ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-420/2022 от 26.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-420/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 26 сентября 2022 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,

представителя административного истца – Пухова С.Б., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Кыровой Н.В., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садыкова Шамиля Гумаровича о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

установил:

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2021 года №940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 940-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.

Указанное Постановление № 940-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 ноября 2021 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 49, 6 декабря 2021 года, вступило в силу с 1 января 2022 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённый Постановлением № 940-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень). В Перечень включено здание с кадастровым номером **15, расположенное по адресу: ****, под номером 2242.

Садыков Шамиль Гумарович (далее по тексту также – административный истец), являясь собственником в нежилого помещения с кадастровым номером **102, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 2242 Перечня. Помещение с кадастровым номером **102, расположено в здании с кадастровым номером **15, которое включено в оспариваемый нормативный правовой акт (л.д. 11).

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат действующим законам, нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

28 июля 2022 года протокольным определением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: К., Р., Б., Г., Х., Т., А., Ж., ООО «Бета Пермь», ООО «АГРОТОРГ», ООО «Де-Факто», ООО «Форпост», ПАО «Сбербанк России».

Административный истец Сдыков Ш.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом.

Представитель административного истца Пухов С.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении, пояснениях.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Кырова Н.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

Заинтересованные лица: К., Р., Б., Г., Х., Т., А., Ж., ООО «Бета Пермь», ООО «АГРОТОРГ», ООО «Де-Факто», ООО «Форпост», ПАО «Сбербанк России» извещены надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, не явились, представителей в судебное заседание не направили, мнение по заявленным требованиям не выразили.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Синевой А.М., полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 4 и 6 пункта 1 названной статьи).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (с августа 2019 года наименование изменено на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, далее по тексту также - «Министерство») уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Пермского края № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год. В пункт 2242 указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером **15, принадлежащее административному истцу.

Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года №940-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликовано на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года №223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником помещения с кадастровым номером **102, расположенного по адресу: ****, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 1196,3 кв.м. Данное помещение расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером **15, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 11). Объект недвижимости с кадастровым номером **15 расположен на земельном участке с кадастровым номером **8.

Согласно сведениям Росреестра кадастровый номер **15 присвоен зданию, расположенному по адресу: ****. По состоянию на 1 января 2021 года имело следующие характеристики: наименование – инженерно-лабораторный корпус, назначение-нежилое. В период с 1 января 2021 года наименование, назначение здания не изменялись. Земельный участок с кадастровым номером **8, расположен по адресу: ****. По состоянию на 1 января 2021 года вид разрешенного использования земельного участка по документу «Под встроенные помещения на 1 этаже 5-этажного панельного инженерно-лабораторного корпуса (литер Д3), нежилые помещения на 1 этаже 5-этажного панельного здания инженерного корпуса, нежилое помещение на 2 этаже 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса, встроенные помещения на 3, 4, 5 этажах 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса (литер Д, Д3), встроенные помещения на 2, 3, 4 этажах 5-этажного панельного инженерного-лабораторного корпуса», по классификатору Росреестра «для размещения промышленных объектов». В период с 1 января 2021 года вид заращённого использования земельного не изменялся.

Вышеуказанное здание с кадастровым номером **15 включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года №940-п под пунктом 2242.

Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представитель административного ответчика указывал в письменном отзыве на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемый нормативный правовой акт, утвердивший Перечень (на 2022 год) на основании акта Здания от 16 декабря 2021 года, которое расположено на земельном участке, с видом разрешенного использования «Под встроенные помещения на 1 этаже 5-этажного панельного инженерно-лабораторного корпуса (литер Д3), нежилые помещения на 1 этаже 5-этажного панельного здания инженерного корпуса, нежилое помещение на 2 этаже 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса, встроенные помещения на 3, 4, 5 этажах 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса (литер Д, Д3), встроенные помещения на 2, 3, 4 этажах 5-этажного панельного инженерного-лабораторного корпуса», что, по мнению административного ответчика, являлось достаточным основанием для включения Зданий в Перечни имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В последствие представитель административного ответчика пояснила в судебном заседании о том, что на момент составления Перечня и принятия оспариваемого нормативного правого акта (29 ноября 2021 года) использовался акт обследования фактического использования Здания, выполненный в октябре 2017 года, а акт обследования от 16 декабря 2021 года выполнен после принятия оспариваемого нормативного правового акта, но полагает, что данный акт подтверждает использование более 20% помещений в Здании для целей размещения офисов, торговых объектов и бытового обслуживания.

Из представленных административным истцом и административным ответчиком в материалы дела документов, пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что отношении здания с кадастровым номером **15 проводилось обследование фактического использования 22 сентября 2017 года (л.д. 19), 16 декабря 2021 года (л.д. 76); сделан вывод о том, что более 20% площади объекта используется под размещение офисных и административных помещений.

Между тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика, которые были поддержаны его представителем в ходе рассмотрения дела по существу.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из системного толкования приведенных выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в ред. Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года № 458-ПК) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;

3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого пункта постановления № 940-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Зданий в Перечень на 2022 год.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу Здания в оспариваемый Перечень, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 виду разрешенного использования – размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, для иных целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 налогового кодекса Российской Федерации соответствуют пунктам 3.3 – бытовое обслуживание, 4.2 - Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) и пунктом 4.6 - в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Из материалов дела следует, что помещение с кадастровым номером **102 общей площадью 1196,3 кв.м., назначение - нежилое, наименование – нежилое помещение, расположено по адресу: ****, в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером **15. В свою очередь здание с кадастровым номером **15; наименование- инженерно-лабораторный корпус, назначение- нежилое, расположено на земельном участке с кадастровым номером: **8, что следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю. Для указанного земельного участка вид разрешенного использования установлен как «Под встроенные помещения на 1 этаже 5-этажного панельного инженерно-лабораторного корпуса (литер Д3), нежилые помещения на 1 этаже 5-этажного панельного здания инженерного корпуса, нежилое помещение на 2 этаже 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса, встроенные помещения на 3, 4, 5 этажах 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса (литер Д, Д3), встроенные помещения на 2, 3, 4 этажах 5-этажного панельного инженерного-лабораторного корпуса»; наименование, назначение здания, а также вид разрешенного использования земельного участка не изменялись.

Таким образом, принадлежащие административному истцу помещение находится в Здании, расположеном на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания.

В связи с изложенным, вопрос о включении Здания в Перечни должен был разрешаться с учетом фактического использования таких объектов недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данных объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на назначение Здания - для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, размещения объекта общественного питания, не менее 20 процентов общей площади административного здания.

Согласно техническому паспорту нежилого здания, составленному по состоянию на 22 ноября 2002 года ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Пермский филиал данный объект недвижимости состоит из 5 этажей, имеет назначение – инженерно-лабораторный корпус, использование – учрежденческая, производственная, торговая, учебно-научная, бытовой обслуживание, площадью 5433,5 кв.м. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в здании имеют следующие наименования. На первом этаже: мастерская, коридор, тамбур, лестничная клетка, электрощитовая, кондиционерная, кладовая, торговый зал, подсобное помещение, сан.узел, основное помещение, касса, туалет, умывальник, узел управления, комната охраны, холл, мойка, парикмахерская, склад. На втором этаже: кабинет, лестничная клетка, туалет, коридор, умывальник, торговый зал, архив, машинный зал, шкаф, комната отдыха. На третьем этаже: аудитория, лестничная клетка, туалет, коридор, умывальник, подсобное помещение, кабинет, шкаф, мастерская, выставочный зал. На четвертом этаже: кабинет, лестничная клетка, туалет, коридор, умывальник, выставочный зал, шкаф, библиотека, компьютер.класс, приемная. На пятом этаже: архив, лестничная клетка.

Согласно проекту перепланировки помещений 1,2,3,4 этажа административного здания по адресу: ****, составленному по состоянию на 1 сентября 2016 года МП БТИ Чердынского района СРО «Проектные организации Урала» вид объекта недвижимости- помещение, назначение объекта недвижимости-нежилое. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в здании имеют следующие наименования до перепланировки. На первом этаже: кладовая, лестничная клетка, коридор, торговый зал. На втором этаже: умывальник, туалет, кабинет, коридор, архив, машинный зал. На третьем этаже: умывальник, туалет, кабинет, лестничная клетка, коридор. На четвертом этаже: умывальник, туалет, кабинет, лестничная клетка, кладовая. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в здании имеют следующие наименования после перепланировки. На первом этаже: помещение, лестничная клетка. На втором этаже: умывальник, туалет, помещение, лестничная клетка, коридор, тамбур. На третьем этаже: умывальник, туалет, помещение, коридор, лестничная клетка. На четвертом этаже: умывальник, туалет, помещение, коридор, лестничная клетка.

Площадь помещений с наименованием «торговый зал»(204,7 кв.м., 443,5 кв.м., 35,0 кв.м., 35,5 кв.м 44,0 кв.м, 20,9 кв.м., 43,2 кв.м.), «парикмахерская»(34,0 кв.м), «касса»(5,7 кв.м) не превышает 20 процентов от общей площади Здания.

При этом перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания либо бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Понятие «кабинет» не является тождественным с понятием «офис».

Из возражений административного ответчика следует, что основанием для включения спорного объекта с кадастровым номером **15 в Перечень явился вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание – «Под встроенные помещения на 1 этаже 5-этажного панельного инженерно-лабораторного корпуса (литер Д3), нежилые помещения на 1 этаже 5-этажного панельного здания инженерного корпуса, нежилое помещение на 2 этаже 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса, встроенные помещения на 3, 4, 5 этажах 5-этажного панельного здания инженерно-лабораторного корпуса (литер Д, Д3), встроенные помещения на 2, 3, 4 этажах 5-этажного панельного инженерного-лабораторного корпуса». В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что здание включено в перечень на основании акта от октября 2017 года, и актом от 16 декабря 2021 года правильность данных выводов, по мнению представителя ответчика, подтверждается. Осмотр Здания, помещений в них на предмет его фактического использования при подготовке проектов Перечней проводился уполномоченным органом - Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (с августа 2019 года - Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края).

Представленные в материалы дела акты обследования по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения от 16 декабря 2021 года и от октября 2017 года не могут быть приняты судом во внимание в силу следующего.

Акт обследования фактического использования Здания от октября 2017 года (л.д. 14-18) не принимается судом как надлежащее доказатльство, поскольку из акта следует, что все помещения в здании используются для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Таким образом, объект обоснованно признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законе 141-ПК, на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и акте обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, что является достаточным основанием для включения в Перечень. Представленный Акт обследования содержит лишь указание на то, что в оспариваемом Здании все помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Вместе с тем, в Акте не приведены дата проведения осмотра Здания, выявленные в ходе обследования причины, свидетельствующие о размещении офисов в Здании. Акт не содержит описания результатов обследования фактического использования объекта недвижимости (нежилых помещений), а содержит лишь общее указание на использование нежилых помещений на 1-5 этажах здания в целях размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Фотографии, приложенные к акту, не имеют привязки к адресу объекта, ни к конкретным помещениям, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Акт обследования фактического использования Здания и помещений в нем от 16 декабря 2021 года выполнен после принятия оспариваемого нормативного правового акта, не мог быть учтен в период принятия, так как не отражает состояние Здания и использование помещений в нем на дату принятия постановления № 940-п, поэтому не может влиять на оценку обстоятельств дела с учетом предмета спора.

В силу прямого указания, содержащегося в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допустимым доказательством правомерности включения объекта недвижимости в Перечень по его фактическому использованию является акт обследования.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

По документам технического учета невозможно сделать вывод о предназначении здания с кадастровым номером **15 как офисного либо в целях общественного питания.

По смыслу положений глав 30, 39 Гражданского кодекса РФ, а также исходя из положений Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1036, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, правоотношения в сфере оказания услуг и розничной купли-продажи направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работ или услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом, оказание таких услуг должно носить публичный характер и быть доступно для каждого потребителя.

Представленные представителем административного ответчика сведения налогового органа о зарегистрированных кассовых аппаратах и использовавших их организациях и предпринимателях, а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и Реестра индивидуальных предпринимателей со сведениями о зарегистрированных видах деятельности собственников нежилых помещений в Здании не являются доказательствами, подтверждающими фактическое использование Здания для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Надлежащим доказательством подтверждения фактического использования Здания является акт осмотра фактического использования здания, однако представленный ответчиком акт по вышеприведенным причинам не принят судом в качестве надлежащего доказательства.

Анализ представленных документов не позволяет суду сделать вывод об отнесении помещения к офисным и другим помещениям, используемым в целях, установленных статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения зданий в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца, подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией от 13 мая 2022 года.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Садыкова Шамиля Гумаровича удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункт 2242 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Садыкова Шамиля Гумаровича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 октября 2022 года.

Судья: подпись