дело № 3а-420/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Казань 16 августа 2019 года Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ю.А. Старшой, при секретаре судебного заседания Г.Н. Ворожейкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Казанский завод искусственных кож» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество «Казанский завод искусственных кож» являлось собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения), площадью 28 475 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 13 июля 2018 года; является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения), площадью 27 603 квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 11 января 2019 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... была определена в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методических указаний). Указанная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 13 июля 2018 года, подлежала применению для целей налогообложения с 13 июля 2018 года, рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани» и составляла 139 843 287 рублей 75 копеек. 11 января 2019 года право собственности административного истца на указанный земельный участок прекращено, 15 января 2019 года земельный участок снят с кадастрового учета в связи с образованием из него четырех земельных участков с кадастровыми номерами .... Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, установлена по состоянию на 11 января 2019 года, подлежит применению для целей налогообложения с 11 января 2019 года, рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 и составляет 135 560 817 рублей 27 копеек. Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 42 257 700 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 13 июля 2018 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 44 709 400 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2019 года. В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ФИО1, действующий в соответствии с предоставленными ему доверенностью от 18 февраля 2019 года полномочиями, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 64 410 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 13 июля 2018 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 68 235 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2019 года, согласно заключению судебной экспертизы. Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан ФИО2 административный иск не признал. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты № 29-19 от 6 марта 2019 года, № 28-19 от 7 марта 2019 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс» по инициативе закрытого акционерного общества «Казанский завод искусственных кож», согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 13 июля 2018 года составила 42 257 700 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 11 января 2019 года составила 44 709 400 рублей. На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость. Согласно заключению № 1407/Э-19 от 24 июля 2019 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертиз и оценки ФИО3» ФИО3 отчеты № 29-19 от 6 марта 2019 года, № 28-19 от 7 марта 2019 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс» по инициативе закрытого акционерного общества «Казанский завод искусственных кож», согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 13 июля 2018 года составила 42 257 700 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 11 января 2019 года составила 44 709 400 рублей, не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. При этом эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков определена в них неправильно. Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 13 июля 2018 года, согласно заключению, составила 64 410 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 11 января 2019 года, согласно заключению, составила 68 235 000 рублей. В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В пункте 19 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3). По мнению суда, заключение № 1407/Э-19 от 24 июля 2019 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертиз и оценки ФИО3» ФИО3 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности. Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельных участков, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными. Судом не усматриваются нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при изложении заключения по его форме и содержанию. Представитель административного истца согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежавшего и принадлежащего закрытому акционерному обществу «Казанский завод искусственных кож» на праве собственности земельных участков. Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с выводами эксперта не согласился. Вместе с тем, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость принадлежавшего и принадлежащего закрытому акционерному обществу «Казанский завод искусственных кож» на праве собственности земельных участков и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административным ответчиком не представлено. При оценке заключения № 1407/Э-19 от 24 июля 2019 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертиз и оценки ФИО3» ФИО3 в совокупности с другими доказательствами по делу у суда не возникло сомнения в его правильности или обоснованности. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной заключением № 1407/Э-19 от 24 июля 2019 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертиз и оценки ФИО3» ФИО3. Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В пункте 18 постановления от 30 июня 2015 года № 28 Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Исходя из вышеприведенных положений нормативно-правовых актов и принимая во внимание, что административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года № П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежавшего и принадлежащего ему на праве собственности земельных участков 14 марта 2019 года, указанные сведения о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером .... подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2019 года, а также должны учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 13 июля 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то есть до 10 января 2019 года включительно (в связи с прекращением существования указанного земельного участка ввиду постановки 11 января 2019 года на государственный кадастровый учет образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами ...., ....); в отношении земельного участка с кадастровым номером .... должны учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 11 января 2019 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Казанский завод искусственных кож» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить. Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения), площадью 28 475 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 64 410 000 рублей по состоянию на 13 июля 2018 года. Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 13 июля 2018 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то есть до 10 января 2019 года включительно. Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные, бытовые, производственные здания и сооружения), площадью 27 603 квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 68 235 000 рублей по состоянию на 11 января 2019 года. Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 11 января 2019 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 марта 2019 года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан. Судья Ю.А. Старшая Справка: решение принято судом в окончательной форме 21 августа 2019 года. Судья Ю.А. Старшая |