административный истец указывает, что до настоящего времени изменения в Генеральный план не внесены, Генеральный план и Правила землепользования и застройки Помарского сельского поселения в оспариваемой части противоречат положению пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и нарушают его права и законные интересы, поскольку возлагают на него необоснованные ограничения по использованию земельного участка - он оказался лишен возможности его использования в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

В ходе предварительного судебного заседания, состоявшегося 11 апреля 2022 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Торгопт» (далее – ООО «Торгопт»), у которого ФИО2 в 2021 году приобрел земельный участок с кадастровым номером .

В отзыве на административное исковое заявление представитель администрации Волжского муниципального района, оставил разрешение спора на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 - ФИО3, также представляющая интересы заинтересованного лица ООО «Торгопт», поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Помарского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании 31 мая 2022 года исполняющая обязанности главы Помарского сельского поселения ФИО5 возражала против административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Помарской сельской администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл ФИО4 в судебном заседании, оставил разрешение спора на усмотрение суда, при этом указал на то, что для внесения соответствующих изменений в Генеральный план и План землепользования и застройки Помарского сельского поселения необходимы дополнительные затраты.

Представители заинтересованных лиц администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, отдела коммунального хозяйства, строительства и архитектуры администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные документы, заслушав заключение участвующих в деле прокуроров о наличии оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Руководствуясь при рассмотрении настоящего административного дела частью 7 статьи 213 КАС РФ, суд выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частью 3 статьи 43 названного закона установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Генерального плана Помарского сельского поселения, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Положениями данной статьи ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2);

подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3);

проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8);

заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10);

проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11);

протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12);

представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В силу положений статьи 9 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого генерального плана, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11); утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12).

В соответствии с частью 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

В силу части 16 статьи 24 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

В статье 32 ГрК РФ регламентирован порядок утверждения правил землепользования и застройки.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки Помарского сельского поселения, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 3 статьи 32 ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела по существу и следует из пояснений представителя Помарской сельской администрации ФИО4 в соответствии с положениями Устава муниципального образования «Помарское сельское поселение» Собрание депутатов Помарского сельского поселения (далее – Собрание депутатов) является представительным органом сельского поселения. К полномочиям Собрания депутатов относится утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки поселения. Формой деятельности Собрания депутатов является сессия Собрания депутатов, на которой решаются все вопросы, отнесенные к его ведению законодательством Российской Федерации, Республики Марий Эл, Уставом сельского поселения. Собрание депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, которые принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, вступают в силу после их официального опубликования или обнародования. Обнародование осуществляется посредством их размещения для ознакомления граждан на информационных стендах и (или) в других местах, определяемых Собранием депутатов, доведения до населения через средства местного радио. Официальное опубликование осуществляется в средствах массовой информации Волжского муниципального района согласно договоренности с администрацией Волжского муниципального района.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 29 ноября 2012 года № 28-2 утвержден Генеральный план Помарского сельского поселения.

До утверждения проект генерального плана прошел процедуру публичных слушаний, что следует из решения Собрания депутатов Помарского сельского поселения от 29 ноября 2012 года № 28-2, в котором указано, что учитываются протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана. При этом, протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах публичных слушаний, которые в силу закона являются обязательным приложением к проекту генерального плана, суду представлены не были.

С целью проверки соблюдения порядка принятия и введения в действие данного нормативного правового акта суд неоднократно устно и в письменном виде предлагал административному ответчику, заинтересованным лицам на стороне административного ответчика представить документы, подтверждающие соблюдение установленной законом процедуры, вследствие чего в настоящее время суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам.

Данные о том, что нормативный правовой акт прошел процедуру официального опубликования, а также был обнародован путем размещения на информационных стендах, были озвучены представителем заинтересованного лица в судебном заседании; иными лицами, участвующими в деле, данное обстоятельство не оспаривается.

Также судом установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 19 февраля 2013 года № 30-8 утверждены Правила землепользования и застройки Помарского сельского поселения.

До утверждения проект Правил землепользования и застройки прошел процедуру публичных слушаний, что следует из решения Собрания депутатов Помарского сельского поселения от 19 февраля 2013 года № 30-8, в котором указано, что учитываются протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана. При этом, протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах публичных слушаний, которые в силу закона являются обязательным приложением к проекту генерального плана, суду представлены не были.

С целью проверки соблюдения порядка принятия и введения в действие данного нормативного правового акта суд неоднократно устно и в письменном виде предлагал административному ответчику, заинтересованным лицам на стороне административного ответчика представить документы, подтверждающие соблюдение установленной законом процедуры, вследствие чего в настоящее время суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам.

Данные о том, что нормативный правовой акт прошел процедуру официального опубликования, а также был обнародован путем размещения на информационных стендах, были озвучены также представителем заинтересованного лица в судебном заседании; иными лицами, участвующими в деле, данное обстоятельство не оспаривается.

Таким образом, суд исходит из того, что обжалуемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, официально опубликованы. В части соблюдения порядка принятия оспариваемых нормативных актов судом не установлено нарушений.

Собранию депутатов Помарское сельского поселения суд неоднократно в письменной и устной форме разъяснял, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акта, в связи с чем истребовал от административного ответчика соответствующие документы, однако надлежащим образом требования суда исполнены не были, необходимые объяснения представителем административного истца не даны.

Разрешая вопрос о соответствии нормативных правовых актов в той части, которая оспаривается административным истцом, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно положениям частей 3-5 статьи 23 ГрК РФ в документах территориального планирования отражаются, в том числе сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Пунктами 2 и 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по предложению Мингосимущества Республики Марий Эл, рассмотревшего ходатайство администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» о переводе земельного участка из одной категории в другую в целях размещения промышленного объекта (строительства АЗС и придорожного сервиса), Правительством Республики Марий Эл издано распоряжение от 7 октября 2011 года № 621-р о переводе земельного участка с кадастровым номером , местоположение: , в северо-западной части кадастрового квартала, площадью 20987 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Как пояснил представитель административного истца в 2012 году земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет, при этом категория земель определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

На основании постановления Администрации Волжского муниципального района от 2 марта 2012 года № 140 обществу с ограниченной ответственностью «Торгопт-2» (далее – ООО «Торгопт-2») в аренду на 43 года, для строительства АЗС и придорожного сервиса предоставлен из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земельный участок с кадастровым номером площадью 20987 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: , в северо-западной части кадастрового квартала (л.д. 8)

2 марта 2012 года между отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района (арендодатель) и ООО «Торгопт-2» (арендатор) заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка (л.д. 9). В тот же день, 2 марта 2012 года между сторонами договора подписан акт приема-передачи земельного участка, являющийся приложением №1 к договору аренды земельного участка от 2 марта 2012 года (л.д. 10-оборот). Договор аренды земельного участка от 2 марта 2012 года зарегистрирован в установленном законом порядке 2 апреля 2012 года.

Из материалов дела следует, что ООО «Торгопт-2» прекратило свою деятельности путем реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «Торгопт» (далее – ООО «Торгопт») с 26 марта 2015 года. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, участником и учредителем ООО «Торгопт» является ФИО2 (л.д. 174-182)

23 апреля 2018 года кадастровым инженером С. подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером . В результате раздела земельного участка образованы земельные участки с кадастровыми номерами и .

Вновь образованному земельному участку, площадью 10508 кв.м, расположенному по адресу: , 27 апреля 2018 года присвоен кадастровый номер . По данным единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования «для строительства АЗС и придорожного сервиса» (выписка от 17 ноября 2021 года, л.д. 6-7).

На основании заявления ООО «Торгопт» от 4 мая 2018 года администрацией Помарского сельского поселения подготовлен и выдан 24 мая 2018 года Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером . В соответствии с пунктом 2.2 градостроительного плана, земельный участок расположен в зоне Т-1-зона объектов транспортной инфраструктуры. Основными видами разрешенного использования земельного участка являются: здания, строения, сооружения и коммуникации автомобильного транспорта; объекты обслуживания транспортных средств, иные объекты транспортной инфраструктуры (л.д. 17-19). Постановлением Помарской сельской администрации от 24 мая 2018 года № 78 на основании заявления ООО «Торгопт» от 4 мая 2018 года утвержден градостроительный план земельного участка площадью 10508 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: для строительства АЗС и придорожного сервиса. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. 20).

Данный земельный участок, находившийся в собственности ООО «Торгопт» в последствии был продан обществу с ограниченной ответственностью «АЗС №32» (далее – ООО «АЗС №32»), директором и одним из участников которого является ФИО2 (л.д. 168-173).

Обратившись в администрацию Волжского муниципального района по вопросу получения разрешения на строительство «Гостиничного комплекса в составе комплекса дорожного сервиса на км 88+600(слева) а/д «Йошкар-Ола – Зеленодольск» до магистрали «Волга» на земельном участке, расположенном по адресу: , общей площадью 10508 кв.м. с кадастровым номером , ООО «АЗС №32» получило ответ от 19 марта 2021 года , в котором администрация Волжского муниципального района сообщила, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне сельскохозяйственного использования, а размещение вышеуказанного объекта капитального строительства не допустимо в соответствии с данными видом разрешенного использования земельного участка. Рекомендовано обратиться в администрацию Помарского сельского поселения с заявлением по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны СХ-1 на Т1 (л.д. 152).

На обращение ООО «АЗС №32» от 26 апреля 2021 года в Помарскую сельскую администрацию с заявлением о проведении мероприятий по внесению в Генеральный план и Правила землепользования и застройки изменений, касающихся территориального зонирования, с тем, чтобы территория земельного участка с кадастровым номером была отнесена к территориальной зоне, позволяющей строительство объектов капитального строительства, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, был получен ответ от 4 мая 2021 года за подписью Главы администрации ФИО4 о том, что в градостроительном плане земельного участка от 24 мая 2018 года, утвержденного постановлением Помарской сельской администрации от 24 мая 2018 года ошибочно указана зона расположения земельного участка. Согласно Правилам землепользования и застройки Помарского сельского поселения, утвержденного Решением Собрания депутатов второго созыва муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл № 30-8 от 19 февраля 2013 года, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне СХ-1 (земли сельскохозяйственного назначения). Изменения в Генеральный план Помарского сельского поседения будут внесены III-IV квартале 2021 года. (л.д. 55). В судебном заседании представитель заинтересованного лица Помарской сельской администрации ФИО4 пояснил, что ответ дан в отношении земельного участка с кадастровым номером , в письме допущена механическая опечатка при указании кадастрового номера земельного участка.

На основании договора купли-продажи земельного участка от 8 ноября 2021 года ФИО2 приобрел в собственность у ООО «АЗС №32» земельный участок площадью 10508 кв.м., расположенный по адресу: с кадастровым номером . Договор купли-продажи зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в установленном законом порядке 17 ноября 2021 года, номер регистрации (л.д. 161-166). Таким образом, права и законные интересы ФИО2 затрагиваются оспариваемым нормативным регулированием и административный истец вправе их защищать в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

В ходе рассмотрения дела по существу было установлено, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл в оспариваемой части нарушают права административного истца, поскольку препятствуют реализации им в полной мере своих прав собственника земельного участка с кадастровым номером , безосновательно отнесенным к зоне СХ-1 (земли сельскохозяйственного назначения), в частности, его использованию по конкретному назначению.

Из пояснений представителя Помарской сельской администрации следует, что земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, не используется в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах, отнесение земельного участка к зоне СХ-1 (земли сельскохозяйственного назначения) осуществлено без учета требований ГрК РФ, принципов законодательства о градостроительной деятельности, вида разрешенного использования земельного участка, без учета интересов собственника земельного участка, сформированного в результате раздела земельного участка , поставленного на кадастровый учет ранее принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, что свидетельствует об отсутствии обоснованности градостроительных решений при принятии оспариваемых нормативных правовых актов.

Не соглашаясь с доводами административного истца со стороны представителей административного ответчика Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл и заинтересованного лица Помарского сельского поселения приведены доводы о том, что Решением Собрания депутатов Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 11 марта 2021 года № 17-1 утверждены изменения в Генеральный план Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденный Решением Собрания депутатов от 29 ноября 2012 года № 28-2 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, административный истец, несмотря на наличие объективной возможности, не принял участия в общественных обсуждениях о внесении изменений в Генеральный план Помарского сельского поселения, проведенных в феврале 2021 года. Суду представлена проектная документация, подготовленная акционерным обществом «Марийскгражданпроект - Базовый территориальный проектный институт» по заказу администрации Помарского сельского поселения. Из содержания проектной документации следует, что внесенные изменения не затрагивают положения территориального зонирования в отношении земельного участка административного истца. Факт неучастия административного истца в общественных обсуждениях не исключает право административного истца на обращение за судебной защитой.

В связи с этим, суд полагает необходимым административный иск ФИО2 удовлетворить. Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденный Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 29 ноября 2012 года № 28-2 и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденные Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 19 февраля 2013 года № 30-8, подлежат признанию недействующими в части установления зоны СХ-1 (земли сельскохозяйственного назначения) в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1058 кв.м., расположенного по адресу: .

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает возможным признать не действующими оспариваемые положения нормативных правовых актов со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Во исполнение требования, указанного в пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном печатном издании, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденный Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 29 ноября 2012 года № 28-2 и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденные Решением Собрания депутатов муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 19 февраля 2013 года № 30-8, в части установления территориальной зоны СХ-1 (земли сельскохозяйственного назначения) в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1058 кв.м., расположенного по адресу: .

Обязать Собрание депутатов Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.В. Алимгулова

Мотивированное решение составлено 24 июня 2022 года.

Решение27.06.2022