№ 3а-421/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Куйлибаевой З.К.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
19 ноября 2018 года
административное дело по административному иску Акционерного общества «Кемеровская генерация», Акционерного общества «Кузнецкая ТЭЦ», Акционерного общества «Кузбассэнерго» о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 458 от 7 декабря 2017 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области» в части установления нормативов для Кемеровского, Новокузнецкого, Беловского, Мысковского городских округов,
У С Т А Н О В И Л:
Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее РЭК КО, РЭК) 7 декабря 2017 года принято Постановление №458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области».
Приложением №1 для Кемеровского и Новокузнецкого городских округов установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области с применением расчетного метода в многоквартирных домах:
с изолированными стояками:
- с полотенцесушителями 0,0598 Гкал на куб.м.,
- без полотенцесушителей 0,0548 Гкал на куб.м.;
2) с неизолированными стояками:
- с полотенцесушителями 0,0647 Гкал на куб.м.,
- без полотенцесушителей 0,0598 Гкал на куб.м.
Приложением №2 для ряда муниципальных образований, включая Беловский и Мысковский городские округа, установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области с применением метода аналогов в многоквартирных домах:
с изолированными стояками:
- с полотенцесушителями 0,0544 Гкал на куб.м.,
- без полотенцесушителей 0,0536 Гкал на куб.м.;
2) с неизолированными стояками:
- с полотенцесушителями 0,0580 Гкал на куб.м.,
- без полотенцесушителей 0,0548 Гкал на куб.м. (л.д. 24-26)
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 8 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 163).
АО «Кемеровская генерация», АО «Кузнецкая ТЭЦ», АО «Кузбассэнерго» обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующим с 1 января 2018 года Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2017 года № 458 в части установления нормативов для Кемеровского, Новокузнецкого, Беловского, Мысковского городских округов, поскольку оно не соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее также - Правила № 306), Федеральному закону от 27 июля 210 №190-ФЗ «О теплоснабжении». Установленные регулирующим органом нормативы необоснованно занижены, что нарушает права Обществ при осуществлении предпринимательской деятельности, влечет образование убытков.
Представители административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 заявленные требования поддержали, представили пояснения.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО4 против удовлетворения требований возражала, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 пояснил, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Маслаковой О.Г., полагавшей заявленные требования, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.66 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области утверждает норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды; по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам № 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в Приложении к Правилам (формулы 1 - 4).
Согласно пункту 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различии в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно формуле 2 приложения № 1 Правил № 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен составить не менее 10 домов.
В силу пункта 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Пунктом 37 Правил № 306 предусмотрено, что в отношении холодного и горячего водоснабжения, а также отопления показания приборов учета снимаются – первого и последнего числа отопительного периода.
Согласно пункту 23 Правил № 306 применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов.
Из материалов дела следует, что административные истцы, являясь теплоснабжающими организациями, оказывают услуги по горячему водоснабжению на территории следующих муниципальных образований:
- АО «Кемеровская генерация» - Кемеровского городского округа,
- АО «Кузбассэнерго» - пгт. Инской Беловского городского округа и Мысковского городского округа,
- АО «Кузнецкая ТЭЦ» - Новокузнецкого городского округа.
До принятия оспариваемого постановления регулирующей организацией для Обществ на 2018 год нормативы были установлены Постановлениями РЭК КО от 1 декабря 2015 г. № 667, 671, 678 в размере 0,06500 (т. 2 л.д. 25-31, 42-47, 59-64, т. 1 л.д. 41-42).
Постановлением №458 принятым на заседании правления РЭК 07 декабря 2017 года с соблюдением установленной процедуры (выписка из протокола №66 от 7 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 27-58), оспариваемые нормативы для Беловского и Мысковского городских округов были установлены методом аналогов, для Кемеровского и Новокузнецкого городских округов расчетным методом.
Основанием установления нормативов послужило экспертное заключение экспертной группы РЭК КО от 6 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 170-242).
С целью сбора исходной информации РЭК КО в адрес руководителей организаций в сфере теплоснабжения 23 января 2017 года было направлено письмо №М-5-5/178-02 «О нормативах расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению», в котором предложено в срок до 28 февраля 2017 года предоставить данные: значение средней температуры холодной воды в системе водопровода, за пять лет, информацию о продолжительности отопительного и неотопительного периода, значение температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, в части расхода тепла в системе ГВС по многоквартирным и жилым домам (т. 1 л.д. 101-102)
В ответ на данное письмо в адрес РЭК поступила информация от ООО «Техснаб» г. Мыски (выборка по 36 объектам, т. 1 л.д. 104-105), ООО «Энергоресурс» (Беловский муниципальный район-186, т. 1 л.д. 106-111), ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (г. Калтан – 14, г. Осинники - 61, т. 1 л.д. 112-113), ОАО «Знамя» (Киселевский городской округ -11, т. 1 л.д. 116-117), ОАО «СКЭК» (г. Березовский -446 домов, ж.р. Кедровка, Промышленновский, ст. Латыши – 197, т. 1 л.д. 118-130).
ООО «Сибирская генерирующая компания» в ответе указала, что информация гидрометеорологической службы о средней температуре холодной воды отсутствует, мониторинг температуры осуществляется по собственным приборам учета. Информация о продолжительности отопительного и неотопительного периода, а также значении температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем горячего водоснабжения представлена в отдельных приложениях, как и информация по расходу тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды по городам Кемерово, Мыски, Белово. В городе Новокузнецке приборы учета, удовлетворяющие требованиям запроса отсутствуют (т.1 л.д. 131).
1 марта 2017 года в адрес руководителей организаций в сфере теплоснабжения было направлено письмо №5-5/1274-02 «О проведении измерений и снятии показаний приборов учета» в котором указано, что РЭК ведется работа по расчету нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для расчета методом аналогов необходимо снять показания приборов учета, согласно разработанному плану проведения измерений и снятия показаний приборов учета. Предложено к дате, указанной в прилагаемом плане обеспечить доступ к приборам учета тепловой энергии и пригласить компетентных специалистов для сопровождения. В план вошли объекты, расположенные в г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, в г. Кемерово, ж.р. Кедровка, Промышленновский район, ст. Латыши, г. Березовский, г. Киселевск, Беловский район (т. 1 л.д. 132-134).
Согласно актам проведения изменений и снятия показаний приборов учета №1, 3, 4-6, 8-9 указанные мероприятия были проведены 6-7 марта 2017 года, за период начало-окончание отопительного периода 2015-2016 гг. (т. 1 л.д. 137-168)
Определяя оспариваемый норматив, эксперты РЭК пришли к выводу об определении его значения по городам Кемерово и Новокузнецк расчетным методом ввиду недостаточности представленной информации, по второй группе муниципальных образований была представлена информация по 484 опробированным домам, в связи с чем был применен метод аналогов. Так был определен минимальный объем выборки по группам домов, который составил:
для домов с изолированными стояками:
- с полотенцесушителями - 31 дом, минимальный объем выборки составил 8 домов,
-без полотенцесушителей – 17 домов, минимальный объем выборки – 13 домов,
2) для домов с неизолированными стояками:
- с полотенцесушителями - 210 домов, минимальный объем выборки составил 13 домов,
-без полотенцесушителей – 64 дома, минимальный объем выборки – 12 домов.
Исходя из указанных данных, экспертами были установлены нормативы расхода тепловой энергии используемой для подогрева холодной воды.
Давая оценку доводам административного истца о несоответствии Постановления РЭК требованиям законодательства в части установления нормативов для Беловского и Мысковского городских округов, суд приходит к следующему.
Пункты 31 - 32(2) Правил № 306, устанавливают порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки.
Так информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Предусмотренный Правилами №306 порядок сбора информации регулятором был нарушен, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств того, что регулирующим органом предпринимались действия по формированию объема выборки каждого типа многоквартирных домов или жилых домов.
Кроме того, представленное письмо от 23 января 2017 года свидетельствует о том, что информация запрашивалась от организаций в сфере теплоснабжения, в распоряжении которых проектная документация по жилому фонду отсутствует. Обращение к исполнителям коммунальных услуг с целью установления значимых данных по фактическому состоянию предусмотрено Правилами только в случае отсутствия необходимых сведений в проектной документации, о чем регулятору в установленном порядке должно быть доведено по запросу органами местного самоуправления.
В силу пункта 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
В отношении отопления показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода, в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода (пункт 37 Правил № 306).
При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; б) адрес многоквартирного дома или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учета; ж) количество этажей; з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа (пункт 38 Правил № 306 в редакции от 17 декабря 2014 г.).
При обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40 Правил № 306).
На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 Правил № 306).
Решением Кемеровского областного суда от 17 мая 2018 года по делу № 3а-305/2018, вступившим в законную силу 11 октября 2018 года, Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2017 года № 458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области» в части установления нормативов для Анжеро-Судженского городского округа было признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. На РЭК КО возложена обязанность принять заменяющий нормативный акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пояснениям представителя РЭК КО по состоянию на 19 ноября 2018 года решение суда не исполнено.
Статьями 16 и 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлены обязательность исполнения судебных актов органами государственной власти и государственными органами, а также преюдициальность обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда при рассмотрении судом другого административного дела.
Из решения суда от 17 мая 2018 года следует, что РЭК КО при принятия Постановления №458 был нарушен, предусмотренный Правилами №306 порядок сбора информации об оснащенности многоквартирных или жилых домов изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями, поскольку данная информация запрашивалась не у органов местного самоуправления, а у теплоснабжающих организаций. Так же было установлено, что регулятор не предпринял все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных или жилых домов, в том числе по Анжеро-Судженскому городскому округу, по снятию показаний приборов учета и по истребованию необходимых сведений от органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей иных ресурсоснабжающих организаций.
Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № 81-АПГ18-15 от 11 октября 2018 года содержит вывод суда апелляционной инстанции о том, что на нарушение установленного пунктом 31 Правил №306 принципа выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах указывает также тот факт, что показания приборов учета у организаций в сфере теплоснабжения были запрошены одновременно со сведениями, использовавшимися для формирования выборки, письмом от 23 января 2017 г. исх. № М-5-5/178-02, а представленный административным ответчиком план проведения измерений и снятий показаний приборов учета от 1 марта 2017 года не содержит сведений о конкретных объектах жилого фонда, отобранных в результате выборки. Названные нарушения привели к неверному определению объема выборки, вследствие чего определенные нормативы не могут быть признаны достоверными.
Установленные по ранее рассмотренному судебному делу факты в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вновь не доказывается и оспариванию в настоящем деле не подлежит.
Таким образом, установленные методом аналогов для Беловского и Мысковского городских округов нормативы не могут быть обоснованными, поскольку определены с нарушением предусмотренной законом процедуры, обстоятельства их расчета и определения, как для данных муниципальных образований, так и ряда других поименованных в приложении №2 оспариваемого постановления уже являлись предметом судебного разбирательства.
Доказательств соблюдения, установленной Правилами №306 процедуры при определении в рамках Постановления № 438 нормативов именно для Мысковского и Беловского городских округов административным ответчиком не приведено.
Оценивая доводы административных истцов об экономической необоснованности установленных расчетным методом нормативов для теплоснабжающих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровского и Новокузнецкого городских округов, с учетом ранее установленных в рамках судебного нормоконтроля фактов, изложенных выше, суд приходит к следующему.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).
Согласно экспертному заключению (т. 1 л.д. 42-43) на территории Кемеровского городского округа регулируемую деятельность с применением оспариваемых нормативов осуществляют шесть организаций, в том числе АО «Кемеровская генерация», на территории Новокузнецкого городского округа семь, в том числе АОА «Кузнецкая ТЭЦ».
Согласно абзацу 11 пункта 2 Постановления администрации г. Кемерово от 16 декабря 2016 № 3213 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Кемерово» на 2017 - 2021 годы» оснащенность общедомовыми (коллективными) приборами учета коммунальных ресурсов многоквартирных домов города Кемерово составляет: по электроэнергии - 100%; по холодной воде - 100%; по горячей воде - 98,2%; по отоплению - 97,2%.
Согласно приложению к Постановлению администрации г. Новокузнецка от 25 ноября 2014 № 169 «Об утверждении комплексной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» на 2015 - 2017 гг.» по состоянию на 2015 год количество многоквартирных домов, оборудованных приборами учета горячего водоснабжения составила 85,7 %, к 2017 году данный показатель должен был составить 99 %.
Согласно реестрам и перечням жилого фонда г. Кемерово и г. Новокузнецка на территории данных муниципальных образований имелось достаточное количество многоквартирных и индивидуальных жилых домов оборудованных приборами учета, сведения о которых могли послужить источником сбора информации для установления оспариваемых нормативов (т. 3 л.д. 9-78).
На запрос от 23 января 2017 года в адрес РЭК КО от теплоснабжающей организации АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово) поступила информация о длительности отопительного периода, составляющей 243 дня, значении температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения составляющем 60-75°С (т. 3 л.д. 84). Согласно сведениям ООО «Сибирская генерирующая компания» в г. Новокузнецке приборы учета, удовлетворяющие требованиям, запроса отсутствуют (т. 1 л.д. 131).
Установленная местными нормативными актами продолжительность отопительного сезона 2015/2016 г. для г. Кемерово составила 245 дней, для Новокузнецка – 251 день (т. 2 л.д. 166-172).
Из экспертного заключения следует, что по г. Кемерово и Новокузнецку в ответ на запрос от 23 января 2017 года поступила информация по 10 МКД, в том числе по 7 домам с полотенцесушителями и по 3 без них. По остальным домам информация не была представлена. Поскольку объем предварительной выборки должен составлять не менее 10 домов, было принято решение применить расчетный метод (т. 1 л.д. 187-188). Дополнительная информация по данным муниципальным образованиям регулятором не запрашивалась.
Выводы экспертов РЭК в данной части суд полагает не правильными, так согласно реестру организаций по рассылке запроса от 23 января 2017 года № М-5-5/178-02, сведения необходимые для формирования выборки по г. Новокузнецку и г. Кемерово у органов местного самоуправления либо исполнителей коммунальных услуг, то есть надлежащих лиц, имеющих сведения по проектной документации многоквартирных домов, не запрашивалась. Следовательно, выводы относительно данных представленных теплоснабжающими организациями о невозможности применения метода аналогов в отношении данных муниципальных образований необоснованны.
Суд также соглашается с доводами административных истцов о неверности арифметического расчета нормативов для г. Кемерово и г. Новокузнецка, поскольку исходные данные были определены неверно.
Административным ответчиком в судебном заседании не представлено доказательств соблюдения установленного Правилами №306 порядка сбора информации для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории указанных выше муниципальных образований.
Поскольку РЭК КО в нарушение положений пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил № 306 не приняты все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов по указанным выше городским округам, по снятию показаний приборов учета и по истребованию необходимых сведений от органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей, иных ресурсосберегающих организаций, а также не обоснована необходимость применения именно расчетного метода для определения оспариваемого норматива для Новокузнецкого и Кемеровского городских округов, суд полагает, что оспариваемое Постановление противоречит указанным выше Правилам, а также жилищному законодательству.
Таким образом, оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку не обеспечивает реализацию принципа обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности ресурсоснабжающих организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». В связи с чем довод о том, что нормативный акт должен быть признан недействующим с 1 января 2018 года подлежит отклонению.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию на официальном Интернет-сайте Региональной энергетической комиссии Кемеровской области «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ
от 27 декабря 2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения нормативов для осуществления регулируемого вида деятельности административными истцами свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
Руководствуясь ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Акционерного общества «Кемеровская генерация», Акционерного общества «Кузнецкая ТЭЦ», Акционерного общества «Кузбассэнерго» удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2017 года № 458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области» в части установления нормативов для Кемеровского, Новокузнецкого, Беловского, Мысковского городских округов с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение принято 26 ноября 2018 года.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.