10OS0000-01-2022-000043-35
№ 3а-41/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 апреля 2022 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А., с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителя административных истцов ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО2, ФИО3 о признании не действующим приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23 марта 2018 г. № 81 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия» в части,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратились в суд с административными исками о признании не действующим приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23 марта 2018 г. № 81 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия» (далее - Приказ, приказ № 81) в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для супермаркетов (универмагов) в размере 0,42 куб.м в год (35,243 кг/год) для 1 кв.м общей площади.
В обоснование требований указали, что пункт 2 приложения к Приказу противоречит разделу 2, пункту 37 раздела 2 «ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст (далее - ГОСТ Р 51303-2013), пунктам 4, 6, 8, 9, 10, 11, 15-22 постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 269), так как не произведена дифференциация нормативов в отношении категорий объектов супермаркет и универмаг, обладающих разными признаками, при установлении нормативов была нарушена процедура их расчета, а именно: отсутствуют доказательства выбора для целей замеров надлежащих объектов (не менее трех), относящихся к соответствующей категории; использованы недостоверные данные о расчетной единице (площади объектов (кв.м)); отсутствуют доказательства производства замеров ТКО, образовавшихся на выбранных объектах, относящихся к соответствующей категории, с исключением возможности смешивания отходов объектов различных категорий и отходов, образовавшихся в местах несанкционированного накопления ТКО; не были получены результаты всесезонных замеров; отсутствуют доказательства производства измерений с использованием соответствующих требованиям законодательства средств измерений. Поскольку замеры с учетом сезонных изменений не проводились или проведены с существенными нарушениями Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия были неверно определены среднесуточные, годовые и среднемесячные нормативы.
Оспариваемые положения Приказа нарушают права и законные интересы административных истцов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку они, являясь индивидуальными предпринимателями, имеющими в собственности по (...) долей здания универсама (...) общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...), помещения которого сдаются в аренду, осуществляют деятельность по обращению с ТКО.
Нарушение процедуры установления нормативов привело к неправомерному установлению размера платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, общество с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» (прежнее наименование - общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс»), государственное казенное учреждение Республики Карелия «Карелприрода».
В судебном заседании представитель административных истцов требования поддержал по изложенным в административных исках основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве представитель административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство) административный иск не признала, указав, что в настоящее время полномочия по установлению нормативов в сфере обращения с ТКО переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в связи с чем Министерство является ненадлежащим административным ответчиком. Приказ соответствует нормам федерального законодательства, принят в пределах предоставленных Министерству полномочий, в установленном порядке. Норматив разработан Петрозаводским государственным университетом в соответствии с государственным контрактом.
Заслушав объяснения представителя административных истцов, показания свидетеля (...), заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, материалы административного дела № 3а-42/2021, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ, Федеральный закон об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Статьей 5 Закона Республики Карелия от 04 апреля 2016 г. № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» разработка порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) отнесена к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 года № 216-П, в редакции, действовавшей на дату издания Приказа, Министерство являлось органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов. Согласно пункту 11 указанного Положения Министерство при реализации возложенных на него функций в установленном порядке издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия, нормативные правовые и иные акты, контролирует выполнение указанных актов, дает разъяснения по их применению.
Подпунктом 109 пункта 10 указанного Положения о Министерстве в редакции, действовавшей на дату издания Приказа, было предусмотрено, что Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Данный подпункт был признан утратившим силу постановлением Правительства Республики Карелия от 06 февраля 2020 г. № 37-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия».
Процедура принятия оспариваемого приказа Министерства проверялась судом в порядке статьи 21 КАС РФ. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 05 апреля 2021 г. по административному делу № 3а-42/2021 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Указанные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применен к ФИО2 и ФИО3, с учетом требований статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), они имеют право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 указанного Кодекса, в полном объеме.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации № 269, Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр (далее - Методические рекомендации), приказом № 81 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия.
Указанные нормативы установлены отдельно в отношении объектов общественного назначения (административные здания, учреждения, конторы, предприятия торговли, предприятия транспортной инфраструктуры, дошкольные и учебные заведения, культурно-развлекательные, спортивные учреждения, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, предприятия в сфере похоронных услуг) и домовладений.
Согласно пункту 2 приложения к приказу № 81 для категории предприятия торговли супермаркет (универмаг) установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов 0,42 куб.м в год (35,243 кг/год) для 1 кв.м общей площади (расчетная единица).
Анализируя содержание пункта 2 приложения к Приказу на соответствие требованиям действующего законодательства, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1 Правил).
Методическими рекомендациями предусмотрено, что при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов целесообразно проводить замеры в сроки: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь (пункт 9).
В пунктах 11 и 12 Методических рекомендаций регламентируется порядок проведения замеров и взвешивания для определения объема отходов.
Таким образом, исходя из совокупности вышеуказанных положений действующего законодательства, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.
Судом установлено, что для определения нормативов накоплений твердых коммунальных отходов Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключило с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Петрозаводский государственный университет» государственный контракт № от 03 июля 2017 г. на выполнение работ по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Карелия.
Согласно техническому заданию в целях его выполнения ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» самостоятельно определяло участки поселений и городских округов; категории потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; категории объектов, на которых образуются отходы; виды и группы отходов, группы однородных отходов, в которых будут проводиться замеры, а также необходимость устанавливать единый норматив ТКО для всех групп или дифференцировать его по определенным категориям.
Также ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» самостоятельно решало о сезонности проведения соответствующих замеров.
По результатам проведенной работы ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» составило отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Карелия» (далее - Отчет, отчет о нормативах ТКО).
Выполненный Отчет принят административным ответчиком.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по всем категориям объектов, указанным в Отчете, были отражены в приказе № 81.
Учитывая отсутствие законодательно установленной процедуры принятия органом государственной власти нормативного правового акта в сфере обращения с ТКО, суд приходит к выводу о том, что процедура издания оспариваемого приказа № 81 административным ответчиком не нарушена.
Анализируя норматив накопления твердых бытовых отходов для категории объекта - супермаркет (универмаг), суд приходит к выводу о том, что он установлен без соблюдения требований Правил № 269, а именно, в качестве объектов, участвующих в определении норматива ТКО для указанной выше категории, приняты объекты, не отвечающие данному критерию. Не проводились замеры определения массы заполненного контейнера. Указанное выше свидетельствует о нарушении административным ответчиком пунктов 7, 8, 9 Правил № 269.
Таким образом, масса отходов для указанной категории объектов фактически не установлена. Доказательств обратного суду представлено не было.
Так, из Отчета следует, что для категории объекта - супермаркеты (универмаги) были выбраны магазины «Тандер «Магнит», «Агроторг», «Лента», супермаркет № 1, расположенные в городах Сортавала, Костомукша, Петрозаводск.
При этом суд отмечает, что с 01 апреля 2014 г. приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст утвержден ГОСТ Р 51303-2013, которым определены типы предприятий розничной торговли (предприятие розничной торговли определенного вида, классифицированное по площади торгового зала, методам продажи и/или формам торгового обслуживания покупателей). Данный стандарт определяет, какой объект торговли относится к супермаркету и универмагу.
В соответствии с пунктом 42 ГОСТ Р 51303-2013 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа) супермаркет (универсам) представляет собой магазин с площадью торгового зала от 400 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 апреля 2020 г. № 175-ст термин 42 изложен в следующей редакции «42 супермаркет: Магазин с площадью торгового зала от 400 м2 до 2500 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания».
Согласно пункту 45 ГОСТ Р 51303-2013 универмаг: магазин с совокупной площадью торговых залов от 3500 м2 в городском населенном пункте и от 650 м2 в сельском населенном пункте, в котором осуществляют продажу непродовольственных товаров универсального ассортимента.
Таким образом, понятия супермаркет и универмаг не являются идентичными.
Из Отчета (пункт 5.2.4, таблица 17) следует, что для расчета норматива накопления твердых коммунальных отходов в категории супермаркет (универмаг) рассматривались супермаркет «Агроторг» г. Сортавала, (...), супермаркет № 1 г. Сортавала, (...), супермаркет «Магнит» г. Костомукша, (...), супермаркет «Лента» г. Петрозаводск, ул. (...), супермаркет «Магнит» г. Петрозаводск, (...)
Супермаркет «Магнит», расположенный в г. Костомукша, (...), использовался также в качестве объекта для определения норматива накопления твердых коммунальных отходов и для категории - продовольственные магазины (с указанием иной площади - (...) кв.м), что является недопустимым, не отражающим действительные сведения.
При сравнении показателей в таблицах 14 «Годовой норматив накопления ТКО для продовольственных магазинов» и 17 «Годовой норматив накопления ТКО супермаркетов (универмагов)» Отчета по объекту магазин «Магнит», Костомукша, (...), и супермаркет «Магнит» по аналогичному адресу выявлены несоответствия, а именно, среднегодовой объем ТКО в таблице 14 составляет (...) куб.м, а в таблице 17 этот же показатель равен (...) куб.м, не совпадают также площадь магазина и среднегодовая масса ТКО.
Кроме того, супермаркет «Агроторг» и супермаркет № 1, расположенные в г. Сортавала, имеют площадь (...) кв.м и (...) кв.м соответственно.
Таким образом, исходя из указанной в Отчете площади, при расчете норматива накопления ТКО в качестве объектов рассматривались универмаги, супермаркет, а также объекты, не относящиеся ни к одной из категорий, что является неправомерным.
Допрошенная в судебном заседании свидетель (...), являвшаяся руководителем группы по разработке нормативов ТКО, не смогла объяснить имеющиеся в Отчете противоречия, а также порядок и процедуру проведения исследований.
Пункт 9 Правил предусматривает, что в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.
Представленный Отчет не содержит обоснований того, какие контейнеры, бункеры или полиэтиленовые мешки использовали разработчики при проведении замеров отходов, как производился ими расчет массы и объема отходов, как были получены цифры, отраженные в Отчете. Какие документы подтверждают принадлежность контейнеров, бункеров или полиэтиленовых мешков объектам исследования.
Не устранены эти сомнения, неточности и возникшие в связи с этим противоречия в судебном заседании, в том числе, путем допроса свидетеля.
Сторона административного ответчика не представила доказательств соблюдения им пунктов 11, 12, 13 и 14 Правил № 269 при расчете норматива накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универмагов).
Так, из Отчета следует, что замеры по каждому объекту производились в апреле, июле, октябре, декабре 2017 г.
Однако право на выполнение указанных выше работ возникло у сотрудников ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» только после заключения государственного контракта, то есть после 03 июля 2017 г.
Сторона административного ответчика, а также допрошенная в судебном заседании свидетель (...) не смогла объяснить законность производимых сотрудниками группы, работавшей над выполнением государственного контракта, замеров в апреле 2017 г.
Вместе с тем, одно из условий правильного определения норматива накопления твердых коммунальных отходов - это совокупность результатов о массе и объеме отходов.
Доводы административных истцов о нарушении требований федерального законодательства при установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов стороной административного ответчика не опровергнуты.
Таким образом, проанализировав доказательства, нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универмагов), указанные в пункте 2 Приложения к Приказу, установлены с нарушением статьи 24.10 Федерального закона об отходах производства и потребления, пунктов 4-12 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», что влечет признание Приказа в оспариваемой его части не действующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая обстоятельства дела, суд полагает необходимым признать Приказ в оспариваемой части не действующим с даты его принятия.
Сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти (часть 4 статьи 215 КАС РФ).
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы.
Руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые заявления ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать не действующим пункт 2 приложения к приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23 марта 2018 г. № 81 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия» в части, устанавливающей норматив накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универмагов) в размере 0,42 куб.м в год (35,243 кг/год) для 1 кв.м. общей площади, со дня его принятия.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 25 апреля 2022 г.