ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-421/2022 от 29.07.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2022-000252-26

Дело № 3а-421/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.,

при секретаре Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Поносова А.В.,

представителей административного истца Мирошина О.В.,

представителя административного ответчика Шамбуровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Шанс» о признании не действующим в части со дня принятия приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва» в части утверждения установленных границ водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов реки Сюзьва

У С Т А Н О В И Л

Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 утверждены установленные границы водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границы береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва на территории Пермского края.

Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва» не опубликован.

ООО «Шанс» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском о признании не действующим Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва» в части утверждения установленных границ водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов реки Сюзьва.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Шанс» является арендатором лесного участка на основании договора аренды от 13 июля 2010 года № 523 на территории Закамского лесничества Пермского края. 01 февраля 2022 года начальником отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края вынесено постановление о назначении административного наказания № 02-05/01-22, которым ООО «Шанс» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для привлечения ООО «Шанс» к административной ответственности явилась рубка обществом лесных насаждений в водоохранной зоне реки Каляжиха в Нытвенском городском округе, являющейся притоком реки Сюзьва. В постановлении о назначении административного наказания от 01 февраля 2022 года указано, что 04 сентября 2018 года Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края был издан приказ № СЭД-30-01-02-1237 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границы береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва». Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохранной зоне, в том числе на основании Приказа Министерства от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237. Оспариваемый приказ в установленном порядке опубликован не был, в связи с чем не может применяться.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на требованиях административного иска.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края» возражала против удовлетворения требований административного иска по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного иска подлежат удовлетворению, пришел к следующему выводу.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с положением о Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 03 сентября 2012 года № 756-п, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края. Министерство в области реализации региональной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов организует осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Пермского края.

Одним из способов реализации указанных полномочий является установление границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос.

Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и э\кологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 утверждены установленные границы водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границы береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва на территории Пермского края.

В установленном порядке Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных, защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва» опубликован не был, что не оспаривалось представителем административного ответчика.

Согласно статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации водоохранная зона, прибрежная защитная полоса являются зонами с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1).

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения (часть 6).

Согласно статьей 26 Водного кодекса Российской ФедерацииРоссийская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 79, действовавшего на момент издания оспариваемого приказа, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя в том числе установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» предусмотрено, что установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно пункту 4 указанного Постановления в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.

4(1). При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, подготавливают сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - сведения о границах). Форма графического описания местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, требования к точности определения координат характерных точек указанных границ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Из отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что согласно ФГИС ЕГРН сведения о зоне с особыми условиями использования территории - водоохранная зона бассейна реки Сюзьва (р.Пая) внесены в ЕГРН 19 июля 2019 года на основании Водного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» и приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237.

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статьей 29 Устава Пермского края от 27 апреля 2007 года № 32-ПК установлено, что систему нормативных правовых актов Пермского края составляют: Устав Пермского края, законы Пермского края, указы губернатора Пермского края, постановления Правительства Пермского края, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пермского края.

Устав Пермского края, законы Пермского края, указы губернатора Пермского края, постановления Правительства Пермского края, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Пермского края, требующие официального опубликования, вступают в силу после их официального опубликования.

Неопубликованные нормативные правовые акты органов государственной власти Пермского края, требующие обязательного официального опубликования, не применяются.

Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва» принят уполномоченным органом в пределах полномочий, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта.

Доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом и не подлежал опубликованию суд находит несостоятельными.

Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237, утвердивший границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва на территории Пермского края, вводит на соответствующей территории ограничения хозяйственной и иной деятельности согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации, т.е. правила поведения (правовые нормы), обязательные для неопределенного круга лиц, соответственно, является нормативным правовым актом.

Учитывая, что приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 в установленном порядке опубликован не был, указанный нормативный правовой акт применению не подлежит, в связи с чем требования административного иска о признании указанного приказа не действующим в части утверждения установленных границ водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов реки Сюзьва подлежат удовлетворению.

Оснований для прекращения производства по настоящему административному делу в связи с изданием Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края приказа от 12 февраля 2019г. № СЭД-30-01-02-135 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва и признании утратившим силу приказа от 04 сентября 2018 г. № СЭД-30-01-02-1237» не имеется, поскольку оспариваемый приказ применялся в отношении административного истца, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания от 01 февраля 2022 года, вынесенного в отношении ООО «Шанс», согласно которому административный истец был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением требований о его опубликовании, считает необходимым признать оспариваемый приказ в части со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Шанс» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04 сентября 2018 года № СЭД-30-01-02-1237 «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сюзьва, Нытва, Очер, Ласьва» в части утверждения установленных границ водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов реки Сюзьва.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2022 года